РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 2 класса по УМК «Планета знаний»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
-Авторской программой по окружающему миру И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Астрель, /учебник 1,2 ч. УМК «Планета знаний».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Планета знаний».
Сроки реализации программы 1год.
Цель программы: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.
Задачи учебного курса:
· систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
· формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
· знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
· социализация ребёнка;
· развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
· воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
· формирование самостоятельной познавательной деятельности;
· развитие мышления, воображения и творческих способностей;
· формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
· формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
· формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
· формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
· формирование основ экологической культуры;
· патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.
Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств, В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки - практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Учебная программа по окружающему миру реализует деятельностный подход обучения .
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Обществознания и естествознания. |
Образовательная часть |
|
|
|
Окружающий мир |
2 |
68 |
Описание ценностных ориентиров
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней, как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через нуачно-популярные тексты.
Результаты освоения предмета
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
· положительная мотивация к изучению курса «Окружающий мир»;
· внимательное и бережное отношение к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
· понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
· понимание значения взаимопомощи в семье;
· способность оценивать своё поведение и поведение других детей в соответствии с нравственными нормами и правилами этикета.
Могут быть сформированы:
· положительное отношение к учёбе, как интеллектуальному труду;
· ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах
· - понимание ценности семейных отношений;
· способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Предметные
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
· понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
· давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
· приводить примеры приборов и инструментов;
· пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
· различать тела природы и изделия;
· приводить примеры тел и веществ;
· приводить примеры источников энергии;
· рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
· рассказывать об исследованиях космоса;
· называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
· рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце, о спутнике Земли — Луне;
· рассказывать о значении камня в жизни человека;
· называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
· приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
· различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
· сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
· приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
· рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
· называть планеты Солнечной системы;
· отличать планету от звезды;
· показывать на глобусе материки и океаны;
· приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
· рассказывать об использовании электрической энергии;
· рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
· понимать, что такое окружающая среда;
· приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
· приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
· рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
· выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
· понимать значение науки и труда в жизни общества;
· рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать, что человек — часть общества и часть природы;
· понимать значение общества в жизни человека;
· осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
· рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
· понимать значение искусства как способа познания мира.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
· понимать своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
· понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
· намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
· проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
· оценивать правильность выполнения заданий;
· осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
· оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чём проявилась сложность выполнения.
Обучающиеся могут научиться:
· развивать и тренировать свою наблюдательность;
· ставить цели проведения наблюдений и опытов;
· осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
· планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
· фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
· понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
· понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
· пользоваться справочником, помещённым в учебнике;
· понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Обучающиеся могут научиться:
· пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
· осуществлять описание объектов природы;
· сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
· устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
· обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
· сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
· слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
· ставить вопросы друг другу;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся могут научиться:
· высказывать своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
· соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
· сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Изучение курса с обучающимися ЗПР.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений
Содержание учебного предмета
Как люди познают мир (16 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий. Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов
и знаков человеком. Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (15ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (24 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни. Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (13 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами. Или Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами. |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью. Или Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
Высокий уровень(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала. |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем. А также в форме защиты проекта (выполненного по желанию обучающегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирования), а также защиты проекта (выполненного по желанию обучающегося).
Критерии оценки тестовой, письменной работы обучающихся по окружающему миру
«5»(отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно) |
«2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы. |
Верное выполнение не менее 80% заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. |
Верное выполнение не менее 60% заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям. |
Верное решение менее 60% заданий. |
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
· Выразительный связанный рассказ.
· Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
· Знание терминологии, понятий по теме.
· Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе. В использовании моделей и инструментов исследований.
· Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради).
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проека):
· Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
· Разнообразие источников информации.
· Выразительный устный рассказ.
· Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
· Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 ч.- М., АСТ «Астрель»
2.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради в 2-х частях -. М., АСТ «Астрель»
3.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. - М., АСТ «Астрель»
Специфическое сопровождение (оборудование):
· демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Твоя безопасность», «Солнечная система», «Строение Земли», «Домашние и дикие животные»;
· глобус, карта России;
· демонстрационный прибор смены дня и ночи;
· наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени, направления ветра;
· лабораторное оборудование для проведения опытов с жидкостями;
· портреты ученых России (М. Ломоносов, С. Королев, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);
· гербарии растений разных природных сообществ;
· живые растения;
· демонстрационные образцы приборов и инструментов;
· настольная лампа;
· энциклопедии,справочники,словари.
Тематическое планирование
Окружающий мир
(68 ч)
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Результаты |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
|||||
1 |
|
О науке.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Дать детям первоначальное представление о науке. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать источники информации, материал в соответствии с целями и задачами исследования. |
Умение рассказывать о значении науки в жизни людей. Умение планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
|
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, понимать информацию, представленную в виде текста. |
2 |
|
О науке. Науки бывают разные.
|
Комбинированный урок. |
Показать необходимость совместной работы разных ученых в процессе изучения окружающего мира, познакомить с различными отраслями науки. |
Умение приводить примеры разных наук. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. |
3 |
|
О науке. Ученые России.
|
Комбинированный урок. |
Познакомить детей с деятельностью некоторых знаменитых учёных России, показать их вклад в науку; воспитывать уважение к научному познанию мира и людям науки — ученым. Продолжить формирование информационной грамотности. |
Знание имен и фамилий наиболее знаменитых российских ученых и их достижений. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину. |
Умение выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. |
4
|
|
Экскурсия в лес
|
Комбинированный урок. |
Формировать у учащихся общие представления о лесе. Развивать чувства прекрасного. |
Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе. |
5
|
|
Экскурсия к водоему
|
Комбинированный урок.
|
Познакомить учащихся с условиями обитания живых существ в водоеме |
Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе.
|
6
|
|
Как ученые изучают мир. .
|
Комбинированный урок. |
Дать первое представление о методах научного познания (наблюдение, эксперимент). Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся. |
Уметь отличать наблюдение, опыт и эксперимент, подготавливать и проводить простейшие опыты, фиксировать результаты, самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.
|
Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответст вии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
7 |
|
Как ученые изучают мир. Опыты и эксперименты.
|
Комбинированный урок. |
Учить детей проводить простейшие опыты и фиксировать их результаты; развивать наблюдательность, учить оценивать результаты, полученные в ходе опыта. Развивать творческие способности учащихся |
Уметь отличать наблюдение, опыт и эксперимент, подготавливать и проводить простейшие опыты, фиксировать результаты, самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.
|
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
8
|
|
Умей видеть.
|
Урок применения знаний и умений.
|
Формирование умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблюдать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с днев ником наблюдений и правилами работы с ним. |
Умение наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответст вии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
9 |
|
Умей видеть. Необычные явления и объкты в окружающем мире.
|
Урок применения знаний и умений |
Формирование умения видеть необычные явления и объекты в окружающем мире, наблюдать, фиксировать результаты, познакомить учащихся с днев ником наблюдений и правилами работы с ним. |
Умение наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
10 |
|
Приборы и инструменты.
|
Комбинированный урок. |
Познакомить учащихся с назначением различных приборов и инструментов; показать, как различные технические приспособления облегчают труд ученых. |
Умение объяснять назначение приборов и инструментов.
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.
|
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. |
11
|
|
Измерение температуры.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Познакомить с устройством и назначением термометров; выполнить практическую работу по измерению температуры воды; учить фиксировать температуру условными знаками. |
Умение различать виды термометров, знать их устройство и назначение, умение измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. |
Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за неживой и живой природой, делать выводы. |
12 |
|
Измерение времени.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Познакомить учащихся с устройством для измерения времени – часами. Учить детей измерять время по часам. |
Понимать назначение различных видов часов, определять время по часам.
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самооценке. |
Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за неживой и живой природой, делать выводы. |
13
|
|
Осень
|
Комбинированный урок.
|
Расширить знания учащихся об осенних изменениях в неживой природе, жизни растений и жи вотных
|
Умение объяснять почему происходят осенние изменения в природе
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории.
|
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе.
|
14
|
|
Справочники, словари, энциклопедии.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Продолжить развивать информационную грамотность учащихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. |
Умение пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопе дий для детей (с помощью взрослых), рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Представление об устройстве словарей. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, человека. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учеб ных и научно- популярных текстов. |
15 |
|
Справочники, словари, энциклопедии. Знаки и символы |
Комбинированный урок. |
Продолжить развивать информационную грамотность учащихся, познакомить учащихся с различными справочниками, учить пользоваться ими. |
Интернета и возможностях их использования. Представление об устройстве словарей. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, человека. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учеб ных и научно- популярных текстов. |
16 |
|
Об искусстве.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Показать, что искусство, как и наука, является средством познания окружающего мира; показать отличие искусства от науки; раскрыть значение искусства в жизни человека. Развивать эмоциональную сферу учащихся. |
Умение рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства, характеризовать свое отношение к ним.
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека, способность к самооценке, расширение эмоциональной сферы, формирование чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края, положительное отношение к культурным ценностям. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию из учебных текстов. |
17
|
|
Что такое космос.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Выявить имеющиеся у детей знания по данному разделу; с опорой на них сформировать первые научные представления о космосе, звездах, созвездиях. |
Представление об устройстве космоса, космических объектах, нашей галактике. Умение называть наиболее известные созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. |
Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представ ленную в виде текста. |
18 |
|
Что такое космос. Звезды и созвездия. |
Урок применения знаний и умений |
Продолжить формирование представлений о возможных источниках информации, способах ее поиска. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память, коммуникативные способности учащихся. |
Представление об устройстве космоса, космических объектах, нашей галактике. Умение называть наиболее известные созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. |
Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представ ленную в виде текста |
19
|
|
Солнечная система.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Сформировать научные представления о Солнечной системе, ее составе. |
Умение рассказывать о составе Солнечной системы; |
Положительное отношение и интерес к изучению окружающего ми |
Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои |
20 |
|
Солнечная система. Звезды и планеты. |
Комбинированный урок. |
Раскрыть содержание понятий «звезда «планета». Учить работать со схемами. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества. |
Объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме, моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. |
ра, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. |
действия в соответствии с поставленной целью; выделять из текста информацию в соответствии с поставленной задачей, организовывать работу в группе, выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения. |
21
|
|
Голубая планета Земля. |
Комбинированный урок. |
Сформировать представление о Земле как планете. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Умение объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», почему Солнце кажется нам больше других звезд планетой», |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
22 |
|
Голубая планета Земля. Как устроена земля. |
Комбинированный урок. |
Сформировать представление о Земле как планете. Сформировать представление о значении Солнца для жизни на Земле. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы |
Умение объяснять, почему Землю называют «голубой планетой», почему Солнце кажется нам больше других звезд планетой», |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста |
23 |
|
Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей |
Комбинированный урок. |
Подвести итоги наблюдений за осень.
|
Умение объяснять почему происходят осенние изменения в природе |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. |
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе. |
24 |
|
Спутник Земли – Луна.
|
Комбинированный урок. |
Сформировать у учащихся научное представление о естественном спутнике Земли — Луне. Развивать интеллектуальные способности учащихся, их творческую инициативу, навыки сотрудничества. |
Представление об устройстве и местоположении Луны по отношению к Земле, свойствах Луны. Умение объяснять, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой вели-чины. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение составлять монологические выказывания на заданную тему, умение координировать действия с партером при работе в паре. |
25 |
|
Исследование космоса.
|
Комбинированный урок. |
Расширить представления учащихся о способах познания мира. Способствовать патриотическому воспитанию, показав достижения ученых России в области космонавтики. Показать, как изобретение телескопов, аппаратов для космических полетов увеличило возможности ученых в исследовании космоса. |
Умение рассказывать об исследовании космоса, приборах исследования космоса, искусственных спутниках Земли, исследователях космоса, знаменитых космонавтах; использовать информацию, полученную из дополнительных источников. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
26 |
|
Что такое глобус.
|
Комбинированный урок. |
Сформировать представления о глобусе как модели Земли, материках и океанах. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся. |
Представление об устройстве и назначении модели Земли – глобусе, умение объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли, называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. |
Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. |
Умение использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
27 |
|
Почему день сменяет ночь.
|
Комбинированный урок. |
Углубить знания о движении Земли вокруг оси; опытным путем сформировать первые представления о причине смены дня и ночи на Земле. Развивать коммуникативные способности учащихся. |
Умение объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. |
Умение использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре.
|
28
|
|
Как изучали земной шар.
|
Комбинированный урок. |
Познакомить учащихся с историей географических открытий. |
Знание и умение объяснить различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре. |
29 |
|
Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники. |
Комбинированный урок. |
Познакомить учащихся с историей географических открытий |
Знание и умение объяснить различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, умение координировать с партнером действия при работе в паре. |
30 |
|
Исследования глубин морей и океанов.
|
Урок ознакомления с новым материалом. |
Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания. |
Знание истории исследования подводного мира морей и океанов, умение объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
31 |
|
Зима
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений. |
Расширить знания учащихся о зимниз изменениях в неживой природе, жизни растений и животных |
Умение объяснять почему происходят зимние изменения в природе |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории. |
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе. |
32
|
|
Тела и вещества.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. |
Умение различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. |
33 |
|
Тела и вещества. Что такое вещество.
|
Комбинированный урок |
Углубить представление о веществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное). |
Умение приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное). |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста. |
34
|
|
Об энергии.
|
Комбинированный урок. |
Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту. |
Умение объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, координировать свои дейст вия с партнером при работе в паре. |
35 |
|
Об энергии. От костра до котла. |
Комбинированный урок. |
Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту. |
Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, координировать свои дейст вия с партнером при работе в паре. |
36
|
|
Свет и цвет.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Познакомить с различными источниками световой энергии. Учить работать со схемами. |
Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. |
37 |
|
Свет и цвет. Театр теней. |
Комбинированный урок. |
Познакомить с различными источниками световой энергии. Учить работать со схемами. |
. Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. |
38 |
|
Зеркала.
|
Комбинированный урок. |
Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей. |
Понимание и умение объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
39 |
|
О цвете.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира. |
Умение объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
40
|
|
В мире звука.
|
Комбинированный урок. |
Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей полу чать знания о мире путем экспериментирования |
Представление и умение объяснить причину возникно вения звука. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.
|
41 |
|
В мире звука. О музыке. |
Комбинированный урок. |
Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей полу чать знания о мире путем экспериментирования |
Представление и умение объяснить причину возникно вения звука |
Положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе |
42
|
|
В мире камня.
|
Урок ознакомления с новым материалом. |
Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жиз ни человека. |
Умение приводить примеры горных пород и рассказы вать об их использовании. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
43 |
|
В мире камня. Значение камня в жизни человека.
|
Комбинированный урок. |
Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников. |
Умение приводить примеры горных пород и рассказы вать об их использовании. |
Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
44 |
|
Обобщение «Наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей.
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Обучать наблюдениям, анализу и фиксации результатов. Подвести итоги наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы. |
Умение характеризовать зиму, выделяя существенные признаки. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самоконтролю, основы экологической культуры. |
Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
45
|
|
В мире живой природы. На опушке.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды |
Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, описывать |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение работать с текстом, осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей. |
46 |
|
В мире живой природы. Бабочки и жуки. |
Комбинированный урок. |
и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства. |
условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сооб-щества. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение работать с текстом, осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей. |
47
|
|
В березовой роще.
|
Комбинированный урок. |
На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, влияние растений на животных. |
Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в березо вой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки, на ходить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
48 |
|
В березовой роще. В низине.
|
Комбинированный урок. |
Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды. |
Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в березо вой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки, на ходить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
49
|
|
В ельнике.
|
Комбинированный урок. |
На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые суще ства |
Умение приводить примеры растений и животных, встре чающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своем здоровье, соблюдение правил поведения в природе |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
50 |
|
В ельнике. Лиственница. |
|
. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой. |
Умение приводить примеры растений и животных, встре чающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своем здоровье, соблюдение правил поведения в природе |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
51
|
|
У лесного озера.
|
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о неко торых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде. |
Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в пре сных водоемах, |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
52 |
|
У лесного озера. Лягушка. |
Комбинированный урок. |
. Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о неко торых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде |
Умение описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки |
53 |
|
В сосновом лесу.
|
Комбинированный урок. |
Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни. |
Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчивый», правильно их применять при описании объектов. |
Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
54 |
|
Берегите лес!
|
Урок применения знаний и умений.
|
Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся. |
Знание правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной форме. |
Основы экологической культуры, знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение, осознание ответственности за качество своей работы в группе. |
Умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе, аргументировать свою позицию, тактично и обоснованно высказывать несогласие с партнером, учитывать мнение партнера, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы.
|
55 |
|
Весна
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений. |
|
Умение объяснять почему происходят весенние изменения в природе |
Способность к самоконтролю и самооценке. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, составлять план работы, подбирать источники информации. |
56
|
|
Человек в обществе.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности чело века; показать значение общества в жизни человека. |
Осознание и умение доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества.
|
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их вы полнение. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, аргументированно вы сказывать свое мнение. |
57 |
|
Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.
|
Урок ознакомления с новым материалом.
|
Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности чело века; показать значение общества в жизни человека. |
Осознание и умение доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества.
|
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их вы полнение. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, аргументированно вы сказывать свое мнение. |
58 |
|
Труд в жизни человека.
|
Комбинированный урок. |
Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду.
|
Понимание важности труда в жизни общества и чело-века. |
Уважение к людям труда, ценностное отношение к плодам своего труда. |
Умение понимать информацию, представленную в виде текста. |
59
|
|
Семья.
|
Комбинированный урок. |
Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи. |
Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. |
Понимание значения семьи в жизни человека и необ ходимости взаимопомощи в семье. |
Умение строить монологические высказывания, аргументировать свое мнение. |
60 |
|
Семья. Семейные ценности. |
Комбинированный урок |
Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи. |
. Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. |
Понимание значения семьи в жизни человека и необ ходимости взаимопомощи в семье. |
Умение строить монологические высказывания, аргументировать свое мнение. |
61
|
|
Бюджет семьи.
|
Комбинированный урок. |
Раскрыть значение денег в обществе. |
Умение осознавать значение денег в жизни общества. |
Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
62 |
|
Бюджет семьи. О деньгах.
|
Комбинированный урок. |
Раскрыть значение денег в обществе. |
Иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений. |
Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний |
Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
63
|
|
Будем вежливы.
|
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе. |
Умение приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; |
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их вы полнение. |
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, со блюдать правила коммуникации. |
64 |
|
Будем вежливы. Правила этикета.
|
Комбинированный урок. |
Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе |
Выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. |
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их вы полнение. |
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, со блюдать правила коммуникации. |
65
|
|
О друзьях-товарищах.
|
Комбинированный урок. |
Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность. |
Умение оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать |
Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их вы |
Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, со |
66 |
|
О друзьях-товарищах. О привычках. |
|
|
им, помогать в трудных ситуациях. |
полнение, осознание ценности дружбы, поддержки и взаимопо-мощи. |
блюдать правила коммуникации. |
67 |
|
Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей |
Комбинированный урок. |
Расширить знания учащихся о весенних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных |
Умение объяснять почему происходят весенние изменения в природе |
Способность к самоконтролю и самооценке. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе. |
68 |
|
Лето
|
Урок проверки и коррекции знаний и умений. |
Расширить знания учащихся о летних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных |
Умение объяснять почему происходят летние изменения в природе |
Способность к самоконтролю и самооценке. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. |
Учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами в природе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.