Рабочая программа по русскому языку 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

  • Образовательные программы
  • docx
  • 23.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рус яз 6 кл.docx

Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых составлена программа:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих документов:

      Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря   2010 г. № 1897;

      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26.01.2016 года);

      Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.16 № 03-20-1587 / 16-06 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»;

      Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;

      Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г..

 

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цель данной программы –  обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме контрольных диктантов, зачетов, тестирования, итогового тестирования, контрольных работ. Цели учебного курса: свободное владение русским языком; формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Задачи:
1) дать учащимся знания о родном языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения;
2) воспитывать учащихся средствами предмета;

3) развивать логическое мышление;

4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

5) формировать общеучебные умения: работу с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Все структурные элементы программы  четко выделены и соответствуют определенным требованиям.

В программе приведено содержание основных тем курса. В тематическом планировании перечислены универсальные учебные действия. В программе указаны технологии, методы и приемы обучения, программное и учебно-методическое  обеспечение, средства обучения, основой которого является учебник. В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.

Общая характеристика УМК

В учебно-методическом комплексе под редакцией Т.А. Ладыженской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца).

2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный.

3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII- IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усиленным вниманием к семантической  характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности  родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует  знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в классических  образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела:

1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

В ходе учебного процесса в 6-ом классе  по  разработанной программе  эти разделы изучаются  в линейном порядке.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

 В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В VI классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объёме.

Лексика и морфемика  даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме.

Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане общеобразовательной организации

Учебный предмет «Русский язык» входит в Федеральный компонент учебного плана ЧОУ  …….(6 часов в неделю, 194 часа, с учетом выходных и праздничных дней

Классный коллектив

Учащиеся 6 класса на уроках не отвлекаются, выполняют предложенные задания, удерживают учебную задачу, охотно вступают в диалог с учителем по теме урока, внимательно слушают друг друга. Высокий уровень учебной мотивации позволяет использовать активные методы обучения, в том числе проблемно-поисковые. Однако выделяется группа учащихся, у которой уровень учебной мотивации несколько ниже, есть трудности в формировании логических операций мышления. Поэтому для освоения требований стандарта активно используются репродуктивные и наглядно-иллюстративные методы обучения. Для мотивированных учащихся, ориентированных на усвоение материала на высоком уровне как в урочной, так и во внеурочной образовательной деятельности, предусмотрена система заданий повышенной сложности, им предлагается участие в исследовательской конференции. Для слабых учащихся предусмотрена обширная система повторительно-обобщающих заданий, использование технологий дифференцированного обучения и личностного подхода для реализации требований стандарта.

 

Используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения: фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах постоянного и сменного состава), индивидуальная.

Формы уроков: урок-практикум, урок-исследование, урок в форме дидактической  игры, урок-конференция, урок-творческий отчет, зачет и пр.

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, работа с текстом учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: лингвистический эксперимент, устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, театрализация, творческая игра,  «Мозговой штурм», «круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг,  организационно-деловые игры, организационно-мыслительные игры  и другие.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического чтения и письма, технология развивающего обучения, ИКТ, технология проектно-исследовательской деятельности, технология уровневой дифференциации и пр.

Используемые формы контроля и оценки результатов обучения по данной программе

Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и  тестовый контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.

Представленная рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом требования Федерального образовательного стандарта, зафиксированных в следующих документах:

1)                  Фундаментальное ядро содержания общего образования;

2)                  Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

3)                  Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля: диктант; выборочный диктант; предупредительный диктант; объяснительный (комментированный) диктант; списывание, в том числе осложненное; выборочное списывание; грамматическое задание к диктанту, списыванию и как отдельная самостоятельная работа; словарный диктант; проверочная работа; письмо по памяти; тест, в том числе компьютерное тестирование; фронтальный опрос; индивидуальные  разноуровневые задания; редактирование текста; восстановление деформированного текста; изложение.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Речь и речевое общение

 

-       использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

-        использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

-       оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения  коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;

-        соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

 

-       выступать перед аудиторией с докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

-        понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

-       создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно-научной сфере общения.

 

 

Речевая деятельность

Аудирование

 

-       различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме.

 

-       понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме.

Чтение

 

-       понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

-       использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной  задачей;

-       передавать схематически представленную информацию в виде связного текста.

-       использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

-       отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

-       выразительно читать поэтические и прозаические тексты.

 

 

Говорение

 

- создавать устные монологические и

диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,

участие в беседе, споре);

- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

-  извлекать из различных источников,

систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения.

- соблюдать в практике устного речевого

общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

 

 

Письмо

 

- создавать письменные монологические

высказывания разной коммуникативной

направленности с учетом целей и ситуации

общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

-  излагать содержание прослушанного или

прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

 - соблюдать в практике письма основные

лексические, грамматические,

орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

 

 

- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте.

 

Текст

 

- анализировать и характеризовать тексты

различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи.

 

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;

- анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни).

Функциональные разновидности языка

 

- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи;

тексты повествовательного характера,

рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

- оценивать чужие и собственные речевые

высказывания разной функциональной

направленности

- исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

 

- различать и анализировать тексты

разговорного характера, научные, публицистические, официально- деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно- научную тему.

Общие сведения о языке

 

- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского  (церковнославянского) языка.

 

- характеризовать вклад выдающихся

лингвистов в развитие русистики.

- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,

профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

- оценивать использование основных

изобразительных средств языка.

Морфология

 

- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

 

- производить морфологический разбор слова;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи.

 

- распознавать явления грамматической

омонимии, существенные для решения

орфографических и пунктуационных задач.

 

Синтаксис

 

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

- употреблять синтаксические единицы в

соответствии с нормами современного русского литературного языка.

- различать односоставные и двусоставные предложения;

- распознавать виды сложных предложений.

Правописание: орфография и пунктуация

 

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса);

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из

орфографических словарей и справочников;

использовать ее в процессе письма.

- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами.

 

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

- обособлять вводные слова и обращения.

 

Язык и культура

 

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

- выявлять единицы языка с национально-

культурным компонентом значения в

произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.

 

 

Содержание учебного предмета

1. Русский язык – один из развитых языков мира

2. Повторение пройденного в 5 классе

Повторение всех разделов русского языка (фонетики, морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса);

Развитие речи: Текст. Официально-деловой стиль речи. Деление текста на части.

Контроль:  контрольный диктант.

3. Лексика и фразеология. Культура речи

Лексика с точки зрения употребления, происхождения, основные пути пополнения словарного состава русского языка, фразеология как раздел науки о языке.

Развитие речи: Сбор и анализ материалов к сочинению. Сжатый пересказ исходного текста.

Контроль: Сочинение – описание картины А.М. Герасимова «После дождя»; Сжатое изложение;  Контрольное тестирование.

4. Словообразование. Орфография. Культура речи

Основные способы образования слов в русском языке, понятие об этимологии и этимологическом разборе, этимологические словари; правописание чередующихся гласных; Приставки ПРИ-,ПРЕ-; буквы Ы-И после приставок на согласные; правописание соединительных гласных О и Е; морфемный и словообразовательный разбор.

Развитие речи:  Описание помещений, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план; выборочный пересказ исходного текста;

Контроль: Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»; Выборочное изложение; Контрольный диктант.

5. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

Склонение существительных не –мя; несклоняемые существительные; НЕ с существительными, правописание гласных в суффиксах –ЕК,-ИК; буквы О-Е- после шипящих и Ц в суффиксах –ОК,ЕК,-ОНК,ОНОК; согласные Ч и Щ в суффиксе –ЧИК,ЩИК;

Развитие речи: Различные сферы употребления устной публичной речи.

Контроль: Сочинение-описание по личным впечатлениям; контрольный диктант; тестирование.

6. Имя прилагательное

Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных; Не с именами прилагательными; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –АН-,-ЯН-, -ИН-,-ОНН-,-ЕНН- в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –К- и –СК-; слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Развитие речи: Описание природы, описание пейзажа по картине.

Контроль: Изложение; сочинение-описание пейзажа по картине Крымова «Зимний вечер»; контрольный диктант.

 

7. Имя числительное

Имя числительное как часть речи; синтаксическая роль числительного в предложении; разряды имён числительных; склонения числительного; правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Развитие речи: публичное выступление.

Контроль:  Выборочное изложение на тему: «Митраша»; контрольный диктант;

8. Местоимение

Местоимение как часть речи; синтаксическая роль местоимений в предложении, разряды местоимений; склонение местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями; буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов, образование неопределённых местоимений; дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ и после приставки КОЕ-; НЕ- в неопределённых местоимениях, слитное и раздельное написание НЕ, НИ в отрицательных местоимениях.

Контроль: Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам; сочинение-рассуждение; сочинение-рассказ по воображению; контрольный диктант;

9. Глагол

Переходные и непереходные глаголы, наклонения глаголов, разноспрягаемые глаголы; правописание гласных в суффиксах –ОВА(ТЬ), -ЕВА(ТЬ) и –ЫВА(ТЬ), -ИВА(ТЬ).

Развитие речи: Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности; пересказ исходного текста;

Контроль: Изложение; Контрольный диктант; Контрольное тестирование;

10.Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

Развитие речи: сочинение на выбранную тему (подготовка к сочинению)

Контроль: Сочинение; контрольное тестирование.

 

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя.

1.      Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.

2.      Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2011.

3.      Никитина Е.И. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: Просвещение, 2008.

4.      Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – СПб.: Свет, 2008.

5.      Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 2009.

6.      Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 6 класс. – М.: Вербум, 2011.

7.      Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2012.

8.      В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2013.

9.      Словари (по всем разделам русского языка).

10.  Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.

 

Литература для ученика.

 

1.      Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2011.

2.      В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2007.

3.      Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.      Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2012.

5.      Словари (по всем разделам русского языка), справочники.

 

Электронные образовательные ресурсы

    Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)

    Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)

    Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» (http://www.rm.kirov.ru/) Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник (www.infanata.com)

    Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)

    Свиток — История письменности на Руси (http://www.ivki.ru/svitok/)

    «Русский язык на 5»  (http://russkiy-na-5.ru/)

    http://rus.1september.ru Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала

    http://language.edu.ru Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

    http://rus.rusolymp.ru Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru

    http://www.philolog.ru/dahl ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор

    http://www.rm.kirov.ru Культура письменной речи

    http://yarus.aspu.ru Портал «Русское слово»

    http://www russkoeslovo.org Проект «Русские словари»

    http://ruslang.karelia.ru Русский язык и культура речи: электронный учебник

    http://starling.rinet.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

    http://www. svetozar.ru Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык. 6 «А» класс.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (195 часов)

 

 

п/п

Раздел программы

Планируемые результаты обучения

Количество часов

Виды

и формы контроля

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1.

Русский язык – один из развитых языков мира

Знать общие признаки стилей речи

Уметь устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания; преобразовывать текст художественного стиля в научный.

Уметь объяснять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

 

Адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста. Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком. Извлекать фактуальную информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия

 

1

 

Проверочная работа, словарный диктант.

 

2.

Повторение изученного в 5 классе

Выявлять слова с орфограммами на основе признаков орфограмм, распознавать орфограммы, подбирать проверочные слова, проводить группировку орфограмм, графически выделять морфемы в словах. Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила. Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, анализировать качество и уровень усвоения. Выявлять информацию, представленную в схемеОпределять стиль текста.

Анализировать лингвистическое явление, проводить классификацию лингвистических явлений по определенному критерию, действовать по плану. Способность осуществлять самоконтроль. Способность к самооценке.

12

Тематический тест, диктант с грамматическим заданием, сочинение.

3.

Лексика и фразеология. Культура речи

Знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; приёмы эффективного аудирования  в ситуации монологической и диалогической речи

Уметь разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение. Знать и понимать основные понятия разделов, уметь объяснить значение фразеологизмов, а также грамотно использовать их в своей речи.

 

 

 

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, анализ лингвистического явления, подведение явления под понятие. Вести самостоятельный поиск информации; определять цель своей деятельности, действовать по плану, оценивать достигнутые результаты. Составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план, соблюдать основные нормы русского литературного языка.

15

Контрольный диктант, тематический тест, сочинение, изложение, проверочная работа.

4.

Словообразование. Орфография. Культура речи

Знать основные способы словообразования в русском языке, уметь восстанавливать словообразовательную цепочку. Знать и понимать такие явления в языке, как чередование гласных и согласных, беглая гласная.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; работа в группе, взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности. Выбор наиболее эффективных способов решения лингвистической задачи. Смысловое чтение, анализ лингвистического явления,  моделирование

30

Контрольный диктант, изложение, сочинение, тест, проверочная работа.

5.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Знать понятие «морфология»; предмет изучения морфологии. Уметь определять части речи; понимать, какие части речи изменяются, а какие нет; знать, какой набор морфологических признаков имеет та или иная часть речи.

Выступать перед аудиторией с докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;.

 

125

Проверочная работа, словарный диктант, тест, сочинение, изложение.

5.1

Имя существительное

Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться   через   значение   предметности;  знать   морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении. Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных, устанавливать их синтаксическую роль в предложении; составлять предложения по картине с использованием существительных. Знать орфограммы существительных и применять соответствующее правило для их проверки. Производить морфологический разбор.

 

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; работа в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

24

Диктант с грамматическим заданием, тест, сочинение.

5.2

Имя прилагательное 

Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи. Знать орфограммы имени прилагательного и пользоваться соответствующим правилом для их проверки. Производить морфологический разбор.

 

 Анализ лингвистического явления, подведение явления под понятие, выбор наиболее эффективных способов решения лингвистической задачи. Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагать свои мысли; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеть приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему;  соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка  и правописания. 

24

Проверочная работа, словарный диктант, сочинение, изложение, тест.

5.3

Имя числительное

Знать характеристику имени числительного, его морфологические признаки. Уметь склонять количественные и порядковые числительные, грамотно использовать формы в устной речи.

Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. Анализировать изученный материал, представленный в таблице. Преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

17

Тест, изложение, диктант.

5.4

Местоимение

Знать характеристику местоимения, его морфологические признаки. Знать разряды местоимений, их особенности.

Постановка и формулирование проблемы,  выдвижение гипотез и их обоснование, анализ лингвистического явления, подведение явления под понятие, выбор наиболее эффективных способов решения лингвистической задачи,  моделирование. Составление развёрнутого устного монологического высказывания. Составление развёрнутого письменного монологического высказывания заданных типов и стилей речи.

26

Словарный диктант, тест, сочинение, диктант.

5.5

Глагол

Знать характеристику глагола  по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола.

Знать орфограммы глагола и правила, регулирующие их написание. Уметь применять правила для выбора верного варианта написания слова.

Знать порядок морфологического разбора глагола и уметь его производить.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, анализировать качество и уровень усвоения. Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. Анализировать изученный материал, представленный в таблице. Выбор наиболее эффективных способов решения лингвистической задачи. Составление развёрнутого устного монологического высказывания. Составление развёрнутого письменного монологического высказывания заданных типов и стилей речи.

34

Контрольный диктант, тест,

Изложение. Сочинение.

6.

Повторение изученного в 6 классе

Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация по орфографии и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии; уметь производить морфемный разбор; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются.

Осуществлять  самостоятельный поиск информации; преобразовывать информацию в форму таблицы; извлекать изученную информацию из таблиц; составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические и пунктуационные правила. Адекватно понимать информацию письменного сообщения, строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения. Составление развёрнутого устного монологического высказывания. Составление развёрнутого письменного монологического высказывания заданных типов и стилей речи.

12

Контрольный диктант.

 

Итого

 

 195

 

 


 

Календарно-тематическое планирование

6 часов в неделю,   195 часов.

п/п

Тема урока

Дата по плану

Русский язык – один из развитых языков мира (1 ч.)

1

Русский язык – один из развитых языков мира

 

Повторение изученного в 5 классе (12 часов)

2

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография

 

3

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов

 

4

Части речи. Морфологический разбор слова

 

5

Орфограммы в окончаниях слов

 

6

Р. р. Сочинение-повествование // сочинение-рассуждение

 

7

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

 

8

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

 

9

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

 

10

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

 

11

 

Р. р. Текст. Официально-деловой стиль речи

 

12

 

Контрольный диктант по разделу «Закрепление изученного в 5 классе»

 

13

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

Лексика и фразеология. Культура речи (15 часов)

14

Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика»

 

15

Р. р. Собирание материалов к сочинению-описанию картины А.М.Герасимова «После дождя»

 

16

Р. р. Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя»

 

17

Общеупотребительные слова

 

18

Профессионализмы. Диалектизмы

 

19

 

Р. р. Сжатое изложение

 

20

 

Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова

 

21

Устаревшие слова

 

22

Неологизмы

 

23

Исконно русские и заимствованные слова

 

24

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Взятка во фразеологизмах

 

25

Закрепление изученного по лексике и фразеологии, культуре речи

 

26

Закрепление изученного по лексике и фразеологии, культуре речи

 

27

 

Проверочная работа-тест по лексике, фразеологии и культуре речи

 

28

Анализ проверочной работы по лексике и фразеологии, работа над ошибками

 

Словообразование. Орфография. Культура речи (30 часов)

29

Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование»

 

30

Повторение изученного в 5 классе по теме «Словообразование»

 

31

 

Р. р. Описание помещения

 

32

Основные способы образования слов в русском языке

 

33

Основные способы образования слов в русском языке

 

34

Этимология слов

 

35

 

Р. р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

 

36

Буквы О и А в корне 

-КОС- и КАС-

 

37

Буквы О-А в корне  -КОС- и КАС-

 

38

Буквы О и А в корне -ГОР- и –ГАР-

 

39

Буквы О и А в корне -ГОР- и –ГАР-

 

40

Буквы О и А в корне -ГОР- и –ГАР-

 

41

Буквы Ы и И после приставок

 

42

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

 

43

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

 

44

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

 

45

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

 

46

Тест по разделу «Словообразование и орфография»

 

47

Анализ теста по разделу «Словообразование и орфография», работа над ошибками

 

48

 

Контрольный диктант по разделу «Словообразование и орфография»

 

49

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

50

 

Соединительные О и Е в сложных словах

 

51

Сложносокращенные слова

 

52

Р. р. Выборочное изложение-описание помещения с изменением лица (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)

 

53

Сложносокращенные слова

 

54

 

Р. р. Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»

 

55

Морфемный и словообразовательный разбор слова

 

56

Морфемный и словообразовательный разбор слова

 

57

Закрепление изученного по разделу «Словообразование. Орфография»

 

58

 

 

Проверочная работа по разделу «Словообразование. Орфография»

 

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (24 часа)

59

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

 

60

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

 

61

 

Р. Р. Составление письма другу

 

62

Разносклоняемые имена существительные

 

63

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ

 

64

 

Р. р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен

 

65

Несклоняемые имена существительные

 

66

Род несклоняемых имен существительных

 

67

Род несклоняемых имен существительных

 

68

Имена существительные общего рода

 

69

Морфологический разбор имени существительного

 

70

Р. р. Сочинение-описание по личным впечатлениям

 

71

НЕ с существительными

 

72

НЕ с существительными

 

73

Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК и -ЩИК

 

74

Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК и -ЩИК

 

75

Гласные в суффиксах существительных –ЕК и -ИК

 

76

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

 

77

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

 

78

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

 

79

Тест по разделу «Имя существительное»

 

80

Анализ теста по разделу «Имя существительное», работа над ошибками

 

81

 

Контрольный диктант по разделу «Имя существительное»

 

82

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

Имя прилагательное (24 часа)

83

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

 

84

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

 

85

Р. р. Сочинение-описание природы

 

86

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень

 

 

87

Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень

 

88

Р. р. Выборочное изложение «Ужасная метель» (по повести А.С.Пушкина «Метель»)

 

89

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

 

90

Относительные прилагательные

 

91

Притяжательные прилагательные

 

92

Морфологический разбор имени прилагательного

 

93

НЕ с прилагательными

 

94

НЕ с прилагательными

 

95

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

 

96

 

Р. р. Сочинение-описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

 

97

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

 

98

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

 

99

Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-

 

100

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

 

101

Закрепление изученного по разделу «Имя прилагательное»

 

102

Закрепление изученного по разделу «Имя прилагательное»

 

103

Тест по разделу «Имя прилагательное»

 

104

Анализ теста по разделу «Имя прилагательное», работа над ошибками

 

105

 

Контрольный диктант по разделу «Имя прилагательное»

 

106

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

Имя числительное (17 часов)

107

Имя числительное как часть речи

 

108

Простые и составные числительные

 

109

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

110

Разряды количественных числительных

 

111

Числительные, обозначающие целые числа

 

112

Р. р. Выборочное изложение с использованием числительных (по повести М.М.Пришвина «Кладовая солнца»)

 

113

Дробные числительные

 

114

Собирательные числительные

 

115

Порядковые числительные

 

116

Морфологический разбор имени числительного

 

117

Р. р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!»

 

118

Закрепление изученного по разделу «Имя числительное»

 

119

Закрепление изученного по разделу «Имя числительное»

 

120

Тест по разделу «Имя числительное»

 

121

Анализ теста по разделу «Имя числительное», работа над ошибками

 

122

Контрольный диктант по разделу «Имя числительное»

 

123

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

Местоимение (26 часов)

124

Местоимение как часть речи

 

125

Личные местоимения

 

126

Возвратное местоимение СЕБЯ

 

127

Р. р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица

 

128

Вопросительные местоимения

 

129

Относительные местоимения

 

130

Относительные местоимения

 

131

Неопределенные местоимения

 

132

Неопределенные местоимения

 

133

Отрицательные местоимения

 

134

Отрицательные местоимения

 

135

Отрицательные местоимения

 

136

Притяжательные местоимения

 

137

Притяжательные местоимения

 

138

Р. р. Сочинение-рассуждение

 

139

Указательные местоимения

 

140

Определительные местоимения

 

141

Морфологический разбор местоимения

 

142

Р. р. Сочинение-рассказ по воображению или по картине Е.В.Сыромятникова «Первые зрители»

 

143

Закрепление изученного по разделу «Местоимение»

 

144

Закрепление изученного по разделу «Местоимение»

 

145

Закрепление изученного по разделу «Местоимение»

 

146

Тест по разделу «Местоимение»

 

147

Анализ теста по разделу «Местоимение»

 

148

Контрольный диктант по разделу «Местоимение»

 

149

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

 

Глагол (34 часа)

150

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

 

151

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

 

152

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол»

 

 

153

Р. р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста

 

154

Разноспрягаемые глаголы

 

155

Разноспрягаемые глаголы

 

156

Глаголы переходные и непереходные

 

157

Глаголы переходные и непереходные

 

158

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

 

159

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

 

160

Р. р. Подготовка к подробному изложению повествовательного характера с изменением лица

 

161

 

Р. р. Написание подробного изложения повествовательного характера с изменением лица

 

162

Условное наклонение

 

163

Условное наклонение

 

164

Повелительное наклонение

 

165

Повелительное наклонение

 

166

Повелительное наклонение

 

167

Р. р. Рассказ по сюжетным рисункам

 

168

Употребление наклонений

 

169

Употребление наклонений

 

170

Безличные глаголы

 

171

Безличные глаголы

 

172

Морфологический разбор глагола

 

173

Р. р. Подготовка к сочинению-рассказу на основе услышанного

 

174

Р. р. Написание сочинения-рассказа на основе услышанного

 

175

Правописание гласных в суффиксах глаголов

 

176

Закрепление изученного по разделу «Глагол»

 

177

Закрепление изученного по разделу «Глагол»

 

178

Закрепление изученного по разделу «Глагол»

 

179

Закрепление изученного по разделу «Глагол»

 

180

Тест по разделу «Глагол»

 

181

Анализ теста по разделу «Глагол», работа над ошибками

 

182

Контрольный диктант по разделу «Глагол»

 

183

Анализ контрольного диктанта по разделу «Глагол», работа над ошибками

 

Повторение изученного в 6 классе (12 часов)

184

Разделы науки о языке. Фонетика.

 

185

Орфография. Орфографический разбор.

 

186

Орфограммы в имени существительном

 

187

Орфограммы в глаголе.

 

188

Орфограммы в имени прилагательном

 

189

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

 

190

Контрольный диктант и тест по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе»

 

191

Анализ контрольного диктанта и теста по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе», работа над ошибками

 

192

Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

 

193

Морфология. Морфологический разбор слова.

 

194

Синтаксис. Синтаксический разбор.

 


 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также