РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 2класс
срок реализации данной программы: 2014-2015 ученый год
программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа (под ред. А.М.Кондакова, Л.П.Кезина, М.,Просвещение,2010 г.), авторской программы Л.Ф.Климановой.
составитель: учитель начальных классов
Год составления программы: 2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.
o Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиолоические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
o Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год, (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013, № 26755)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.
o Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 № 824 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.
o Учебный план МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 97 от 28.08.2014г.)
o Положение о рабочей программе учителя (принятое на педсовете № 8 от 31.05.2014г., утвержденное приказом по школе № 78 от 05.06.2014г.)
o Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива МОБУ СОШ с.Осиповка, протокол № 2 от 3 декабря 2011 года)
o Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (под ред. А.М.Кондакова, Л.П.Кезина,
М., Просвещение,2010 г.), авторской программы Л.Ф.Климановой.
o Начальная образовательная программа МОБУ СОШ с.Осиповка
o Приказ об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 71 от 27.05.2014г.)
2 Цели и задачи изучения учебного предмета.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамот ного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, полу чает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
3 Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
4 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется в 2 классе 105ч (3 ч в неделю, 35 учебных недели).
5 Общая характеристика учебного предмета.
Программа предполагает такое содержание
учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе
ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и
коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений
для чтения, и поэтому в круг чтения вошли преимущественно художественные
тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто
познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства,
которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих
отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни,
формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает
активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа
обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на
первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного
образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Слово должно рассматриваться не
изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте,
который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные
слова и выражения.
Курс литературного чтения предполагает
знакомство детей с различными литературными жанрами:сказки, стихи, рассказы,
басни, драматические произведения (в отрывках).
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры
учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков,
главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения
заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности:
от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как
умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает
наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого
чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл
прочитанного обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений
(деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный
пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения,
решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая
произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого
общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на
проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с
писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания должны
пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера:
простейшими сведениями об авторе —
писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых
фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат
первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях
словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении,
олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи.
Курс литературного чтения призван продолжить
обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь
осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное
произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное
чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению
художественных произведений.
Художественное литературное произведение своим духовным,
нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность
читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое
воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Важной
особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с
позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать
огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.
Методические подходы к анализу произведения,
предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности
в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом
рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание
начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру,
на нравственные проблемы, волнующие писателя.
6. Сведения о программе по учебным предметам.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
7. Педагогические технологии и средства обучения.
Для достижения требуемых результатов обучения используются: личностно-ориентированные, проектные, здоровье сберегающие технологии. Средства обучения: ПК, электронный журнал, электронный дневник, доска, таблицы, сюжетные картинки, наглядные пособия.
Раздел II. Основное содержание курса.
Раздел 1. Самое великое чудо на свете
Читателю. Р. Сеф.
Раздел 2.. Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки: о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
Внеклассное чтение. Малые фольклорные жанры, сказки: о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
Раздел 3. Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна.
Стихи русских поэтов (Ф.Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, А.Блока, А.Плещеева, И. Бунина и др.) и детских поэтов (В. Берестова, И. Токмаковой, Я. Акима, С. Маршака и др.) о красоте природы в разное время года.
Внеклассное чтение. Образ осени (зимы, весны) в стихах русских поэтов. Стихи про Новый год. Авторские сказки Д. Мамина-Сибиряка
Раздел 4. Русские писатели
Произведения русских классиков А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А.Крылова
Внеклассное чтение. Сказки А.С. Пушкина. Рассказы, сказки и басни Л.Н. Толстого. Басни И.А. Крылова.
Раздел 5. О братьях наших меньших
Произведения о взаимоотношениях человека с природой: стихи и рассказы В. Берестова, Б. Заходера, И. Пивоваровой, Н. Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки.
Внеклассное чтение. Веселые стихи о животных. Рассказы Е. Чарушина, Б. Житкова о животных. Сказки В. Бианки
Раздел 6. Из детских журналов
Выдержки и небольшие литературные произведения из детских журналов таких авторов как Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
Внеклассное чтение. Из детских журналов
Раздел 7. Писатели - детям
Произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова о жизни детей
Внеклассное чтение. Литературные сказки К. Чуковского. Страна Фантазия в произведениях С.В. Михалкова. Стихи бабушки Барто. Смешные и поучительные рассказы Носова.
Раздел 8. Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
Внеклассное чтение. «Уроки доброты в рассказах А. Гайдара», «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказы В. Осеевой»
Раздел 9. И в шутку, и всерьёз
Произведения Б. Заходера, Э. Успенского, И. Токмако вой, Г. Остера, В. Берестова, В. Драгунского.
Внеклассное чтение. «Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «В гостях у книг Э.Успенского», «Г. Остер «Вредные советы», «Денискины рассказы В. Драгунского»
Раздел 10. Литература зарубежных стран
Произведения известных зарубежных писателей таких как Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Э.Хогарт
Внеклассное чтение. «Произведения зарубежного фольклора», «Волшебные сказки Ш. Перро», «Сказки детства: Г.Х. Андерсен», «Сказки Братьев Гримм»
Раздел III. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полно ценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Раздел IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
Формы контроля.
Текущий контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);
Итоговый контроль проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, )
Методы опроса.
· Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).
· Коллективный опрос ;
· Индивидуальный опрос устный;
· Монологическое высказывание ;
· Индивидуальная работа по карточкам;
Раздел V. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Вид контроля |
Примечание |
1 четверть-( 32 ч) Раздел «Самое великое чудо на свете»- 3 ч Основные виды деятельности: Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и понимать систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника |
|||||
1 |
|
|
Знакомство с учебником Правила работы с книгой. Любимыекниги. |
текущ |
3-5 |
2 |
|
|
Старинные книги .Правила работы в библиотеке. |
текущ |
6-10 |
3 |
|
|
Высказывания о книге.Р.Сеф.Читателю . |
текущ |
11-12 |
Раздел «Устное народное творчество»-( 12 ч) Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать с выражением опираясь на ритм произведения. Читать, выражая настроение произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице, соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки, перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки, делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения |
|||||
4 |
|
|
Русские народные песни. |
текущ |
14-19 |
5 |
|
|
Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. |
текущ |
20-23 |
7 |
|
|
Загадки.Пословицы и поговорки. |
текущ |
24-27 |
7 |
|
|
Сказки.Ю.Коваль.Вн.чт сказки: о животных |
текущ |
28-29 |
8 |
|
|
Ю.Мориц.Сказка по лесу идёт. |
текущ |
30-31 |
9 |
|
|
Рус.народ.сказка.Петушок и бобовое зёрнышко |
текущ |
32-35 |
10 |
|
|
Рус.народ.сказка.У страха глаза велики.Вн.чт бытовые сказки, |
текущ |
35-38 |
11 |
|
|
Рус.народ.сказка.Лиса и тетерев. |
текущ |
39-41 |
12 |
|
|
Рус.сказка.Лиса и журавль. |
текущ |
42-44 |
13 |
|
|
Рус.народ.сказка.Каша из топора. |
текущ |
44-47 |
14 |
|
|
Рус.народ.сказка.Гуси-лебеди.Вн.чтволшебныесказки. |
текущ |
48-53 |
15 |
|
|
А.Шибаев.Вспомни сказку. Проверим себя по теме «Устное народное творчество» |
тематич |
54-64 |
Раздел «Люблю природу русскую. Осень»(7 ч) Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившееся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности, подбирать свои придуманные слова, создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|||||
16 |
|
|
Осенние загадки. |
текущ |
66-67 |
17 |
|
|
Ф.Тютчев.Есть в осени…К.Бальмонт.Поспеваетбрусника.Вн.чт Образ осени (зимы, весны) в стихах русских поэтов |
текущ |
68-69 наиз |
18 |
|
|
А.Плещеев.Осеньнаступила.А.Фет.Ласточки пропали. |
текущ |
70-71 |
19 |
|
|
А.Толстой. Осень.С.Есенин .Закружилась листва золотая. |
текущ |
72-73 |
20 |
|
|
В.Брюсов. Сухие листья.И. Токмакова .Опустел скворечник. |
текущ |
74-75 |
21 |
|
|
В.Берестов .Хитрые грибы. Вн.чт Стихи про Новый год. |
текущ |
76-77 |
22 |
|
|
М.Пришвин Осеннее утро.. Проверим себя по теме «Люблю природу русскую» |
тематич |
78-82 |
Раздел «Русские писатели»( 10 ч) Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты, создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания, тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственные впечатления о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе |
|||||
23 |
|
|
А.С.Пушкин .Стихи. |
текущ |
84-85 |
24 |
|
|
А.С.Пушкин. У Лукоморья.Вн.чт. Сказки А.С. Пушкина. |
текущ |
86-87наиз |
25 |
|
|
А.С.Пушкин .Вот север…Зима! |
текущ |
88-89 |
2 четверть-23ч |
|||||
26 |
|
|
А.С.Пушкин .Сказка о рыбаке и рыбке. |
текущ |
90-95 |
27 |
|
|
А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.(продолжение) |
текущ |
96-101 |
28 |
|
|
И.А.Крылов. Лебедь ,рак и щука .Стрекоза и муравей. |
текущ |
102-107наиз |
29 |
|
|
Л.Н.Толстой. Старый дед и внучек .Вн.чт Рассказы, сказки и басни Л.Н. Толстого |
текущ |
108-111 |
30 |
|
|
Л.Н.Толстой. Филипок. Правда всего дороже. |
текущ |
112-116 |
31 |
|
|
.Л.Н.Толстой. Котёнок. |
текущ |
117-119 |
32 |
|
|
И.Токмакова. Десять птичек-стайка. Проверим себя по теме «Русские писатели» |
тематич |
120-124 |
Раздел «О братьях наших меньших»- 8 ч. Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображенную в художественных произведениях. Определять героев произведения, характеризовать их. Выражать свое собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. |
|||||
33 |
|
|
Н.Сладков .Они и мы. А. Шибаев.Кто кем становится? Вн.чт Рассказы Е. Чарушина о животных |
текущ |
126-127 |
34 |
|
|
И.Пивоварова.Жила-была собака.В.Берестов.Кошкин щенок. |
текущ |
128-131 |
35 |
|
|
М.Пришвин.Ребята и утята. |
текущ |
132-135 |
36 |
|
|
Е.Чарушин.Страшныйрассказ.Вн.чт.Рассказы Б.Житкова о животных |
текущ |
136-138 |
37 |
|
|
Б.Житков.Храбрыйутёнок. |
текущ |
139-141 |
38 |
|
|
В.Бианки.Музыкант. |
текущ |
142-145 |
39 |
|
|
В.Бианки.Сова.Вн.чт. Сказки В. Бианки |
текущ |
146-151 |
40 |
|
|
С.Брезкун.Грянулгром.М.Бородицкая.Грачиха говорит грачу.Проверим себя по теме «О братьях наших меньших» |
тематич |
152-156 |
Раздел «Из детских журналов»- 6 ч Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал», распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. |
|||||
41 |
|
|
Д.Хармс.Игра. |
текущ |
158-164 |
42 |
|
|
Д.Хармс.Вызнаете?Вн.чт Из детских журналов |
текущ |
165-169наиз |
43 |
|
|
Д.Хармс.,С.Маршак.Весёлыечижи. Чтоэтобыло? |
текущ |
170-174 |
44 |
|
|
Н.Гернет.,Д.Хармс.Очень-очень вкусный пирог.Ю.Владимиров.Чудаки. |
текущ |
175-176 |
45 |
|
|
А.Введенский.УчёныйПетя.Вн.чт. Из детских журналов |
текущ |
177-180 |
46 |
|
|
А.Введенский.Лошадка.Проверим себя по теме «Из детских журналов»Проверка техники чтения. |
тематич |
181-186 |
Раздел «Люблю природу русскую. Зима»- 5 ч. Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова-антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|||||
47 |
|
|
Зимние загадки.И.Буние.Зимним холодом…К.Бальмонт.Светло-пушистая… |
текущ |
187-191 |
48 |
|
|
Я.Аким.Утром кот…Ф.Тютчев.Чародейкою зимою…Вн.чт. Стихи про Новый год |
текущ |
|
3 четверть-29 ч |
|||||
49 |
|
|
С.Есенин.Берёза.Два мороза. |
текущ |
192-202 |
50 |
|
|
С.Михалков.Новогодняябыль. |
текущ |
203-207 |
51 |
|
|
А.Барто.Дело было…С.Дрожжин.Улицей гуляет…Проверим себя по теме «Люблю при роду русскую» |
тематич |
208-212 |
Раздел «Писатели - детям»- 11ч Основные виды деятельности: Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения, характеризовать героев, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. Выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать свое мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение. |
|||||
52 |
|
|
К.И.Чуковский.Путаница.Вн.чт. Литературные сказки К. Чуковского. |
текущ |
4-10 |
53 |
|
|
К.И.Чуковский.Радость.Федорино горе. |
текущ |
11-23 |
54 |
|
|
С.Я,Маршак.Кот и лодыри. |
текущ |
24-29 |
55 |
|
|
С.В.Михалков.Мойсекрет.Вн.чт. Страна Фантазия в произведениях С.В. Михалкова |
текущ |
30-33 |
56 |
|
|
С.В.Михалков.Силаволи.Мой щенок. |
текущ |
33-37 |
57 |
|
|
А.Л.Барто.Верёвочка. |
текущ |
38-43 |
58 |
|
|
А.Л.Барто.Мы не заметили жука.В школу. Вовка-добрая душа.Вн.чт.Стихи бабушки Барто. |
текущ |
44-47наиз |
59 |
|
|
Н.Н.Носов.Затейники. |
текущ |
48-53 |
60 |
|
|
Н.Н.Носовы. Живая шляпа. |
текущ |
54-59 |
61 |
|
|
Н.Носов.Нагорке.Вн.чт Смешные и поучительные рассказы Носова. |
текущ |
60-65 |
62 |
|
|
Разноцветные страницы.Проверим себя по теме «Писатели-детям» |
тематич |
66-70 |
Раздел «Я и мои друзья»- 6 ч Основные виды деятельности: Прогнозировать содержания раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказа. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам. Выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа, пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. |
|||||
63 |
|
|
В.Берестов.Заигрой.Э.Мошковская.Я ушёл… |
текущ |
71-76 |
64 |
|
|
В.Лунин.Я и Вовка.Н.Булгаков.Анна,не грусти! |
текущ |
77-84 |
65 |
|
|
Ю.Ермолаев.Двапирожных.Вн.чт. Уроки доброты в рассказах А. Гайдара |
текущ |
85-86 |
66 |
|
|
В.Осеева.Волшебноесчлово. |
текущ |
87-92 |
67 |
|
|
В.Осеева.Хорошее. |
текущ |
93-95 |
68 |
|
|
В.Осеева.Почему?Проверим себя по теме «Я и мои друзья»Вн.чт. », «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказы В. Осеевой» |
тематич |
96-106 |
Раздел «Люблю природу русскую. Весна»- 7 ч Основные виды деятельности: Прогнозировать содержания раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свои достижения. |
|||||
69 |
|
|
Ф.Тютчев. Зима недаром злится. |
текущ |
108-111 |
70 |
|
|
Ф.Тютчев. Весенние воды.А.Плещеев.Весна. |
текущ |
111-112 |
71 |
|
|
А.Плещеев.Сельская песенка. А.Блок. На лугу. |
текущ |
113-114 |
72 |
|
|
С.Маршак. Снег уже теперь не тот. И.Бунин. Матери. Вн.чт. |
текущ |
115-116 |
73 |
|
|
А.Плещеев. В бурю.Е.Благинина.Посидим в тишине. |
текущ |
117-120наиз |
74 |
|
|
Э.Мошковская. Я маму мою обидел.С.Васильев.Белая берёза. |
текущ |
120-122 |
75 |
|
|
Разноцветные страницы. Проверим себя по теме «Люблю природу русскую» |
тематич |
124-126 |
Раздел «И в шутку и всерьёз»-15 ч Основные виды деятельности: Прогнозировать содержания раздела. Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать веселые рассказы. Придумывать собственные веселые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|||||
76 |
|
|
Б.Заходер. Товарищам детям. Вн.чт. Стихи Заходера. |
текущ |
128-131 |
77 |
|
|
Б.Заходер. Что красивее всего? |
текущ |
131-133 |
4 четверть-25ч |
|||||
78 |
|
|
Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха |
текущ |
134-138 |
79 |
|
|
Э.Успенский. Чебурашка. |
текущ |
139-141 |
80 |
|
|
Э.Успенский.Ч ебурашка.(продолжение).Вн.чт. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья |
текущ |
142-144 |
81 |
|
|
Э.Успенский. Если был бы я девчонкой. |
текущ |
144-145 |
82 |
|
|
Э.Успенский. Над нашей квартирой. |
текущ |
146-148 |
83 |
|
|
Э.Успенский. Память. Вн.чт.Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья |
текущ |
148-149 |
84 |
|
|
В.Берестов. Знакомый. Путешественники. |
текущ |
150-151 |
85 |
|
|
В.Берестов. Кисточка. И.Токмакова. Плим. |
текущ |
152-153 |
86 |
|
|
И.Токмакова В чудной стране. Вн.чт.СтихиИ.Токмаковой. |
текущ |
154 |
87 |
|
|
Г.Остер. Будем знакомы. |
текущ |
155-160 |
88 |
|
|
В.Драгунский. Тайное становится явным. |
текущ |
161-167 |
89 |
|
|
Разноцветные страницы. Вн.чт. Денискины рассказы В. Драгунского» |
текущ |
168-169 |
90 |
|
|
Проверим себя по теме «И в шутку и всерьёз» |
тематич |
170 |
Раздел «Литература зарубежных стран»- 12 ч Основные виды деятельности: Прогнозировать содержания раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках, составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой опыт работы с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|||||
91 |
|
|
Л.Яхнин.Бульдог по кличке Дог. |
текущ |
172-175 |
92 |
|
|
Английская народная песенка. Перчатки. Вн.чт«Произведения зарубежного фольклора |
текущ |
176-177 |
93 |
|
|
Английская народная песенка. Храбрецы. |
текущ |
177-179наиз |
94 |
|
|
Французская народная песенка.Сюзон и мотылёк. |
текущ |
179-180 |
95 |
|
|
Немецкая народная песенка. Знают мамы, знают дети.Вн.чт Сказки Братьев Гримм» |
текущ |
181 |
96 |
|
|
Ш.Перро. Кот в сапогах. |
текущ |
182-185 |
97 |
|
|
Ш.Перро. Кот в сапогах.(продолжение) |
текущ |
186-190 |
98 |
|
|
Ш.Перро. Кот в сапогах .(окончание).Вн.чт Волшебные сказки Ш. Перро |
текущ |
191-193 |
99 |
|
|
Ш.Перро. Красная шапочка. Проверка техники чтения. |
текущ |
194-196 |
100 |
|
|
Г.Х.Андерсен. Принцесса на горошине. |
текущ |
197-199 |
101 |
|
|
Э.Хогарт. Мафин и паук. |
текущ |
200-209 |
102 |
|
|
Разноцветные страницы. Проверим себя по теме «Литература зарубежных стран» |
текущ |
210-213 |
Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Хрестоматия по литературе. 1-4 класс. - Минск, ООО «Харвест», 2010.
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Книга для учителя. М, ВАКО, 2009.
Электронные приложения
Печатные пособия
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты писателей и поэтов.
Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2008
Литературное чтение.Л.А.Климанова,в.Г.Горецкий,М.В.Голованова,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина.Москва»Просвещение»,2012
Раздел VI. Приложение
Приложение № 1
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Особенности контроля и оценки чтения.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предмету
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.