Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском ) МОБУ "СОШ с.Иннокентьевка"

  • docx
  • 15.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение на родном (русском).docx

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Наименование учебного предмета

Литературное чтение на родном (русском) языке

Класс

3

Учитель

Кашкина Анна Сергеевна

Срок реализации программы (учебный год)

2021-2022год

Количество часов по учебному плану (в неделю, год);

Количество   контрольных работ:

(0,5 часа в неделю)

17 часов в год

Проект – 1

Тест - 1

Планирование составлено на основе:

Примерная образовательная программа  Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю, Рябининой Л.А, Соколовой О.В. «Литературное чтение на родном (Русском) языке»1-4класс»,М:, «Просвещение»,2020г

 

Используемый учебник:

Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Учебное пособие Автор:Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю, Рябининой Л.А, Соколовой О.В.

Издательство: Просвещение, 2020г

 

Рабочую программу составила:

Кашкина Анна Сергеевна

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе «Литературное чтение на родном (русском) языке»   3класс

(нормативные документы)

 

  • Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован Минюст №17785 от 22.12.2009 г.)
  • Примерная образовательная программа Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю, Рябининой Л.А, Соколовой О.В. «Литературное чтение на родном (Русском) языке»1-4класс»,М:, «Просвещение»,2020г
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОБУ «СОШ с.Иннокентьевка» на 2017 -2022 учебный год.
  • Учебный план МОБУ «СОШ с.Иннокентьевка» на 2021 -2022 учебный год
  •  Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Учебное пособие Автор:Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю, Рябининой Л.А, Соколовой О.В.

Издательство: Просвещение, 2020г

  •  Место в учебном плане: (0,5 часа в неделю); 17 часов в год

·         При организации обучения и дистанционных образовательных технологий используются образовательные платформы: «Российская электронная школа»,  Дневник.ру,  Учи.ру, «Урок цифры», ЯКласс, МЭО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

 – учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

 – ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

 – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; 

Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

 – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

 – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

 – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей;

 – проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

 – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-­следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действияОбучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 – формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:

 – находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

 – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информацииОбучающийся научится:

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Обучающийся получит возможность научиться:

 – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информацииОбучающийся научится:

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения;

 – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Предметные универсальные учебные действияОбучающийся научится:

– формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному отношению к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

 – осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 – достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 – понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Обучающийся получит возможность научиться:

 – обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

 – относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 – овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

 – овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 – осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 – осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Раздел 1. Учимся наблюдать и копим впечатления. 3 часа

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. В.Берестов «Первый листопад», «Отражение» Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. В.Лунин «Идем в лучах зари», «Ливень» Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. А.Иванов «Как Хома картины собирал» Привлечение справочных и иллюстративно--изобразительных материалов. «Музейный Дом. Выставка рисунков»

 Раздел 2. Постигаем секреты сравнения, сказки народов России. 1 час

Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Русские народные сказки. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Д.Дмитриев «Встреча»

 Раздел 3. Почему люди фантазируют? 3 часа

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Э.Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода» Произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы, доступные для восприятия младших школьников.  С.Козлов «Звуки и голоса». Ориентировка в литературных понятиях: герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли. О.Кургузов «Мальчик-папа» Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. «Музейный Дом. Выставка рисунков» 

Раздел 4. Учимся любить. 3 часа

Характеристика героя с использованием художественно-выразительных средств. Э.Мошковская «Когда я уезжаю», «Нужен он» Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). В.Драгунский «Кот в сапогах» Формирование умений осознанного и выразительного чтения. Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

 Раздел 5. Набираемся житейской мудрости. 1 час

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Композиционные особенности басни. И.Крылов. Басни Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. «Музейный Дом. Выставка рисунков»

  Раздел 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного. 2 часа

Основные темы детского чтения: юмористические произведения. Н.Носов «Мишкина каша» Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Разные аспекты смешного. М.Вайсман «Приставочка моя любименькая»

 Раздел 7. Пытаемся выяснить, как рождается герой. 2 часа

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода. С.Махотин «Самый маленький».  Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Раздел 8Сравниваем прошлое и настоящее. 2 часа

Ориентировка в литературных понятиях: герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли. Характеристика героя. Ю.Коваль «Под соснами» Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. К.Паустовский «Стальное колечко» Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе и репродукциях картин (на примере народов России). «Музейный Дом. Выставка рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Раздел программы

Модуль воспитательной программы «школьный  урок»

Количество часов

Виды контроля

Количество часов, отведенное на:

проект

 

тест

Учимся наблюдать и копим впечатления.

Урок знаний

3

 

 

  1.  

Постигаем секреты сравнения, сказки народов России.

Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру, «Инфоурок»)

1

 

 

  1.  

Почему люди фантазируют?

Урок творчества

3

 

 

  1.  

Учимся любить.

Библиографический урок.

3

 

 

  1.  

Набираемся житейской мудрости.

Выставка рисунков.

 

1

 

 

  1.  

Продолжаем разгадывать секреты смешного.

Проектный урок

2

 

 

  1.  

Пытаемся выяснить, как рождается герой.

Творческая деятельность

«чтение по ролям»

2

 

 

  1.  

Сравниваем прошлое и настоящее.

Интеллектуальные интернет – конкурсы («Учи.Ру, «Инфоурок

2

 

 

Итого

17

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(«Литературное чтение на родном языке»)


№ урока

дата     

Тема раздела,  урока

Кол –во ч

План

     факт        

3 четверть 10 часов

Тема 1 «Учимся наблюдать и копим впечатления» 3 часа

1.       

 

 

В.Берестов «Первый листопад», «Отражение»

1

2.       

 

 

В.Лунин «Идем в лучах зари», «Ливень»

1

3.       

 

 

А.Иванов «Как Хома картины собирал». «Музейный Дом. Выставка рисунков» 

1

Тема 2 «Постигаем секреты сравнения, сказки народов России» 1 час

4.       

 

 

Д. Дмитриев «Встреча»

1

Тема 3 «Почему люди фантазируют?» 3 часа

5.       

 

 

Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода»

1

6.       

 

 

С. Козлов «Звуки и голоса». «Музейный Дом. Выставка рисунков»

1

7.       

 

 

О. Кургузов «Мальчик-папа»

1

Тема 4 «Учимся любить» 3 часа

8.       

 

 

Э. Мошковская «Когда я уезжаю», «Нужен он»

1

9.       

 

 

В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

10.   

 

 

Тим Собакин «Самая большая драгоценность» Подведение итогов. Тест.

1

4 четверть 7 часов

Тема 5 «Набираемся житейской мудрости» 1 час

11.   

 

 

Рассказы К.Д.Ушинского

К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла» «Четыре желания»Выставка рисунков»

1

Тема 6 «Продолжаем разгадывать секреты смешного» 2 часа

12.   

 

 

Н. Носов «Мишкина каша» и др. рассказы

1

13.   

 

 

М. Вайсман «Приставочка моя любименькая»

1

Тема 7 «Пытаемся выяснить, как рождается герой» 2 часа

14.   

 

 

С. Махотин «Самый маленький».

1

15.   

 

 

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

Тема 8 «Сравниваем прошлое и настоящее» 2 часа

16.   

 

 

Ю. Коваль «Под соснами» К. Паустовский «Стальное колечко». «Музейный Дом. Выставка рисунков»

1

17.   

 

 

Итоговая промежуточная аттестация

1