Тематическое планирование предмета «Окружающий мир»
Класс 3 б
Учитель Ладыгина С.П.
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов, в неделю 2 ч..
Планирование составлено на основе:
· федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598);
· примерной программы по учебным предметам. Начальные классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 год, Концепции учебно-методического комплекса «Школа России» и авторской программы начального общего образования Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы..М.: Просвещение, 2011;
· Учебник Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2012;
· Рабочая тетрадь Плешаков А.А.. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.М.:«Просвещение». 2015;
· Плешаков А.А.. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2011;
· Плешаков А.А. и др.. Окружающий мир Поурочные разработки;
· Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»
Адаптация программы осуществляется на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в механизмах адаптации содержания программы, раскрытых в календарно-тематическом планировании.
Содержание предмета «Окружающий мир» 3 класс
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Как устроен мир? |
6 |
2 |
Эта удивительная природа |
18 |
3 |
Мы и наше здоровье |
10 |
4 |
Наша безопасность
|
7 |
5 |
Чему учит экономика? |
12 |
6 |
Путешествие по городам и странам. |
15 |
Итого |
|
68 |
Как устроен мир – 6ч
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа – 18ч
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье – 10ч
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность – 7 ч
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика – 12ч
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам - 15 ч
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» 3 класс
Личностные результаты :
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
§ человек – часть природы и общества;
§ что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
§ основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
§ основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;
§ взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;
§ взаимосвязи между природой и человеком;
§ строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
§ правила гигиены, основы здорового образа жизни;
§ правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;
§ потребности людей, товары и услуги;
§ роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
§ некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
§ распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
§ проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
§ объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
§ выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
§ выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
§ владеть элементарными приемами чтения карты;
§ приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Тематическое планирование
№ п\п |
Наименование раздела, темы. |
Кол- во часов |
|
Как устроен мир (6ч.) |
6 |
1. |
Природа. |
1 |
2. |
Человек. |
1 |
3. |
Проект «богатства отданные людям». |
1 |
4. |
Общество. |
1 |
5. |
Что такое экология. |
1 |
6. |
Природа в опасности! |
1 |
|
Эта удивительная природа |
18ч. |
7. |
Тела, вещества, частицы. |
1 |
8. |
Разнообразие веществ. |
1 |
9. |
Воздух и его охрана. |
1 |
10. |
Вода. |
1 |
11. |
Превращение и круговорот воды. |
1 |
12. |
Берегите воду! |
1 |
13. |
Как разрушаются камни. |
1 |
14. |
Что такое почва. |
1 |
15. |
Разнообразие растений. |
1 |
16. |
Солнце. Растения и мы с вами. |
1 |
17. |
Размножение и развитие растений. |
1 |
18. |
Охрана растений. |
1 |
19. |
Разнообразие животных. |
1 |
20. |
Проект «Разнообразие природы родного края». |
1 |
21. |
Размножение и развитие животных. |
1 |
22. |
Охрана животных. |
1 |
23. |
В царстве грибов. |
1 |
24. |
Великий круговорот жизни. |
1 |
|
Мы и наше здоровье. |
10ч. |
25. |
Организм человека. |
1 |
26. |
Органы чувств. |
1 |
27. |
Надёжная защита организма. |
1 |
28. |
Опора тела и движения. |
1 |
29. |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». |
1 |
30. |
Дыхание и кровообращение. |
1 |
31. |
Умей предупреждать болезни. |
1 |
32. |
Здоровый образ жизни. |
1 |
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
34. |
Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «школа кулинаров». |
|
|
Наша безопасность(7ч). |
7 |
З5. |
Огонь, вода и газ. |
1 |
36. |
Чтобы путь был счастливым. |
1 |
37. |
Дорожные знаки. |
1 |
38. |
Проект «Кто нас защитит?». |
1 |
39. |
Опасные места. |
1 |
40. |
Природа и наша безопасность. |
1 |
41. |
Экологическая безопасность. |
1 |
|
Чему учит экономика? (12ч.) |
12 |
42. |
Для чего нужна экономика. |
|
43. |
Природные богатства и труд людей -основа экономики. |
1 |
44. |
Полезные ископаемые. |
1 |
45. |
Растениеводство. |
1 |
46. |
Животноводство. |
1 |
47. |
Какая бывает промышленность. |
1 |
48. |
Проект «Экономика родного края». |
1 |
49. |
Что такое деньги. |
1 |
50. |
Государственный бюджет. |
1 |
51. |
Семейный бюджет. |
1 |
52. |
Экономика и экология. |
1 |
53. |
Экономика и экология |
1 |
|
Путешествие по городам и странам (15ч.) |
15 |
54. |
Золотое кольцо России. |
1 |
55. |
Золотое кольцо России.(продолжение) |
1 |
56. |
Золотое кольцо России.(закрепление) |
1 |
57. |
Проект «Музей путешествий». |
1 |
58. |
Наши ближайшие соседи. |
1 |
59. |
На севере Европы. |
1 |
60. |
Что такое Бенилюкс. |
1 |
61. |
В центре Европы. |
1 |
62. |
По Франции и Великобритании (Франция). |
1 |
63. |
По Франции и Великобритании (Великобритания). |
1 |
64. |
На юге Европы. |
1 |
65. |
По знаменитым местам мира. |
1 |
66. |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. |
1 |
67. |
Презентация проектов «Кто нас защитит», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
1 |
68. |
Презентация проектов «Кто нас защитит», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Обобщающий урок. |
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.