Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

  • docx
  • 13.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир 1 класс.docx

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                  по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Уровень общего образования: начальное общее 1-б класс

 

Количество часов__67 ч.

 

 

Программа разработана на основе авторской программы«Окружающий мир» Плешакова А.А. Москва «Просвещение»  2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               2020  - 2021  учебный  год

                     Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А., общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ – СОШ № 19 х. Лесной на 2020 – 2021учебный год.

Программа входит в образовательную область «Обществознание и естествознание», обучение ведётся по  УМК «Школа России».

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

   Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

                        

 

                   

            Описание личностных, метапредметных и предметных

               планируемых результатов освоения программы.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета, курса

Человек и природа

 Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Зависимость природных явлений от смены времен года. Причины возникновения дождя, ветра и радуги.

Звёзды и созвездия. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Первоначальные сведения о движении Земли вокруг Солнца и своей оси. Луна – спутник Земли, ее особенности.

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

 Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.

 

Человек и общество

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры.  Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Общественный транспорт.  На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом.

Наша Родина — Россия. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика).

 

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наиме-нова-

ние

раздела

 

Кол-во

ча

сов

Характеристика

деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

результаты

УУД

Предметные

регулятивные

 

познаватель

ные

коммуникатив

ные                        

Вводный урок

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

Эстетические потребности, ценности и чувства, ува­жительное от­ношение к иному мне­нию, принятие образа «хоро­шего ученика»

Использовать речь для регуляции своего действия.

Познакомить с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом- определителем «От земли до неба»).

Формулиро­вать собственное мнение и пози­цию.

Ставить во­просы, обращаться за помощью.

               

Научатся: задавать вопросы об окружающем мире, принимать участие в учебном диалоге; пользоваться условными обозначениями учебника

Что и кто?

20

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Гражданская идентичность в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою Родину, народ и исто­рию, осознание своей этниче­ской принад­лежности, гума­нистические и демократиче­ские ценности многонацио­нального рос­сийского обще­ства.

Ценностное отношение к природному миру.

Экологическая культура.

Мотивация учебной дея­тельности, эти­ческие чувст­ва, прежде все­го, доброжела­тельность и эмоциональ­но-нравствен­ная отзывчи­вость.

Начальные на­выки адапта­ции в дина­мично изменяющемся мире.

Эстетические потребности, ценности и чувства, ува­жительное от­ношение к иному мне­нию, принятие образа «хоро­шего ученика».

 

 

Использовать речь для регуляции своего действия.

Соотносить правиль­ность выбора, выполнения и резуль­тата действия с требованием кон­кретной задачи.

Сличать способ действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений и отличий от эта­лона: алгоритм определения вида камня.

Сличать способ действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений и отличий от эта­лона: описание растения.

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Применять установленные правила в планирова­нии способа решения: алгоритм описания дерева с целью опреде­ления его породы.

Преобразовывать практическую задачу в познава­тельную: изучение видов насеко­мых.

Применять усво­енные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаруже­ния отклонений и отличий от эта­лона, устанавливать соответствие полученного результата постав­ленной цели: отличие птиц от дру­гих видов животных.

Предвосхищать результат, выбирать действия в со­ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: само­стоятельное составление плана описания животного.

С

оставлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Использовать уста­новленные правила в контроле спо­соба решения; устанавливать соот­ветствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для реше­ния различных задач.

Использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков (на­циональный костюм: цвет, орна­мент и т. д.).

Использовать об­щие приёмы решения задач: алго­ритм нахождения созвездия на ноч­ном небе.

Узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительно­сти в соответствии с содержанием учебного предмета.

Развивать пер­воначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану.

Узнавать, назы­вать и определять объекты и яв­ления окружающей действитель­ности: комнатные растения (назва­ние и краткое описание внешнего вида).

Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание деко­ративного растения.

Использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям.

Моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкрет­ных задач (определение вида и сте­пени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением.

Использовать об­щие приёмы решения задач (алго­ритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.

Использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необ­ходимой информации из различ­ных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, спра­вочник).

Строить рассуж­дения; обобщать, анализировать ин­формацию; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

 

 

 

Формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности.

Работать в группах, ставить вопросы участ­никам группы.

Формулиро­вать свои затруднения, свою соб­ственную позицию.

Ставить во­просы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в со­вместной деятельности.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и по­знавательных задач.

Использовать речь для регуляции своего дейст­вия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала.

Определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать со­беседника.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, прояв­лять активность во взаимодейст­вии для решения коммуникатив­ных и познавательных задач.

Проявлять ак­тивность во взаимодействии для ре­шения коммуникативных и познава­тельных задач, осуществлять взаим­ный контроль

Узнают о госу­дарственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных нацио­нальностях; как выгля­дят русские националь­ные костюмы, расска­жут о родном городе.

Научатся от­личать российские го­сударственные симво­лы от символов других стран, национальную одежду от другой; составлять текст по картинке.

Узнают о народах, проживающих на территории России о разных нацио­нальностях; как выгля­дят русские националь­ные костюмы, расска­жут о родном городе.

Узнают о столице нашей родины Москве.

Научатся составлять проект на тему, фотографировать достопримечательности; составлять устный рассказ.

Познакомятся с наиболее узнавае­мыми созвездиями; разделять объекты живой и не­живой природы и из­делия.

Познакомятся с часто встречающими­ся камнями (гранитом, кремнем, известняком).

Познакомятся с ролью растений в при­роде и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части.

Познакомятся с наиболее распростра­нёнными комнатными

растениями.

Познакомятся с некоторыми декора­тивными растениями.

Познакомятся со строением листьев.

Усвоят, что насекомые - это жи­вотные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира.

Усвоят, что рыбы - водные живот­ные, которые двигают­ся при помощи плав­ников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; уз­нают о разнообразии подводного мира.

Усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о раз­нообразии видов птиц.

Усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в на­ших лесах; узнают о многообразии видов зверей.

Познакомятся с группами предметов домашнего обихода.

Познакомятся с основными устройст­вами компьютера и их назначением, основны­ми свойствами и функ­циями.

Узнают о су­ществовании экстрен­ных служб и номера их телефонов; научатся со­блюдать осторожность при обращении с бы­товыми приборами.

Узнают о фор­ме Земли, познакомят­ся с глобусом.

Научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.).

Получат навыки: уметь исполь­зовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов.

 

 

 

 

Как, откуда и куда?

12

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь.

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку;

различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

сравнивать реку и море;

различать пресную и морскую воду;

практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды;

сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

— Практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

 — Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения;

формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями.

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения;

формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями.

 — Наблюдать зимующих птиц, различать зиму­ющих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм;

запомнить правила подкормки птиц.

 — Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала.

 — Практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений.

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся.

Внутренняя позиция обу­чаемого на ос­нове положи­тельного отно­шения к семье.

Осознание от­ветственности человека за об­щее благопо­лучие, началь­ные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Начальные на­выки адапта­ции в дина­мично изме­няющемся мире, навыки сотрудничест­ва в разных ситуациях.

Самооценка на основе кри­териев успеш­ности учебной деятельности.

Осознание от­ветственности человека за об­щее благополу­чие, экологиче­ская культура: ценностное от­ношение к при­родному миру, готовность сле­довать нормам природоохран­ного, нерасто­чительного, здоровьесбере-гающего пове­дения.

Мотивация учебной дея­тельности (со­циальная, учеб­но-познаватель­ная и внешняя), принятие об­раза «хорошего ученика».

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, не­расточитель­ного,

 здоровье-сберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие.

 

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Предвидеть воз­можности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необхо­димые коррективы в действие по­сле его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростан­ции до дома), составлять план и по­следовательность действий.

Составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать спо­соб действия и его результат с задан­ным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Выбирать действия в соответствии с поставленной зада­чей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, пред­восхищать результат, устанавливать соответствие полученного результа­та поставленной цели.

Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.

Выбирать действия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями её реализации (ус­ловия, влияющие на сохранение жиз­ни животного), сличать способ дей­ствия и его результат с заданным эта­лоном с целью обнаружения откло­нений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»).

 

 

 

Ориентировать­ся в разнообразии способов реше­ния задач.

Ставить и фор­мулировать проблемы, использо­вать знаково-символические сред­ства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков).

Строить рассуж­дения, обобщать.

Выбирать наи­более эффективные способы реше­ния задач, ставить и формулиро­вать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Использовать об­щие приёмы решения задач: созда­ние перечня правил ухода за ком­натными растениями; поиск и выде­ление необходимой информации из различных источников в разных формах.

Рефлексировать способы и условия действий; осоз­нанно и произвольно строить сооб­щения в устной форме.

Подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного ха­рактера: изготовление кормушки.

 

 

 

Ставить во­просы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулиро­вать свои затруднения.

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Проявлять ак­тивность во взаимодействии для решения коммуникативных и позна­вательных задач, ставить вопросы.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, моноло­гическое высказывание, вести уст­ный диалог.

Познакомятся с понятием «семья»; научатся уважать друг друга и приходить на помощь;

использовать основные правила по­ведения в школе.

Проследят путь воды из источни­ка до крана в квартире, из канализации до во­доёма.

Научатся очи­щать воду с помощью фильтра; пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде.

Узнают, где вырабатывается элек­тричество, как оно по­падает в дома.

Научатся со­бирать простейшую электрическую цепь; безопасному пользованию электро­приборами.

Усвоят этапы путешествия письма; научатся пра­вильно подписывать конверт.

Узнают, что реки начинаются с родника, соединяют­ся с другими реками и впадают в моря, на­звания больших рек, познакомятся с реч­ным и морским транс­портом, гидроэлектро­станцией; научатся отли­чать реку от моря, реч­ную воду от морской; повторят правила безопасного поведения на водоёмах.

Узнают, что снег и лёд - это со­стояния воды, изучат свойства снега и льда.

Узнают общие условия, необходимые для жизни растений.

Познакомятся с условиями жизни животных.

Научатся раз­личать наиболее рас­пространенных зимую­щих птиц.

Усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.

Усвоят, что заводы, фабрики, ав­томобили загрязняют Землю, что людям не­обходимо защищать ее от загрязнений.

Научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.; уметь использовать приобретённые знания для удовлетво­рения познавательных интересов.

 

 

 

 

Где и когда?

11

Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе;

рассказывать о своём учителе; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить взаимоконтроль;

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

— Практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду.

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек;

работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

Сравнивать старинные и современные велоси­педы.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием;

рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся.

 

Внутренняя позиция обу­чаемого на ос­нове положи­тельного отно­шения к школе.

Самостоятель­ность и личная ответствен­ность за свои поступки, ус­тановка на здоровый образ жизни.

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, нерасточитель­ного, здоровьесберегающего поведения.

Навыки сотруд­ничества в раз­ных ситуациях, умение не соз­давать конфлик­тов и находить выходы из спор­ных ситуаций, начальные на­выки адаптации в динамично изменяющемся мире.

 

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в зда­нии школы.

Сличать способ дей­ствия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения от­клонений и отличий от эталона: по­следовательность дней недели и на­званий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу.

Вносить необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года.

Использовать уста­новленные правила в контроле спо­соба решения.

Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по спо­собу действия.

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения от­клонений и отличий от эталона (на­значение разного рода одежды), со­ставлять план и последовательность действий (характеристика конкрет­ного вида одежды).

Предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части  велосипеда, правила ПДД для велосипедистов).

Осуществлять кон­статирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального.

Стабилизировать эмоциональное состояние для реше­ния различных задач.

 

Ориентировать­ся в разнообразии способов реше­ния задач: разные пути к одному школьному помещению.

Оценивать инфор­мацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связан­ные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее».

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для ре­шения задач; устанавливать анало­гии: старорусские названия месяцев.

Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

в соответствии с темой урока.

Выполнять реф­лексию способов и условий дейст­вий, искать и выделять необходимую информацию из различных источни­ков в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

Устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.

Строить рассуж­дения, анализировать информацию и передавать её.

Выбирать наибо­лее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), исполь­зовать знаково-символические сред­ства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов).

Осуществлять сравнение, анализ информации, ста­вить и формулировать проблемы.

строить рассуж­дения; обобщать, анализировать ин­формацию; самостоятельно созда­вать алгоритмы деятельности при решении проблем различного харак­тера.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, моноло­гическое высказывание, вести уст­ный диалог.

 

 

Ставить во­просы, обращаться за помощью к работникам школы, формулиро­вать свои затруднения.

Определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание.

Слушать собе­седника; формулировать собствен­ное мнение и позицию, задавать вопросы.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказы­вать в сотрудничестве взаимопо­мощь.

Прогнозиро­вать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, стро­ить понятные для партнёра выска­зывания.

Аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

 

Познакомятся с различными школь­ными помещениями, а также с работниками школы.

Научатся ори­ентироваться в школь­ном здании, знать рас­положение необходи­мых помещений;  использовать основные правила по­ведения в школе.

Нучатся фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Усвоят, что такое настоящее, про­шлое и будущее. Научатся оп­ределять, какой день недели был вчера и какой будет завтра.

Усвоят, в какой последовательности сменяются времена года.

Усвоят, что на Земле есть очень холодные районы -Северный Ледовитый океан и Антарктида. Научатся на­ходить их на глобусе и приводить примеры животных этих рай­онов.

Усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. Научатся на­ходить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

Усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а дру­гие улетают в теплые края.

Усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каж­дого случая нужна подходящая одежда.

Усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипе­дах по улицам и доро­гам; запомнить дорож­ные знаки «Велосипедная дорож­ка», «Движение на ве­лосипедах запрещено».

Усвоят, что че­ловек и окружающий мир со временем меня­ются; что, вырастая, че­ловек выбирает для себя дело в жизни, профес­сию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окру­жающего мира.

Научатся пере­числять основные спо­собы получения инфор­мации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слуша­ли учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.).

 

Почему и зачем?

20

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку;

использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва;

работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

моделировать из пластилина форму Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку;

работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради.

Наблюдать за дождями и ветром;

работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

 — Анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха.

Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги.

Описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомить­ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

Работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку;

рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном;

устанавливать взаимосвязь цветов и бабо­чек на основе информации учебника.

Определять лесных обитателей по звукам, кото­рые они издают; передавать голосом звуки леса;

объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину.

 — Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку;

работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с задани­ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­недеятельности организма.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;

запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

формулировать основные правила гигиены.

различать средства связи и средства массо­вой информации;

рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов;

работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

обсуждать назначение Интернета;

моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

 — Классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством автомобиля.

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги.

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.

Обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках;

обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте;

работать в группе: знакомиться с пра­вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави­лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам­вае;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации.

Работать в группе: знакомиться с правила­ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.

Рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника.

приводить примеры взаимосвязей между че­ловеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

 

 

 

 

Самооценка на основе кри­териев успеш­ности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебнопознавательная).

Начальные на­выки адапта­ции в дина­мично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Уважительное отношение к иному мне­нию, началь­ные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопе­реживание им, осознание от­ветственности человека за об­щее благополу­чие, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, нерасточитель­ного, здоровьесберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за общее бла­гополучие.

Самостоятель­ность и личная ответственность за свои поступ­ки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотруд­ничества в раз­ных ситуациях, умение не соз­давать конфлик­тов и находить выходы из спор­ных ситуаций.

Устойчивое следование в поведении со­циальным нор­мам, самооцен­ка на основе критериев успешности учебной дея­тельности.

Экологическая культура: цен­ностное отно­шение к при­родному миру, готовность следовать нор­мам природо­охранного, не­расточитель­ного, здоровьесберегающего поведения; осознание от­ветственности человека за об­щее благопо­лучие

Внутренняя позиция уче­ника на основе положительно­го отношения к школе, при­нятие образа «хорошего ученика», на­чальные навы­ки адаптации в динамично изменяющемся мире.

 

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином).

Предвидеть воз­можности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной про­блемы).

Предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука).

Преобразовывать практическую задачу в познава­тельную: преломление луча света, его распад.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Различать способ и результат действия; устанавли­вать соответствие полученного ре­зультата поставленной цели (узнать животное по голосу).

Предвосхищать ре­зультат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни).

 Вносить необходи­мые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учите­лей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную (способы сохранения окружа­ющей природы); ставить новые учеб­ные задачи в сотрудничестве с учи­телем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологи­ческой допустимости).

 

 

 

 

Моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксиро­вать группы существенных призна­ков объектов с целью решения кон­кретных задач (цвет, форма и раз­мер); интерпретация информации.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна); осуществлять сбор информации из всех доступных ис­точников.

Узнавать, назы­вать и определять объекты и явле­ния окружающей действительности в соответствии с темой урока, уста­навливать причинно-следственные связи.

Осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы.

Выделять и обоб­щённо фиксировать группы сущест­венных признаков объектов с целью решения конкретных задач (пере­чень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эф­фективные способы решения задач.

Выбирать наибо­лее эффективные способы решения задач; классифицировать по задан­ным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние от­личия здорового и больного человека).

Осознанно и про­извольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассужде­ния; обобщать полученную информацию.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

для решения задач (плакаты эколо­гической направленности); осознан­но и произвольно строить сообще­ния в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих.

Договари­ваться о распределении функций и ролей в совместной деятельнос­ти; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и со­трудничества с партнёром.

Адекватно оце­нивать собственное поведение и по­ведение окружающих.

Аргументиро­вать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Усвоят, что звезды - огромные пы­лающие шары, находя­щиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда.

Научатся уз­навать созвездие Льва; правильно, аккуратно работать с пластилином.

Усвоят, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди.

Научатся объ­яснять причины воз­никновения дождя и ветра.

Усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до на­ших ушей.

Познакомятся с условиями жизни кош­ки и собаки, с основны­ми правилами содержа­ния этих животных.

Познакомятся с представителями со­общества «луг».

Познакомятся с голосами лесных жи­телей.

Усвоят, что мы спим для того, что­бы отдохнуть и на­браться сил.

Усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.

Усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вече­ром, а мыть руки - пе­ред едой, после посе­щения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются.

Научатся объ­яснять назначение телефона и телевизора.

Научатся объ­яснять назначение авто­мобилей; узнают о на­значении ремня безопасности.

Усвоят разли­чия (по назначению) между товарным поез­дом, электричкой, пас­сажирским поездом дальнего следования и поездом метро.

Познакомятся с основными группами судов.

Познакомятся с устройством самолёта.

Усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде.

Усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле.

Запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований.

Усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бе­режно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечает­ся День Земли.

 

 

 

 

                                                                      

                                                               


 

Календарно –поурочное планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1.

1.Задавайте вопросы!

1

01.09

Что и кто?

20ч

2

1.Что такое Родина?

1

04.09

3

2.Что мы знаем о народах России?

1

08.09

4

3.Что мы знаем о Москве?

1

11.09

5

4.Моя малая родина

1

15.09

6

5.Что у нас над головой?

1

18.09

7

6.Что у нас под ногами?

1

22.09

8

7.Что общего у разных растений?

1

25.09

9

8.Что растет на подоконнике?

1

29.09

10

9.Что растет на клумбе?

1

02.10

11

10.Что это за листья?

1

06.10

12

11.Что такое хвоинки?

1

09.10

13

12.Кто такие насекомые?

1

13.10

14

13.Кто такие рыбы?

1

16.10

15

14.Кто такие птицы?

1

20.10

16

15.Кто такие звери?

1

23.10

17

16.Что окружает нас дома?

1

27.10

18

17.Что умеет компьютер?

1

30.10

19

18.Что вокруг нас может быть опасным?

1

10.11

20

19.На что похожа наша планета?

1

13.11

21

20.Проверка знаний. Презентация проекта

1

17.11

Как, откуда и куда?

12ч

22

1.Моя семья (проект)

1

20.11

23

2.Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24.11

24

3.Откуда в наш дом приходит электричество?

1

27.11

25

4.Как путешествует письмо?

1

01.12

26

5.Куда текут реки?

1

04.12

27

6.Откуда берутся снег и лед?

1

08.12

28

7.Как живут растения?

1

11.12

29

8.Как живут животные?

1

15.12

30

9.Как зимой помочь птицам?

1

18.12

31

10.Откуда берется и куда девается мусор?

1

22.12

32

11.Откуда в снежках грязь?

1

25.12

33

12.Проверка знаний. Презентация проекта

1

29.12

Где и когда?

11ч

34

1.Когда учиться интересно?

1

12.01

35

2.Мой класс и моя школа (проект)

1

15.01

36

3.Когда придет суббота?

1

19.01

37

4.Когда наступит лето?

1

22.01

38

5.Где живут белые медведи?

1

26.01

39

6.Где живут слоны?

1

29.01

40

7.Где зимуют птицы?

1

02.02

41

8.Когда появилась одежда?

1

05.02

42

9.Когда изобрели велосипед?

1

09.02

43

10.Когда мы станем взрослыми?

1

12.02

44

11.Проверка знаний. Презентация проекта

1

16.02

Почему и зачем?

23ч

45

1.Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

1

19.02

46

2.Почему Луна бывает разной?

1

02.03

47

3.Почему идет дождь и дует ветер?

1

05.03

48

4.Почему звенит звонок?

1

09.03

49

5.Почему радуга разноцветная?

1

12.03

50

6.Почему мы любим кошек и собак?

1

16.03

51

7.Мои домашние питомцы (проект)

1

19.03

52

8.Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

30.03

53

9.Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

02.04

54

10.Зачем мы спим ночью?

1

06.04

55

11.Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

09.04

56

12.Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

13.04

57

13.Зачем нам телефон и телевизор?

1

16.04

58

14.Зачем нужны автомобили?

1

20.04

59

15.Зачем нужны поезда?

1

23.04

60

16.Зачем строят корабли?

1

27.04

61

17.Зачем строят самолеты?

1

30.04

62

18.Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

04.05

63

19. Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

07.05

64

20.Зачем люди осваивают космос?

1

11.05

65

Почему мы часто слышим слово «Экология»?

1

14.05

66

Проверка знаний.

1

18.05

67

Презентация проекта.

21.05


 

Критерии и нормы оценки обучающихся

Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».

В I классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.

Метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год -обязательно)

Предметные контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).

В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе «Листа образовательных достижений», включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки.

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметку за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, выполнение задания) или «-» (задание не выполнено).

Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.

Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Шкала самооценки:

«+»знаю и умею применять.

«!»- знаю, но не всегда могу применить.

«?» - не уверен в своих знаниях.

«-» - пока не знаю и не умею.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебники

Плешаков А.А. Окружающий мир( в 2 частях). 1 класс. – Москва «Просвещение» 2011.

Рабочие тетради

Плешаков А.А.Окружающий мир (в 2 частях). 1 класс. – Москва «Просвещение» 2011.

Методические пособия

Максимова Т.Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс. –Москва «ВАКО» 2011.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение» 2011.

Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – Москва «Просвещение» 2011.

Сухаревская Е.Ю. Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы. – Ростов-на-Дону «ЛЕГИОН» 2010.

Печатные пособия

Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе «Окружающий мир».

Таблицы по окружающему миру.

Экранно-звуковые пособия

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»

 

Проверочные работы по курсу «Окружающий мир» 1 класс проводятся по учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешаков Москва «Просвещение» 2012 год 1и 2 часть.

1.      Проверочная работа №1 «Что и кто?» с.50 – 54 «Окружающий мир» часть 1

2.      Проверочная работа №2 «Как, откуда и куда?» с.82 –87  «Окружающий мир»

 часть 1

3.      Проверочная работа №3 «Где и когда?» с.26 – 30 «Окружающий мир» часть 2

4.      Проверочная работа №4 «Почему и зачем?» с.76 – 83 «Окружающий мир» часть 2

 

 

 

 

График прохождения программного материала

окружающему миру в 1 классе 2020-2021 учебный год

п/п

Темы разделов

Кол-во

часов

Сроки прохождения

1.

Вводный урок

        1

01.09

2.

Что и кто?

      20

04.09 – 17.11

3.

Как, откуда и куда?

      12

20.11 –29.01

4.

Где и когда?

      11

12.01 – 16.02

5.

Почему и зачем?

      20

19.02.– 21.05

 

Итого:

64