муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»
(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)
«Рассмотрено» Руководитель МО Волосатова Н.А. __________________ «___» ______ 202__ г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР Корнеева Н.Ф. __________________ «___» ______ 202__ г. |
«Утверждаю» Директор школы Дикарев Р.Г. __________________ «___» ______ 202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
для 1 «а» класс
учитель
Волосатова Наталья Алексеевна
2020-2021учебный год
1. пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования. «Окружающий мир. 1-4 классы». Автор А. А. Плешаков. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: А.А. Плешакова и др. «Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч.» - М.: Издательство «Просвещение», 2017
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится в 1 четверти – 0,5 ч.; во 2 четверти – 1ч. в неделю, в 3-4 четверти – 2 ч. Программа рассчитана на 45ч. В соответствии с требованиями ФГОС 20% материала отводится на внутри предметный модуль, всего 8 часов. Название ВПМ «Практические работы».
2. Планируемые результаты освоения курса
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Ученик научится
· называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
· объяснять, как люди помогают друг другу жить;
· называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
· называть основные особенности каждого времени года.
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
Ученик получит возможность научиться
1) понимать особую роль России в мировой истории,
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (3 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (12ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (7 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (5 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (18 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Основные виды учебной деятельности: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; понимать учебную задачу; работать в паре; отвечать на вопросы; работать по учебнику: находить нужную информацию; сравнивать объекты; выполнять практическую работу; работать со взрослыми: находить нужную информацию; моделировать объекты ( устройство светофора, форму Земли) характеризовать назначение частей компьютера, бытовых предметов; группировать объекты неживой природы; выполнять практические работы; рассказывать по иллюстрации ; описывать предмет по плану; выполнять тестовые задания; выступать с сообщениями; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учеников.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во час |
|
Введение (3 ч)
|
|
1 |
Задавайте вопросы! |
1 |
2 |
Что такое Родина? Что мы знаем о Москве? |
1 |
3 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
|
Что и кто? (12ч)
|
|
4 |
Что у нас над головой? Что у нас под ногами? |
1 |
5 |
Что общего у разных растений? |
1 |
6 |
Что растёт на подоконнике и на клумбе? |
1 |
7 |
Что это за листья? Что такое хвоинки? |
1 |
8 |
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? |
1 |
9 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
10 |
Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? |
1 |
11 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
12 |
На что похожа наша планета? |
1 |
13 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
14 |
ВПМ «Практические работы»
|
1 |
15 |
Откуда в наш дом приходит вода и электричество? |
1 |
16 |
Как путешествует письмо? |
1 |
|
Как, откуда и куда? (7ч)
|
|
17 |
Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
18 |
Как живут растения? |
1 |
19 |
Как живут животные? |
1 |
20 |
Как зимой помочь птицам? |
1 |
21 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
22 |
Откуда в снежках грязь? |
1 |
23 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
|
Где и когда? (5 ч)
|
|
24 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
25 |
Когда придёт суббота и наступит лето? |
1 |
26 |
Где живут белые медведи и слоны? Где зимуют птицы? |
1 |
27 |
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? |
1 |
28 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
|
Почему и зачем? (18 ч)
|
|
29 |
Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью? |
1 |
30 |
Почему Луна бывает разной? Почему идёт дождь и дует ветер? |
1 |
31 |
Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? |
1 |
32 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
33 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
1 |
34 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
35 |
Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
36 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
37 |
Зачем нужны автомобили, поезда, корабли? |
1 |
38 |
Зачем строят самолёты? |
1 |
39 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
40 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
41 |
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
42 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
43 |
Почему мы часто слышим слово « экология»? |
1 |
44 |
ВПМ «Практические работы» |
1 |
45 |
Промежуточная аттестация. |
1 |
источники информацииЗнакомиться с устройством судов, разнообразием. Обсудить их назначение. Знакомиться с разнообразием автомобилей, их устройством, выявить значение данного транспорта для человека. Набэкскурсии разнообразие автомобилей и обсудить увиденное. Знакомиться с устройством поездов и железных дорог. Знакомиться с историей самолётов, их устройством, разнообразием. Обсудить назначение самолётов. Знакомиться с первым космонавтом, назначением искусственных спутников Земли и космических станций. Знакомиться с наукой экологией. Оценивать конкретные примеры поведения в природе, определить правила поведения человека в природе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.