Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Оценка 5
doc
07.02.2020
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
лит чтение 3 класс РП.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению 3 класс

срок реализации данной программы: 2014-2015 ученый год

программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа (под ред.   А.М.Кондакова, Л.П.Кезина,  М.,Просвещение,2010 г.), авторской программы Л.Ф.Климановой.

составитель: учитель начальных классов

 

 

 

Год составления программы: 2014г.

Раздел I. Пояснительная записка

1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.

o   Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»

o   Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиолоические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993)

o   Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год, (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013, № 26755)

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.

o   Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 № 824 «О рекомендуемых базисном учебном  плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год»

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.

o   Учебный план МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 97 от 28.08.2014г.)

o   Положение о рабочей программе учителя (принятое на педсовете № 8 от  31.05.2014г.,  утвержденное приказом по школе № 78 от 05.06.2014г.)

o   Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива МОБУ СОШ с.Осиповка, протокол № 2 от 3 декабря 2011 года)

o   Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (под ред.   А.М.Кондакова, Л.П.Кезина,

М., Просвещение,2010 г.), авторской программы Л.Ф.Климановой.

o   Начальная образовательная программа  МОБУ СОШ с.Осиповка

o   Приказ об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 71 от 27.05.2014г.)

 

 

 

 

2 Цели и задачи изучения учебного предмета.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

·         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

·         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

·         воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

.

     Курс литературного чтения решает следующие задачи:

·         Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы).                                                                                                 

·          Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

       3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

      4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

 

 

3 Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

    Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

 

4 Место учебного предмета в учебном плане

 

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется в 3 классе 105ч (3 ч в неделю, 35 учебных недели).

 

5 Общая характеристика учебного предмета.

 

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.       Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения  вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
      Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
      Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
    Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
      Курс литературного чтения  предполагает знакомство детей с различными литературными  жанрами:сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках).
      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
      Развитие навыка чтения предполагает наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
      Параллельно с формированием беглого чтения  ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.
      Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
   При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи.  

      Курс литературного чтения  призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
       Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.
      Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

6.Сведения о программе по учебным предметам.

 

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Климановой Л.Ф., Бойкиной  М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

 

 

 

 

7. Педагогические технологии и средства обучения.

 

Для достижения требуемых результатов обучения используются: личностно-ориентированные, проектные, здоровье сберегающие технологии. Средства обучения: ПК, электронный журнал, электронный дневник, доска, таблицы, сюжетные картинки, наглядные пособия.

 

Раздел II. Основное содержание курса.

Устное народное творчество – 10 часов.

Произведения устного народного творчества. Вычитывание характера героя в оценке рассказчика в народных песнях, в народных сказках. Выявление жанровых особенностей  русских народных песен, закличек, докучных сказок. Коллективная творческая работа. Сочинение  докучных сказок. Критическая оценка в процессе их обсуждения.

Контроль. По данной теме предусмотрены:

-чтение наизусть  песен, докучных сказок.

Поэтические тетради – 23 часа

Произведения классиков советской детской литературы     (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов,   С. А. Есенин, И. А. Бунин,А. А. Блок, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, А. А. Благинина  доступные для восприятия младшими школьниками. Осознанность и выразительность чтения. Выразительное  чтение стихотворных произведений вслух и «про себя» и наизусть. Вычитывание настроения  героев в лирических текстах. Открытие роли ритмического рисунка в авторской поэзии.

Контроль. По данной теме предусмотрены:

·         чтение наизусть Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»,  И. С. Никитин «Полно, степь моя…»(отрывок),  А. Н. Некрасов «Славная осень»,        И. А. Бунин «Детство»,

А. Л. Барто «Разлука»,  С. В. Михалков «Если».

Великие русские писатели – 18 часов

Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин,   ,Л.Н.Толстой, ,М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов). Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией; умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Характеры  героев в оценке рассказчика в баснях И.Крылова. Крылатые слова. Особенности жанра . Выразительное чтение произведений  вслух, наизусть. Чтение по ролям. Инсценирование.

Контроль. По данной теме предусмотрены:

·         чтение наизусть  А.Пушкин « Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»,И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Ворона и лисица».

Литературные сказки – 8 часов

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений:  литературная сказка, рассказ, повесть. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос Участие в диалоге при обсуждении произведения.

По данной теме предусмотрен:

·         пересказ от имени зайца в «Сказке про храброго зайца».

Любимые детские писатели – 38 часов

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе;   произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний, участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному  произведению (о героях, событиях).

Зарубежная литература – 8 часов

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы.

 

 

Раздел III. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полно ценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста  по  плану,  составлять  небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать:

·         различенные произведения устного народного творчества;

·         названия, основное содержание изученных литературных произведений;

·         имена, фамилии изученных литературных произведений;

·         содержание прочитанного;

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

·         приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

·         определять тему и главную мысль произведения;

·         пересказывать текс объёмом не более 1,5 страниц;

·         делить текст на смысловые части;

·         составлять простой план текста;

·         читать осознанно текст;

·         читать стихотворные произведения наизусть;

·         осуществлять выбор произведения для чтения перед аудиторией;

·         читать осознанно текст художественного произведения « про себя» (без учёта скорости);

·         приводить примеры  художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

·         отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства;

·         составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

·         оценивать события, героев произведения;

·         создавать небольшой устный текст на заданную тему;

·         различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;

·         использовать приобретённые знание и умения в практической жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

·         читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

·         выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

·         чётко, ясно, развёрнуто излагать мысли в устной и письменной форме.

·         проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении.

 

 

Раздел IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Формы контроля.

    Текущий  контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих  классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);

Итоговый контроль  проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, )

  Методы опроса.

·         Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он  помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).

·         Коллективный опрос ;

·         Индивидуальный опрос  устный;

·         Монологическое высказывание ;

·         Индивидуальная работа по карточкам;

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Вид контроля входной (В), тематический (Т),итоговый (И)

Примечание

1 четверть-    ч.Раздел: Самое великое чудо на свете – 3 ч.

Основные виды деятельности:

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

 Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

 

 

Знакомство с учебником. Рукописные книги древней Руси

 

 

2

 

 

Первопечатник Иван Федоров

 

 

3

 

 

Урок – путешествие в прошлое. Проверим себя и оценим свои достижения

Т

 

Раздел: Устное народное творчество 7ч

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

 Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

4

 

 

Устное народное творчество. Русские народные песни. Докучные сказки

 

наизусть

5

 

 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 

 

6,

 

 

Вн.чт. Русские народные сказки

 

 

7

 

 

«Иван-царевич и серый волк»

 

 

8

 

 

«Сивка-бурка»

 

 

9

 

 

«Сивка-бурка»

 

 

10

 

 

Проект «Сочиняем волшебную сказку. Проверим себя и оценим свои достижения. (обобщающий урок по теме).

Т

 

 

Раздел: Поэтическая тетрадь 1 – 8 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

 Использовать  приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре,

Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

11

 

 

Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

 

наизусть

12

 

 

Вн.чт. Родные поэты (стихи поэтов XIX – начала XX века для детей)

 

 

13

 

 

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка …», «Зреет рожь над жаркой нивой …»

 

 

14

 

 

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»,«Утро»

 

наизусть

15

 

 

И. Никитин. «Встреча зимы»

 

 

16

 

 

И. Суриков. «Детство» ,«Зима»

 

 

17

 

 

Урок-путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по теме) Проверим себя и оценим свои достижения

Т

 

18

 

 

Вн.чт. Современные детские поэты.

 

 

Раздел: Великие русские писатели –17 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

19

 

 

А.С. Пушкин. Стихи. («Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».)

 

наизусть

20

 

 

А.С. Пушкин. .Стихи.( «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер».)

 

 

21

 

 

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»

 

 

22

 

 

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»

 

 

23

 

 

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»

 

 

24

 

 

Вн.чт. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

 

 

25

 

 

И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»

 

наизусть

26

 

 

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»

 

 

27

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины …», «На севере диком стоит одиноко …»

 

 

28

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Утес», «Осень»

 

 

29

 

 

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

 

 

30

 

 

Вн.чт. Литературные сказки А. Н. Толстого

 

 

31

 

 

Л.Н. Толстой. «Акула»

 

 

32

 

 

Л.Н. Толстой. «Прыжок»

 

 

33

 

 

Л.Н. Толстой. «Лев и собачка»»

 

 

34

 

 

Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

 

 

35

 

 

Литературный КВН (обобщающий урок по теме). Проверим себя и оценим свои достижения

Т

 

Раздел: Поэтическая тетрадь 2 – 5 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

36

 

 

Вн.чт. Стихи о природе и её обитателях.

 

 

37

 

 

Н.А. Некрасов. «Славная осень! …», «Не ветер бушует над бором …»

 

 

наизусть

38

 

 

Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

 

 

39

 

 

К.Д. Бальмонт. «Золотое слово» И.А. Бунин. «Детство

 

 

40

 

 

И.А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».Обобщающий урок по теме)Проверим себя и оценим свои достижения

Т

наизусть

Литературные сказки – 8 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать скажу в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

41

 

 

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

 

 

42

 

 

Вн.чт. Уральские сказы П. П. Бажова

 

 

43

 

 

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

 

 

44

 

 

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

 

 

45

 

 

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

 

 

46

 

 

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

 

 

47

 

 

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Проверим себя и оценим свои достижения

 

 

48

 

 

Вн.чт. С. Прокофьева «Сказка о жадном мальчике»

 

 

Раздел: Были-небылицы – 9 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям

49

 

 

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

 

 

50

 

 

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

 

 

51

 

 

К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

 

 

52

 

 

К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

 

 

53

 

 

К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

 

 

54

 

 

Вн.чт. Дружков, Юрий "Волшебная школа", "Приключения Карандаша и Самоделкина".

 

 

55

 

 

А. Куприн. «Слон»

 

 

56

 

 

А. Куприн. «Слон»

 

 

57

 

 

Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверим себя и оценим свои достижения

Т

 

Раздел: Поэтическая тетрадь 3 – 4 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения

58

 

 

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка? …», «Воробей», «Слон»

 

 

59

 

 

А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

 

 

60

 

 

Вн.чт. Мои любимые стихи

 

 

61

 

 

С. Есенин. «Черемуха». Проверим себя и оценим свои достижения.

Т

 

Раздел: Люби живое – 13 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,

характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

62

 

 

М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

 

 

 

63

 

 

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

 

 

64

 

 

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

 

 

65

 

 

В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

 

 

66

 

 

Вн.чт. А.П. Чехов «Каштанка»     

 

 

67

 

 

В.И. Белов. «Еще раз про Мальку»

 

 

68

 

 

В. Бианки. «Мышонок Пик»

 

 

69

 

 

В. Бианки. «Мышонок Пик»

 

 

70

 

 

Б.С. Житков. «Про обезьянку»

 

 

71

 

 

Б.С. Житков. «Про обезьянку»

 

 

72

 

 

Вн.чт. Б. Житков «Беспризорная кошка»

 

 

73

 

 

В.П. Астафьев. «Капалуха»

 

 

74

 

 

 В.Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Обобщающий урок по теме. Проверим себя и оценим свои достижения.

Т

 

Раздел: Поэтическая тетрадь 4 – 6 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения

75

 

 

С.Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

 

 

76

 

 

А. Барто. «Разлука», «В театре»

 

наизусть

77

 

 

С.В. Михалков. «Если»

 

 

78

 

 

Вн.чт Любимые стихи Е. Благининой.

 

 

79

 

 

Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

 

 

80

 

 

Обобщающий урок по теме. Проект «Праздник поэзии»

Т

 

Раздел:  Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 9 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела.  Объяснять  смысл,  название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

 Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех;

 определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни де­тей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

81

 

 

Б. Щергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

 

 

82

 

 

А.П. Платонов. «Цветок на земле»

 

 

83

 

 

А.П. Платонов. «Еще мама»

 

 

84

 

 

Вн. Чт. Ксения Драгунская «Когда я была маленькая», «Лекарство от послушности», и др.

 

 

85

 

 

М. Зощенко. «Золотые слова»

 

 

86

 

 

М. Зощенко «Великие путешественники»

 

 

87

 

 

Н. Носов. «Федина задача»

 

 

88

 

 

Н. Носов. «Телефон»

 

 

89

 

 

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Проверим себя и оценим свои достижения.

Т

 

Раздел: По страницам детских журналов -8 ч.

Основные виды деятельности:

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

90

 

 

Вн.чт. С. Баруздин. Рассказы на военную тему.

 

 

91

 

 

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

 

 

92

 

 

Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»

 

 

93

 

 

Г. Остер. Вредные советы», «Как получаются легенды».

 

 

94

 

 

Р. Сеф. «Веселые стихи». Проверим себя и оценим свои достижения.

Т

 

95

 

 

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»

 

 

96

 

 

Вн.чт. В. Гауф. Сказки: «Маленький Мук» «Карлик нос».    

 

 

97

 

 

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

 

 

98

 

 

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

 

 

99

 

 

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

 

 

100

 

 

Обобщающий урок по теме. Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка техники чтения

И

 

101

 

 

Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 3-го класса)

И

 

102

 

 

Вн.чт. Я. Экхольм «Тутта Ларсен Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»Летнее чтение

 

 

103

 

 

Читательская конференция по зарубежной литературе.

 

 

104

 

 

Итоговая контрольная работа.

И

 

105

 

 

Конкурс стихов о весне. Летнее задание.

 

 

 

 

Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.Аудиприложение (МР 3) к учебнику.

2.Литературное чтение. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. / [сост. Л. Ф. Климанова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

·         Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. –М.: ВАКО, 2010.).

4.Кутявина С. В. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ВАКО, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VI. Приложение.

Приложение № 1

 

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Особенности контроля и оценки чтения.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

 навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

 При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

 Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

 Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

 в первом  классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

 во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

 в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика   цифровой оценки (отметки) по предмету

 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 3 класс срок реализации данной программы : 2014-2015 ученый год программа составлена на основе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 3 класс срок реализации данной программы : 2014-2015 ученый год программа составлена на основе

Раздел I . Пояснительная записка 1

Раздел I . Пояснительная записка 1

Цели и задачи изучения учебного предмета

Цели и задачи изучения учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного процесса

Ценностные ориентиры содержания учебного процесса

Развитие навыка чтения предполагает наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения

Развитие навыка чтения предполагает наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения

Педагогические технологии и средства обучения

Педагогические технологии и средства обучения

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: литературная сказка, рассказ, повесть

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: литературная сказка, рассказ, повесть

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать: · различенные произведения устного народного творчества; · названия, основное содержание изученных литературных произведений; · имена, фамилии изученных литературных…

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать/понимать: · различенные произведения устного народного творчества; · названия, основное содержание изученных литературных произведений; · имена, фамилии изученных литературных…

Раздел IV . Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Раздел IV . Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Раздел V . Календарно-тематическое планирование № п/п

Раздел V . Календарно-тематическое планирование № п/п

Называть виды прикладного искусства

Называть виды прикладного искусства

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения

Вн.чт. Уральские сказы П. П

Вн.чт. Уральские сказы П. П

К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» 53

К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» 53

С. Есенин. «Черемуха». Проверим себя и оценим свои достижения

С. Есенин. «Черемуха». Проверим себя и оценим свои достижения

Вн.чт. Б. Житков «Беспризорная кошка» 73

Вн.чт. Б. Житков «Беспризорная кошка» 73

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал

Обобщающий урок по теме. Проверим себя и оценим свои достижения

Обобщающий урок по теме. Проверим себя и оценим свои достижения

Раздел VI . Приложение. Приложение № 1

Раздел VI . Приложение. Приложение № 1

Приложение № 2 Особенности контроля и оценки чтения

Приложение № 2 Особенности контроля и оценки чтения

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предмету "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному…

Характеристика цифровой оценки (отметки) по предмету "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2020