РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
для 3 класса по УМК «Планета знаний»
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15);
-Авторской программой по окружающему миру И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Астрель, /учебник 1,2 ч. УМК «Планета знаний».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Планета знаний».
Сроки реализации программы 1год.
Цель предмета: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса учебного предмета:
·систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
·формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
·знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
·социализация ребёнка;
·развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
·воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
·формирование самостоятельной познавательной деятельности;
·развитие мышления, воображения и творческих способностей;
·формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
·формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
·формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
Общая характеристика учебного предмета
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности, спиралевидности.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. обучающимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность обучающихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
Учебная программа по окружающему миру реализует деятельностный подход обучения .
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в нед |
Количество часов в год |
Обществознания и естествознания. |
Образовательная часть |
|
|
|
Окружающий мир |
2 |
64 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра, ценность общения, ценность природы, ценность красоты и гармонии, ценность истины, ценность семьи, ценность гражданственности и патриотизма, ценность человечества, ценность человечества.
Результаты освоения предмета.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
·положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
·способность к самооценке;
·осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
·знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
·понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
·чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
·понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
·могут быть сформированы:
·устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
·умение оценивать трудность предлагаемого задания;
·адекватная самооценка;
·чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
·установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
·осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
·осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
·основы экологической культуры;
·уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
·целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
·принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
·осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
·осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
·Обучающиеся могут научиться:
·самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
·находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
·понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
·использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
·осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
·проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
·устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
·обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
·выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
·устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
·сравнивать исторические события, делать обобщения.
·Обучающиеся могут научиться:
·осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
·сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
·сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
·устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
·сравнивать исторические и литературные источники;
·строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
·собирать краеведческий материал, описывать его.
·Коммуникативные
·Обучающиеся научатся:
·сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
·распределять обязанности при работе в группе;
·учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Предметные
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
·приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
·объяснять, что такое экология;
·понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
·называть основные и промежуточные стороны горизонта;
·находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
·объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
·рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
·устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
·характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
·объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
·рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
·характеризовать органы растений и животных и их значение;
·характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
·различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
·приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
·рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
·характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
·выполнять основные правила личной гигиены;
·проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·различать существенные и несущественные признаки;
·приводить примеры физических и химических явлений природы;
·рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
·рассказывать о четырех царствах живой природы;
·рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
·рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
·объяснять особенности питания и дыхания растений;
·характеризовать условия прорастания семян;
·рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
·приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
·выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
·Человек и общество
Обучающиеся научатся:
·характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
·рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
·описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
·различать символы государства;
·показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
·описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
·характеризовать главный закон страны;
·рассказывать об устройстве нашего государства;
·раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
·узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
·устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
·рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
·рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
·объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
·приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
Изучение курса с обучающимися ЗПР.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений
Содержание учебного предмета.
Природа вокруг нас 8 ч
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва 16 ч
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы 16 ч
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек 10 ч
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе 18 ч
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля. Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами. Или Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами. |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью. Или Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
Высокий уровень(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала. |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем. А также в форме защиты проекта (выполненного по желанию обучающегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирования),а также защиты проекта (выполненного по желанию обучающегося).
Критерии оценки тестовой, письменной работы обучающихся по окружающему миру
«5»(отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно) |
«2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы. |
Верное выполнение не менее 80% заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. |
Верное выполнение не менее 60% заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям. |
Верное решение менее 60% заданий. |
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
·Выразительный связанный рассказ.
·Правильные ответы на вопросы учителя и обучающихся по изученной теме.
·Знание терминологии, понятий по теме.
·Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе. В использовании моделей и инструментов исследований.
·Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради).
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проека):
·Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
·Разнообразие источников информации.
·Выразительный устный рассказ.
·Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч.- М., АСТ «Астрель»
2.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2-. М., АСТ «Астрель»
3.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. - М., АСТ «Астрель»
Специфическое сопровождение (оборудование):
1. демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в общественных местах», «Домашние и дикие животные», «Животные», «Растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;
2. глобус, карта России;
3. наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени;
4. портреты учёных России (М. Ломоносова, С. Королёв, Д. Менделеев, А. Попов, К. Циолковский, Н. Вавилов);
5. портреты исторических личностей (А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, действующий президент России;
6. плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;
7. гербарии растений разных природных сообществ;
8. демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;
9. демонстрационные образцы приборов и инструментов;
10. энциклопедии, справочники, словари.
11. мультимедийный проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
12. компьютер с учебным программным обеспечением;
13. интерактивная доска;
Тематическое планирование
Окружающий мир (68ч)
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
|||||||||||||
1 |
|
Что нас окружает Представление о науке «экология» и важности охраны природы |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Представление о науке «экология» и важности охраны природы |
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком
|
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека |
Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы |
||||||||
2 |
|
Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
Обнаружение примеров разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Наблюдение и фиксация результатов наблюдений. Индивидуальная и групповая работа |
Проводить наблюдения самостоятельно и под руководством учителя |
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью |
||||||||
3 |
|
Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» |
Урок комплексного применения знаний и умений
|
Наблюдение за примерами положительного и отрицательного влияния человека на природу |
Устанавливать и объяснять взаимосвязи между природой и человеком |
Способность к самооценке |
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
||||||||
4 |
|
Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Представление о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Освоение приемов определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца |
Различать типы линии горизонта, иметь представление о способах определения линии горизонта на местности |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений |
||||||||
5 |
|
Ориентирование по компасу и местным признакам |
Комбинированный урок |
Освоение приемов нахождения стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам |
Определять линию горизонта и стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы |
||||||||
6 |
|
Экскурсия «Ориентирование на местности» |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Показ на местности линии горизонта. Работа с компасом (индивидуально и в группах) |
Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
7 |
|
Явления природы. Представление о свойствах тел и веществ. Проверочная работа |
Комбинированный урок |
Представление о свойствах тел и веществ. Выделение существенных и несущественных признаков. Сравнение и классификация предметов по различным признакам |
Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы |
Интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями |
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков |
||||||||
8 |
|
Свойства тел и веществ. Практическая работа |
Комбинированный урок |
Усвоение научных представлений о явлениях природы. Развитие творческих способностей |
Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
9 |
|
Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа |
Комбинированный урок |
Установление опытным путем некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветности, прозрачности, отсутствия запаха, плохой теплопроводности. Ознакомление с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике |
Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно, обобщать, делать выводы, объяснять несложные природные явления |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений |
||||||||
10 |
|
Вода-растворитель. Практическая работа |
Комбинированный урок |
Установление опытным путем свойства воды растворять вещества. Ознакомление с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами |
Проводить под руководством учителя элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, устанавливать связи между объектами и явлениями природы |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы |
||||||||
11 |
|
Свойства льда, снега и пара. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое |
Комбинированный урок |
Ознакомление со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Представление о переходе вещества из одного состояния в другое |
Определять состояние вещества по характерным признакам, выявлять опытным путем свойства воды в различных состояниях |
Устойчивый интерес к изучению природы. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
12 |
|
Родники. Знакомство с процессом образования родников. |
Комбинированный урок |
Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей |
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
13 |
|
Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) |
Комбинированный урок |
Знакомство с процессом образования родников. Представление о различных типах водоемов. Работа со схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей |
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
14 |
|
Облака, роса, туман, иней, изморозь. Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь) |
Комбинированный урок |
Представление о состояниях воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации |
Называть явления и объекты природы, объяснять их происхождение, состав и свойства |
Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков |
||||||||
15 |
|
Круговорот воды в природе. Знакомство с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.
|
Комбинированный урок |
Знакомство с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Представление о воде как необходимом условии жизни, понимание изменений, возникающих в природе в процессе использования воды |
Объяснять, что такое круговорот воды, и объяснять его роль в природе, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий |
||||||||
16 |
|
Использование и охрана воды.Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства» |
Урок контроля и оценки знаний |
Повторение и закрепление пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Контроль усвоения материала |
Применять полученные знания при выполнении заданий в форме тестирования |
Адекватная самооценка. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы |
Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение |
||||||||
17 |
|
Значение воздуха для жизни. Состав воздуха |
Комбинированный урок |
Представление о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни |
Объяснять состав воздуха и его значение в жизни человека, проводить простейшие опыты и наблюдения, устанавливать взаимосвязи явлений природы |
Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы |
Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе |
||||||||
18 |
|
Свойства воздуха. Практическая работа |
Комбинированный урок |
Знакомство опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься |
Проводить простейшие опыты и наблюдения самостоятельно и под руководством учителя, выявлять свойства воздуха |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека |
Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе |
||||||||
19 |
|
Ветер. Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
|
Комбинированный урок |
Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха |
Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком |
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде |
||||||||
20 |
|
Охрана воздуха. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха |
Комбинированный урок |
Научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Представления о загрязнении воздуха, о необходимости охраны воздуха |
Объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выявлять взаимосвязи между явлениями природы и человеком |
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде |
||||||||
21 |
|
Горные породы |
Комбинированный урок |
Представление о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе |
Иметь представление о горных породах, их составе и свойствах |
Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы |
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы
|
||||||||
22 |
|
Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) |
Комбинированный урок |
Установление связи деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Выделение эстетического аспекта этого взаимодействия |
Проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков |
||||||||
23 |
|
Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа |
Комбинированный урок |
Ознакомление со способами добычи полезных ископаемых, с необходимостью бережного и экономного использования полезных ископаемых. Контроль знаний по теме «Горные породы. Полезные ископаемые» |
Устанавливать связи и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования |
Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе |
||||||||
24 |
|
Почва. Охрана почвы |
Комбинированный урок |
Представление о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения |
Иметь представление о почве, ее свойствах и значении в природе и жизни человека, объяснять взаимосвязи между объектами природы и человеком, характеризовать влияние человека на состояние почв |
Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Наблюдать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в при-роде |
||||||||
25 |
|
Четыре царства живой природы. Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление с царствами живой природы и науками, которые их изучают, с отличиями живых существ от тел неживой природы. Представление о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания |
Называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений |
||||||||
26 |
|
Строение растений. Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Практическая работа |
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление с органами растений и их разнообразием, со значением органов в жизни растений. Сравнение и выявление существенных признаков, описание объекта и фиксации результатов наблюдений |
Называть части растения, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком |
Соблюдение правил безопасного поведения. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы |
Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы |
||||||||
27 |
|
Разнообразие растений. Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. |
Комбинированный урок |
Знакомство с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений |
Определять вид растения по существенным признакам, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
|
||||||||
28 |
|
Дикорастущие и культурные растения |
Комбинированный урок |
Расширение знаний о культурных растениях и их значении в жизни человека. Ознакомление с предками некоторых культурных растений |
Различать дикорастущие и культурные растения, объяснять происхождение и называть некоторых предков культурных растений, устанавливать и объяснять влияние человека на живую природу |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий
|
||||||||
29 |
|
Жизнь растений. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений |
Комбинированный урок |
Ознакомление с процессом питания растения при помощи опытов. Представление о дыхании растений, о значении испарения воды листьями растений |
Устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи в природе, объяснять процесс питания и дыхания растений, приводить примеры приспособленности растений к условиям жизни |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
||||||||
30 |
|
Размножение и развитие растений |
Комбинированный урок |
Представление об опылении растений, о его значении в жизни растения. Расширение представлений о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян |
Объяснять особенности и способы размножения растений, значение опыления в размножении, получать информацию из схемы, рисунка |
Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений |
||||||||
31 |
|
Охрана растений. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений |
Комбинированный урок |
Расширение знаний о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условий, необходимых для развития растения из семени. Расширение знаний о значении растений в природе и жизни человека, о влиянии человека на мир растений. Представление о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений
|
Объяснять по схеме этапы развития растения из семени, проводить самостоятельно элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты, определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы |
Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы |
||||||||
32 |
|
Строение животных. Практическая работа
|
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление с особенностями строения животных, значением органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными |
Описывать внешний вид животного, сравнивать и объяснять отличие животных от растений по внешним признакам и особенностям жизнедеятельности |
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
33 |
|
Разнообразие животных. Выявление существенных признаков |
Комбинированный урок |
Расширение знаний об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знаний о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Выявление существенных признаков |
Определять видовую принадлежность животного по характерным признакам, приводить примеры животных разных видов, различать виды животных по отличительным особенностям, приводить примеры приспособленности животных к условиям жизни |
Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
34 |
|
Домашние и дикие животные. Знакомство с предками основных домашних животных |
Комбинированный урок |
Расширение знаний о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство с предками основных домашних животных |
Различать диких и домашних животных, объяснять роль животных в домашнем и сельском хозяйстве, называть отдельных предков домашних животных, объяснять влияние человека на жизнь животных |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Основы экологической культуры |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
35 |
|
Как животные воспринимают мир. Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. |
Комбинированный урок |
Ознакомление с органами чувств животных, их значением в жизни животного. Представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств |
Различать особенности строения и функционирования органов чувств у животных разных видов, объяснять значение органов чувств для животного, связь органов чувств со средой обитания |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии. Осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков |
||||||||
36 |
|
Передвижение и дыхание животных. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп |
Комбинированный урок |
Расширение знаний об особенностях передвижения животных разных групп, приспособленности животных к разным способам передвижения. Представление о связи способа передвижения животного со средой обитания. Ознакомление с органами дыхания животных разных групп |
Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы передвижения и дыхания у животных разных видов, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за поведением животных |
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий |
||||||||
37 |
|
Питание животных. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи |
Комбинированный урок |
Ознакомление с особенностями питания животных разных групп. Ознакомление с приспособленностью животных к добыванию и поеданию пищи |
Объяснять особенности физиологических процессов, называть органы питания у животных разных видов, классифицировать животных по типу питания |
Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение |
||||||||
38 |
|
Размножение и развитие животных |
Комбинированный урок |
Ознакомление с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представлений о последовательности развития животных разных групп |
Рассказывать об этапах размножения и особенностях развития отдельных видов животных |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой |
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
||||||||
39 |
|
Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» |
Комбинированный урок |
Расширение знаний о значении животных в природе и в жизни человека. Наблюдение за влиянием деятельности человека на животных. Расширение знаний о редких животных и мерах по их охране |
Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на животный мир, способов охраны животных, объяснять значение охраны животных для окружающего мира |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания. Основы экологической культуры |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. Использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений |
||||||||
40 |
|
Грибы и бактерии. Расширение представлений о видах и формах грибов.
|
Урок ознакомления с новым материалом |
Представления о грибах и бактериях как отдельных царствах природы. Расширение представлений о видах и формах грибов. Ознакомление со значением грибов и бактерий в хозяйственной деятельности человека |
Знать отличительные признаки грибов и бактерий, объяснять их принадлежность к отдельным царствам природы, взаимосвязь объектов природы и человека |
Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны |
Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. Обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы |
||||||||
41 |
|
Человек — часть живой природы. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды
|
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление с особенностями строения тела человека, с органами человека и их значением для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Выводы о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды |
Объяснять взаимосвязь явлений и объектов природы с человеком. Понимать, что человек – часть природы. Рассказывать о сходстве и различии организма человека и животного. Различать значение терминов «анатомия» и «физиология» |
Способность к самооценке. Основы экологической культуры |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
42 |
|
Кожа — первая «одежда». Практическая работа |
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление со свойствами кожи, значением кожи для организма. Представление о необходимости ухода за кожей |
Проводить самостоятельно простейшие опыты и наблюдения, делать выводы, рассказывать о значении кожи в организме, объяснять важность гигиены кожи |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
||||||||
43 |
|
Скелет. Практическая работа |
Урок ознакомления с новым материалом |
Общее представление о скелете человека и его значении для организма. Наблюдения и выводы о значении правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования |
Наблюдать за особенностями строения своего тела, рассказывать о строении и значении скелета в организме, осознавать важность правильной осанки для здоровья |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
|
||||||||
44 |
|
Мышцы. Практическая работа |
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление с работой мышц. Представление о необходимости укрепления мышц, значении физической культуры и труда для укрепления мышц |
Рассказывать о роли мышечной системы в организме, особенностях работы мышц, понимать и объяснять важность укрепления мышечной системы |
Адекватная самооценка. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
45 |
|
Кровеносная система. Практическая работа |
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление со строением и работой кровеносной системы. Представление о необходимости укрепления сердца и сосудов, о составе и значении крови в организме |
Рассказывать об элементарном устройстве кровеносной системы человека, ее роли в жизнедеятельности организма, проводить самостоятельно простейшие наблюдения и опыты, уметь определять пульс, понимать и объяснять необходимость и способы поддержки и укрепления сердечно-сосудистой системы |
Способность к самооценке. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
46 |
|
Дыхание. Ознакомление с органами дыхания человека и их работой. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Ознакомление с органами дыхания человека и их работой. Представление о важности соблюдения правил гигиены органов дыхания |
Объяснять особенности процесса дыхания человека, называть органы дыхательной системы, проводить опыты и наблюдения в сотрудничестве с одноклассниками, следовать правилам гигиены органов дыхания |
Способность оценивать трудность предлагаемого задания |
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий |
||||||||
47 |
|
Питание и выделение.Расширение знаний о пище и значении ее разнообразия. |
Урок ознакомления с новым материалом |
Расширение знаний о пище и значении ее разнообразия. Ознакомление со строением и работой пищеварительной системы. Представление о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними, значением выделения из организма вредных и ненужных веществ |
Называть органы пищеварительной системы, объяснять на доступном уровне особенности строения и функционирования пищеварительной системы, осознавать важность правил гигиены питания и следовать им |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение |
||||||||
48 |
|
Органы чувств. Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены Практическая работа |
Урок ознакомления с новым материалом |
Расширение представлений об органах чувств, о правилах гигиены |
Называть органы чувств человека и объяснять их роль в жизнедеятельности организма человека, знание правил гигиены органов чувств и желание их соблюдать |
Адекватная самооценка. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью |
||||||||
49 |
|
Нервная система. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения |
Урок ознакомления с новым материалом |
Представления о нервной системе человека, ее значении для организма. Ознакомление с правилами гигиены нервной системы и необходимостью их выполнения |
Называть основные органы и объяснять на доступном уровне особенности функционирования нервной системы, знать правила гигиены нервной системы |
Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. Адекватная самооценка |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
50 |
|
Эмоции и темперамент. работа. |
Комбинированный урок |
Ознакомление с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на человека. Первоначальное представление о темпераменте и его типах |
Понимать значение термина «эмоции» и важность управления своим эмоциональным состоянием |
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
51 |
|
Народы нашей страны. Расширение представлений о многонациональном характере населения России
|
Урок ознакомления с новым материалом
|
Знакомство с народами, населяющими нашу страну. Расширение представлений о многонациональном характере населения России |
Составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, о происхождении славянских народов |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
52 |
|
Традиции народов нашей страны |
Комбинированный урок |
Ознакомление с традициями и обычаями народов нашей страны |
Находить информацию и составлять небольшое сообщение о разнообразии национального состава России, рассказывать о традициях своего народа, семьи |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края |
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
||||||||
53 |
|
Путешествие по ленте времени Ознакомление с понятием «историческое время» |
Комбинированный урок |
Представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Ознакомление с понятием «историческое время» |
Ориентироваться в исторических событиях, их последовательности, временных отрезках |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы |
||||||||
54 |
|
Города и села Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан |
Комбинированный урок |
Ознакомление с понятиями «село», «город». Представление об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан |
Различать по основным признакам городские и сельские поселения, рассказывать об истории происхождения и устройстве городов |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
55 |
|
Названия городов Представление о появлении названий у городов |
Комбинированный урок |
Представление о появлении названий у городов |
Объяснять названия некоторых городов, проводить аналогии в образовании названий поселений, рассказывать об истории происхождения названия родного города |
Осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою Родину. Адекватная самооценка |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
56 |
|
Кремль — центр города. Ознакомление с устройством древнерусского города. |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Ознакомление с устройством древнерусского города. Представление о кремле как центральной части города |
Составлять краткий рассказ об устройстве крупных старинных российских городов |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение |
||||||||
57 |
|
Улицы города. Продолжение знакомства с устройством города. |
Комбинированный урок |
Продолжение знакомства с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов |
Кратко характеризовать типы названий городских улиц, объяснять происхождение названий улиц родного города |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
58 |
|
Герб — символ города.Знакомство с одним из символов города — гербом |
Комбинированный урок |
Знакомство с одним из символов города — гербом |
Различать символику города, объяснять происхождение и значение герба города |
Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль |
||||||||
59 |
|
Памятные места городов. Продолжение знакомства с символами города. |
Комбинированный урок |
Продолжение знакомства с символами города. Представление о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод) |
Описывать достопримечательности столицы, родного края, города; показывать их на карте
|
Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка |
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. Принимать и сохранять цель познавательной деятельности |
||||||||
60 |
|
Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Знакомство с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры |
Наблюдать и фиксировать полученные данные, описывать улицы и достопримечательности родного города |
Осознанное положительное отношение к культурным ценностям |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы |
||||||||
61 |
|
Современный город. Знакомство с обликом современного города |
Комбинированный урок |
Знакомство с обликом современного города |
Наблюдать, сравнивать и характеризовать особенности современного города |
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
62 |
|
Москва — столица России. Знакомство со столицей нашей страны, ее достопримечательностями Проверочная работа |
Комбинированный урок |
Знакомство со столицей нашей страны, ее достопримечательностями |
Иметь представление об истории и достопримечательностях Москвы |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
63 |
|
Что такое государство. Знакомство с понятием «государство». |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Знакомство с понятием «государство». Ознакомление с современным государственным устройством России |
Кратко описывать государственное устройство Российской Федерации |
Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы
|
||||||||
64 |
|
Конституция – основной закон нашей страны . |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Ознакомление с основным законом государства – Конституцией |
Понимать, что Конституция является основным законом Российской Федерации, называть основные положения Конституции
|
Осознание себя как гражданина России, ощущение чувства гордости за свою родину. Адекватная самооценка |
Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
65 |
|
Права ребенка. Ознакомление с правами детей |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Ознакомление с правами детей |
Кратко характеризовать основные права и обязанности гражданина, различать права и обязанности гражданина, ребенка |
Осознанное положительное отношение к культурным ценностям. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе |
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий |
||||||||
66 |
|
Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Ознакомление с главными символами страны
|
Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации
|
Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение |
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре. Строить монологические и диалогические высказывания. Обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий |
||||||||
67 |
|
Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа |
Урок ознакомления с новым материалом
|
Продолжение знакомства с главными символами страны |
Различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации |
Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями |
Распределять обязанности при работе в группе. Учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение |
||||||||
68 |
|
Государственные награды. Ознакомление с наградной системой страны |
Комбинированный урок |
Ознакомление с наградной системой страны |
Составлять краткий рассказ об основных государственных наградах России, их истории и награжденных |
Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью |
||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.