РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
УМК «Школа России»
для 3 класса,
срок реализации программы – 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 классов разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15.
-Авторской программой М.И.Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика» (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение).
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Школа России».
Сроки реализации программы 1год.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет рад задач:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
-воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Общая характеристика курса.
Начальный курс математики —
курс интегрированный: в нем объединен арифметический,
алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса
составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических
действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также
основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и
письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает
ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также
формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с
различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими
чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов
алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений,
способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируется представление о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствиями с правилами порядка выполнения арифметических действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего ми различного во внешних признаках (форма, размер), а так же в числовых характеристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т.е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребенка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира.
На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимость между ними в процессе измерений, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимости отношений). Обучающиеся используют при этом простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с помощью математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Методическое содержание позволяет развивать и организационные умения, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математики школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Место учебного предмета.
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Математика и информатика |
Образовательная часть |
|
|
|
Математика |
4 |
136 |
Ценностные ориентиры учебного предмета.
Решение задач, стоящих пред курсом “Математика”, обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Результаты освоения курса.
1. Личностные:
- целостное восприятие окружающего мира,
- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, творческий подход к выполнению заданий,
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
- установку на здоровый образ жизни, работу на результат.
2. Метопредметные:
- овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера,
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
-использование различных способов поиска,
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов.
3. Предметные:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи,
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач,
-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями ,решать текстовые задачи, строить геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Особенности изучения курса обучающимися с ЗПР
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
· формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
· формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
· уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
· формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
· учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
· формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
· формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа, сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
· развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
· удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
· способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
· содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– научить выделять, сравнивать, обобщать свойства предметов (по цвету, форме, размеру), активизируя необходимые мыслительные операции;
– научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий сложения и вычитания;
– сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и вычитания) в пределах 100 и 1000;
– научить распознавать простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок) и строить их по заданным значениям (кроме круга);
– научить решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; отвечать на вопросы: который по счету? сколько всего? сколько осталось?
– формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении условия задачи с помощью рисунка и/или схемы);
– учить умению планировать и контролировать учебные действия при решении задач и примеров, развивая тем самым способность к самостоятельной организации собственной деятельности;
– воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
– совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий, обозначающих пространственные представления (вверх – вниз, слева – справа, здесь – там, спереди – сзади, посередине, за – перед, между) временные (утро, день, вечер, ночь, раньше, позже), признаки предметов (больше, меньше, длиннее, короче, тоньше, толще, выше, ниже, одинаковые), понятий, используемых при сопоставлении предметов (столько же, поровну, больше, меньше);
– удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также переносу полученных знаний;
– развивать мелкую моторику как одно из условий становления графомоторных навыков.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать, планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам.
При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети, начавшие школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном счете, усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что негативно влияет на мотивацию к учебной деятельности.
Обучение предмету «Математика» создает возможности для преодоления перечисленных недостатков. Программа предполагает использование предметной линии учебников «Школа России». Однако механический перенос методических рекомендаций по обучению математике школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, на контингент обучающихся с ЗПР недопустим.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. Формирование ориентировочной основы различных математических действий базируется на полноценном овладении составом числа. Помимо перечисленных при обучении математике решаются и общие коррекционно-развивающие задачи. Так совершенствование учебного высказывания может реализовываться через обучение ориентировке на поставленный вопрос при формулировке ответа (например, при решении задачи).
У обучающихся с ЗПР в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления (способность к знаковому опосредствованию совершаемых действий). Поэтому они могут испытывать трудности в составлении схем, краткой записи. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению (составление рисунков, наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, памяток-подсказок, отражающих ход решения задачи и т.п.) улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения необходимо осуществлять индивидуальный подход к младшим школьникам с ЗПР. Обучающиеся, обнаруживающие относительно бо́льшую успешность при изучении материала, могут выполнять дополнительные индивидуальные задания. В свою очередь, школьники, испытывающие значительные трудности, могут получать необходимую помощь на психокоррекционных занятиях. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей системе коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике совершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяется объем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления, улучшаются навыки установления причинно-следственных связей и разнообразных отношений между величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти. Требования пояснять ход своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства. Усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления. Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально насыщена знаково-символическими средствами, активизирующими отвлеченное мышление.
При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика» обучающиеся овладевают определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованию произвольной регуляции деятельности.
Содержание материала позволяет ввести в курс большое количество заданий предметного характера, предполагающих использование практических действий для их решения. Педагогу рекомендуется соблюдать принцип пошаговости при объяснении нового материала, которое обеспечивается уже указанной выше этапностью формирования действий, большим объемом наглядности, активизацией разных каналов восприятия (слухового, зрительного, тактильнокинестетического).
Происходит постепенное усложнение заданий. Первые решаются в наглядно-практическом плане, далее предлагаются задания, решаемые с помощью действий образного мышления.
При обучении детей с ЗПР важно взаимодействие специалистов. Осуществление взаимосвязи учителя с педагогом-психологом позволит учитывать рекомендации последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию учебных действий, а также произвольной регуляции деятельности.
Педагог-психолог, в свою очередь, способствует преодолению дисфункций (недостатков зрительно-моторной координации, пространственных представлений и пр.), а также создает основу для облегчения усвоения предметного материала за счет совершенствования познавательной деятельности.
Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей является необходимым условием для достижения планируемых результатов образования и формирования сферы жизненной компетенции.
С целью реализации коррекционной направленности предмета и удовлетворения образовательных потребностей обучающихся учителю необходимо:
– знакомить с новым материалом развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания: например, при установлении взаимно однозначного соответствия между предметными множествами: пересчитать предметы, положить столько же фишек, сколько предметов в первом множестве, положить столько же фишек, сколько предметов во втором множестве, попарно соотнести выбранное количество фишек; прийти к аргументированному выводу: в каком множестве предметов больше и почему);
–изучать цифры с опорой на все модальности: слуховую, зрительную, кинестетическую (пишем цифры в воздухе, на спине одноклассника, лепим из пластилина, выкладываем из палочек, персонифицируем названия элементов цифры, например, цифра 1: носик, ножка; цифра 2: голова, шейка, хвостик);
– отводить значительное время практическим действиям: работе с предметами, рисунками, схемами к задачам и примерам и пр.;
– использовать для обучающихся мнестические опоры: наглядные схемы, шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»). Систематическое повторение и закрепление изученного материала способствует прочному и осознанному усвоению нового.
– понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: для чего мы подчеркнули главные слова в задаче? т.п.;
– постоянно напоминал и проговаривал способ последовательности написания цифры, решения задачи, наглядно демонстрировал, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.
В большинстве случаев ученики с ЗПР нуждаются в стимулирующей (подбадривание) и организующей (фиксация внимания, подсказка) помощи на разных этапах урока. При самом низком уровне сформированности системы произвольной регуляции успех ребенку может быть обеспечен только при полном объеме помощи, т.е. фактически совместном выполнении задания.
Содержание курса.
Основу курса математики в 3 классе составляет изучение следующих разделов:
1. Числа и величины
2. Арифметические действия
3. Работа с текстовыми задачами
4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
5. Геометрические величины.
6. Работа с информацией.
Основу составляет табличное умножение и деление, внетабличное
умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре
арифметических действия с числами в пределах 1000.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых
алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий
важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко
сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При
рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко
выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их
измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой
«Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами
измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление
сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.
Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с
разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий
используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении
значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание в рабочей программе заслуживает рассмотрение правил о порядке
выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с
первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие
только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются
при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В
дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения
действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри
скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими
сначала 2 – 3 действия, а затем 3–4 арифметических действия.
Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из
сложных и ответственных вопросов курса математики в 3 классе. Работа над ним
требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений.
Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования
программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем
основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на
системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах
обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена –
количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число
изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его
площадь.
Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в
их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы
обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения,
противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач
взаимообратных.
Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при
решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять
полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и
составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать
полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы
обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и
сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно
придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач,
объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения,
логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью,
пробуждает уобучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их
практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе
позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами
окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить
уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у
учащихся.
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются:
фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы,
коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых
группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка,
взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические
технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение.
Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые,
проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения:
разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал,
таблицы.
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание |
8ч. |
2 |
Табличное умножение и деление |
56ч. |
3 |
Числа от 1 до 100 Внетабличное умножение и деление |
27ч. |
4 |
Числа от 1 до 1000 Нумерация |
13ч. |
5 |
Числа от 1 до 1000 Сложение и вычитание |
10ч. |
6 |
Умножение и деление |
12ч. |
7 |
Итоговое повторение |
10ч. |
Всего |
136ч. |
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данной программы используется учебно –
методический комплект:
- Учебник М.И.Моро, М.А.Бантова и др.
«Математика. 3 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение».
- «Школа России» Концепция и программы для
начальных классов – М.: «Просвещение».
- С. И.Волкова. Проверочные работы по
математике. 3 класс.- М: «Просвещение».
- Т. Ю. Мокрушина. Поурочное планирование по математике. 3 класс.
- М: «Просвещение».
Тематическое планирование по математике(136 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) ( 8ч.) |
|||||||||||
1 |
|
Устные и письменные приемы сложения. |
Знать нумерацию чисел в пределах 100; приёмы вычислений, основанные на нумерации; название компонентов и результатов действий при сложении и вычитании. Уметь решать задачи. |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника.
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
|
||||||
2 |
|
Устные и письменные приемы вычитания. |
Знатьприёмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; приёмы сложения, опираясь на переместительный закон сложения. Уметь преобразовывать и сравнивать именованные числа; решать текстовые задачи. |
||||||||
3 |
|
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. |
Знатьлатинские буквы; приёмы письменного сложения и вычитания. Уметьрешать задачи, находить периметр прямоугольника. |
||||||||
4 |
|
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым |
Уметьрешать уравнения и текстовые задачи. |
||||||||
5 |
|
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитание. |
Уметьрешать уравнения; сравнивать и преобразовывать; логически мыслить, рассуждать. |
||||||||
6 |
|
Обозначение геометрических фигур буквами. |
Уметьписать заглавные латинские буквы, которые служат для обозначения геометрических фигур; чертить и измерять отрезки, строить геометрические фигуры и измерять их стороны; решать текстовые задачи; логически мыслить. |
||||||||
7 |
|
Повторение пройденного материала по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». |
Уметь решать текстовые и геометрические задачи, уравнения; сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить. |
||||||||
8 |
15.09. |
Вводная контрольная работа. |
Уметьрешать текстовые и геометрические задачи, уравнения; сравнивать, рассуждать, анализировать, логически мыслить. |
||||||||
Табличное умножение и деление (продолжение) (28ч.) |
|||||||||||
9 |
|
Связь умножения и деления. Таблица умножения на 2 и 3. |
Знатьсмысл действия умножения. Уметьзаменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения; преобразовывать единицы. |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника
|
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
10 |
|
Робота над ошибками, допущенными в контрольной работе. Чётные и нечётные числа. |
Знатькакие числа называются чётными и нечётными. Уметьрешать текстовые задачи. |
||||||||
11 |
|
Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость.22 |
Знатьтермины «цена», «количество», «стоимость». Уметьрешать задачи нового типа. |
||||||||
12 |
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.23 |
Знатьправило выполнения действий не только сложения и вычитания, но и умножения и деления со скобками и без них. Уметьрешать задачи. |
||||||||
13 |
|
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Закрепление 24 |
Уметь выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые и геометрические задачи. |
||||||||
14 |
|
Порядок выполнения действий без скобок.26 |
|
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника Умножение чисел. использование соответствующих терминов.
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.
Решение текстовых задач арифметическим
способом (с опорой
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника Умножение чисел. использование соответствующих терминов.
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.
Решение текстовых задач арифметическим
способом (с опорой
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника Умножение чисел. использование соответствующих терминов.
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.
Решение текстовых задач арифметическим
способом (с опорой
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
||||||
15 |
|
Порядок выполнения действий без скобок. Закрепление. 27 |
Уметь решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; рассуждать и анализировать. |
||||||||
16 |
|
Обобщение. Зависимости между величинами. |
Уметьрешать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; рассуждать и анализировать. |
||||||||
17 |
|
Повторение пройденного «Что узнали? Чему научились?» Странички для любознательных |
Уметь решать простые задачи на умножение и деление; |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
18 |
|
Повторение пройденного«Что узнали? Чему научились?» |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3. Уметь решать простые задачи на увеличение числа в несколько раз, сравнивать числовые выражения, рассуждать. |
||||||||
19 |
|
Проверочная работа «Проверим себя и свои достижения.» |
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3. Уметьрешать простые и составные задачи; задачи на уменьшение числа в несколько раз, сравнивать числовые выражения, рассуждать. |
||||||||
20 |
|
Умножение4, на 4 и соответствующие случаи деления. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5; правило, по которому можно узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого Уметьрешать задачи на кратное сравнение; составные задачи. |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; -Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
21 |
|
Таблица «Пифагора» |
Уметь решать задачи на разностное и кратное сравнение; рассуждать. |
||||||||
22 |
|
Решение задач на увеличение числа в несколько раз. |
Уметь решать задачи на разностное и кратное сравнение; рассуждать. |
||||||||
23 |
|
Решение задач на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. |
Уметь обнаруживать и устранять ошибки логического и вычислительного характера. |
||||||||
24 |
|
Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5. Уметьзаписывать выражения с переменной, решать уравнения; логически мыслить, |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
|||||||
25 |
|
Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Закрепление. |
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5. Уметьзаписывать выражения с переменной, решать уравнения; решать задачи, делать схематический чертёж логически мыслить, |
||||||||
26 |
|
Таблица умножения и деления на 5. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
||||||||
27 |
|
Задачи на кратное сравнение |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
||||||||
28 |
|
Задачи на кратное сравнение. Закрепление. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
||||||||
29 |
|
Решение задач на кратное сравнение. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
||||||||
30 |
|
Таблица умножения и деления на 6 |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметь решать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Целостное восприятие окружающего мира.
|
|||||||
31 |
|
Таблица умножения и деления на 6. Закрепление. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
||||||||
32 |
|
Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать. |
||||||||
33 |
|
Таблица умножения и деления на 7. |
Уметьрешать простые и составные задачи, уравнения, рассуждать |
||||||||
34 |
|
Проект «Математические сказки». Странички для любознательных. |
Уметь работать в паре, использовать математические понятия; анализировать составленные сказки |
||||||||
35 |
|
Повторение пройденного «Что узнали? Чему научились?» |
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать; решать простые и составные задачи, уравнения, рассуждать |
||||||||
36 |
|
Контроль и учет знаний. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7. Уметьрешать задачи, сравнивать, вычислять, рассуждать; решать простые и составные задачи, уравнения, рассуждать |
||||||||
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление( продолжение) (28 ч) |
|||||||||||
37 |
|
Площадь.Способы сравнения фигуры по площади. |
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8. Уметьрешать задачи, вычислять площади прямоугольников, мыслить, наблюдать, рассуждать. |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
38 |
|
Единицы площади. Квадратный сантиметр. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8,9 Уметьрешать задачи, вычислять площади прямоугольников, мыслить, наблюдать, рассуждать. |
||||||||
39 |
|
Площадь прямоугольника. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8,9. Уметьрешать задачи, вычислять площади прямоугольников, мыслить, наблюдать, рассуждать. |
||||||||
40 |
|
Таблица умножения и деления на 8. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8,9 Уметьрешать задачи, вычислять площади прямоугольников, мыслить, наблюдать, рассуждать. |
||||||||
41 |
|
Таблица умножения и деления на 8. Закрепление. |
Уметьразличными способами сравнивать площади фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей; решать задачи. |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
42 |
|
Решение составных задач. |
Уметьнаходить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи.сантиметр. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
|||||||
43 |
|
Таблица умножения и деления на 9. |
Знатьединицу измерения площади – квадратныйсантиметр Уметьнаходить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи. |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
|||||||
44 |
|
Квадратный дециметр. |
Знать единицу измерения площади – квадратныйдециметр Уметьнаходить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|||||||
45 |
|
Сводная таблица умножения. |
Знатьединицу измерения площади – квадратныйметр Уметьнаходить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи. |
||||||||
46 |
|
Решение текстовых задач и выражений. |
Знатьправило вычисления площади прямоугольника. Уметьрешать задачи; составлять и решать уравнения. |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
||||||
47 |
|
Квадратный метр. |
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8. Уметьрешать составные задачи; рассуждать. |
||||||||
48 |
|
Решение текстовых задач и выражений. Закрепление. |
Уметьрешать составные задачи; рассуждать. |
||||||||
49 |
|
Повторение пройденного «Что узнали? Чему научились?». Странички для любознательных. |
Знатьтаблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8. Уметьрешать составные задачи; рассуждать. |
||||||||
50 |
|
Проверочная работа. Анализ результатов. |
Знатьновую единицу измерения площади – квадратный дециметр, таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8,9. Уметьнаходить площади прямоугольников и квадратов; решать задачи. |
||||||||
51 |
|
Умножение на 1. |
Знатьтаблицу умножения и деления. Уметьрешать задачи. |
||||||||
52 |
|
Умножение на 0. |
Знатьпонятия окружность, круг. Уметьстроить окружности с помощью циркуля; решать задачи, сравнивать доли. |
||||||||
53 |
|
Деление вида а:а, а:1. |
Знатьпонятие диаметр окружности, круга. Уметь делить на доли; решать задачи. |
||||||||
54 |
|
Деление 0 на число. |
Знать, как образуются, называются и записываются доли. Уметьрешать задачи |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. |
|||||||
55 |
|
Решение составных задач. Странички для любознательных. |
Уметьрешать задачи на нахождение числа по доле и доли по числу. |
|
|||||||
56 |
|
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. |
Знатьоб единицах времени: год, месяц, неделя, Уметьпользоваться календарём, решать задачи. |
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
|
||||||
57 |
|
Круг. Окружность (Центр.Радиус). |
Знатьоб единицах времени: сутках. Уметьрешать задачи. |
||||||||
58 |
|
Круг. Окружность (диаметр). |
Уметьрешать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи. |
||||||||
59 |
|
Задачи на нахождения доли числа и числа по его доле. |
Уметьрешать задачи;строить логические цепочки. |
||||||||
60 |
|
Единицы времени. Год. Месяц. |
Уметьрешать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника. |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
||||||
61 |
|
Единицы времени. Сутки. Странички для любознательных. |
Уметь решать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи. |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
|
|||||||
62 |
. |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
Уметьрешать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи. |
||||||||
63 |
|
Повторение пройденного «Что узнали, чему научились».Решение задач. |
Уметьрешать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
|||||||
64 |
|
Контроль и учет знаний. Контрольная работа за 1 полугодие. |
|
||||||||
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч) |
|||||||||||
65. |
|
Приемы умножения и деления для случаев вида 20*3 , 3*20, 60:3, 80:20. |
Знатьразличные способы умножения суммы двух слагаемыхна какое – либо число; |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
|
||||||
66. |
|
Приемы умножения и деления для случаев вида 20*3 , 3*20, 60:3, 80:20. Закрепление. |
Уметьприменятьразличные способы умножения суммы на число и в решении задач; решать уравнения; сравнивать выражения. |
||||||||
67 |
|
Умножение суммы на число. |
Знать переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. Уметь умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. |
||||||||
68 |
|
Умножение суммы на число. Закрепление. |
Знать переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. Уметь умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное; решать уравнения.
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
|||||||
69 |
|
Приемы умножения для случаев вида 23*4, 4* 23 |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника.
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий . Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
70 |
|
Решение составных задач. Странички для любознательных. |
Знать переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. |
||||||||
71 |
|
Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b. |
Уметь делить двузначное число на однозначное; решать задачи |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
||||||
72 |
|
Деление суммы на число. |
Знать правила деления суммы на число. Уметь различными способами делить сумму на число. |
||||||||
73 |
|
Связь между числами при деление. |
Уметь находить делимое и делитель; рассуждать. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
74 |
|
Деление суммы на число. Закрепление. |
Уметь выполнять проверку деления умножением; решать уравнения. |
|
|||||||
75 |
|
Проверка деления. |
Уметь делить двузначное число на двузначное способом подбора; решать составные задачи. |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника |
|||||||
76 |
|
Проверка деления. Закрепление. |
Уметь делить двузначное число на двузначное способом подбора; решать составные задачи. |
||||||||
77 |
|
Деление вида 87 : 29, 66: 22 |
Уметь проверять умножение делением; чертить отрезки заданной длины и сравнивать их; находить значение буквенных выражений. |
||||||||
78 |
|
Проверка умножения делением. |
Уметь решать уравнения разных видов; рассуждать, делать выводы. |
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
79 |
|
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения. |
Уметь решать уравнения разных видов; решать задачи; рассуждать. |
||||||||
80 |
|
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами деления. |
Уметь решать уравнения разных видов; решать задачи; рассуждать. |
||||||||
81 |
|
Повторение пройденного «Что узнали, чему научились». Странички для любознательных. |
Знать приём деления с остатком; приёмы внетабличного умножения и деления. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
82 |
|
Деление с остатком. |
Знать приём деления с остатком; приёмы внетабличного умножения и деления. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
83 |
|
Приемы нахождения частного и остатка |
Уметь выполнять проверку при делении с остатком; решать задачи. Знать приём деления с остатком; что при делении остаток всегда меньше делителя. Уметь делить с остатком, решать задачи, рассуждать, делать выводы. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
|||||||
84 |
|
Приемы нахождения частного и остатка Закрепление. |
Знать способ деления с остатком методом подбора. Уметь решать задачи, рассуждать. |
|
|
||||||
85 |
|
Решение выражений на деление с остатком. |
Уметь составлять логические цепочки |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника
|
|||||||
86 |
|
Задачи на нахождение четвертого пропорционального. |
Уметь составлять логические цепочки |
||||||||
87 |
|
Решение задач и выражений. |
Уметь : проводить сбор необходимой информации, анализировать текст. |
||||||||
88 |
|
Проверка деления с остатком. |
Уметь решать задачи, сравнивать, преобразовывать |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
89 |
|
Повторение пройденного «Что узнали, чему научились»
|
Уметь решать задачи, сравнивать, преобразовывать |
-Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
90 |
|
Повторение пройденного «Что узнали, чему научились» Проект «Задачи-расчеты» |
|
|
|||||||
91 |
|
Проверочная работа. «Проверим себя и свои достижения.» Анализ результатов. |
Знать таблицу умножения и деления. Уметь делить с остатком, решать простые и составные задачи, рассуждать, делать выводы. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
|||||||
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч.) |
|||||||||||
92 |
|
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
93 |
|
Устная нумерация чисел в пределах 1000. Разряды счетных единиц. |
Знать новую счётную единицу – 1000; как образуется число из сотен, десятков, единиц; названия этих чисел. Уметь решать обратные задачи. |
||||||||
94 |
|
Натуральная последовательность трехзначных чисел. Решение задач и выражений. |
Знать числа натурального ряда от 100 до 1000. Уметь составлять уравнения, решать задачи с пропорциональными величинами, вычислять.. |
||||||||
95 |
|
Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз. |
Знать приёмы увеличения натурального числа в 10 Уметь решать задачи на кратное и разностное сравнение; читать и записывать трёхзначные числа. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
|||||||
96 |
|
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых |
Знать приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 100 раз.
|
|
|
||||||
97 |
|
Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Закрепление. |
Знать приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 100 раз. Уметь решать задачи на кратное и разностное сравнение; читать и записывать трёхзначные числа. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
98 |
|
Сравнение трехзначных чисел. |
Знать новый приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Уметь решать задачи, рассуждать. |
||||||||
99 |
|
Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. «Страничка для любознательных» |
Знать новую единицу массы – грамм и соотношение между граммом и килограммом. Уметь решать задачи, уравнения. |
||||||||
100 |
|
Единица массы. Грамм. |
Уметь: обозначать числа римскими цифрами; искать необходимую информацию. |
||||||||
101 |
|
Повторение пройденного . «Что узнали , чему научились.» «Страничка для любознательных. Задачи-расчеты». |
Знать приёмы увеличения и уменьшение натурального числа в 100 раз. Уметь решать задачи на кратное и разностное сравнение; читать и записывать трёхзначные числа. |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
||||||
102 |
|
Повторение пройденного . «Что узнали , чему научились.» «Страничка для любознательных.» |
|
||||||||
103 |
|
Проверочная работа «Проверим себя и свои достижения». Анализ результатов. |
Уметь решать задачи, уравнения. |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
|||||||
104 |
|
Странички для любознательных. «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». |
Знать приёмы устных вычислений; устную и письменную нумерацию. Уметь решать задачи. |
||||||||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч +1ч из повторения) |
|||||||||||
105 |
|
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (300+200, 800-600, 120-50, 60+70). |
Знать приём письменного деления трёхзначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
|
||||||
106 |
|
Приемы устных вычислений (450+30, 380+20, 620-200) |
Знать алгоритм письменного деления многозначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
|||||||
107 |
|
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
|
|||||||
108 |
|
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Закрепление. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных трёхзначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
||||||||
109 |
|
Приемы письменных вычислений. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
||||||||
110 |
|
Сложение трехзначных чисел. Алгоритм письменного сложения в пределах 1000. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных трёхзначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
|||||||
111 |
|
Вычитание трехзначных чисел. Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных трёхзначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. . |
||||||
112 |
|
Виды треугольников. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
||||||||
113 |
|
Приемы письменного сложения и вычитания. Странички для любознательных. Готовимся к олимпиаде. |
Знать алгоритм письменного деления многозначных чисел. Уметь решать задачи; рассуждать. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
|||||||
114 |
|
Повторение пройденного . «Что узнали , чему научились.» |
Знать приёмы устных вычислений деления и умножения трёхзначных чисел. Уметь решать задачи, рассуждать. |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
|||||||
115 |
|
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» |
Знать приёмы устных вычислений деления и умножения трёхзначных чисел. Уметь решать задачи, рассуждать, использовать калькулятор. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника
|
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий
|
||||||
Умножение и деление (12ч) |
|||||||||||
116 |
|
Приемы устных вычислений. Умножение и деление трехзначных чисел, оканчивающихся 0 |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
|
|
||||||
117 |
|
Умножение и деление вида 960:3, 960:6, 240*3, 203*4. |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
118 |
|
Деление вида 800:200 |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде.
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
119 |
|
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
120 |
|
Решение составных задач и выражений. Странички для любознательных |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
121 |
|
Приемы письменных вычислений. Умножение трехзначного числа на однозначное. |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
122 |
|
Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число. |
уметь: Выделять в окружающей обстановке предметы, имеющие форму квадрата (прямоугольника), треугольника, круга, шара.
|
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
|
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||||||
123 |
|
Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число. Закрепление. |
Распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), изображать их с помощью линейки и от руки.
|
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
|
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||||||
124 |
|
Приемы письменных вычислений. Деление трехзначного числа на однозначное. |
Знать свойства противоположных сторон прямоугольника. Находить длину отрезка, ломаной, периметр прямоугольника (квадрата) |
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
|
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
||||||
125 |
|
Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное число. |
Уметь умножать и делить числа, оканчивающихся одним или двумя нулями (табличное умножение и деление). |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
126 |
|
Деление трехзначного числа на однозначное. Проверка деления. |
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
|||||||
127 |
|
Повторение пройденного . «Что узнали , чему научились.» Знакомство с калькулятором. |
|
Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить логическое рассуждение.
Умение слушать собеседника |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
Итоговое повторение «Что узнали? Чему научились в 3 классе» (9ч) |
|||||||||||
128 |
|
Нумерация. |
Уметь решать задачи, уравнения и выражения. |
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
129 |
|
Сложение и вычитание. |
Уметь выполнять действия умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
||||||
130 |
|
Умножение и деление |
Уметь выполнять действия умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
|
||||||
131 |
|
Проверка знаний. |
Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел; выполнять действия сложения и вычитания; сравнивать числа. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
132 |
|
Правила о порядке выполнения действий. |
Уметь выполнять действия умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления. |
|
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
||||||
133 |
|
Решение задач. |
Уметь выполнять действия умножения и деления. Знать таблицу умножения и деления. |
Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическое рассуждение. Умение слушать собеседника |
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
134 |
|
Решение задач. Закрепление. |
Уметь: находить свои ошибки, исправлять ошибки. |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
|
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
|
||||||
135 |
|
Геометрические фигуры и величины. |
Уметь решать уравнения 50 – х = 18 + 25; задачи с изменёнными вопросами. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
|||||||
136 |
|
Геометрические фигуры и величины. Закрепление. |
Уметь решать уравнения задачи с изменёнными вопросами. |
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий |
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.