Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа села Бичевая
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № ____ от _____________г № ___от _______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Литературному чтению»
для 4 класса
Янгляевой Татьяны Анатольевны
Период реализации программы: 1.09.2019 г. по 30.05. 2020 г.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 . Общая характеристика учебного предмета, курса
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.
Программа «Литературное чтение» 4 класс охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Программа «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-миро-воззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
1.2 . Цели и задачи:
Программа «Литературное чтение» 4 класс направлена на достижение следующих целей:
• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
• формирование навыка чтения про себя;
• приобретение умения работать с разными видами информации;
• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;
• развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;
• овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
задачи:
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
• учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
• развивать поэтический слух,
• формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
• обогащать чувственный опыт ребёнка,
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
• обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
· помочь детям узнать писателей родного края;
· продолжить знакомство с произведениями писателей родного края;
· введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
1.3 . Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:\
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменения-ми и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
1.4 . Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе:
· примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования;
· программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., – М.: Просвещение, 2018 г.
1.5 . Информация об используемом учебнике.
1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2018 г.
2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс – М.: «Просвещение», 2018 г.
1.6. . Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
1.7. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Литературное чтение» 4 класс полностью соответствует авторской программе Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г.
1.8. Особенность курса.
Отличительной особенностью курса «Литературное чтение» является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
1.9. Основные содержательные линии курса.
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
1 |
Книга в мировой культуре |
8 |
2 |
Истоки литературного творчества |
19 |
3 |
О Родине, о подвигах, о славе. |
13 |
4 |
Жить по совести, любя друг друга. |
15 |
5 |
Литературная сказка. |
22 |
6 |
Великие русские писатели. |
25 |
7 |
Литература как искусство слова |
|
|
Итого: |
136 |
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух.
Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя.
Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).
Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением.
Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.
Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.
Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.
Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.
Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.
Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.
Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.
Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.
Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.
Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи).
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.
Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.
Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).
Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).
Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
— наизусть 10—12 стихотворений;
— 5—6 книг по темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
— читать про себя произведения различных жанров;
— читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
— передавать при чтении свое отношение к содержанию, героям произведения;
— выражать свое отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
— находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
— находить метафоры и сравнения на примере загадки;
— различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
— пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
— соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
— составлять план, озаглавливать текст;
— различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать свое отношение к прочитанным произведениям;
— пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
— выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
— находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
— находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
— пользоваться ориентировочносправочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
— выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
— определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
1.10. Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Литературное чтение» в 4 классе составлена из расчета 4 ч в неделю, 136 часов в год.
1.11. Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты, проверочные, контрольные работы)
1.12. Методы изучения предмета.
А) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1.1. Словесные, наглядные, практические.
1.2. Индуктивные, дедуктивные.
1.3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
1.4. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
1.1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
1.2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1.1. Устного контроля и самоконтроля.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
По итогам обучения в 4 классе учащиеся должны:
знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. Е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
· названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
· различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
· читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
· определять тему и главную мысль произведения;
· пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
· составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
· читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
· создавать небольшой устный текст на заданную тему;
· приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
· различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
· приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельного чтения книг;
· высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
· самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
· работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Освоение программы «Литературное чтение» 4 класс обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. Е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
4. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
|
КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знаний КР – контрольная работа
|
с/к – самоконтроль и/к – итоговый контроль и- индивидуальный ф – фронтальный |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Элементы содержания |
Формы контроля |
УУД |
Дата проведения |
Дата фактического проведения |
||||||
1 |
Введение. Знакомство с учебником |
1 |
Р |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться |
Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника |
Ф |
Умение находить в учебнике нужную информацию и работать с ней
|
|
|
||||||
Книга в мировой культуре (8 ч) |
|||||||||||||||
2 |
Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» |
1 |
ОНЗ |
Предполагать на основе названия раз-дела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. Составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами. Участвовать в работе группе; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений |
Узнать, как расширился читательский кругозор. Учить рассуждать о роли книги в мировой культуре, представлять свои рассказы по этой теме в группе |
Ф |
Умение работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы |
|
|
||||||
3 |
«Повесть временных лет». Летописец Нестор |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с «Повестью временных лет» летописца Нестора. Понимание необходимости знания истории, исторических произведений. |
И |
|
|
||||||||
4 |
М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького. Роль чтения в жизни человека. Составление текста о своей домашней библиотеке. |
И |
Группировать книги по разным основаниям |
|
|
|||||||
5 |
История книги. Подготовка сообщения о книге |
1 |
ОНЗ |
История создания книги. Анализ прочитанного текста. Самостоятельное составление краткой аннотации |
И |
Умение подробно передавать текст в устной форме. |
|
|
|||||||
6 |
«Удивительная находка». Пересказ текста. Составление синквейна о книге |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с текстом о древних книгах. Что такое синквейн. Умение составлять синквейн о прочитанном произведении |
И |
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения |
|
|
|||||||
7 |
Экскурсия в библиотеку |
1 |
Р |
Правила выбора книги в библиотеке. Правила посещения библиотеки. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги. |
И |
|
|
||||||||
8 |
Сообщение о старинных и современных книгах. |
1 |
Р
|
Развитие художественно-творческих способностей. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. |
И |
Умение применять свои знания на практике. |
|
|
|||||||
9 |
Проверочная работа № 1 по разделу «Книга в мировой культуре» |
1 |
КЗ |
Закрепление знаний детей, полученных на уроках |
И |
|
|
||||||||
Истоки литературного творчества (20 ч) |
|||||||||||||||
10 |
Виды устного народного творчества. |
1 |
Р |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. |
Знакомство с новым разделом. Прогнозирование содержания раздела. Знакомство с пословицами разных народов. Объяснение смысла пословиц. Письменный анализ одной из пословиц. |
Ф |
Участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.
|
|
|
||||||
11 |
Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Какие ценности переданы в народной мудрости» |
1 |
ОНЗ |
Ф |
|
|
|||||||||
12 |
Библия – главная священная книга христиан |
1 |
ОНЗ |
Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч |
Знакомство с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета. Анализ характера и поступков героев. Отработка навыков беглого выразительного чтения. Формирование понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие. Развитие духовности, нравственности. |
И |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров |
|
|
||||||
13 |
Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета) |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
14 |
Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
15 |
Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
16 |
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В Васнецов. Гусляры |
1 |
ОНЗ |
Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. |
Понимание исторического текста. Обогащение знаний о былинах. Нахождение аналогий с реальными историческими событиями. Знакомство с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца». Понимание исторического текста Знакомство с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки». Знакомство с прозаическим вариантом текста былины. Составление синквейна об Илье Муромце
|
Ф И |
Работа в паре: составление сочинения по картине.
|
|
|
||||||
17 |
Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. |
1 |
ОНЗ |
Ф |
Умение сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. |
|
|
||||||||
18 |
Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Синквейн об Илье Муромце |
1 |
ОНЗ |
Ф |
|
|
|||||||||
19 |
Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» |
1 |
КЗ |
И |
Работа в паре: составление сочинения по картине.
|
|
|
||||||||
20 |
Славянский миф. Особенности мифа |
1 |
ОНЗ |
Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию |
Знакомство с особенностями славянского мифа. Работа над содержанием мифа Знакомство с мифом Древней Греции. Прогнозирование его содержания. |
Ф |
Умение находить в мифологичес-ком тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире |
|
|
||||||
21 |
Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
22 |
Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания |
1 |
Р |
Определять тему выставки книг. Групппировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
Обобщение знаний детей о мифах, легендах, преданиях Закрепление знаний детей, полученных на уроках |
И |
|
|
|||||||
23 |
Проверочная работа № 2 по теме «Былины и мифы» |
1 |
КЗ |
И |
|
|
|||||||||
24 |
Самостоятельное чтение. Сказки о животных |
1 |
Р |
Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Выявлять особенности притч. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. |
Обобщение знаний о видах народных сказок, сказках о животных.
Развитие умения проводить обобщения, делать выводы.
Знакомство со сказками и притчами народов мира.
Понимание поступков героев.
|
И |
Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. |
|
|
||||||
25 |
Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии |
1 |
ОНЗ |
И |
Умение выделять главную мысль в тексте; составлять план текста и подробно пересказывать по плану; работать в группе. |
|
|
||||||||
26 |
Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
27 |
Притча «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце» |
1 |
ОНЗ |
И |
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. |
|
|
||||||||
28 |
Притча «Шрамы на сердце» |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
29 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
Р |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Обобщение знаний по разделу; Отстаивание своей точки зрения. |
И |
|
|
|||||||
О Родине, о подвигах, о славе (15 ч) |
|||||||||||||||
30 |
Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. |
1 |
ОНЗ |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рас-сказывать о картине, об изображенном на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Выполнять творческий пере-сказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группе, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведения для заучивания наизусть |
Знакомство с понятиями поступок, подвиг. Объяснение смысла пословиц о Родине. |
Ф |
Построение речевых высказываний в устной и письменной форме |
|
|
||||||
31 |
К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с произведениями о Родине. Сравнение произведений о Родине. Умение прогнозировать содержание произведений Знакомство с произведениями об Александре Невском. Понимание произведений об исторических событиях. |
И |
|
|
||||||||
32 |
Н. Языков. Мой друг! .. А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи |
1
1 |
ОНЗ
ОНЗ |
И
И |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
|
|
||||||||
33 |
Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом |
||||||||||||||
34 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва. |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с произведением Дмитрия Донского. Понимание произведений об исторических событиях. |
И |
|
|
||||||||
35 |
Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь |
1 |
ОНЗ |
Сравнение произведений разных жанров |
И |
Умение работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия) Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
|||||||
36 |
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественс- кий. Реквием |
1 |
ОНЗ |
Зна-во с произведением Р. Рождественского. |
И |
|
|
||||||||
37 |
А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. |
1 |
ОНЗ |
Сравнение произведений разных жанров |
И |
|
|
||||||||
38 |
Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы |
1 |
ОНЗ |
Зна-во с произведением Е. Благининой и с репродукцией картины А. Лактионова. Сравнение произведений разных жанров |
И |
|
|
||||||||
39 |
Мы идем в библиотеку. Историческая литература для детей. |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с исторической литературой. Закрепление знаний детей, полученных на уроках. |
И |
|
|
||||||||
40 |
Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Ор- лов. Разноцветная планета |
1 |
ОНЗ |
Развитие умения проводить обобщения, делать выводы. |
И |
|
|
||||||||
41 |
Творческий проект на тему «Нам не нужна война» |
1 |
ОНЗ |
Зна-во с лирическими произведениями С. Фурина и В. Орлова |
И |
|
|
||||||||
42 |
Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография – источник получения информации |
1 |
ОНЗ |
Зна-во с фотографией как источником получения информации. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. |
И |
|
|
||||||||
43
|
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
|
1 |
Р
|
Повторить и обобщить изученный раздел |
И |
|
|
||||||||
44 |
Проверочная работа № 3 по разделу «О родине, о подвигах, о славе» |
1 |
КЗ |
|
Закрепление знаний детей, полученных на уроках. |
И |
|
|
|
||||||
Жить по совести, любя друг друга (15 ч) |
|||||||||||||||
45 |
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть |
1
|
ОНЗ
|
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на од-ну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и Самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Знакомство с новым разделом. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности Продолжение работы по произведению А. Толстого. Деление текста на части, выделение главного. |
Ф
|
Умение выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; Коллективное обсуждение прочитанного, высказывание своего суждения в группе или паре |
|
|
||||||
46 |
А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа
|
1 |
ОНЗ Р |
Ф |
|
|
|||||||||
47 |
А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа |
1 |
КЗ |
Проверить знания, полученные за четверть |
И |
|
|
||||||||
48 |
И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов |
1 |
ОНЗ |
Знакомство со стихотворением И. Сурикова. Понимать настроение поэта |
И |
Умение сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. |
|
|
|||||||
49 |
А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии |
1 |
ОНЗ |
Расширить знаний детей о творчестве А.П. Гайдара. . Учить добру, коллективизму. Умение использовать пословицы в тексте, составлять план. |
И |
Воспитание интереса к возрождению тимуровского движения. Составление рассказа на заданную тему. Совершенствова-ние творческих способностей учащихся. Упражнение в словесном рисовании |
|
|
|||||||
50 |
А. Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
||||||||
51 |
М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с жизнью и творчеством М.М. Зощенко. |
И |
|
|
||||||||
52 |
И. Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с творчеством И.Пивоваровой. Уметь прогнозировать содержание произведения, составлять рассказ о героях, выражая свое отношение к ним. |
И |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
|||||||
53 |
Мы идем в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям» |
1 |
ОНЗ |
Многообразие детской литературы. |
И |
Воспитание обучающихся на поступках героев – их сверстников |
|
|
|||||||
54 |
Н.Носов. Дневник Коли Синицына |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с творчеством Н. Носова. |
И |
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
|
|||||||
55 |
Н.Носов Метро. Особенности юмористического текста |
1 |
ОНЗ |
Продолжить знакомство с творчеством Н. Носова. Рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним. Составлять план произведения |
И |
|
|
||||||||
56 |
Семейное Чтение. В. Драгунский. «… бы». Смысл рассказа |
1 |
ОНЗ |
1Знакомство с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В. Драгунского. Умение выделять главное, доказывать, делать выводы |
И |
|
|
||||||||
57 |
Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование |
1 |
ОНЗ |
Продолжить изучение творчества Н. Носова. Рассказывать о героях произведения, выражать свое отношение к ним. |
Ф |
|
|
||||||||
58 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
|
1
|
Р КЗ |
Обобщить знания обучающихся по данному разделу. |
Ф И |
Воспитание внимательного отношения к окружающим, трудолюбия. Умение самостоятельно применять свои знания на практике |
|
|
|||||||
59 |
Проверочная работа № 4 по разделу «Жить по совести, любя друг друга» |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Литературная сказка (26 ч) |
|||||||||||||||
60 |
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература
|
1 |
ОНЗ |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. |
Знакомство с писателями – собирателями народных сказок. Жизнь и творчество авторов литературных сказок |
Ф |
Осмысливание понятия литературная сказка. Сравнение сказки: героев, события. |
|
|
||||||
61 |
Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К.Толстой |
1 |
ОНЗ |
Ф |
|
|
|||||||||
62 |
Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок |
1 |
ОНЗ |
И |
Умение характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнение сказки разных писателей. Обсуждение в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинение сказки по аналогии с авторской сказкой. Выявление особенности поэтического текста сказки.
Умение в работе группы, договариваться друг с другом.
Распределение ролей .
Инсценирование произведения.
Сравнение героев зарубежных сказок с героями русских сказок. |
|
|
||||||||
63
|
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной сказки |
1 |
ОНЗ
р |
Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «гордость» и «зависть» и показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Развивать чувство доброты, стимулировать желание оказать помощь |
И |
|
|
||||||||
64 |
Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки |
1 |
|
И |
|
|
|||||||||
65 |
Шарль Перро – собиратель народных сказок. |
1 |
ОНЗ
Р |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. |
Познакомить детей с творчеством Ш.Перро
|
И |
|
|
|||||||
67
|
Шарль Перро. Мальчик-с-паль-чик. Особенности зарубежной сказки |
1 |
ОНЗ
Р |
И |
|
|
|||||||||
68 |
Шарль Перро. Мальчик-с-паль-чик. Герои сказки |
1 |
ОНЗ
Р |
И |
|
|
|||||||||
69 |
Шарль Перро. Спящая красавица |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
70
|
Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой Герои сказки. Отзыв на книгу |
1 |
ОНЗ
Р |
Знакомство с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена. |
И |
|
|
||||||||
71 |
1 |
И |
|
|
|||||||||||
72 |
1 |
И |
|
|
|||||||||||
73 |
Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки Судьба героев сказки |
1 |
ОНЗ
Р |
И |
|
|
|||||||||
74 |
Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки Судьба героев сказки |
1 |
ОНЗ
Р |
И |
|
|
|||||||||
75 |
Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл. Создание сказки по аналогии |
1 |
ОНЗ |
Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определенную тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литера-турной сказки. Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. |
И |
|
|
||||||||
76 |
Создание сказки по аналогии |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
||||||||
77 |
Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки» |
1 |
ОНЗ |
И |
Формирование основ читательской самостоятельнос ти. |
|
|
||||||||
78 |
Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с творчеством И. Токмаковой. Характеризовать поступки героев |
И |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров Воспитание любви и уважения к родителям. |
|
|
|||||||
79 |
Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. Знакомство |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова. Сравнение сказок С.Т. Аксакова и Ш. Перро. |
И |
|
|
||||||||
80 |
С. Аксаков Аленький цветочек. Особенности литературной сказки |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
81 |
С. Аксаков Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и чудовище. Сравнение сказок |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
82 |
Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. |
1 |
ОНЗ |
Знакомство со сказкой Э. Хогарта. |
И |
|
|
||||||||
83 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1
|
КЗ Р |
Проверить усвоение полученных знаний Повторить и обобщить знания учащихся по разделу. Учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения. |
И
|
Умение самостоятельно применять свои знания на практике Умение составлять аннотацию на книгу, составлять каталог на определённую тему. Умение самостоятельно применять свои знания на практике |
|
|
|||||||
84 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление каталога на тему |
1 |
КЗ Р |
И |
|
|
|||||||||
85 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации и каталога на тему |
1 |
КЗ |
|
|
|
|||||||||
86 |
Проверочная работа №5 по разделу «Литературная сказка» |
1
|
Р КЗ |
И
|
|
|
|||||||||
Великие русские писатели (37 ч) |
|||||||||||||||
87 |
Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: средства художе- ственной выразительности — мета- фора, олицетворение, эпитет. |
1 |
ОНЗ |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности – олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для вы-разительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет на-родной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. |
И |
Формулирование темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока. |
|
|
||||||
88 |
Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказ-ки. |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
89 |
К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи |
1 |
ОНЗ |
Проявлять интерес к творчеству А.С. Пушкина, его биографии |
И |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
|
|
|||||||
90 |
Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» |
|
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
91 |
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Срав- нение с народной сказкой |
1 |
ОНЗ |
Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. |
И |
Сравнение с народной сказкой. |
|
|
|||||||
92 |
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Осо- бенность литературной сказки |
|
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
93 |
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне… Герои сказки |
1 |
Р |
Характеристика главных героев, оценка их поступков |
И |
Видеть скрытый смысл, заключенный в сказках. Различие положительных и отрицательных героев. |
|
|
|||||||
94 |
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Вол- шебные предметы в сказке |
|
ОНЗ |
И |
|
|
|
||||||||
95 |
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Вол- шебные помощники в сказке |
|
ОНЗ |
И |
|
|
|
||||||||
96 |
В. Жуковский. Спящая красавица. |
1 |
ОНЗ |
И |
Сравнение литературных сказок |
|
|
||||||||
97 |
А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. |
1 |
ОНЗ |
Прививать любовь к природе. Понимание стихов поэта |
И |
Сравнение произведения живописи и литературы |
|
|
|||||||
98 |
А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
99 |
Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. |
1 |
ОНЗ |
Расширение знаний о творчестве Ф.И. Тютчева |
И |
|
|
||||||||
100 |
И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. |
1 |
ОНЗ |
Знакомство детей с произведением И.И. Козлова |
И |
Сравнение произведений живописи и литературы |
|
|
|||||||
101 |
Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон» |
1 |
ОНЗ |
Учить определять основную мысль сочинения. Писать сочинение по личным впечатлениям. |
И |
|
|
||||||||
102 |
М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Сообщение о М.Ю.Лермонтове |
1 |
ОНЗ |
Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. |
И |
Умение сравнивать произведения литературы и живописи. Прививать любовь к русской поэзии |
|
|
|||||||
103 |
М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов
|
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
104 |
М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
105 |
М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений ли- тературы и живописи |
1 |
ОНЗ |
Объяснить, что такое песнь. Дать представление как выглядела Москва в те времена. Продолжить знакомство с Отечественной войной 1812 года. |
И |
Сравнение песни с былиной |
|
|
|||||||
106 |
М.Ю. Лермонтов. Песнья про царя Ивана Васильевича… Особенности исторической песни |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
107 |
М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов |
1
|
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
108 |
Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа
|
1
|
ОНЗ |
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Знакомство с отрывками из произведения «Детство» |
И |
|
|
||||||||
Понимание смысла произведения |
|||||||||||||||
109 |
Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
110 |
И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины |
1 |
ОНЗ |
Расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве. Учить видеть прекрасное в окружении Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина. |
И |
Выяснение авторского отношения к изображаемому. Дополнение содержания текста. Оценивание поступки героев. |
|
|
|||||||
111 |
И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. Гаснет вечер, даль синеет.. И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы |
1
|
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
112 |
И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
113 |
И. Бунин. Еще холодно и сыро. |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
114 |
Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. |
1 |
ОНЗ |
Открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова. |
И |
Расширение читательского кругозора. Сравнение со сказочным текстом |
|
|
|||||||
115 |
Проект. Мы идём в музей. Подго- товка к экскурсии |
1 |
ОНЗ с/к |
|
И |
|
|
|
|||||||
116 |
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег |
1 |
ОНЗ |
Творчество Л. Н. Толстого Знакомство с баснями «Кто прав?» и «Мудрый старик» |
И |
Выявление мотивов и причин поступков героев Воспоминания о прочитанных произведениях Л.Н. Толстого |
|
|
|||||||
117 |
Л.Н. Толстой. Басни |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
|
|||||||||||||||
118 |
Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов |
1 |
ОНЗ |
Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. |
И |
Обсуждение вопросов, связанных с гуманным отношением к военнопленным. |
|
|
|||||||
119 |
Л. Н. Толстой. Петя Ростов. Пере- сказ |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
120 |
И.А. Крылов. Ворона и лисица |
1 |
ОНЗ |
Продолжить знакомство с баснями И.А. Крылова. Мораль произведения. |
И |
Определение басни как жанра литературы по характерным признакам. |
|
|
|||||||
121 |
Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование |
1 |
ОНЗ |
И |
|
|
|||||||||
122 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
1 |
Р |
Выполнение заданий по тексту. |
И |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
|
|||||||
123 |
Проверочная работа №6 по разделу «Великие русские писатели» |
1 |
КЗ |
|
И |
|
|
||||||||
Литература как искусство слова. ( |
|||||||||||||||
124 |
Литературные страницы родного города. |
1 |
ОНЗ |
|
Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять достижения способы ее достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью |
И |
|
|
|
||||||
125 |
Литературные страницы родного города. |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
||||||||
126 |
Голуби. И.Тургенев (стихотворение в прозе). |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
||||||||
127 |
Голуби. И.Тургенев (стихотворение в прозе). |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
128 |
Стихотворения А.С.Пушкина. |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
129 |
Стихотворения С.Есенина. |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
130 |
Обобщающий урок - игра по разделу «Истоки литературного творчества» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
131 |
Читательская конференция по теме «Зарубежные писатели детской литературы» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
132 |
Читательская конференция по теме «Зарубежные писатели детской литературы» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
133 |
Урок-викторина по теме «Великие русские писатели» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
134 |
Урок-игра «Литературные сказки» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
135 |
Обобщающий урок по курсу « Литературное чтение» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
136 |
Обобщающий урок по курсу « Литературное чтение» |
1 |
ОНЗ |
|
И |
|
|
|
|||||||
|
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение
2. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. , М., «Просвещение». 2014 г.
3. Программа «Тамбовские писатели – детям» Тамбов: Юлис, 2007, составитель Г.М. Первова
4. Методические рекомендациями к урокам по книге «Тамбовские писатели – детям», автор Г.М. Первова – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
5. Карточки.
6. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Литературное чтение».
7. Технические средства : проектор, компьютер, интерактивная доска (экран)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения
Техника чтения:
Классы |
Входной контроль |
1 полугодие |
2 полугодие |
1 |
- |
- |
30 (40) |
2 |
30 (40) |
40 (50) |
50 (60) |
3 |
50(60) |
60 (70) |
70 (80) |
4 |
70(80) |
80 (90) |
90-100 (100- 110) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.