рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа России

  • doc
  • 11.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ОКР.МИР.doc

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по авторской программе А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (Сборник программ к комплекту учебников «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение, 2016) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

 

Данная программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 55 п.4 от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ

Основная образовательная Программа: Приказ Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020- 2021 учебный год:

Образовательная программа МКОУ СОШ №4  г.Хасавюрт

Учебный план образовательного учреждения МКОУ СОШ №4  г.Хасавюрт 2020 - 2021 учебный год.

Программы  начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2016 г.

Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2017.

Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 2 класса.- М.: Вита - Пресс, 2018.

Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – 3-е изд.,М.: Вако, 2014

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

 

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном 5 развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

        Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системо-образующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

•  более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка2;

•  представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

•  представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

•  овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

•  понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

•  познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

•  представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

•  эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

•  этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

•  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

•  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

•  бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

•  сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

•  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

•  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

•  планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

•  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

•  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

•  соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

•  контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

•  находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

•  использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

•  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

•  анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

•  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

•  сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

•  осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

•  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

•  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

•  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

•  моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•  включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

•  формулировать ответы на вопросы;

•  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

•  договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

•  высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

•  поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

•  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

•  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

•  понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

•  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

•  готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

•  составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

•  находить на карте Российскую Федерацию, Москву ‒ столицу России;

•  называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

•  различать государственные символы России ‒ флаг, герб, гимн;

•  приводить примеры народов России;

•  сравнивать город и село, городской и сельский дома;

•  различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

•  оценивать отношение людей к окружающему миру;

•  различать объекты и явления неживой и живой природы;

•  находить связи в природе, между природой  и человеком;

•  проводить наблюдения и ставить опыты;

•  измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

•  определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

•  сравнивать объекты природы, делить их на группы;

•  ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;

•  находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

•  соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

•  различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

•  прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

•  узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

•  различать виды транспорта;

•  приводить примеры учреждений  культуры и образования;

•  определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

•  различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

•  правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

•  соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

•  различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

•  соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

•  правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

•  оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

•  приводить примеры семейных традиций;

•  соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;

•  различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

•  ориентироваться на местности разными  способами;

•  различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

•  различать водоёмы, узнавать их по описанию;

•  читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

•  находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

•  различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА   

                                                 Человек и природа.

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).

Водоёмы (река, море, озеро); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.

Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.

Грибы (съедобные и ядовитые).

Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

                                                        Человек и общество.

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.  Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребёнка.

Президент РФ – глава государства.

Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.

Москва – столица России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения  из истории родного края.

Правила безопасной жизни.

                                                                                                                                                 

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

 

 

Тематический план учебного курса

Наименование раздела

Авторская программа

Рабочая программа

1

Где мы живём?

4

4

2

Природа

20

20

3

Жизнь города и села

10

10

4

Здоровье и безопасность

9

9

5

Общение

7

7

6

Путешествия

18

18

 

Итого

68

68

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Раздел программы

 

Количество часов

Из них

Практические

работы

Экскурсии

Проверочные

работы

Проекты

Где мы живём?

Наш «адрес» в мире: планета -   Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Где мы живём?

4

 

 

1

Проект «Родное село»

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе(осенние явления).   Кошки и собаки различных пород. Уход   за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.   Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;  исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца, слюды;  определение растений с помощью атласа-определителя; освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;  освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями

20

5

1

1

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Жизнь города и села

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины   посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры ,   их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсия: наблюдение зимних явлений   природе

10

 

1

1

Проект «Профессии»

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,   не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая   работа: Отработка правил перехода улицы.

9

1

 

1

 

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)

7

 

 

1

Проект «Родословная»

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий  дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы:  определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

18

2

1

1

Проект

«Города России»

 

Проект

«Страны мира»

Итого:

 

68

8

3

6

6

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

         В результате изучения окружающего мира второклассники научатся:

- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб. Птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

- правилам поведения в природе;

- называть свой адрес в мире и в своём населенном пункте;

- называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

- распознавать и называть  строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; прави­ла безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

- называть  имена и отчества родителей; основные формы привет­ствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о куль­туре поведения в общественных местах;

- называть  основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса;  понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов, части реки;  названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.

             Второклассники получат возможность научиться:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой  живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД.

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения  предмета.

Критерии оценивания

     Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассника решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся  «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

     В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала  нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

    Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ – системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

    В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на  межпредметной основе.

     Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

     Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят их нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

    Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

     Оценивание работ производится по уровням:

НБ (ниже базового) – выполнено верно менее 50 %  объёма работы базового уровня.

Б (базовый) – выполнено верно от 50 % до 65 % объёма  работы  базового уровня.

ВБ (выше базового) - выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня.

П (повышенный) – выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня и не менее 50 % объёма работы повышенного уровня.

    

    Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

 

Учебно-методическое обеспечение

Печатные пособия:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 201
  2. .  Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2017.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2018.

4.                  Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков,

З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2018.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2018.
  3. Тихомирова, Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс : к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс». В 2 ч. – Ч. 1 / Е. М. Тихомирова. – М. : Экзамен, 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематический план по окружающему миру

на 2020- 2021 учебный год.

Авторы учебника: А. А. Плешаков 2 класс Школа России

2 ч в неделю, 68 ч в год

 

Номера уроков

по порядку

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

 

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1

Родная страна

1

 

 

 

2

Город и село. Проект «Родной город»

1

 

 

 

3

Природа и рукотворный мир.

1

 

 

 

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

1

 

 

 

Раздел « Природа» ( 20 ч)

5

Неживая и живая природа.

1

 

 

 

6

Явления природы.

1

 

 

 

7

Что такое погода.

1

 

 

 

8

В гости к осени (экскурсия).

1

 

 

 

9

В гости к осени (урок).

1

 

 

 

10

Звёздное небо.

1

 

 

 

11

Заглянем в кладовые земли.

1

 

 

 

12

Про воздух .

1

 

 

 

13

… И про воду.

1

 

 

 

14

Какие бывают растения.

1

 

 

 

15

Какие бывают животные.

1

 

 

 

16

Невидимые нити.

1

 

 

 

17

Дикорастущие и культурные растения.

1

 

 

 

18

Дикие и домашние животные.

1

 

 

 

19

Комнатные растения.

1

 

 

 

20

Животные живого уголка.

1

 

 

 

21

Про кошек и собак.

1

 

 

 

22

Красная книга.

1

 

 

 

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1

 

 

 

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

 

 

 

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика.

1

 

 

 

26

Из чего что сделано.

1

 

 

 

27

Как построить дом.

1

 

 

 

28

Какой бывает транспорт.

1

 

 

 

29

Культура и образование.

1

 

 

 

30

Все профессии важны. Проект «Профессии».

1

 

 

 

31

В гости к зиме (экскурсия).

1

 

 

 

32

В гости к зиме (урок).

1

 

 

 

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

 

 

 

 

 

34

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

1

 

 

 

 

 

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека.

1

 

 

 

36

Если хочешь быть здоров.

1

 

 

 

37

Берегись автомобиля!

1

 

 

 

38

Школа пешехода

1

 

 

 

39

Домашние опасности.

1

 

 

 

40

Пожар!

1

 

 

 

41

На воде и в лесу.

1

 

 

 

42

Опасные незнакомцы.

1

 

 

 

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

 

 

 

Раздел «Общение» ( 7 ч)

44

Наша дружная семья.

1

 

 

 

45

Проект «Родословная».

1

 

 

 

46

В школе.

1

 

 

 

47

Правила вежливости.

1

 

 

 

48

Ты и твои друзья.

1

 

 

 

49

Мы – зрители и пассажиры.

1

 

 

 

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». 

1

 

 

 

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

Посмотри вокруг.

1

 

 

 

52

Ориентирование на местности.

1

 

 

 

53

Ориентирование на местности.

1

 

 

 

54

Формы земной поверхности.

1

 

 

 

55

Водные богатства.

1

 

 

 

56

В гости к весне (экскурсия).

1

 

 

 

57

В гости к весне (урок).

1

 

 

 

58

Россия на карте. 

1

 

 

 

59

Проект «Города России».

1

 

 

 

60

Путешествие по Москве.

1

 

 

 

61

Московский Кремль.

1

 

 

 

62

Город на Неве.

1

 

 

 

63

Путешествие по планете.

1

 

 

 

64

Путешествие по материкам. 

1

 

 

 

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

 

 

 

66

Впереди лето.

1

 

 

 

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

 

 

 

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», « Страны мира»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru