Пояснительная записка
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
• Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
• Приказ от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
• Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
• Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната, утвержденная приказом от 31.08.2021 №226
Данная программа по литературе для 6 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 3-е издание, М.: Просвещение,2017г. Учебник- хрестоматия в 2-х частях, под редакцией В..Я Коровиной, М.,Просвещение,2021 год.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Данная программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), фактически 99 часов (объединены уроки в разделах «Писатели улыбаются» и «Из литературы народов России») в соответствии с годовым учебным планом, годовым календарным учебным графиком.
Цели и задачи изучения предмета «Литература»:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 6 классе
Личностные
Обучающийся научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы;
- осуществлять контроль;
- составлять план текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметными результатами освоения литературы являются
Обучающийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Содержание курса литературы 6 класса
Введение. 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
Устное народное творчество. 4 часа
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Из древнерусской литературы. 3 часа
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века. 1 час
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из литературы XIX века. 44 часов
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 3 часа
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
Из русской литературы XX века. 17 час
Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных героев. Тема служения людям.
Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века. 5 часов
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются 4 часа
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России. 3 часа
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Из зарубежной литературы. 5 часов
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей. 8 часов
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса.
График выполнения практической части программы.
№ п/п |
Название раздела (блока) |
Кол-во часов на изучение раздела (блока) |
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
|
сочинение |
контр. раб. |
|||
1. |
Древнерусская литература. |
3 |
|
16.09. |
2. |
Из литературы XIX века. |
47 |
26.10.
|
30.11. 18.01. 27.01. |
3. |
Из русской литературы XX века. |
29 |
16.03. |
20.04. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
В дорогу зовущие, или литература открывает мир. |
1. |
01.09. |
|
2. 3. |
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. |
2. |
02.09. 07.09. |
|
4. |
«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки. |
1. |
08.09. |
|
5. |
Р/р В чём красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник. |
1. |
09.09. |
|
6. 7.
|
Из древнерусской литературы. Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе». |
2. |
14.09. 15.09. |
|
8. |
Диагностическая контрольная работа. |
1. |
16.09. |
|
9. |
Из литературы XVIII века. Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха». |
1. |
21.09. |
|
10. |
Из литературы XIX века. И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» |
1. |
22.09. |
|
11. |
Вн.чт. Басни И. Крылова. |
1. |
23.09. |
|
12. |
Викторина по произведениям И.А. Крылова. |
1. |
28.09. |
|
13. |
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». |
1. |
29.09. |
|
14. |
Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. |
1. |
30.09. |
|
15. |
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе. |
1. |
05.10. |
|
16. |
Р/р Двусложные размеры стиха. |
1. |
06.10. |
|
17. |
Р/р Выразительное чтение стихов А.С. Пушкина наизусть. |
1. |
07.10. |
|
18. |
Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. |
1. |
12.10. |
|
19. |
Дубровский-старший и Троекуров. |
1. |
13.10. |
|
20. |
Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский». |
1. |
14.10. |
|
21. |
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. |
1. |
19.10. |
|
22. |
Сюжет и композиция романа «Дубровский». |
1. |
20.10. |
|
23. |
Развязка романа «Дубровский». |
1. |
21.10. |
|
24. |
Р/р Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский»). |
1. |
26.10 |
|
25. |
А.С.Пушкин «Повести Белкина». |
1. |
27.10. |
|
26. |
А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка». |
1. |
28.10. |
|
27. |
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. |
1. |
09.11. |
|
28. |
Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты. |
1. |
10.11. |
|
29. |
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс». |
1. |
11.11. |
|
30. |
Р/р Выразительное чтение стихотворений. |
1. |
16.11. |
|
31. |
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. |
1. |
17.11. |
|
32. |
Герои рассказа «Бежин луг»». Духовный мир крестьянских детей. |
1. |
18.11. |
|
33. |
Рассказы героев «Бежина луга». |
1. |
23.11. |
|
34. |
Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа. |
1. |
24.11. |
|
35. |
Обобщающий урок по рассказу. |
1. |
25.11. |
|
36. |
Контрольная работа по рассказу «Бежин луг». |
1. |
30.11. |
|
37. |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья». |
1. |
01.12. |
|
38. |
А.А.Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Переплетение природы и любви. |
1. |
02.12. |
|
39. |
Сопоставление пейзажной лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. |
1. |
07.12. |
|
40. |
Р/р Выразительное чтение стихотворений. |
1. |
08.12. |
|
41. |
Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе». |
1. |
09.12. |
|
42. |
Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». |
1. |
14.12. |
|
43. |
Надежда поэта на «пору прекрасную» в жизни народа. |
1. |
15.12. |
|
44. |
Р/р Трёхсложные размеры стиха |
1. |
16.12. |
|
45. 46. |
Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера. |
2. |
21.12. 22.12. |
|
47. |
Характеристика персонажей сказа Лескова. |
1. |
23.12. |
|
48. |
Секрет тульских мастеров. |
1. |
11.01. |
|
49. |
Судьба левши. |
1. |
12.01. |
|
50. |
Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша». |
1. |
13.01. |
|
51. |
Тестовая работа по содержанию произведения «Левша». |
1. |
18.01. |
|
52. |
А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе. |
1. |
19.01. |
|
53. |
Внеклассное чтение А.П.Чехов. «Смерть чиновника». |
1. |
20.01. |
|
54. |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Природа в поэзии 19 века. Е.А.Баратынский. |
1. |
25.01. |
|
55. |
Стихи Я.П.Полонского, А.К.Толстого. |
1. |
26.01. |
|
56. |
Контрольная работа по литературе 19 века. |
1. |
27.01. |
|
57. |
Из русской литературы XX века. А.И.Куприн «Чудесный доктор». |
1. |
01.02. |
|
58. |
Тема служения людям в рассказе. |
1. |
02.02. |
|
59.
|
А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль. |
1. |
03.02.
|
|
60. |
«Алые паруса» как символ воплощения мечты. |
1. |
08.02. |
|
61. 62. |
А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. |
2. |
09.02. 10.02. |
|
63. |
К.М.Симонов. Стихи о Великой Отечественной войне. |
1. |
15.02. |
|
64. |
Д.С. Самойлов «Сороковые». |
1. |
16.02. |
|
65. |
В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». |
1. |
17.02. |
|
66. |
Нравственные проблемы рассказа. |
1. |
22.02. |
|
67. 68. |
В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». |
2. |
24.02. 01.03. |
|
69. 70. |
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. |
2. |
02.03. 03.03. |
|
71. 72. |
Нравственная проблематика рассказа. |
2. |
09.03. 10.03. |
|
73. 74. |
Р/р Классное сочинение по произведению В.Распутина |
2. |
15.03. 16.03. |
|
75. |
Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Критики». |
1. |
17.03. |
|
76. |
Вн.чт. Рассказ «Срезал». |
1. |
29.03. |
|
77. 78. |
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. |
2. |
30.03. 31.03. |
|
79. |
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» |
1. |
05.04. |
|
80. |
C.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье», «Пороша». |
1. |
06.04. |
|
81. |
А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты. |
1. |
07.04. |
|
82. |
Н.М.Рубцов. «Тихая лирика». Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». |
1. |
12.04. |
|
83. |
Р/р Выразительное чтение наизусть. |
1. |
13.04. |
|
84. |
Из литературы народов России. Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». |
1. |
14.04. |
|
85. |
Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» |
1. |
19.04. |
|
86. |
Контрольная работа по произведениям XX века. |
1. |
20.04. |
|
87. 88. |
Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». |
2. |
21.04. 26.04. |
|
89. |
Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе». |
1. |
27.04. |
|
90. 91. |
Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». |
2. |
28.04. 04.05. |
|
92. 93. |
Произведения зарубежных писателей. Внеклассное чтение Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» «Вечный» образ мировой литературы». |
2. |
05.05. 11.05. |
|
94. |
И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». |
1. |
12.05. |
|
95. 96. |
П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». |
2. |
17.05. 18.05. |
|
97. 98. |
А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. |
2. |
19.05. 24.05. |
|
99. |
Читайте летом. |
1. |
25.05. |
|
Модуль «Школьный урок»
№ |
Тема (раздел) |
Кол-во часов |
Формы построения уроков |
Материально-техническое (оборудование) |
Воспитательный потенциал раздела |
1. |
Устное народное творчество. |
4 |
Урок-экскурсия, урок-праздник, урок-сказка, урок-презентация. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л . Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки |
Понимание прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.
|
2. |
Из древнерусской литературы. |
3 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л . Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю). Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.6 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература |
Понимание сочетания исторических событий и вымысла, осознание народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). |
3. |
Из литературы XVIII века. |
1 |
Урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л . |
Определение морали басен. |
4. |
Из литературы XIX века. |
47 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты русских и зарубежных поэтов и писателей, презентации к занятиям, Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л . Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы |
Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, оценивать поведение человека в различных жизненных ситуациях картину жизни на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. |
6. |
Из русской литературы XX века. |
27 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты русских и зарубежных поэтов и писателей, презентации к занятиям, Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л . . Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы |
Воспитание нравственных понятий честности, доброты, долга. |
9. |
Из зарубежной литературы. |
13 |
Урок-экскурсия, урок открытых мыслей, урок-презентация, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-викторина. |
Компьютер, мультимедийный проектор, колонки, портреты русских и зарубежных поэтов и писателей, Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :6 класс: Дидактические материалы по литературе. — 2 4 0 с . : и л . — О б л . . Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. |
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.