I. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3, учебного плана МБОУ СОШ №3, примерной программы основного общего образования по музыке: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogoobshhego-obrazovaniya-3/ с учетом авторской программы: Сергеева Г. П. Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 127 с. https://catalog.prosv.ru/attachment/05fd9b60-1a99-11e7-affc-0050569c7d18.pdf.
В данной программе порядок изучения тем составлен на основе учебника: «Музыка. 8 класс»: учебник для общеобразовательных организаций/ Сергеева Г.П., Критская Е.Д., - М.:
Просвещение, 2019.- 128 с.: ил.
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:
проверочные работы – 4, проектных работ -1
II. Планируемые результаты освоения предмета музыка 8 класса.
Личностные результаты
ü знать основные права и обязанности гражданина России;
ü уважать историческое прошлое ЯНАО;
ü самостоятельно оценить возможные последствия своих действий;
ü выбирать как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор;
ü проявлять интерес к участию в самодеятельных видах искусств, активно впитывать опыт и знания своих руководителей.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
ü самостоятельно ставить цель и добиваться её реализации;
ü самостоятельно организовывать собственные действия в новых условиях;
ü проявлять высокую работоспособность, инициативу, хорошие организаторские способности лидера;
ü достаточно объективно видеть свои недостатки, испытывать потребность в самовоспитании;
ü работать устойчиво, принимать с интересом новые учебные задачи;
ü чётко осознавать свою цель и структуру найденного способа, делать отчёт о них;
ü анализировать условия и способ действия, описывать причины своих затруднений и особенности нового способа действий;
ü уверенно использовать усвоенную схему действия контроля, обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи;
ü свободно и аргументировано обосновывать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу по оценке действий, опираясь на анализ известных ему способов действия;
ü определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; ü составлять план и последовательность действий;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в проблемной ситуации; ü прогнозировать результат собственной деятельности.
Познавательные УУД:
ü выбирать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче;
ü владеть различными видами и типами чтения;
ü самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему;
ü выполнять задания воспроизводящетворческого характера с преобладанием творческих элементов;
ü устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;
ü критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;
ü делать сообщения, доклады на основе различных источников знания (включая циклы теле- и радиопередач);
ü готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат, ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов;
ü владеть исследовательскими умениями, необходимыми для написания проектноисследовательской работы;
ü владеть навыками правильного оформления проектно-исследовательских работ;
ü владеть презентационными умениями и навыками (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умения отвечать на незапланированные вопросы);
ü анализировать изучаемые явления, задачи, данные опытов, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;
ü устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений.
Коммуникативные УУД:
ü устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
ü обнаруживать несоответствия знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения.
Предметные результаты:
ü Основы музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
ü Общие музыкальные способности учащихся, а также образное, ассоциативное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
ü Мотивационная направленность на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, музыкально - пластическое движение и др.).
ü Эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.
Музыкальный и общий культурный кругозор; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
ü Основы музыкальной грамотности, способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Ученик научится:
По окончании 8 класса школьники научатся:
ü наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
ü понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
ü выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
ü раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
ü понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
ü осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественноэстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
ü разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
ü определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
ü применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет. Ученик получит возможность научиться:
Эмоционально воспринимать музыку различных образных сфер и жанров, ценить народные музыкальные традиции Отечества для:
ü обогащения индивидуального музыкального опыта;
ü развития интереса к музыке и музыкальным занятиям, потребности видеть и чувствовать красоту (природа, человек, жизнь, искусство);
ü понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
ü формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
ü воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
ü организации культурного досуга, самостоятельной музыкально-творческой деятельности, домашнего музицирования и музыкальных игр с использованием ИКТ
Исследовать природу музыкального искусства, выявлять его общие закономерности для: накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
ü развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса в процессе реализации творческих замыслов;
ü получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;
ü понимания художественно- образного содержания произведений и его обобщенного выражения в собственном исполнении;
Наблюдать интонационное многообразие музыкального мира, ориентироваться в различных видах музыки для:
ü расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;
ü понимания этнокультурных, исторически сложившихся традиций, социального взаимодействия;
ü творческого становления в качестве исполнителя, слушателя, способного адекватно оценивать явления музыкальной культуры;
ü самовыражения в процессе создания музыкальных композиций и реализации исполнительского замысла.
II. Содержание учебного предмета, курса.
Программа состоит из двух разделов: «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке», которые обобщают представления школьников о многообразии музыкальной культуры прошлого и настоящего времени, дают возможность выявить значение классической музыки в жизни современного человека, понять смысл обращения к классическим принципам создания музыки композиторами нашего времени и использование ими новаторских приёмов развития музыкальной мысли (например, полистилистика). Это осуществляется при сопоставлении таких сочинений, как опера «Князь Игорь» А. Бородина и балета «Ярославна» Б. Тищенко, оперы Ж. Бизе «Кармен» и балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина, рок-оперы «Преступление и наказание» Э. Артемьева и музыки Г. Шора к кинотрилогии «Властелин колец», «Фресок Дионисия» Р. Щедрина и «Фресок Софии Киевской» В. Кикты, симфоний композиторов прошлого и настоящего времени, «Песнопений и молитв» Г. Свиридова и современных интерпретаций классики музыкантами XXI в. "Классика и современность" - 17 часов.
Раскрываются следующие содержательные линии. Продолжение освоения проблемы «классика в современной жизни». Углубление понимания разнообразных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества.
Расширение представлений о драматургии сценических жанров («опера», «балет», «мюзикл», «рок-опера»); жанров инструментальной музыки («симфония»), особенностей музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства.
Развитие умений и навыков интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения. Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство с выдающимися композиторами, исполнителями и исполнительскими коллективами. Накопление практических способов пропаганды, опыта исполнения музыки, расширение музыкальных интересов в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
"Традиции и новаторство в музыке" - 18 часов.
Раскрываются следующие содержательные линии. Постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии
сценических жанров («опера», «балет», «мюзикл», «рок-опера»), жанров инструментальной музыки для симфонического («симфония», «симфонический фрагмент») и камерного оркестров, особенностей музыки в хоровых циклах.
Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов переинтониро- вания классической музыки в современных обработках в процессе сравнения интерпретаций разных исполнителей.
Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами.
Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризации музыкального искусства, изучения музыкальной культуры своего региона, самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов.
Темы исследовательских проектов. История Отечества в музыкальных памятниках. Известные интерпретации /интерпретаторы/ классической музыки. Музыка и религия: обретение вечного. Музыка мира: диалог культур. Композиторы «читают» литературную классику. Современная популярная музыка: любимые исполнители. Музыка в моей семье. Народные праздники в нашем городе (селе, крае). Музыкальные инструменты моей малой родины. Песни, которые пели бабушки и дедушки. Культурные центры нашего города.
Таблица для календарно-тематического планирования по музыке ФГОС
8 класс
№ п/п |
|
|
Тема урока, тип урока
|
Элемент содержания
|
|
|
В том числе |
||
|
|
|
|||||||
|
|
|
Тема 1. "Классика и современность" - 17 часов |
|
|
||||
1. |
|
|
Классика в нашей жизни |
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Может ли современная музыка считаться классической? |
1 |
|
|
|
|
2. |
|
|
В музыкальном театре. Опера. |
Музыкальная драматургия. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. |
1 |
|
|
|
|
3. |
|
|
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера |
Народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. |
1 |
|
|
|
|
4. |
|
|
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». |
Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Современный и классический балетный спектакль. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Драматургия балета – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. |
1 |
|
|
|
|
5. |
|
|
В музыкальном театре. Мюзикл |
Постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров |
1 |
|
|
|
|
6. |
|
|
Рок- опера. Человек есть тайна.
|
1 |
|
|
|
||
7. |
|
|
Рок-опера «Преступление и наказание». |
1 |
|
|
|
8. |
|
|
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» |
(опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки для симфонического (симфония, симфонический фрагмент) и камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах. Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки .Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе сравнения интерпретаций разных исполнителей. |
|
1 |
|
|
|
9. |
|
|
Музыка к драматическому спектаклю. |
|
1 |
1 |
|
|
|
10 |
|
|
«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. |
|
1 |
|
|
|
|
11. |
|
|
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». |
|
1 |
|
|
|
|
12. |
|
|
Музыка в кино. |
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. |
|
1 |
|
|
|
13. |
|
|
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. |
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро. Знакомство с симфоническим творчеством Ф.Шуберта, П.Чайковского. |
|
1 |
|
|
|
14. |
|
|
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. |
|
1 |
|
|
|
|
15. |
|
|
Симфония № 5 П. Чайковского.
|
|
1 |
|
|
|
|
16. |
|
|
Музыка — это огромный мир, окружающий человека... |
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. |
|
1 |
|
|
|
17. |
|
|
Обобщающий урок. |
|
1 |
1 |
|
|
|
Тема 2: "Традиции и новаторство в музыке" - 18 часов. |
|
||||||||
18. |
|
|
Музыканты — извечные маги. |
Постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление социальной функции музыки в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки для симфонического (симфония, симфонический фрагмент) и камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах. |
1 |
|
|
|
19. |
|
|
И снова в музыкальном театре... Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. |
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век. Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. |
2 |
|
|
|
20. |
|
|
|
|
|
|||
21. |
|
|
Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. |
Музыкальная драматургия. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Драматургия оперы – конфликтное противо-стояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. |
1 |
|
|
|
22. |
|
|
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова |
Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. |
1 |
|
|
|
23. |
|
|
Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. |
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов. Р. Щедрин балет «Кармен-сюита». «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. |
1 |
|
|
|
24. |
|
|
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая |
Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. |
1 |
|
|
|
25. |
|
|
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. |
Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. |
1 |
|
|
|
26. |
|
|
Классика в современной обработке |
Преобразующая сила музыки как вида искусства. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках. |
1 |
1 |
|
|
27. |
|
|
В концертном зале. |
Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. |
|
|
|
|
28. |
|
|
Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович |
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. |
1 |
|
|
|
29. |
|
|
Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата |
Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; приобщение к нравственным, духовным идеалам, хранимым в произведениях искусства; в культурных традициях; воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; формирование представлений о роли религии в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; развитие способности эмоционально воспринимать и оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой, религией, с другими людьми. |
1 |
|
|
|
30. |
|
|
Музыка в храмовом синтезе искусств. |
1 |
|
|
|
|
31. |
|
|
Литературные страницы. Стихи русских поэтов. |
1 |
|
|
|
|
32. |
|
|
Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм...» |
1 |
|
|
|
|
33. |
|
|
Традиции и новаторство в музыке Г.Свиридова |
Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов |
1 |
|
|
|
34. |
|
|
Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». |
Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризации музыкального искусства, изучения музыкальной культуры своего региона, самообразования, разработки |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
и защиты исследовательских проектов. |
|
|
|
|
35. |
|
|
Обобщающий урок |
Накопление практических способов пропаганды опыта исполнения музыки, расширение музыкальных интересов в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов. |
1 |
1 |
|
|
Ито |
го |
|
|
35 |
4 |
|
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.