Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России

Оценка 4.8
docx
11.03.2021
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
РП КТП ЛИТЕР 2кл.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального  общего образования по  литературному  чтению, на основе авторской  программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной.

Рабочая программа составлена согласно Положению о составлении рабочих программ в  МКОУ «СОШ №4» (Приказ №  от ..2020г «О разработке  рабочих программ  учебных предметов, курсов, дисциплин  в МКОУ «СОШ №4»).

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

— совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

— развитие интереса к чтению и книге;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; — формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

— формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

— воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

         Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1.      Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознано читать тексты.

2.      Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей  способности полноценно  воспринимать художественное   произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умению работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3.      Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной  в художественной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения; развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развитием умений определять художественную ценность произведения и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка), находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накоплением эстетического опыта слушания произведений изящной словесности; развитием поэтического слуха детей; обогащением  чувственного  опыта ребенка,  его реальных представлений об окружающем мире и природе.

4.       Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

-        понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-        осознание значимости чтения для личного развития;

-        формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

-        формирование потребности в систематическом чтении;

-        овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов;

-        использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное);

-        умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

-        умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

-        развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Метапредметные результаты:

-        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-        освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-        активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        использование  различных  способов  поиска учебной информации в справочниках, словарях;

-        овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами  коммуникации и  составления текстов в  устной и письменной формах;

-        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-        готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-        умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

-        осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;

-        понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

-        применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;

-        составлять план к прочитанному (краткий, картинный);

-        выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-        работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

-        уметь слушать, осознанно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

-        осуществлять поиск необходимой информации в художественных, научно-познавательных и учебных произведениях, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;

-        давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;

-        формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, «читательскую самостоятельность».

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Круг детского чтения    2 класс - 136 часов

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого

Напутствие читателю Р. Сефа

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Осенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина

Русские писатели (14 ч)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».

И. А. Крылов. Басни. Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.

О братьях наших меньших (12 ч)

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Научно-популярный текст Н. Сладкова.

Из детских журналов (9 ч)

Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский

Проект «Мой любимый детский журнал»

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Зимние загадки.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза»

Новогодняя быль С. Михалкова

Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева

Писатели детям (17 ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей

Я и мои друзья (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (10ч)

Весенние загадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и в серьез (14 ч)

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.

Литература зарубежных стран (12 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

Ш. Перро «Кот  в сапогах», «Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Эни Хогарт «Мафин и паук»

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному  художественному произведению.

 

Чтение  

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами  вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных,  научно-популярных – и  их  сравнение.  Умение  ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение  темы и главной  мысли по  вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.

Виды  информации  в  книге: научная,  художественная  (с  опорой  на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического  каталога,  картотеки,  открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).

Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,  характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные  поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.

Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение  главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание  каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений  в тексте,  позволяющих  составить данное  описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по вос-произведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Говорение (умение говорить) (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Работа со словом: умение распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества  разных народов  (малые фольклорные жанры,  народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран), произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса,  очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция).

Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):

 узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Развитие умений различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи; сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения. созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 2 класс : рабочая тетрадь / М. В. Бойкина. Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012.1.

2. Гетто, С. П. Поурочные  разработки  по  литературному чтению : 2 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. П. Гетто, А. В. Данилова. – М. : Экзамен, 2012.

3. Климанова, Л. Ф. Уроки   литературного  чтения : метод. пособие  к учеб. «Литературное чтение» : 2 кл. / Л. Ф.Климанова. – М. : Просвещение, 2011.

4. Крылова, О. Н. Чтение.  Работа  с текстом : 2 класс / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

5. Кутявина, С. В. Поурочные разработки по литературному чтению : 2 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» / С. В. Кутявина. – М. : Вако, 2012.

6. Литературное чтение. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

7. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

8. Стефаненко, Н. А. Литературное чтение. 2 класс : метод. пособие / Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2012.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

     Второклассники научатся:

-        осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

-        читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

-        применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

-        полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) ху­дожественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

-        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки пер­сонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

-        работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

-        определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;

-        устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

-        отличать поэтический текст от прозаического;

-        распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

-        осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, дек­ламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

-        делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

-        передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказ; (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;

-        высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

-        создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

-        осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно популярном текстах;

-        ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.

 

     Второклассники получат возможность научиться:

-        осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

-        воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

-        применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

-        испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

-        уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

-        бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

-        развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на ос­нове сопереживания литературным героям);

-        определять сходство и различие произведений разных жанров;

-        использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста инфор­мацию в практической деятельности;

-        высказывать и пояснять свою точку зрения;

-        применять правила сотрудничества;

-        выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

-        делать устную презентацию книги (произведения);

-        пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

-        работать с детской периодикой;

-        расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя­тельной читательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

                                                      Критерии оценки

Контрольная проверка навыка чтения оценивается по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два-три других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

 

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.   


Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения

 на 2019 – 2020 учебный год.

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова,

Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

4 ч в неделю, 136 ч в год

 

№ п/п

Содержание

(тема)

Кол – во часов

Дата

По плану

По факту

1

День знаний.

Введение. Знакомство с учебником по литературному чте­нию.

1

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 Ч)

2

Игра «Крестики – нолики».

1

3

Самое великое чудо на свете.

1

4

Библиотеки.

1

 

 

5

Книги. Проверка техники чтения.

1

 

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 Ч)

6

Устное народное творчество.

1

 

 

7

Русские народные песни.

1

 

 

8

Русские народные потешки и прибаутки.

1

 

 

9

Скороговорки, считалки, небылицы.

1

 

 

10

Загадки, пословицы, поговорки.

1

 

 

СКАЗКИ

11

Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…»

1

 

 

12

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1

 

 

13

Сказка «У страха глаза велики».

1

 

 

14

Сказка «Лиса и тетерев».

1

 

 

15

Сказка «Лиса и журавль».

1

 

 

16

Сказка «Каша из топора».

1

 

 

17

Сказка «Гуси – лебеди».

1

 

 

18

Сказка «Гуси – лебеди».

1

 

 

19

Викторина по сказкам. Вспомни сказку А.Шибаев.

1

 

 

20

Проверим себя и оценим свои достижения.

Входная диагностическая работа.

1

 

 

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ (8 Ч)

21

Работа над ошибками. Люблю природу русскую. Осень.

1

 

 

22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

1

 

 

23

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…».

1

 

 

24

А.Фет «Ласточки пропали…»

1

 

 

25

«Осенние листья» - тема для поэтов.

1

 

 

26

В.Берестов «Хитрые грибы».

1

 

 

27

М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…».

1

 

 

28

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».

1

 

 

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (14 Ч)

29

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…».

1

 

 

30

Стихи А.Пушкина.

1

 

 

31

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

 

 

32

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

 

 

33

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

 

 

34

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина».

1

 

 

35

И.Крылов «Лебедь, рак и  щука».  

1

 

 

36

И.Крылов «Стрекоза и муравей».

1

 

 

37

Л.Толстой «Старый дед и внучек».

1

 

 

38

Л.Толстой «Филипок».

1

 

 

39

Л.Толстой «Филипок».

1

 

 

40

Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».

1

 

 

41

Весёлые стихи.

1

 

 

42

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение по разделу «Русские писатели»..

1

 

 

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 Ч)

43

О братьях наших меньших.

1

 

 

44

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

1

 

 

45

В.Берестов «Кошкин щенок».

1

 

 

46

Домашние животные

1

 

 

47

М.Пришвин «Ребята и утята».

1

 

 

48

М.Пришвин «Ребята и утята».

1

 

 

49

Е.Чарушин  «Страшный рассказ».

1

 

 

50

Е.Чарушин  «Страшный рассказ».

1

 

 

51

Б.Житков «Храбрый утёнок».

1

 

 

52

В.Бианки «Музыкант».

1

 

 

53

В.Бианки «Сова».

1

 

 

54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Проверим себя и оценим свои достижения

1

 

 

ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (9 Ч)

55

Из детских журналов.

1

 

 

56

Д.Хармс «Игра».

1

 

 

57

Д.Хармс «Вы знаете?».

1

 

 

58

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи».

1

 

 

59

Д.Хармс «Что это было?».

1

 

 

60

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

 

 

61

Ю.Владимиров «Чудаки».

1

 

 

62

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

 

 

63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»..

 

 

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА, ( 9Ч)

64

Люблю природу русскую. Зима.

1

65

Стихи  о первом снеге

1

 

 

66

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

 

 

67

С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза».

1

68

Сказка «Два Мороза».

1

 

 

69

С.Михалков «Новогодняя быль».

1

 

 

70

А.Барто  «Дело было в январе…»

1

 

 

71

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

1

 

 

72

 Игра «Поле чудес»

1

 

 

ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (17 Ч). Учебник 2 часть.

73

Писатели – детям.

1

 

 

74

К.Чуковский «Путаница».

1

 

 

75

К.Чуковский «Радость».

1

 

 

76

К.Чуковский «Федорино горе».

1

 

 

77

К.Чуковский «Федорино горе».

1

 

 

78

С.Маршак «Кот и лодыри».

1

 

 

79

С.Михалков . «Мой секрет», «Сила воли».

1

 

 

80

С.Михалков «Мой щенок».

1

 

 

81

А.Барто «Верёвочка».

1

 

 

82

А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу».

1

 

 

83

А.Барто «Вовка – добрая душа».

1

 

 

84

Н.Носов «Затейники».

1

 

 

85

Н.Носов «Живая шляпа».

1

 

 

86

Н.Носов «Живая шляпа».

1

 

 

87

Н.Носов «На горке».

1

 

 

88

Н.Носов «На горке».

1

 

 

89

Обобщение по разделу «Писатели – детям». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

 

 

Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 Ч)

90

 Я и мои друзья.

1

 

 

91

Стихи о дружбе и обидах.

1

 

 

92

Н.Булгаков «Анна, не грусти!».

1

 

 

93

Ю,Ермолаев «Два пирожных».

1

 

 

94

В.Осеева «Волшебное слово».

1

 

 

95

В.Осеева «Волшебное слово».

1

 

 

96

В.Осеева «Хорошее».

1

 

 

97

В.Осеева «Почему?».

1

 

 

98

В.Осеева «Почему?».

1

 

 

99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья. Проверим себя и свои достижения

1

 

 

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (10 Ч)

100

Люблю природу русскую. Весна.

1

 

 

101

Стихи Ф.Тютчева о весне.

1

 

 

102

Стихи А.Плещеева о весне.

1

 

 

103

А.Блок «На лугу».

1

 

 

104

С.Маршак «Снег теперь уже не тот…».

1

 

 

105

И. Бунин «Матери».

1

 

 

106

А.Плещеев «В бурю».

1

 

 

107

Е.Благинина «Посидим в тишине».

1

 

 

108

Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»

1

 

 

109

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

1

 

 

И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (14 Ч)

110

И в шутку и в серьёз.

1

 

111

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?»

1

 

112

Б.Заходер Песенки Винни – Пуха.

1

 

113

Б.Заходер Песенки Винни – Пуха.

1

 

114

Э.Успенский «Чебурашка»

1

 

115

Э.Успенский «Чебурашка»

1

 

116

Стихи Э.Успенского

1

 

117

Стихи В.Берестова.

1

 

118

Стихи И.Токмаковой

1

 

119

Г.Остер «Будем знакомы».

1

 

120

Г.Остер «Будем знакомы».

1

 

121

В.Драгунский «Тайное становится явным».

1

 

122

В.Драгунский «Тайное становится явным».

1

 

123

Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз».

1

 

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (12Ч)

124

Литература зарубежных стран.

1

 

 

125

Американская и английская народные песенки.

1

 

 

126

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети»

1

 

 

127

Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

 

 

128

Ш.Перро «Кот в сапогах».

1

 

 

129

Ш.Перро «Красная Шапочка».

1

 

 

130

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

1

 

 

131

Э.Хогарт «Мафин и паук»

1

 

 

132

Э.Хогарт «Мафин и паук»

1

 

 

133

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Итоговая диагностическая работа

1

 

 

134

Работа над ошибками. КВН «Цветик – семицветик»

1

 

 

135

Повторение пройденного.

1

 

 

136

Проверка техники чтения. Литература на лето.

1

 

 

ИТОГО -  136ч



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному…

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного…

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного…

Предметные результаты: - осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; - понимать…

Предметные результаты: - осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; - понимать…

Научно-популярный текст Н. Сладкова

Научно-популярный текст Н. Сладкова

Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение…

Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение…

Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста

Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста

Самостоятельное построение плана собственного высказывания

Самостоятельное построение плана собственного высказывания

Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их…

Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их…

Стефаненко, Н. А . Литературное чтение

Стефаненко, Н. А . Литературное чтение

Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной

Родину, народ и историю; - уважать культуру народов многонациональной

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения на 2019 – 2020 учебный год

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения на 2019 – 2020 учебный год

И.Крылов «Стрекоза и муравей»

И.Крылов «Стрекоза и муравей»

А.Барто «Вовка – добрая душа»

А.Барто «Вовка – добрая душа»

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2021