Рабочая программа по ОДНКР . ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по ОДНКР . ФГОС

Оценка 4.9
Документация +1
pdf
другое +1
25.04.2022
Рабочая программа по ОДНКР . ФГОС
ОДНКНР-5кл-ФГОС.pdf

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Предмет: ОДНКНР Класс (курс) 5 

Количество часов по учебному плану 34 в неделю 1 час 

Составлена в соответствии с программой Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

ОДНКНР 5 класс. 

 

 

 

 

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс Автор Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.

Издательство г. Москва, изд. Вентана-Граф, 2017

 

 

 

 

 

 

Составитель (учитель) Кириллова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:  ., В.И. Власенко, А.В. Поляков.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в  пятом классе.

Главное назначение  предмета-развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую  идентичность, осознание  своей  принадлежности  к  народу,  национальности,  российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.  Исходя из этого, главной особенностью этого курса является  представление  культурообразующего  содержания  духовнонравственного  воспитания.  Именно  культурообразующее  «ядро»  отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так  и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только  с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

 

Общая характеристика учебного предмета:

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в  гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

                   организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

                   отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

                   последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер:   изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.                 Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.                 Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.                 Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник (Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.), который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1.                 Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2.                 Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. П., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.                 Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4.                 Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5.                 Принцип    поступательности         обеспечивает       постепенность,

последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

       «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   в Базисном учебном (образовательном) плане:

                    предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета  в  5 классе  в объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.

                    при подготовке  планирования  структурирование и изучение  учебного материала определяется   в соответствие с учебником  Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана-Граф».  2015, ФГОС.

    Структура учебника позволяет:

1.                Изучение человека как творца и носителя культуры; нравственных ценностей российского народа; бережного отношения к природе; семье, как хранителя духовных ценностей.

2.                Определение  роли  религии в развитии российской культуры, вклада каждой религиозной конфессии в общероссийские культурные традиции;  уделение  большого  внимания формированию духовного мира школьника.                

3.                Изучение новых терминов, отражение содержания материала в иллюстративном ряде, выполнение проекта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета:

                                                                                                                                                  

Предметные результаты

                   овладение целостными  представлениями  о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и  вероисповеданию; -овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовнонравственной культуры общества, и о том, какой вклад в  духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов; -  умение различать основные религии народов России,  описывать памятников  культуры,  используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты

                   способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

-                     готовность формулировать   и       высказывать        собственное          мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные  взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе; - умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

-                     способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

-                     развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.  

Личностные результаты

 – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей  родной культуре 

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

                    совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

                    углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

                    осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

Содержание обучения

Раздел 1. В мире культуры

Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.

Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О любви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма. 

Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов.

Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека. 

К концу обучения учащиеся научатся:

               Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

               Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

               Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

               Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

               Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

               Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

               Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться:

               Высказывать         предположения   о        последствиях       неправильного

(безнравственного) поведения человека.

               Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

               Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование уроков ОРКСЭ в 5 классах  (1 ч в неделю, всего 34 ).

тема

Колво/ч

5

1

1. Введение

1

Первая недели сентября

 

Раздел 1. В мире культуры.

2

Величие

многонациональной              российской

культуры

1 ч

Вторая неделя сентября

3

Человек – творец и носитель культуры

1 ч

Третья неделя сентября

4

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

1 ч

Четвертая неделя сентября

5

Жизнь ратными подвигами полна

1 ч

Первая неделя октября

6

Защита проекта на тему «Жизнь ратными подвигами полна»

1 ч

Вторая неделя октября

7

В труде – красота человека

1 ч

Третья неделя октября

8

«Плод добрых трудов славен»

1 ч

Четвертая неделя октября

9

Люди труда

1 ч

Первая неделя ноября

10

Защита проекта на тему « Люди труда»

1 ч

Вторая неделя ноября

11

Бережное отношение к природе

1 ч

Третья неделя ноября

12

Бережное отношение к природе. Зачем нужны заповедники

1 ч

Четвертая неделя ноября

 

13

Семья –          хранитель      духовных ценностей. Определение.

1 ч

Первая неделя декабря

14

«Семья – хранитель духовных ценностей». Семья- первый трудовой коллектив.

1 ч

Вторая неделя декабря

15

Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь- главная семейная ценность.

1 ч

Третья неделя декабря

Четвертая неделя декабря

16

Семья – хранитель духовных ценностей. Семейные ценности 

народов России

1 ч

Вторая неделя января

17

Контрольная работа

1 ч

Третья неделя января

Раздел 3. Религия и культура

18

Роль религии в развитии культуры

1 ч

Четвертая неделя января

19

Культурное     наследие     христианской

Руси.

1 ч

Первая неделя февраля

20

Культурное     наследие     христианской

Руси. Духовная музыка

1 ч

Вторая неделя февраля

21

Защита проекта «Культурное наследие христианской Руси»

1 ч

Третья неделя февраля

22

Культура ислама

1 ч

Четвертая неделя февраля

23

Иудаизм и культура

1 ч

Первая неделя марта

24

Культурные традиции буддизма

1 ч

Вторая неделя марта

25

Контрольная работа

1 ч

Третья неделя марта

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

26

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1 ч

Четвертая неделя марта

27 

Хранить память предков

1 ч

Первая неделя апреля

 

 

 

 

28

Защита проекта « Хранить память предков».

1 ч

Вторая неделя апреля

 

29

Контрольная работа

1 ч

Третья неделя апреля

 

Раздел 5. Твой духовный мир

30

Что составляет твой духовный мир.

1 ч

Четвертая неделя апреля

 

31

Защита проекта на тему раздела  «Что составляет твой духовный мир.

1 ч

Первая неделя мая

 

32

Твоя культура поведения

1 ч

Вторая неделя Мая

33

Защита проекта         «Этикет          в жизни людей». 

1 ч

Третья неделя Мая

 

34

Итоговая контрольная работа

1 ч

Четвертая неделя мая

 

Итого 

34 ч

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «

Общая характеристика учебного предмета:

Общая характеристика учебного предмета:

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям,…

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям,…

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному…

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному…

Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов

Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовно-нравственной культуры народов

Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т

Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т

Структура учебника позволяет: 1

Структура учебника позволяет: 1

Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы; - способность решать творческие и проблемные задачи,…

Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы; - способность решать творческие и проблемные задачи,…

Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества

Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества

Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры

Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры

Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов

Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов

Что составляет твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир

Тематическое планирование уроков

Тематическое планирование уроков

Береги землю родимую, как мать любимую» 1 ч

Береги землю родимую, как мать любимую» 1 ч

Культурное наследие христианской

Культурное наследие христианской

Защита проекта «Этикет в жизни людей»

Защита проекта «Этикет в жизни людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2022