Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1-4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1-4 класс

Оценка 4.6
docx
12.10.2021
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1-4 класс
7 лит чт на род яз 21-22 +.docx

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родном языке» являются:

-  следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 – умение осознавать и определять эмоции других людей;

  -  сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтении;

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

Регулятивные:

  - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: -

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст – иллюстрация, таблица, схема);

 - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 - пользоваться  словарями, справочниками;

 - осуществлять анализ и синтез;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

 - строить рассуждения.

Коммуникативные:

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 - владеть монологической и диалогической формами речи;

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Предметными результатами являются:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст.

 

2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

 - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклица¬тельный знак).

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

 Регулятивные:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

 - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 - учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные:

 - ориентироваться в учебнике, в словаре;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Коммуникативные:

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-  слушать и понимать речь других;

-  пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 - выразительно читать и пересказывать текст;

 - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 - осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

 - понимать смысл заглавия текста;

-  выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;

-  самостоятельно озаглавливать текст;

 - делить текст на части, озаглавливать части;

 - подробно и выборочно пересказывать текст.

3 – 4 класс

 Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

 – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 - умение  любить и уважать свое Отечество,  язык, культуру;

 - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

-  потребность в чтении.

Метапредметнымирезультатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

Регулятивные:

 - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

 - вычитывать все виды текстовой информации;

 - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 - извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ  прочитанного текста;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

 - строить рассуждения.

Коммуникативные:

 - оформлять свои мысли в устной  форме с учётом речевой ситуации;

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Предметнымирезультатами изучения предмета «Литературное чтение на  русском родномязыке» являются:

3 класс

Сформированность следующих умений:

 - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 - осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам.

- делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

 - читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

-  стремиться  к совершенствованию своей речи.

4 класс

 - пользоваться словарями;

- осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;

- самостоятельно осмысливать текст;

-делить текст на части;

- составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

 - создавать грамотные  связные устные высказывания на заданную тему.

 

2. Содержание учебного предмета « Литературное чтение на русском родном языке»

         В содержание программы на каждом году обучения выделяются  разделы «Россия -  наша Родина», «Фольклор нашего народа», «О братьях наших меньших», «Времена года».  Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению, их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Основные виды деятельности и предполагаемые формы.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога: • занятие-диспут, • занятие-спектакль,  • занятие-праздник, • занятие-интервью, • интегрированное занятие, • конференция, • устный журнал, • конкурсы, • литературные встречи, • литературная гостиная, • литературный ринг и т. д.

 Формы и средства контроля результатов по программе. В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итогов применяются: - диагностика (проверка читательского кругозора); - проверка техники чтения; - беседа, которая проводится в конце каждого занятия.

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная.

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического каталога, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).

Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное и авторское произведение, структура (композиция). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.

Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, выражения через поступки и речь. Характеристика исторического – защитника Отечества. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков воспитание нравственных принципов.

Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части всего текста, составление плана -в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Понимание заглавия произведения: адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос «Почему автор так назвал свое произведение?») Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Говорение (умение говорить) (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

Работа со словом: умение распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран), произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников,

Произведения классиков отечественной литературы 19- 20 вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представлены разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания.

Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различие)

Жанровое разнообразие произведений. Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция). Сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.

Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.

Развитие умений различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи; сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

1 класс

 

Тема урока

Кол-во часов

 

1

Устное народное творчество. Работа с пословицами. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Люби все живое . Нет друга – ищи, а нашел – береги.

1

2

Развитие речи. Край родной, навек любимый. Век живи, век учись.

1

3

Работа с пословицами. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Ученье – путь к уменью. Каков мастер, такова и работа. Старый друг лучше новых двух. 

1

4

Устное народное творчество. Русская народная сказка. Виды сказок. Лексическое значение слова.

1

5

Развитие речи. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»  Зачин   и концовка.

1

6

Терпение и труд все перетрут. Составление рассказа. Не делай другим того, чего себе не пожелаешь.

1

7

Развитие речи. Красна птица опереньем, а человек - уменьем. Люби все живое.

1

8

Чтение текстов о животных и морально-этического характера.

Развитие речи. Бог не в силе, а в правде.

1

9

Как человек научился летать. Путешествие в прошлое.

1

10

История славянской азбуки.  Из старинных книг. К. Ушинский « Лед тронулся»

1

11

Стихи К.И. Чуковского. Стихи А.Л. Барто и С.В. Михалкова.

1

12

Г. Сапгира «Про медведя», М. Бородицкой «Разговор с пчелой»,  И. Гамазковой «Кто как кричит?»

1

13

Чтение и пересказ на основе картинного плана сказки Е. Чарушина «Теремок»

1

14

Устное народное творчество. Выразительное чтение русских народных потешек, стишков и песенок из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

15-16

Устное народное творчество. Защита проектов.

2

 

 

 

2 класс

 

Тема урока

Кол-во часов

Раздел 1 «Россия – наша Родина»

 

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовем». К Паустовский «Моя Россия»

1

2

П.Воронько «Лучше нет родного края». Г.Ладонщиков «Родное гнездышко»

1

3

З. Александрова «Наш край»

1

Раздел 2   «Фольклор нашего народа»

 

4

Пословицы и поговорки о Родине, о дружбе, о добре, о правде. Русские народные потешки и прибаутки, небылицы. Народные песенки.

1

5

Русские народные игры. Считалки. Игра «У медведя во бору». Народные загадки в стихах и прозе. Календарные народные праздники и обряды.

1

6

Русские народные сказки. «Морозко», «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

1

7

Собиратели народных сказок В.И. Даль, А.Н. Афанасьев

1

8

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

1

Раздел 3 «О братьях наших меньших»

 

9

М.М.Пришвин «Журка», Н.И. Сладков «Весенняя баня»

1

10

С.Я. Маршак «Зоосад», Б.В. Заходер «Птичья школа»

1

11

В.В. Бианки «Музыкальная канарейка», Г.А. Скребицкий «Пушок»

1

12

К.Д. Ушинский «Чужое яичко», Н.И. Сладков «Топик и катя»

1

13

А.Л. Барто «Бедняга кот», Е.И. Чарушин «Рябчонок»

1

14

И.П. Такмакова «Котята». Посещение сельской библиотеки. Выставка книг о животных.

1

Раздел 4 «Времена года»

 

15

И. Соколов-Микитов «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», К. Ушинский    «Выпал снег»

1

16

В. Бианки   «Как животные к холодам готовятся», И.С. Соколов-Микитов  « Бурундук»

1

17

М.Пришвин «Цветут березки», С.Соколров-Микитов «Лето в лесу», Викторина «Что? Где? Когда?»

1

 

3  класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Устное творчество русского народа. Русские народные сказки. Иван - герой русских сказок.

1

2

 Родные поэты об осени

1

3

Басни И.А. Крылова. Игра  "Звездный час" по творчеству И.А. Крылова

1

4

Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова и Е. Чарушина

1

5

Диалоги о животных. "Рассказы о животных"

1

6

Читаю стихотворение и слышу сказку

В гостях у дедушки Корнея

1

7

Урок - конкурс "Весёлые стихи Бориса Заходера"

1

8

Что говорят стихи (Поэзия С.Я. Маршака). С.Я. Маршак – переводчик. Викторина игра  по теме "Творчество С.Я. Маршака"

1

9

Про эту книгу (Книги самоделки из материалов периодической печати). О чём рассказывают журналы?

1

10.

Короткие рассказы и сказки Е.И. Пермяка. Викторина по творчеству Е.И. Пермяка

1

11

Что за прелесть эти сказки! (Литературные сказки  А.Н. Толстого). Викторина по теме "Литературные герои"

1

12

Мифы, легенды, предания.

1

13

Знай и люби родную природу . Уральские сказы П.П. Бажова

1

14

Волшебные сказки русских авторов . Сказки А. С. Пушкина

1

15

Путешествие в страну сказок . Сказки братьев Гримм

1

16

Путешествие в страну сказок . Сказки Г. Х. Андерсена

1

17

" Урок - отчёт "По дорогам сказки"

1

 

 

 

 

4 класс

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1Книга в мировой культуре (6 часов)

 

1

Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности. Из повести временных лет. Летописец Нестор. О книгах

1

2

Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам».

1

3

Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках. Поиск ответов на вопросы с опорой на текст

1

4

Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская «В монастырской келье…».

1

5

Сокровища духовной народной мудрости. М. Горький. О книгах.

1

6

Обобщение по разделу.«Книга в мировой культуре» Проект «Ценность книг»

1

Истоки литературного творчества ( 6 часов)

 

7

Основные понятия раздела: былины, мифы, сказки, притчи. Виды устного народного творчества.

1

8

Пословицы разных народов. Библия        – главная священная книга христиан.

1

9

Былины.  Особенности  былинных  текстов. Славянский миф. Особенности мифа.

1

10

Известные русские собиратели сказок. Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке».

1

11

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Чтение сказок.

1

12.

Притча. Чему она учит? Работа с притчей. Обобщение по разделу. Защита проектов.

1

О Родине, о подвигах, о славе ( 5 часов)

 

13

Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском

1

14

В. Серов. Ледовое побоище .Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

1

15

Д. Донской. Куликовская битва.

1

16

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. В.Катаев «Сын полка»

1

17

 Монологическое высказывание «Моё отношение к герою произведения «Сын полка» . Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

1

 


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс

Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -…

Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -…

Познавательные : - ориентироваться в учебнике, в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и…

Познавательные : - ориентироваться в учебнике, в словаре; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и…

Личностными результатами изучения предмета «

Личностными результатами изучения предмета «

Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -владеть монологической и…

Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -владеть монологической и…

Содержание учебного предмета «

Содержание учебного предмета «

Формы и средства контроля результатов по программе

Формы и средства контроля результатов по программе

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь

Умение проявлять доброжелательность к собеседнику

Умение проявлять доброжелательность к собеседнику

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях,…

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях,…

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы

Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы

Развитие речи. Красна птица опереньем, а человек - уменьем

Развитие речи. Красна птица опереньем, а человек - уменьем

Раздел 3 «О братьях наших меньших» 9

Раздел 3 «О братьях наших меньших» 9

Короткие рассказы и сказки Е.И

Короткие рассказы и сказки Е.И

Основные понятия раздела: былины, мифы, сказки, притчи

Основные понятия раздела: былины, мифы, сказки, притчи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021