РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 3 класс
срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
рабочая программа разработана на основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса.
составитель: учитель начальных классов
Год составления программы: 2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.
o Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиолоические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
o Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год, (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013, № 26755)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.
o Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 № 824 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.
o Учебный план МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 97 от 28.08.2014г.)
o Положение о рабочей программе учителя (принятое на педсовете № 8 от 31.05.2014г., утвержденное приказом по школе № 78 от 05.06.2014г.)
o Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива МОБУ СОШ с.Осиповка, протокол № 2 от 3 декабря 2011 года)
o Авторская программа Плешакова А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса.
o Начальная образовательная программа МОБУ СОШ с.Осиповка
o Приказ об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 71 от 27.05.2014г.)
2 Цели и задачи изучения учебного предмета.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4 Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
3 класс — 70ч (35 учебные недели).
5 Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
6. Сведения о программе по учебным предметам.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Плешакова А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса.
7. Педагогические технологии и средства обучения.
Для достижения требуемых результатов обучения используются: личностно-ориентированные, проектные, здоровье сберегающие технологии. Средства обучения: ПК, электронный журнал, электронный дневник, доска, таблицы, сюжетные картинки, наглядные пособия.
Раздел II. Основное содержание курса.
Человек и природа.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Земля-планета, общее представление о форме и размерах земли. Глобус, как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их название, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на земле. Вращение земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг солнца, как причина смены времён года. Погода, её составляющие. Наблюдение за погодой своего края. Предсказания погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности. Особенности поверхности родного края. Водные богатства, их разнообразие, использование человеком. Водные богатства родного края. Воздух-смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растений. Условия, необходимые для жизни растения. Наблюдение роста растения, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни человека, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей, съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе. Бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Лес, луг, водоём- единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны. Человек- часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Заповедники и национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации. Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Человек и общество.
Общество- совокупность людей. Духовно-нравственные и культурные ценности- основа жизнеспособности общества. Человек- член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Внутренний мир человека. Семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе и на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Экономика, её составные части. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Построение безопасной экономики- одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи. Средства массовой информации. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина- Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации- глава государства. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочнения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Оформление плаката или стенной газеты к празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва- столица России. Святыни Москвы- святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика основных исторических событий, связанных с Москвой. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности, города Золотого кольца России. Святыни городов России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край- частица России. Родной город( село), регион ( область), название , основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, их профессии. Название разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте мира, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества- долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обморожении, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом и водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.
Раздел III. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Раздел IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
Формы контроля.
Текущий контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);
Итоговый контроль проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, )
Методы опроса.
· Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).
· Коллективный опрос ;
· Индивидуальный опрос устный;
· Монологическое высказывание ;
· Индивидуальная работа по карточкам;
Обучающиеся к концу года должны знать:
· - что такое тела, частицы;
· -компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
· - компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
· - группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений, растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
· - группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки, животноводство как составная часть сельского хозяйства;
· - некоторые взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы;
· -взаимосвязи между человеком и природой: значение природы для человека, отрицательное воздействие человека на природу, охрана природы, правила поведения в природе;
· - строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
· Обучающиеся должны уметь:
· - различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных;
· - устно описывать объекты природы;
· - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
· - подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника. А также отдельных дополнительных источников;
· - измерять температуру воздуха с помощью термометра;
· - проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
· - оперировать с моделями, указанными в программе;
· - изготавливать кормушки 2-3 конструкций для птиц, развешивать кормушки. Подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;
· - выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
· - в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
· - выполнять правила личной гигиены, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Раздел V. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Вид контроля входной (В), тематический (Т), итоговый (И) |
Примечание |
1 четверть (18 часов). Раздел 1. Как устроен мир (7 часов) Основные виды деятельности: Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) . Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. |
|||||
1. |
|
|
Природа. Ценность природы для людей |
В |
|
2. |
|
|
Человек. |
|
|
3. |
|
|
Наши проекты: «Богатства, отданные людям» |
|
|
4. |
|
|
Общество |
|
|
5. |
|
|
Что такое экология |
|
|
6. |
|
|
Природа в опасности. Охрана природы. |
|
|
7. |
|
|
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. |
Т |
|
Раздел 2. Эта удивительная природа (19 часов) Основные виды деятельности: Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности. Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы . Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения . Рассказать о роли грибов в природе и жизни людей. |
|||||
8. |
|
|
Тела, вещества, частицы |
|
|
9. |
|
|
Разнообразие веществ |
|
|
10. |
|
|
Воздух и его охрана. |
|
|
11. |
|
|
Вода и свойства воды |
|
|
12. |
|
|
Превращения и круговорот воды |
|
|
13. |
|
|
Берегите воду |
|
|
14. |
|
|
Что такое почва |
|
|
15. |
|
|
Разнообразие растений |
|
|
16. |
|
|
Солнце, растения и мы с вами |
|
|
17. |
|
|
Размножение и развитие растений |
|
|
18. |
|
|
Охрана растений |
|
|
|
|
|
2 четверть ( 16 часов) |
|
|
19. |
|
|
Разнообразие животных |
|
|
20. |
|
|
Кто что ест. |
|
|
21. |
|
|
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» |
|
|
22. |
|
|
Размножение и развитие животных. |
|
|
23. |
|
|
Охрана животных |
|
|
24. |
|
|
В царстве грибов |
|
|
25. |
|
|
Великий круговорот жизни |
|
|
26. |
|
|
Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. |
Т |
|
Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 ч) Основные виды деятельности: Характеризовать основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях . Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека . Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений. Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса. |
|||||
27. |
|
|
Организм человека |
|
|
28. |
|
|
Органы чувств |
|
|
29. |
|
|
Надёжная защита организма |
|
|
30. |
|
|
Опора тела и движение |
|
|
31. |
|
|
Наше питание |
|
|
32. |
|
|
Наши проекты: «Школа кулинаров» |
|
|
33. |
|
|
Дыхание и кровообращение |
|
|
34. |
|
|
Умей предупреждать болезни |
|
|
|
|
|
3 четверть (18 часов) |
|
|
35. |
|
|
Здоровый образ жизни. |
|
|
36. |
|
|
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. |
Т |
|
Раздел 4. Наша безопасность (8ч) Основные виды деятельности: Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. В группе обсудить и подготовить правила пожарной безопасности. Выполнять эти правила Практическая работа по освоению правил поведения в доме Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н). Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П). Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Практические работы: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды, изготовление макетов знаков дорожного движения Познакомиться с дорожными знаками в окрестностях школы. Собрать газетный материал о нарушителях дорожного движения, обсудить с одноклассниками, проанализировать случившееся. |
|||||
37. |
|
|
Огонь, вода и газ |
|
|
38. |
|
|
Чтобы путь был счастливым |
|
|
39. |
|
|
Дорожные знаки |
|
|
40. |
|
|
Наши проекты: «Кто нас защищает» |
|
|
41. |
|
|
Опасные места |
|
|
42. |
|
|
Природа и наша безопасность |
|
|
43. |
|
|
Экологическая безопасность |
|
|
44. |
|
|
Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. |
Т |
|
Раздел 5. Чему учит экономика (12 ч) Основные виды деятельности: Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни. Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н). Приводить примеры использования человеком богатств природы . Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) . Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения |
|||||
45. |
|
|
Для чего нужна экономика |
|
|
46. |
|
|
Природные богатства и труд людей – основа экономики |
|
|
47. |
|
|
Полезные ископаемые |
|
|
48. |
|
|
Растениеводство |
|
|
49. |
|
|
Животноводство |
|
|
50. |
|
|
Какая бывает промышленность |
|
|
51. |
|
|
Наши проекты: «Экономика родного края» |
|
|
52. |
|
|
Что такое деньги |
|
|
|
|
|
4 четверть (16 часов) |
|
|
53. |
|
|
Государственный бюджет |
|
|
54. |
|
|
Семейный бюджет |
|
|
55. |
|
|
Экономика и экология |
|
|
56. |
|
|
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. |
Т |
|
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (13 ч) Основные виды деятельности: Обсуждать особенности 2-3 стран мира . Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу, территорию стран-соседей и их границы, родной регион, сравнивать их географическое положение, климатические условия. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам вия, Анализировать и оценивать отношение современного человека к историческому и культурному наследию человечества. Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) создания исторических и культурных памятников, возникновение древних городов, исторических деятелей. |
|||||
57. |
|
|
Золотое кольцо России |
|
|
58. |
|
|
Золотое кольцо России |
|
|
59. |
|
|
Золотое кольцо России |
|
|
60. |
|
|
Наши проекты: «Музей путешествий» |
|
|
61. |
|
|
Наши ближайшие соседи |
|
|
62. |
|
|
На севере Европы |
|
|
63. |
|
|
Что такое Бенилюкс |
|
|
64. |
|
|
В центре Европы |
|
|
65. |
|
|
По Франции и Великобритании |
|
|
66. |
|
|
На юге Европы |
|
|
67. |
|
|
По знаменитым местам мира |
|
|
68 |
|
|
Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. |
Т |
|
69 |
|
|
Повторение. Игра «КВН». |
|
|
70 |
|
|
Итоговый урок. |
|
|
Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Книгопечатная продукция
Сборник рабочих программ «Школа России».-М.:Просвещение, 2011.
Учебники
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2012.
Рабочие тетради
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение. 2010.
Методические пособия для учителя
Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс. Москва «ВАКО», 2013.
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс. — М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-опре- делитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2010.
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.
1. Классная
доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером и сканером.
4.Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
· Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
· Термометр медицинский.
· Лупа.
· Компас.
· Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.
Натуральные объекты
· Коллекции полезных ископаемых.
· Коллекции плодов и семян растений.
· Гербарии культурных и дикорастущих растений
· (с учётом содержания обучения).
· Живые объекты (комнатные растения, животные)
Оборудование класса
· Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
· Стол учительский с тумбой.
· Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
Раздел VI. Приложение.
Приложение № 1
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Нормы оценок по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов
учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять
комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного
опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и
обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые
не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с
недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому
тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и
учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично
излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает
связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно
выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик
допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в
использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко
исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное
содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать
предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в
выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с
помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание
большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических
работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем
контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем
самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности
результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или
"незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую
подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо
выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется
записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 60% |
60 - 77% |
77 - 90% |
90 - 100% |
менее 17 баллов |
18 - 22 балла |
23 -26 баллов |
27-30 баллов |
"2" |
"3" |
"4" |
"5" |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.