Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Оценка 4.6
docx
17.03.2021
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Окружающий мир.docx

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное учреждение           основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

 

Согласовано.

Зам. директора по УВР

__________ /Кузнецова Е.А./

 

Утверждено.

Директор школы: ____________ /Тумаева О.В./

  Приказ №  _____  «__»_______________2020 г.   

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

3  КЛАСС

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Сульдина Н.А.,

 учитель начальных классов

 

 

с. Волочаевка, 2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  для 3  класса  создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.                 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

2.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего образования».

4.                 Постановление  Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

5.                 Профессионального стандарта педагога, утвержденного Министерством образования РФ от 18.10.2013 г.  № 544.

6.                 Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7.                 Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8.                 Рекомендации Министерства образования и науки  от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

9.                 Учебный план МБОУ ООШ с. Волочаевка.

10.            Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /  Плешакова А.А.   — М.: Просвещение, 2011 г.

11.            11.(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4   3598 – 20 «Санитарно- эпидемиологические  требования к устройству , содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной  инфекции(COVID-19)»).

12.            Приказ Министерства просвещения  Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации ».

13.            Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 8 мая 2020 года № 02/9060 -2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

14.            Письмо Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усилении санитарно- эпидемиологических мероприятий».

15.            Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020г. № ГД- 1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

16.            Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020г. №75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)».

17.            Приказ Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель изучения курса:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком  личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными образовательными   задачами курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Особенности класса –  общеобразовательный.

Сроки реализации программы -  2020 – 2021   учебный год.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.        

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1-го по 4-й класс. На каждую учебную неделю с 1-го по 4-й класс выделяется по два урока. Настоящая рабочая программа ориентирована на 3 класс, рассчитана  на 26 учебных недели из расчета 2 часа в неделю, всего 53 учебных часа.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплекс

1.     Окружающий мир: учебник  для общеобразовательных учреждений 3 класс   УМК «Школа России»  М-Просвещение, 2011 г.

2.     Окружающий мир. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /  Плешакова А.А.   — М.: Просвещение, 2011 г.

 

Дополнительные пособия для учителей

 

1. Окружающий мир. Проверочные работы Плешаков А.А., Плешаков С.А. Москва «Просвещение» 2017 , 95 стр.

2. Максимова Т.Н.  Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс.

     Интернет – ресурсы

 

1.      http://shkola8elabuga.ucos.ru

2.     http:// 1-4.prosv.ru

3.  http://school-russia.prosv.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижения учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-формирование умения понимать причину успеха и неуспеха

-готовность слушать собеседника и вести диалог

-овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Предметные результаты:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свою страну

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности

-освоение доступных способов изучения природы и общества

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Выпускник научится:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, прос­тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре­зультаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвя­зи в природе и между природой и человеком;

- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

- выполнять правила личного поведения в природе, обос­новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока­зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран – соседей Рос­сии, стран зарубежной Европы и их столиц.

         Выпускник получит возможность научиться:

- понятию что человек — часть природы и общества, что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы, основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого мира (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- понимать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- понимать взаимосвязи между природой и человеком (значение при­роды для человека, отрицательное и положительное воздей­ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- правилам гигиены;

- основам здорового образа жизни;

- правилам безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

- правилам безопасного поведения в быту и на улице;

- правилам противопожарной безопаснос­ти;

-  основам экологической безопасности;

- определять роль природных богатств в экономике, основным отраслям  сельского хозяйства и промышленности, роль денег в эконо­мике, - 

- основам семейного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Эта удивительная природа  - 17  часов

Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье  - 10 часов

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность  - 7 часов

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика  - 11 часов

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам  - 8 часов

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Форма

обучения

 

Раздел II. Эта удивительная природа – 17 часов

 

1

Что такое почва

1

 

 

2

Образование и разрушение почвы

1

 

 

3

Разнообразие растений

1

 

 

4

Солнце, растения и мы с вами

1

 

 

5

Размножение и развитие растений

1

 

 

6

Как развивается растение

1

 

 

7

Охрана растений

1

 

 

8

Разнообразие животных

1

 

 

9

Кто что ест

1

 

 

10

Невидимая сеть и невидимая пирамида

1

 

 

 

11

Размножение и развитие животных

1

 

 

12

Размножение и развитие животных

1

 

 

13

Охрана животных

1

 

 

14

В царстве грибов

1

 

 

15

Грибы съедобные и несъедобные

1

 

 

16

Великий круговорот жизни

1

 

 

17

Контрольная работа

1

 

 

Раздел III. Мы и наше здоровье – 10 часов

 

18

Организм человека

1

 

 

19

Органы чувств

1

 

 

20

Органы чувств

1

 

 

21

Надежная защита организма

1

 

 

22

Опора тела и движение

1

 

 

23

Наше питание

1

 

 

24

Дыхание и кровообращение

1

 

 

25

Дыхание и кровообращение

1

 

 

26

Умей предупреждать болезни

1

 

 

27

Проверочная работа

1

 

 

Раздел IV. Наша безопасность – 7 часов

 

28

Огонь, вода и газ

1

 

 

29

Чтобы путь был счастливым

1

 

 

30

Дорожные знаки

1

 

 

31

Опасные места

1

 

 

32

О молниях, змеях, собаках и прочем

1

 

 

33

Экологическая безопасность

1

 

 

34

Контрольная работа

1

 

 

Раздел V. Чему учит экономика – 11 часов

 

35

Для чего нужна экономика

1

 

 

36

Три кита экономики

1

 

 

37

Полезные ископаемые

1

 

 

38

Растениеводство

1

 

 

39

Животноводство

1

 

 

40

Какая бывает промышленность

1

 

 

41

Что такое деньги

1

 

 

42

Государственный бюджет

1

 

 

43

Семейный бюджет

1

 

 

44

Экономика и экология

1

 

 

45

Контрольная работа

1

 

 

Раздел VI. Путешествие по городам и странам – 8 часов

 

46

Золотое кольцо России

1

 

 

47

Наши ближайшие соседи

1

 

 

48

На севере Европы

1

 

 

49

Что такое Бенилюкс

1

 

 

50

В центре Европы

1

 

 

51

Путешествие по Франции и Великобритании

1

 

 

52

На юге Европы

1

 

 

53

По знаменитым местам мира

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1

Приказ Министерства просвещения

Приказ Министерства просвещения

Цель изучения курса: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта…

Цель изучения курса: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта…

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты,…

Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты,…

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты изучения курса

России, стран – соседей Рос­сии, стран зарубежной

России, стран – соседей Рос­сии, стран зарубежной

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи

Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в

Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Дыхание и кровообращение 1 25

Дыхание и кровообращение 1 25

В центре Европы 1 51

В центре Европы 1 51
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021