МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании педагогического совета протокол № __ от _______20___ г. Председатель педагогического совета __________Т.А.Васекина |
Утверждена приказом № 1- от _____ 2021 г. Директор школы __________ С.П. Шалыгина |
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
(7 класс)
2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Малыхина Евгения Сергеевна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
квалификационная категория
п. Первоавгустовский
2021г.
I. Планируемые результаты изучение учебного предмета, курса.
В результате изучения курса обществознания ученик должен знать:
¾ социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
¾ сущность общества как формы совместной деятельности людей;
¾ характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
¾ содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
¾ описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
¾ сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
¾ объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
¾ приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
¾ оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
¾ решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
¾ осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
¾ самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
¾ общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
¾ нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
¾ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
¾ первичного анализа и использования социальной информации.
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
•
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
II. Содержание учебного предмета, курса.
Введение – 1 час
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (13 ч).
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (11 часов).
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (7 часа).
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Итоговый модуль (3 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
III. Тематическое планирование
№ раздела |
Тема |
Количество часов |
|
Введение |
1 |
Тема 1 |
Регулирование поведения людей в обществе |
13 |
Тема 2 |
Человек в экономических отношениях |
11 |
Тема 3 |
Человек и природа |
7 |
|
Итоговое повторение |
3 |
|
Итого |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Вводный урок |
1 |
|
|
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 часов) |
||||
2 |
Что значит жить по правилам |
1 |
|
|
3 |
Права ребенка и их защита. |
1 |
|
|
4 |
Особенности правового статуса несовершеннолетних. |
1 |
|
|
5 |
Почему важно соблюдать законы. |
1 |
|
|
6 |
Учимся читать и уважать закон. |
1 |
|
|
7 |
Защита Отечества |
1 |
|
|
8 |
Военная служба |
1 |
|
|
9 |
Для чего нужна дисциплина |
1 |
|
|
10 |
Виновен - отвечай |
1 |
|
|
11 |
Кто стоит на страже закона |
1 |
|
|
12 |
Регулирование поведения людей в обществе |
1 |
|
|
13 |
Практикум по теме |
1 |
|
|
14 |
Повторительно-обобщающий урок по теме |
1 |
|
|
Тема 2. Человек в экономических отношениях (11 часов) |
||||
15 |
Экономика и её роль в жизни общества |
1 |
|
|
16 |
Основные участники экономики |
1 |
|
|
17 |
Мастерство работника |
1 |
|
|
18 |
Производство, затраты, выручка, прибыль |
1 |
|
|
19 |
Виды и формы бизнеса |
1 |
|
|
20 |
Обмен, торговля, реклама |
1 |
|
|
21 |
Деньги, их функции |
1 |
|
|
22 |
Экономика семьи |
1 |
|
|
23 |
Человек в экономических отношениях |
1 |
|
|
24 |
Практикум по теме |
1 |
|
|
25 |
Повторительно-обобщающий урок по теме |
1 |
|
|
Тема 3. Человек и природа (7 часов) |
||||
26 |
Воздействие человека на природу |
1 |
|
|
27 |
Охранять природу – значит охранять жизнь |
1 |
|
|
28 |
Закон на страже природы |
1 |
|
|
29 |
Человек и природа |
1 |
|
|
30 |
Глобальные проблемы человечества |
1 |
|
|
31 |
Практикум по теме |
1 |
|
|
32 |
Повторительно-обобщающий урок по теме |
1 |
|
|
Итоговое повторение (3 часа) |
||||
33 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
34 |
Подготовка к выпускной проверочной работе |
1 |
|
|
35 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
|
|
Итого |
35 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.