Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

  • docx
  • 23.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

·        готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

·         достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

·        личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

·        формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

·        воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

·        понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·        формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·        осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

·        обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

·        овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

·        использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

·        расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

·        познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

·        регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

·        коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающиймир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю 3 класс — 68 часов.

                                        Cодержание программы 3 класс (68 ч)

Земля — наш общий дом (7 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятии «историческое время».

Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

         Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Человек изучает Землю (4 ч)

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта(географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

         Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (26 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников

Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.

Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов.

Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

          Характеризовать значение растений для жизни;

Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений.

Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия

                      Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе ( например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.

Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

Называть древние города, описывать их достопримечательности;

Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

 

 

 

 

 

 

Поурочно-тематическое планирование – 68 часов (2 часа в неделю)

Дата урока

Номер урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Стр. Уч.

Стр. РТ

 1 четверть – 18 часов                                                                                                          

Земля – наш общий дом

 

1

Где и когда ты живёшь

Анализ, установление последовательности исторического времени («лента времени»); различение временных и пространственных отношений

Понятия «историческое время», «пространство», «место проживания»

Ч. 1

3-10

№ 1

3

 

2

3

Солнечная система

Классификация, сравнение, высказывание предположений

Правила ведения диалога; характеристика явлений, рассказ - повествование

Высказывание предположений, анализ, обобщение, сравнение

Рассказ - рассуждение. Понятие «горизонт». Описательный рассказ по картине

11-17

4-8

 

4

5

6

7

Условия жизни на Земле

18-32

8-12

Человек изучает Землю

 

 

8

9

10

11

Человек познаёт мир

Сравнение,  обобщение, наблюдение

Понятия «план», «карта», «глобус», «компас».

34-44

13-21

Царства природы

 

 

12

Бактерии

Сравнение, анализ

Правила участия в диалоге

Сравнение, анализ

Рассказ-описание и рассуждение; пересказ

Анализ, выбор доказательств, обобщение, высказывание предположений

Рассказ- рассуждение; пересказ

Анализ, сравнение, рассуждение

Рассказ-описание

Анализ, обобщение

Рассказ-описание

46-48

22

 

13

14

Грибы

49-53

23

 

15

Растения. Если бы на Земле не было растений

54-58

24-36

 

16

17

Разнообразие мира растений (флоры)

59-65

24-36

 

18

Растения прекрасные, но опасные

65-67

24-36

2 четверть – 14 часов

 

 

19

20

21

Растения - живые существа (организмы)

Высказывание предположений; анализ, сравнение, обобщение

Правила ведения диалога, рассказ- рассуждение; пересказ; рассказ - описание

Анализ, сравнение, обобщение

Правила участия в диалоге; пересказ; рассказ- рассуждение

Сравнение, обобщение

Рассказ-описание; пересказ

Анализ, обобщение, систематизация изученного материала

Пересказ

Анализ, сравнение, обобщение изученного материала; классификация (одноклеточные – многоклеточные; позвоночные - беспозвоночные).

Рассказ - рассуждение «Роль животных в природе»

68-78

24-36

 

22

23

Размножение растений

78-82

24-36

 

24

25

Растения дикорастущие и культурные

82-87

24-36

 

26

27

Красная книга России

88-94

24-36

 

28

29

Животные. Разнообразие мира животных (фауны)

95-99

37-46

 

30

31

Животные - живые существа  (организмы)

Сравнение, анализ, классификация по способу питания

Рассказ - описание (по результатам наблюдений за поведением животного); правила участия в диалоге

100-109

37-46

 

32

 

Беспозвоночные животные

Обобщение  изученного материала, анализ, сравнение

Пересказ, рассказ – описание; рассказ – описание от первого лица

110-116

37-46

3 четверть – 20 часов

 

 

33

34

35

Позвоночные животные

Выбор доказательств; анализ, сравнение, обобщение  изученного материала; высказывание предположений; выбор ответа из альтернативных вариантов; классификация млекопитающих по способу питания

Рассказ - рассуждение, рассказ – описание; словарная работа (млекопитающие, пресмыкающиеся)

Анализ, сравнение

Рассказ - рассуждение, рассказ – описание

«Чтение» схемы

Рассказ - повествование (с опорой на иллюстрацию), рассказ – описание («Любимое животное»)

117-138

37-46

 

36

Природные сообщества

139-144

37-46

 

37

Почему люди приручили диких животных

145-153

37-46

Наша Родина: от Руси до России

 

 

38

Древнерусское государство

Анализ, обобщение полученной информации, оформление вывода

Рассказ - описание; правила участия в диалоге

Анализ, обобщение полученной информации, оформление вывода

Обогащение словаря (названия народов, населяющих Древнерусское государство; устаревшие выражения); рассказ – описание по иллюстрации; пересказ текста

Анализ текста, установление закономерностей, обобщение полученных знаний для формулировки вывода; анализ, обобщение, установление причин и зависимостей

Объяснение устаревших слов и выражений

Обобщение полученной информации; сравнение, анализ

Правила ведения диалога; пересказ; описательный рассказ (на основе иллюстрации); словарная работа (с использованием словаря)

Сравнение, анализ, обобщение изученного материала

Рассказ-рассуждение (по иллюстрации), рассказ - описание

Обобщение изученного материала; характеристика исторического времени

Рассказ-рассуждение (на основе  иллюстраций)

Характеристика исторического времени (начало XX века); обобщение полученной информации

Рассказ - описание, рассказ - рассуждение

Ч. 1

5-11

№ 1

3-6

 

39

40

41

Первые русские князья

12-21

3-6

 

42

Московская Русь

22-25

7

 

43

Российская империя

26-32

7-8

 

44

Российская империя

32-34

7-8

 

45

Российская империя

34-36

7-8

 

46

Советская Россия. СССР. Российская Федерация

37-38

9

Как люди жили в старину

 

 

47

Из истории имён

Анализ, сравнение, обобщение, построение объяснения; соотнесение и выбор ответа из нескольких

Обогащение словаря, чтение отрывков из былин, пересказ

Сравнение, анализ, составление характеристик

Рассказ - описание (портрет); обогащение словаря

Анализ, сравнение, объяснение

Рассказ - рассуждение

40-45

9-10

 

48

49

50

Какими людьми были славяне

46-55

10-12

 

51

52

53

54

Какие предметы окружали людей в старину

56-76

13-15

4 четверть – 16 часов

 

 

55

56

Русская трапеза

Анализ, сравнение, обобщение изученного материала

Обогащение словаря (устаревшие слова, пословицы и поговорки); рассказ – описание (по репродукции)

Сравнение, анализ, обобщение изученного материала

Обогащение словаря, рассказ – описание по репродукции

Высказывание предположений; анализ, сравнение, обобщение изученного материала

Правила участия в диалоге, рассказ – рассуждение, рассказ по воображаемой ситуации; рассказ – описание (по репродукции)

77-83

15-16

 

57

 

Верования языческой Руси

84-89

16-17

 

58

59

Принятие христианства на Руси

90-96

17-18

Как трудились в старину

 

 

60

61

Что создавалось трудом крестьянина?

Обобщение полученной информации; анализ, сравнение, подготовка вывода

Рассказ - рассуждение, рассказ - повествование

Анализ, классификация, сравнение

Рассказ - описание, пересказ

Анализ, конструирование объяснений, обобщение

Рассказ по воображаемой ситуации; пересказ, обогащение словаря

Анализ, обобщение полученной информации

Обогащение словаря, пересказ, рассказ - повествование, рассказ - рассуждение

98-108

18-20

 

62

63

64

Что создавалось трудом ремесленника?

109-125

20-21

 

65

Что создавалось трудом рабочего?

126-130

22-25

 

66

67

68

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках

131-148

25-31