Рабочая программа по литературному чтению
1 класс
УМК «Школа России»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
ü Называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного
края, о семье, родителях;
ü Понимать свою принадлежность к определённому народу России;
ü С уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
ü Знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким,
с уважением относиться к родителям,
ü Помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказы вается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
ü Размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как чест ность, доброта, благородство, уважение к людям;
ü Понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и пого
ворках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других;
ü Чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях меж ду людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие,
взаимопомощь, взаимовыручка);
ü Проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях),
выражая уважительное отношение к ней;
ü Понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила
школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения»,
ü Беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самос
тоятельного чтения;
ü Понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
ü Относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к
его обычаям и традициям;
ü Относиться с уважением к родному языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
ü Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
ü Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
ü Адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
ü Положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
ü Компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
ü Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
ü Установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;
ü Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
ü Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выража
ющихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
ü Читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
ü Понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
ü Планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например,
составить план пересказа по образцу или восстановить
ü Последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планиро-
вания действий.
ü Контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем,
составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
ü Оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной
учителем системе (шкале);
ü Определять границы известного и неизвестного под руководством учителя:
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного
по изучаемой теме под руководством учителя.
ü Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость
своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.),
ü Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
ü Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок,
оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
ü Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится»,
«Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я
ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
ü Стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помо-
щью учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
ü Принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
ü Понимать учебную задачу урока, воспроизводить еѐ в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
ü Осуществлять простейшие логические операции:
1) Сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ,
разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный
и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить посло
вицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступ
ки героев и свои собственные;
2) Группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одно
го автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответст
вующую теме);
3) Классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые со
ответствуют представлениям о дружбе);
ü Находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер
страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте
для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выра
зительного чтения, для ответа на задание;
ü Работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к
учителю, взрослому, словарю;
ü Соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Учащиеся получат возможность научиться:
ü Самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информа
ции; находить заданное произведение разными способами;
ü Выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
ü Группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
ü Сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
ü Отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
ü Создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
ü Участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
ü Внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит; участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно,
вместе обсуждать прочитанное,
ü Находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться:
ü Задавать уточняющие вопросы на основе образца;
ü Принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежли
вые слова);
ü Подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности:
Учащиеся научатся:
ü Воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
ü Чётко и правильно произносить все звуки;
ü Плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости
чтения;
ü Читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препина-
ния в середине и в конце предложения;
ü Читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помо-
щью учителя с содержанием произведения;
ü Определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
ü Определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
ü Восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
ü Соотносить иллюстрации и текст;
ü Называть героев произведения, давать им простейшую характеристику;
ü Размышлять об их поступках;
ü Уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»,
«Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
ü Выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
ü Темп чтения к концу обучения в 1 классе должен быть не ниже 20—25 слов в минуту, иначе ребенок не сможет дальше успешно учиться.
ü Отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались),
сопоставлять их с отгадками;
ü Отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
ü Объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Учащиеся получат возможность научиться:
ü Соотносить название рассказа с его содержанием;
ü Отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
ü Читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
ü Читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
ü Задавать вопросы по прочитанному произведению;
ü При помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
ü Пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
ü Выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художест
венных текстов;
ü Определять особенности прозаического и поэтического текстов;
ü Высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
ü Сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность:
Учащиеся научатся:
ü Восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций
(картинному плану);
ü Восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководст вом учителя;
ü Составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
ü Придумывать окончание сказок по образцу.
Учащиеся получат возможность научиться:
ü Сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, живот
ных и др.) по заданным критериям;
ü Самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
ü Обсуждать прочитанное или прослушанные произведение;
ü Соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить
свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем
или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика:
Учащие научатся:
ü На практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
ü Отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
ü Понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание
автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
ü Отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
ü Знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Учащиеся получат возможность научиться:
ü Находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помо-
щью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
ü Определять тему произведения, выставки;
ü Оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии
со своим поведением в различных ситуациях.
Содержание учебного курса «Литературное чтение»
Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов
добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключитель ного).
Добукварный (подготовительный) период (8ч) является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Букварный(основной) период (32ч ) охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю, как написано») и орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов
Послебукварный (заключительный) период (8 ч ) – повторительно-обобщающий этап. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаться в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.
Блок «литературное чтение. Обучение грамоте»
Виды речевой деятельности:
Слушание.
ü Осознание цели и ситуации устного общения.
ü Адекватное восприятие звучащей речи.
ü Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
ü Выбор языковых средств соответствии с целями и условиями для эффективного решения овладение коммуникативной задачи.
ü Практическое овладение диалогической формой речи.
ü Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
ü Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
ü Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
ü Понимание учебного текста.
ü Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
ü Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
ü Формирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
ü Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте:
Фонетика.
ü Звуки речи.
ü Осознание единства звукового состава слова и его значения.
ü Установление числа и последовательности звуков в слове.
ü Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
ü Сопоставление звуковых моделей слов.
ü Сравнение моделей различных слов.
ü Подбор слов к определённой модели.
ü Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
ü Слог как минимальная произносительная единица.
ü Деление слов на слоги.
ü Определение места ударения.
ü Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.
ü Различие звука и буквы: буква как знак звука.
ü Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков.
ü Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
ü Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
ü Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
ü Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
ü Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
ü Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
ü Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
ü Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
ü Орфографическое чтение(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение.
ü Восприятие слова как объекта изучения, материал для анализа.
ü Наблюдение над значением слова
ü Различие слова и предложения.
ü Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
ü Интонация в предложении.
ü Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи.
ü Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
ü Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных картинок.
Блок «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности:
Слушание.
ü Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов).
ü Адекватное понимание содержания звучащей речи.
ü Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
ü Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
ü Умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
ü Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух.
ü Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
ü Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух.
ü Темп чтения, позволяющий осознать текст, постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
ü Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
ü Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
ü Развитие поэтического слуха.
ü Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
ü Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы)
ü Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя.
ü Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).
ü Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное).
ü Умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.
Работа с разными видами текста.
ü Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение.
ü Определение целей создания этих видов текста.
ü Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознать сущность поведения героев.
ü Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
ü Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
ü Умение работать с разными видами информации.
ü Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
ü Книга как особый вид искусства.
ü Книга как источник необходимых знаний.
ü Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
ü Книга учебная, художественная, справочная.
ü Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
ü Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тема тического каталога.
ü Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справоч- ной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
ü Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
ü Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
ü Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
ü Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).
ü Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
ü Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.
ü Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
ü Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
ü Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
ü Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
ü Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей)
ü Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста).
ü Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озагла- вливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самос- тоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
ü Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.
ü Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательнос ти событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.
ü Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием.
ü Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информа ции).
ü Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
ü Деление текста на части.
ü Определение микротем.
ü Ключевые или опорные слова.
ü Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
ü Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
ü Подробный пересказ текста.
ü Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
ü Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения).
ü Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
ü Внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художествен ному, учебному, научно-познавательному).
ü Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
ü Использование норм речевого этикета в процессе общения.
ü Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
ü Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность) целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
ü Работа со словаря.
ü Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
ü Формирование грамматически правильной речи, её эмоциональной выразительности и
содержательности.
ü Отражение основной мысли текста в высказывании.
ü Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
ü Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведе ния или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
ü Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
ü Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
ü Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжет ных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения.
«Жили-были буквы». Стихотворения В.Данько, С.Чёрного, С.Маршака. Литературные сказки И.Токмаковой, Ф.Кривина. Стихотворения Г.Сапгира, М.Бородицкой, И.Гамазковой, Е.Григорьевой.
«Сказки, загадки, небылицы».Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.
Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К.Ушинского и Л.Толстого.Сказки А.С.Пушкина.
«Апрель, апрель. Звенит капель!».Лирические стихотворения А.Майкова, А.Плещеева, Т.Белозёрова, С.Маршака. Литературные загадки.
«И вшутку и всерьёз».Весёлые стихи для детей И.Токмаковой,Г.Кружкова, К.Чуковского,О.Дриза,О.Григорьева, И.Пивоварова, Т.Собакина. Юмористические рассказы для детей Я.Тайца, Н.Артюховой, М.Пляцковского.
«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю.Ермолаева, М.Пляцковского.
Стихотворения Е.Благининой, В.Орлова, С.Михалкова,Р.Сефа, В.Берестова, И.Пивоваровой, Я.Акима, Ю.Энтина.
«О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С.Михалкова, Р.Сефа, И.Токмаковой, Г.Сапгира, М.Пляцковского. Рассказы В.Осеевой, Сказки-несказки Д.Хармса.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
Класс: 1 А
Учитель: Тлеужева М.П.
Количество часов по учебному плану: 66 часов в год; 2 часа в неделю
Планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образователь ным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, на основе программы начального общего образования по литературному чтению (2017 г) авторских программ «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого,В.А.Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (М: «Просвещение» 2017 г.),
«Литературное чтение. 1 класс» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой,
Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной, «Просвещение» 2017 г.) (УМК «Школа России»).
Учебник: Азбука. 1 класс в 2 ч. / В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин,
Виноградская, М.В. Бойкина (М.: Просвещение, 2017 г.),
«Литературное чтение» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина (М.: Просвещение, 2017 г.)
№ |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Добукварный период. (8 ч.) |
||||
1. |
«Азбука – первая учебная книга». Речь устная и письменная. Предложение и слово. |
1 |
02.09 |
|
2. |
Слог. Ударение. Звуки в окружающем мире, в речи, в словах. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. |
1 |
07.09 |
|
3. |
Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного матери ала. Правила безопасного поведения в быту. |
1 |
09.09 |
|
4. |
Гласный звук [а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. |
1 |
14.09 |
|
5. |
Гласный звук [о], буквы О, о. Взаимопомощь. |
1 |
16.09 |
|
6. |
Гласный звук [и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями. |
1 |
21.09 |
|
7. |
Гласный звук [ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика. |
1 |
23.09 |
|
8. |
Гласный звук [у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика. |
1 |
28.09 |
|
Букварный период. (32 ч.) |
||||
9. |
Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины. |
1 |
30.09 |
|
10. |
Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. |
1 |
05.10 |
|
11. |
Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. |
1 |
07.10 |
|
12. |
Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. |
1 |
12.10 |
|
13. |
Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. |
1 |
14.10 |
|
14. |
Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р. Уход за комнатными растениями. |
1 |
19.10 |
|
15. |
Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в. |
1 |
21.10 |
|
16. |
Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. |
1 |
26.10 |
|
17. |
Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей. |
1 |
28.10 |
|
18. |
Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России. |
1 |
09.11 |
|
19. |
Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке. |
1 |
11.11 |
|
20. |
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
1 |
16.11 |
|
21. |
Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. В библиотеке |
1 |
18.11 |
|
22. |
Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут. |
1 |
23.11 |
|
23. |
Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. |
1 |
25.11 |
|
24. |
Гласные буквы Я, я. Растения сада |
1 |
30.11 |
|
25. |
Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь. |
1 |
02.12 |
|
26. |
Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. |
1 |
07.12 |
|
27. |
Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем. |
1 |
09.12 |
|
28. |
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать. |
1 |
14.12 |
|
29. |
Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. |
1 |
16.12 |
|
30. |
Гласные буквы Ё, ѐ. Люби все живое. |
1 |
21.12 |
|
31. |
Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить. |
1 |
23.12 |
|
32. |
Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х. |
1 |
28.12 |
|
33. |
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
1 |
11.01 |
|
34. |
Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». |
1 |
13.01 |
|
35. |
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. |
1 |
18.01 |
|
36. |
Чтение предложений и коротких текстов с изученными буквами. |
1 |
20.01 |
|
37. |
Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать. |
1 |
25.01 |
|
38. |
Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению». |
1 |
27.01 |
|
39. |
Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет… |
1 |
01.02 |
|
40. |
Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде. |
1 |
03.02 |
|
Послебукварный период. (8 ч.) |
||||
41. |
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». |
1 |
15.02 |
|
42. |
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечест во». В. Крупин «Первоучители славянские». |
1 |
17.02 |
|
43. |
В. Крупин «Первый букварь». А.С. Пушкин. Сказки. Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. |
1 |
22.02 |
|
44. |
К.Д. Ушинский. Рассказы для детей. К.И. Чуковский. Телефон, Путаница. Небылица. |
1 |
24.02 |
|
45. |
В.В. Бианки. Первая охота. С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока». |
1 |
01.03 |
|
46. |
Стихи и рассказы поэтов и писателей: А. Барто, С.Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова. |
1 |
09.03 |
|
47. |
Стихи В. Осеевой. Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» |
1 |
10.03 |
|
48. |
В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Непослушная кукла» Творческий проект: «Живая Азбука». |
1 |
15.03 |
|
Жили-были буквы. (3 ч.) |
||||
49. |
Знакомство с учебником. Характер героев в сказке И. Токмако ва «Аля, Кляксич и буква А». С. Чѐрный «Живая азбука» Ф. Кривин «Почему «А» поѐт, а «Б» нет» |
1 |
17.03 |
|
50. |
Характер героев произведений Г. Сапкир «Про медведя» М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»,С. Маршак «Автобус №26» |
1 |
05.04 |
|
51. |
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» |
1 |
07.04 |
|
Загадки. Сказки. Небылицы. (4 ч.) |
||||
52. |
Авторская сказка Е. Чарушина «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» |
1 |
12.04 |
|
53. |
Загадки. Русские народные песенки. Потешки. Небылицы. Английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни.» «Король Пипин». «Дом, который построил Джек» |
1 |
14.04 |
|
54. |
Сравнение народной и литературной сказок. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» |
1 |
19.04 |
|
55. |
Из старинных книг. К.Ушинский «Гусь и Журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки» Разноцветные страницы. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» |
1 |
21.04 |
|
Апрель, апрель! Звенит капель… (3 ч.) |
||||
56. |
Лирические стихотворения А.Майкова, А.Плещеева, С.Маршака. |
1 |
26.04 |
|
57. |
Стихи-загадки. И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина. |
1 |
28.04 |
|
58. |
Литературные загадки. Е.Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?» Проект Составляем сборник загадок. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель» |
1 |
29.04 |
|
И в шутку и всерьёз. (4 ч.) |
||||
59. |
Весѐлые стихи для детей И. Токмаковой,Я. Тайца, Г.Кружкова Н. Артюхова «Саша-дразнилка» |
1 |
03.05 |
|
60. |
К. Чуковский «Федота» О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» |
1 |
05.05 |
|
61. |
К. Чуковский «Телефон» М.Пляцковский «Помощник» |
1 |
10.05 |
|
62. |
К. Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не де лает никому». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» |
1 |
12.05 |
|
Я и мои друзья. (3 ч.) |
||||
63. |
Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок» С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет» |
1 |
13.05 |
|
64. |
В.Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ос лик» Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день» |
1 |
17.05 |
|
65. |
М.Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про друж- бу» Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». |
1 |
19.05 |
|
О братьях наших меньших. (1ч.) |
||||
66. |
Проект «Наш класс - дружная семья». Стихотворения о живот ных. С. Михалкова, Р.Сефа, И. Токмаковой. Рассказ В.Осеевой. «Собака яростно лаяла» |
1 |
24.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.