Рабочая программа по обществознанию в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ
Рабочая программа по обществоведению в 9 классе составлена на основании:
· Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в РФ»
· Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.
1. Учебно-методический комплект
Обучение ведется по учебнику:
Обществознание. 9 класс. Под редакцией Боголюбова ЛН, Матвеев А.И., «Просвещение», 2012 год.
Программа для общеобразовательных учреждений по обществознанию, допущенная Департаментом общего среднего образования
Министерства образования РФ ( под редакцией Л.Н. Боголюбова, Москва, «Просвещение», 2010 год).
2. Место предмета в учебном плане
По базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Обществознание» в 9 классе отведено 1 час в неделю; всего 34 часов в год.
3. Цели и задачи Программы
Изучение
обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного
анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия
антиобщественного поведения.
5. Требования к уровню подготовки учащихся по Обществознанию в 9 классе
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
· Информационно- поисковой;
· Учебно-познавательной;
· Коммуникативной;
· Рефлексивной;
· Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
6. Содержания курса Обществознания в 9 классе
Социальная сфера. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.
Сфера политики и социального управления. Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Тема 1. Политика и социальное управление ( 12 час )
№ |
Тема урока |
К-во час |
сроки |
Содержание урока |
Основные понятия и термины |
Вид / тип урока
|
Оборудование (наглядность) |
1 |
Политическая власть |
1 |
|
Власть. |
Политика, политическая власть |
Урок изучения нового материала |
|
2 |
Роль политики в жизни общества |
1 |
|
Роль политики в жизни общества. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
|
Политическая жизнь |
Комбинированный урок |
Схема «Роль политики в жизни общества |
3 |
Признаки государства |
1 |
|
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. |
Государство, суверенитет |
Комбинированный |
Схема: «Основные сферы жизни общества», |
4 |
Формы государства |
1 |
|
Формы государства: формы правления, территориально - государственное устройство. Гражданство. Понятие гражданства РФ. |
Форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство. |
Комбинированный |
|
5 |
Политические режимы |
1 |
|
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. |
Тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, демократия: прямая и представительная. Конституция |
Комбинированный |
Схема «Политические режимы», «Формы правления» |
6 |
Понятие правового государства |
1 |
|
Развитие демократии в современном мире. Разделение властей. |
Правовое государство, разделение властей, категорический императив |
Комбинированный |
|
7 |
Признаки правового государства |
1 |
|
Органы государственной власти Российской Федерации. |
Конституционный, арбитражный суд. Законодательная, исполнительная и судебная власти |
Изучение нового материала |
Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ» |
8 |
Гражданское общество и государство |
1 |
|
Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. |
Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата |
Изучение нового материала |
Статистические данные |
9 |
Участие граждан в политической жизни |
1 |
|
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Местное самоуправление. |
Выборы, избирательное право, референдум, митинг |
Комбинированный |
Пакет с дополнительным материалом |
10 |
Значение свободы слова |
1 |
|
Опасность политического экстремизма. |
Цензура, политический экстремизм |
Комбинированный |
|
11 |
Политические партии и движения |
1 |
|
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. |
Общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность |
Комбинированный |
|
12 |
Повторение темы «Политика и социальное управление» |
1 |
|
Содержание темы «Политика и социальное управление» |
Основные понятия темы |
Урок повторения и обобщения |
|
Тема 1. Право ( 20 час )
№ |
Тема урока |
К-во час |
сроки |
Содержание урока |
Основные понятия и термины |
Вид / тип урока
|
Оборудование (наглядность) |
13 |
Право |
1 |
|
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. |
Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права |
Изучение нового материала |
Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница» |
14 |
Правоотношения и субъекты права |
1 |
|
Понятие правоотношений. Субъекты права. Физические и юридические лица. |
Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность |
Изучение нового материала |
Таблица «Дееспособность» |
15 |
Правонарушения и юридическая ответственность |
1 |
|
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
|
Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности |
Комбинированный |
Схема «Виды юридической ответственности» |
16 |
Правоохранительные органы |
1 |
|
Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. |
Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат |
Комбинированный |
Пакет с дидактическим материалом |
17 |
Основы конституционного строя РФ. Конституционные основы государства. |
1 |
|
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
|
Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность Статус человека и гражданина |
Изучение нового материала |
Конституция РФ. |
18 |
Что такое права человека |
1 |
|
Понятие прав, свобод и обязанностей. |
Достойное существование, естественные права, ООН |
Комбинированный |
Схема «Классификация прав человека» |
19 |
Права и свободы граждан РФ |
1 |
|
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
|
Права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека |
Комбинированный |
Конституция РФ. |
20 |
Сущность гражданского права |
1 |
|
Гражданские правоотношения. Право собственности. |
Имущественные отношения, собственность, гражданское право, |
Комбинированный |
|
21 |
Гражданская дееспособность |
1 |
|
Основные виды гражданско-правовых договоров. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Права потребителей. Жилищные правоотношения. |
Договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества |
Практикум |
Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» |
22 |
Трудовые правоотношения |
1 |
|
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. |
Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда |
Изучение нового материала. Практикум |
Пакет документов |
23 |
Семейные правоотношения |
1 |
|
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. |
Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский, церковный браки, брачный договор |
Изучение нового материала |
|
24 |
Административные правоотношения |
1 |
|
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. |
Субъекты адм. права, формы норм предписания, запрета и дозволения, виды адм. наказаний. |
Комбинированный |
Схема «Виды административных наказаний» |
25 |
Уголовное право: взыскания и наказания |
1 |
|
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Основные понятия и институты уголовного права. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. |
Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность |
Комбинированный |
Уголовный кодекс РФ. |
26 |
Ответственность за преступления против собственности |
1 |
|
Крайняя необходимость.
|
Соучастники: подстрекатель, пособник, исполнитель |
Комбинированный |
Уголовный кодекс РФ. |
27 |
Ответственность за преступления против жизни и здоровья граждан |
1 |
|
Необходимая оборона и крайняя необходимость. Пределы допустимой самообороны. |
Необходимая оборона |
Комбинированный |
Уголовный кодекс РФ. Пакет с дидактическим материалом |
28 |
Уголовное наказание несовершеннолетних |
1 |
|
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
|
|
Комбинированный |
Уголовный кодекс РФ. |
29 |
Борьба с пьянством и наркоманией |
1 |
|
Социальные последствия алкоголизма и наркомании. Правовая ответственность. |
|
Комбинированный |
Уголовный кодекс РФ. Пакет с дидактическим материалом |
30 |
Социальные права |
1 |
|
Социальное государство. Социальные права. |
Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии, пенсионный фонд |
Комбинированный |
Конституция РФ |
31 |
Международное гуманитарное право |
1 |
|
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. |
Конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления |
Изучение нового материала |
Документы |
32 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 |
|
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. |
Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги |
Изучение нового материала |
Документы |
Итоговые занятия по курсу «Обществознание. 9 класс» (2 час)
№ |
Тема урока |
К-во час |
сроки |
Содержание урока |
Основные понятия и термины |
Вид / тип урока
|
Оборудование (наглядность) |
33 |
Повторение темы «Право». К/р за год |
1 |
|
Содержание темы «Право» |
Основные понятия темы |
Урок повторения и обобщения |
Карточки с заданиями, тесты |
34 |
Повторение и обобщение курса Обществознания за год |
1 |
|
Содержание курса обществознания за 9 класс |
Основные понятия и термины за курс 9 класса |
Урок повторения и обобщения |
Карточки с заданиями, тесты |
7. Литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс РФ. Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Пахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. /Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Интернет-ресурсы
Темы |
Методическое обеспечение
|
Политика и власть |
1. Интернет – урок «Что такое политика» 2. Схема «Функции политики» 3. Схема «Политика как деятельность» 4. Презентация «Политика и власть» |
Государство |
1. Интернет – уроки «Теория происхождения государства», «Признаки государства», «Форма государственного правления», «Форма государственного устройства» 2. Схема «Форма государства» 3. Схема «Форма правления» |
Политические режимы |
1. Интернет – урок«Политический режим» 2. Схемы «Политический режим», «Типы политических режимов» |
Правовое государство |
1. Интернет – урок «Правовое государство» 2. Схема «Правовое государство» 3. Презентация "Правовое государство" |
Гражданское общество и государство |
1.Презентация "Гражданское общество" 2. Презентация "Гражданское общество и государство" 3. Схема"Гражданское общество и государство" 4. Схема «Гражданское общество и предпосылки его формирования 5. Схема «Гражданское общество: этапы формирования и функции» |
Участие граждан в политической жизни |
1.Презентация«Участие гражданина в политической жизни» 2.Схема «Степень вовлеченности в политику» 3. Схема «Участие личности в политике» |
Политические партии и движения |
1. Интернет – урок «Политические партии» 2. Презентация «Политические партии и движения» 3. Презентация. "Политические партии и движения" 4. Схема «Политические партии» |
Право, его роль в жизни общества и государств |
1. Конспект урока «Право, его роль в жизни общества и государств» 2. Презентация «Право, его роль в жизни общества и государств» 3. Схема «Значение термина «право» 4. Схема «Функции права» 5. Схема «Связь права и государства» 6. Схема «Формы реализации права» 7. Интернет – урок «Право и его роль в жизни общества» 8. Интернет – урок «Закон» |
Правоотношения и субъекты права |
1. Презентация"Правоотношения и субъекты права" 2. Интернет – урок «Правоотношения» 3. Схемы «Правоотношения и субъекты права» |
Правонарушения и юридическая ответственность |
1.Интернет – урок «Юридическая ответственность» 2.Интернет – урок «Правонарушения» 3.Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность» 4.Презентация "Правонарушения и юридическая ответственность" |
Правоохранительные органы |
1. Интернет – урок «Правоохранительные органы» 2. Презентация «Правоохранительные органы» |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ |
1. Схема «Основы конституционного строя» 2. Интернет – урок «Конституция» 3. Интернет – урок «Закон высшей юридической силы» 4. Интернет – урок «Конституционный строй» 5. Презентация «Конституционное устройство РФ» |
Права и свободы человека и гражданина |
1. Презентация "Права и свободы человека и гражданина" 2. Интернет – урок «Права и свободы человека» 3. Схема «Права человека» 4. Схемы «Экономические права и свободы», «Социальные права и свободы», «Культурные права и свободы» |
Гражданские право- отношения |
1. Интернет – урок «Гражданские правоотношения» 2. Схема «Виды гражданских правоотношений» 3. Схема «Элементы гражданских правоотношений» 4. Схема «Физические лица, правоспособность и дееспособность» 5. Презентация "Гражданские правоотношения" |
Правона труд. Трудовые правоотношения |
1. Интернет – урок «Трудовые правоотношения» 2. Презентация - swor56.ucoz.ru/load/0-0-0-218-20
|
Семейные правоотношения |
1. Интернет – урок «Семейные правоотношения» 2. Схемы «»Семейное право» 3. Презентация "Семейные правоотношения " |
Административные правоотношения |
1. Интернет – урок «Административное право» 2. Презентация «Административные правоотношения» |
Уголовно- правовые отношения |
1. Интернет – урок «Уголовное право» 2. Схемы «Уголовное право»
|
Социальные права |
1. Презентация "Социальные права человека" 2.Интернет – урок «Социальные права» 3.Схема «Социальные права» |
Международно- правоваязащита жертв вооруженных конфликтов |
1. Интернет – урок «Права и защита жертв вооружённых конфликтов» 2. Конспект урока"Международное гуманитарное право" |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1. Интернет – урок «Правовое регулирование отношений в сфере образования» |
Право в жизни человека |
1. Практикум по обществознанию. 9 класс. Глава "Право" |
8. Литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко,. С. П. Обществознание. 8-11 классы : справ, материалы / С. Н. Дыдко. - М. : АСТ : Астрель ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ, материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. -М. : АСТ : Хорвест : Астрель, 2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения /авт.-сост. О. А. Северина. -Волгоград: Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. - М. : Легион, 2009.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.