РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ для 4 класса по УМК «Планета знаний» на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15);
-Авторской программой по окружающему миру И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Астрель, /учебник 1,2 ч. УМК «Планета знаний».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Планета знаний».
Сроки реализации программы 1год.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.
Цель предмета: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса учебного предмета:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• социализация ребёнка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие мышления, воображения и творческих способностей;
• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
Общая характеристика учебного предмета.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности, спиралевидности. Учебная программа по окружающему миру реализует деятельностный подход обучения.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. обучающимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность обучающихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Обществознания и естествознания. |
Образовательная часть |
|
|
|
Окружающий мир |
2 |
68 |
Результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• способность к самооценке;
• осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
• знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
• понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
• понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
• могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• умение оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
• осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
• основы экологической культуры;
• уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
• целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Метапредметные
• Регулятивные
• Обучающиеся научатся:
• принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
• осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
• самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
• осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
• устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
• сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
• сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
• устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
• сравнивать исторические и литературные источники;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Предметные
• проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
• давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
• различать план местности и географическую карту;
• читать план с помощью условных знаков;
• различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
• показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
• объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
• характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
• устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
• рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
• объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
• выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
• предсказывать погоду по местным признакам;
• характеризовать основные виды почв;
• характеризовать распределение воды и суши на Земле;
• объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
• объяснять причины смены времён года;
• применять масштаб при чтении плана и карты;
• отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
• определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
• делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
• участвовать в мероприятиях по охране природы.
• Человек и общество
Обучающиеся научатся:
• различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
• различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
• описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
• описывать основные этапы развития государства
• соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
• находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
• рассказывать о ключевых событиях истории государства;
• рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
• сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства
• характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края
Изучение курса с обучающимися ЗПР.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Органическое единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира способствует прочному и сознательному усвоению базисных знаний и умений
Содержание учебного предмета.
Наш край 22 ч
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля 12 ч
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины 34 ч
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментарием, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами. Или Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами. |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью. Или Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала. |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем. А также в форме защиты проекта (выполненного по желанию обучающегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирования),а также защиты проекта (выполненного по желанию обучающегося).
Критерии оценки тестовой, письменной работы обучающихся по окружающему миру
«5»(отлично) |
«4» (хорошо) |
«3» (удовлетворительно) |
«2» (неудовлетворительно) |
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы. |
Верное выполнение не менее 80% заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям. |
Верное выполнение не менее 60% заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям. |
Верное решение менее 60% заданий. |
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
• Выразительный связанный рассказ.
• Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
• Знание терминологии, понятий по теме.
• Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе. В использовании моделей и инструментов исследований.
• Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме ( в учебнике, в рабочей тетради).
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
• Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
• Разнообразие источников информации.
• Выразительный устный рассказ.
• Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
• Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 ч.- М., АСТ «Астрель»
2.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2-. М., АСТ «Астрель».
3.Потапов И.В., Калинина О.Б. Окружающий мир. Проверочные и диагностические работы к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир». 4 класс. - М.:АСТ: Астрель
4.Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова. Программа. Тематическое планирование. Методические рекомендации.- М.:АСТ: Астрель
5.Проектор.
6.Интерактивная доска.
Тематическое планирование
Окружающий мир
68 ч
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания
|
Планируемые результаты
|
|||||
Предметные
|
Личностные
|
Метапредметные
|
||||||||
1 |
|
Что такое погода: изменение температуры воздуха, облачность, осадки. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Представление о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачность, осадки). Наблюдения, фиксация результатов наблюдений. |
Устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.
|
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка. |
|||
2 |
|
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. |
Комбинированный урок. |
Актуализация знаний об образовании ветра, полученных в 3 классе; наблюдение за зависимостью погоды от ветра. Осознание влияния таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед, на жизнь людей. |
Проводить наблюдения, фиксировать результаты, устанавливать взаимосвязи в природе. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
|
|||
3 |
|
Предсказание погоды. Способы и значение прогнозирования погоды. |
Комбинированный урок. |
Знакомство со способами и значением прогнозирования погоды, проверка уровня освоения изученной темы. |
Проводить наблюдения, устанавливать и объяснять взаимосвязи в природе, давать характеристику погоде. |
Иметь интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. |
Устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, сотрудничать при выполнении работы в паре, мини-группе. |
|||
4 |
|
Экскурсия в смешанный лес. Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса. |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей смешанного леса, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь леса. |
Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. |
|||
5 |
|
Экскурсия к реке или озеру. Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Наблюдение за особенностями жизни и взаимодействия обитателей водоема, разнообразием животных и растений, влиянием человека на жизнь водных объектов. |
Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. |
|||
6 |
|
Экскурсия на луг или в поле. Приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. |
Проводить под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края. |
|||
7 |
|
Наша местность на плане и карте. Значение планов и карт в жизни человека. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Знакомство со значением планов и карт в жизни человека. Актуализация знаний и умений по ориентированию в пространстве, полученных на уроках в 3 классе. Развитие пространственных представлений и воображения. |
Объяснять значение плана и карты в жизни человека, приводить примеры из истории создания карт. |
Осознавать свое продвижение в овладении учебными действиями. |
Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, выделять существенную информацию из текста. |
|||
8 |
|
План местности. «Чтение» плана местности.
|
Комбинированный урок. |
Закрепление знаний о масштабе, знакомство с планом местности, «чтение» плана местности. |
Ориентироваться в условных обозначениях, использовать условные обозначения при создании простых планов местности. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Ориентироваться в схемах, получать информацию из различных источников, анализировать материал и синтезировать учебный продукт. |
|||
9 |
|
Географическая карта. Чтение карты. |
Комбинированный урок. |
Представление о карте, формирование умения читать и понимать карты. |
Различать карту и план местности, виды карт, ориентироваться в картографических символах. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Ориентироваться в изображениях и символах, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
|||
10 |
|
Равнины. Формы поверхности суши.
|
Комбинированный урок. |
Закрепление представлений о горизонте, формах земной поверхности, представление о видах равнин, устройстве холмов, строении и образовании оврагов, причинах их образования. |
Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Находить необходимую информацию в тексте, осуществлять описание природных объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
|||
11 |
|
Горы. Наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. |
Комбинированный урок. |
Сравнение холмов и гор, выделение существенных признаков гористой местности, наблюдение за строением земной поверхности в окрестностях дома и школы. |
Различать формы поверхности суши, объяснять влияние природных явлений и человека на поверхность. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края. |
Сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, выделять характерные признаки объектов. |
|||
12 |
|
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Причины изменения поверхности суши. |
Комбинированный урок. |
Проведение опытов и наблюдений, позволяющих сделать выводы о влиянии температур, движения воздуха и воды на поверхность суши. |
Объяснять причины изменения поверхности суши под влиянием природных явлений. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. |
Делать выводы по результатам наблюдений, получать информацию из различных источников, удерживать цель познавательной деятельности. |
|||
13 |
|
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Причины изменения поверхности суши. |
Комбинированный урок. |
Расширение представлений о воздействии человека на поверхность суши, усиление влияния с течением времени и развитием науки и техники. |
Объяснять причины и причины изменения поверхности суши, изменение рельефа. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Выделять существенную информацию из текста, анализировать и делать выводы. |
|||
14 |
|
Богатства недр. Полезные ископаемые, их использование в хозяйстве. |
Комбинированный урок. |
Актуализация и расширение знаний о полезных ископаемых, их использовании в хозяйстве. |
Приводить примеры и характеризовать полезные ископаемые, доказывать необходимость их бережного использования. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Анализировать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить аргументированные высказывания. |
|||
15 |
|
Разнообразие почв. Происхождение состава почвы разных видов. |
Комбинированный урок. |
Актуализация и расширение представлений о составе, свойствах и разнообразии почв, повышении плодородия, определение взаимосвязей в природе. |
Приводить примеры видов почв, объяснять на доступном уровне происхождение состава почвы разных видов, значение почвы в природе и жизни человека. |
Испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. |
Выделять существенную информацию, строить аргументированные высказывания, сотрудничать в паре, мини-группе. |
|||
16 |
|
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с терминами «природное сообщество», «цепь питания», «экологическая пирамида», отслеживание элементарных взаимосвязей в природных сообществах. |
Объяснять и оперировать в речи изученными терминами. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Выделять существенное в тексте, ориентироваться в схемах, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
|
|||
17 |
|
Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с обитателями луга как природного сообщества, приспособленностью организмов к жизни на лугу, уточнение информации, полученной на экскурсии. |
Приводить примеры признаков приспособленности организмов в условиях луга, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. |
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. |
Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. |
|||
18 |
|
Какие растения растут в лесу. Взаимосвязь между обитателями сообщества. |
Комбинированный урок. |
Уточнение и расширение представлений об условиях жизни в лесу, особенностях растений леса, приспособленностью их к совместной жизни |
Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению природы. |
Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. |
|||
19 |
|
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. |
Комбинированный урок. |
Уточнение и расширение знаний о животных смешанного леса, приспособленности животных смешанного леса к условиям жизни, выявление связи между обитателями смешанного леса. |
Приводить примеры признаков приспособленности растений к жизни в лесу, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. |
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. |
Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. |
|||
20 |
|
Река, озеро (пруд). Влияние человека на жизнь водоема. |
Комбинированный урок. |
Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема, роли пресных водоемов в хозяйстве. |
Приводить примеры признаков приспособленности растений и животных к жизни в пресном водоеме, некоторых взаимосвязей между обитателями сообщества, использования природного сообщества человеком. |
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. |
Выделять существенную информацию, сравнивать, объяснять причинно-следственные связи. |
|||
21 |
|
Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с искусственными сообществами, расширение знаний о культурных растениях, связях между растениями и животными полей. |
Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных полей. |
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. |
Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. |
|||
22 |
|
Сад. Выявление связей животных сада с растениями и друг с другом.
|
Комбинированный урок. |
Расширение знаний о культурных растениях сада, узнавание наиболее распространенных в данной местности плодовых деревьев и кустарников, знакомство с животными, обитающими в садах, выявление связей животных сада с растениями и друг с другом. |
Характеризовать природные и искусственные сообщества, рассказывать об использовании культурных растений в хозяйстве, взаимодействии растений и животных сада. |
Ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала. |
Выделять существенную информацию, классифицировать природные объекты. |
|||
23 |
|
Какую форму имеет Земля. Научные методы познания окружающего мира. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Углубление знаний учащихся о форме Земли, представлений о научных методах познания окружающего мира. |
Рассказывать о форме Земли, проводить наблюдения под руководством учителя и самостоятельно. |
Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. |
Наблюдать, делать выводы, характеризовать природные объекты и явления, выделять существенную информацию из различных источников. |
|||
24 |
|
Карта полушарий. Ориентирование в географических картах.
|
Комбинированный урок. |
Повторение о глобусе как модели Земли, знакомство с картой полушарий, ориентация в географических картах. |
Ориентироваться в географических картах, на глобусе, показывать материки и океаны. |
Иметь положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира. |
Использовать готовые модели для объяснения природных явлений, выделять существенную информацию из текста. |
|||
25 |
|
Движение Земли. Влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с суточным и годовым вращением Земли, влиянием вращения планеты на климатические особенности районов. |
Рассказывать о движении Земли вокруг оси и Солнца, объяснять связи между объектами и явлениями природы. |
Осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. |
Понимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, текста, наблюдать, делать выводы.цию их текста.. различных источников. |
|||
26 |
|
В пустынях Африки. Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром, занятиями населения Сахары; наблюдение за приспособленностью организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязями. |
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний.
|
Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников. |
|||
27 |
|
Экваториальные леса Южной Америки. Значение экваториальных лесов в жизни планеты. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с природными условиями экваториальных лесов Америки, растительным и животным миром, занятиями населения, значением экваториальных лесов в жизни планеты и необходимостью их охраны. |
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере экваториальных лесов Южной Америки. |
Понимать, объяснять и применять основные правила поведения в природе, ориентироваться на их выполнение. |
Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников. |
|||
28 |
|
Антарктида. Австралия. Евразия. Знакомство с природными условиями.
|
Комбинированный урок. |
Знакомство с природными условиями Антарктиды, Австралии, Евразии, особенностями жизни обитателей регионов. |
Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере Антарктиды, Австралии, давать общую характеристику Евразии. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Выделять существенное в тексте, анализировать, делать выводы, получать информацию из различных источников, презентовать результаты своих исследований. |
|||
29 |
|
Карта России. Закрепление умения работать с географическими картами. |
Комбинированный урок. |
Повторение и обобщение знаний о планах и картах, закрепление умения работать с географическими картами, знакомство с некоторыми географическими объектами на территории России. |
Ориентироваться в географических картах, обозначать на карте границы России, города, природные объекты. |
Испытывать чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края, страны. |
Использовать модели, получать информацию из текста, выделять существенное. |
|||
30 |
|
Зона арктических пустынь. Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром Арктики, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в Арктике. |
Объяснять термин «природные зоны», характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в Арктике. |
Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. |
Анализировать, обобщать информацию, делать выводы, сотрудничать в паре и группе. |
|||
31 |
|
Тундра. Особенности жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в тундре. |
Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в тундре, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
|||
32 |
|
Зона лесов. Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны лесов на основе сравнения с зоной тундры, особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне лесов. |
Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне лесов, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
|||
33 |
|
Степи. Особенности жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями климата, растительным и животным миром зоны степей на основе сравнения с зоной лесов; особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей в зоне степей. |
Характеризовать особенности природы, хозяйственной и природоохранной деятельности человека в зоне степей, сравнивать особенности природных зон, рассказывать о причинах различий. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
|||
34 |
|
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.
|
Комбинированный урок. |
Расширение и углубление знаний об экологических проблемах России, выявление некоторых путей решения экологических проблем, знакомство с международным сотрудничеством по охране природы, осознание ответственности людей за будущее планеты Земля. |
Рассказывать об экологических проблемах России и мира, способах и путях их решения. |
Иметь основы экологической культуры. |
Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. |
|||
35 |
|
История на карте. Исторические источники. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Знакомство с понятием «историческая карта», ее отличиями от географической, с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте, с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). |
Различать исторические и географические карты, ориентироваться в знаково-символических обозначениях географических карт, рассказывать о различных исторических источниках. |
Интересоваться изучением истории своей страны. |
Извлекать информацию из различных источников, преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую, строить логические рассуждения. |
|||
36 |
|
Первые русские князья. Жизнь и деятельность исторических личностей. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с деятельностью первых русских князей. |
Называть первых русских князей, рассказывать о жизни и деятельности исторических личностей. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках. |
|||
37 |
|
Князь Владимир. Крещение Руси. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. |
Рассказывать о деятельности князя Владимира, особенностях принятия христианства, знать дату принятия христианства. |
Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. |
Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках. |
|||
38 |
|
Культура Древней Руси. Памятники культуры. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями культуры Древней Руси. |
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. |
Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. |
Извлекать информацию из текста, карты, иллюстрации, сравнивать, делать выводы, строить корректные связные высказывания. |
|||
39 |
|
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. |
Комбинированный урок. |
Расширение и углубление представлений о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. |
Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. |
|||
40 |
|
Куликовская битва. Дмитрий Донской. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с деятельностью князя Дмитрия Донского. |
Рассказывать на доступном уровне о сражениях с иноземными захватчиками, прославившихся исторических личностях данного периода. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать информацию, выделять существенное, устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя. |
|||
41 |
|
Первый русский царь. Преобразования в государстве. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями развития государства в XVI веке. |
Рассказывать о личности и деяниях первого русского царя, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. |
Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. |
|||
42 |
|
Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках.(быт людей) |
Комбинированный урок. |
Знакомство с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. |
Рассказывать об особенностях быта русских людей данного исторического периода. |
Иметь стремление к расширению и углублению знаний. |
Составлять рассказ по иллюстрации, выделять существенную информацию из текста, находить информацию в различных источниках и презентовать ее в различных формах. |
|||
43 |
|
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными событиями смутного времени. |
Рассказывать об исторических событиях данного исторического периода, подвигах исторических личностей. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. |
|||
44 |
|
Русское государство при первых Романовых. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях в государстве при первых Романовых. |
Рассказывать об изменениях в государстве в данный исторический период, роли исторических личностей в преобразованиях. |
Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. |
|||
45 |
|
Расширение границ России в XVII веке. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с процессами освоения земель Сибири и Дальнего Востока, с историей первых землепроходцев. |
Рассказывать об особенностях освоения Сибири и Дальнего Востока, знать исторических личностей-первопроходцев. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы.
|
|||
46 |
|
Повторение и обобщение пройденного материала. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Повторение и обобщение пройденного материала. Демонстрация уровня знаний по теме.
|
Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. |
Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности деятельности.
|
Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. |
|||
47 |
|
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. |
Комбинированный урок. |
Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. |
Рассказывать о личности и деяниях Петра Первого, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. |
Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать, сравнивать и обобщать, строить логические рассуждения. |
|||
48 |
|
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с изменениями в государстве при Екатерине II, с биографией великих военачальников А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова. |
Рассказывать о личности и деяниях Екатерины II, характеризовать историческую личность с опорой на текст учебника и дополнительную информацию. |
Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. |
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. |
|||
49 |
|
Образование и наука в XVIII веке. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с особенностями развития образования и науки в XVIII веке, с жизнью и деятельностью известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина. |
Рассказывать об особенностях образования и научного прогресса в XVIII веке, достижениях ученых и изобретателей. |
Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. |
|||
50 |
|
Война 1812 года. События войны с Наполеоном. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с Отечественной войной 1812 года. |
Рассказывать на доступном уровне о событиях войны с Наполеоном, героических личностях, знать дату изгнания Наполеона из Москвы. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. |
|||
51 |
|
Отмена крепостного права. Царь-реформатор. |
Комбинированный урок. |
Продолжение знакомства с основными событиями XIX века. |
Рассказывать на доступном уровне об отмене крепостного права, царе-реформаторе, знать год отмены крепостного права. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. |
|||
52 |
|
Наука и техника в XIX веке. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными достижениями науки и техники в XIX веке, с жизнью и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева. |
Рассказывать об особенностях научного прогресса в XIХ веке, достижениях ученых и изобретателей. |
Уважительно относиться к созидательной деятельности человека на благо общества. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать и обобщать, строить логические рассуждения. |
|||
53 |
|
Город и горожане. Мода XIX века. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве. |
Рассказывать об особенностях быта горожан XIХ века, сравнивать устройство городов, одежду разных исторических периодов. |
Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. |
|||
54 |
|
Культура XIX века. Деятели культуры, их творчество. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры. |
Рассказывать о некоторых деятелях культуры XIX века, их творениях. |
Осознанно положительно относиться к культурным ценностям своей страны. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. |
|||
55 |
|
Повторение и обобщение пройденного материала. |
Урок проверки и контроля знаний и умений. |
Демонстрация уровня знаний по теме. |
Обобщать и делать выводы об исторических событиях и личностях, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. |
Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. |
Анализировать, классифицировать материал, обобщать, выделять главное, использовать информацию для решения учебных задач. |
|||
56 |
|
Революция в России. Причины революции, гражданской войны в России. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными событиями начала XX века. |
Рассказывать на доступном уровне о причинах революции, гражданской войне в России начала XX века. Знать даты падения династии Романовых, революции 1917 года. |
Интересоваться изучением истории своей страны. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. |
|||
57 |
|
Россия в годы Советской власти. Образование Советского государства. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. |
Рассказывать об особенностях развития страны в послереволюционный период, об образовании Советского государства. |
Интересоваться изучением истории своей страны. |
Анализировать информацию из текста, обобщать и делать выводы, классифицировать исторические события и личностей, обсуждать с одноклассниками ответы на вопросы. |
|||
58 |
|
Великая Отечественная война. Города – герои. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; расширение представлений о героическом подвиге советского народа.
|
Рассказывать о датах начала и окончания войны, самых известных битвах, городах-героях, подвигах военнослужащих и партизан в борьбе с фашистами. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. |
|||
59 |
|
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с работой тыла в годы войны; представление о самоотверженном труде всех людей. |
Рассказывать о работе и жизни в тылу в годы войны, трудовых подвигах работников заводов, госпиталей, сельского хозяйства, знать дату Дня Победы в Великой Отечественной войне. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований.
|
|||
60 |
|
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с процессом последовательного восстановления народного хозяйства, с главными научными достижениями XX века. |
Рассказывать о событиях послевоенного периода, восстановлении хозяйства, достижениях науки и техники, космических полетах, знать дату первого полета Ю.Гагарина в космос. |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. |
|||
61 |
|
По северным городам России. Особенности жизни в этих городах. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с северными городами России, их своеобразием и особенностями. |
Знать наиболее крупные и известные города северной части России, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни в этих городах. |
Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. |
Извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. |
|||
62 |
|
По городам Центральной России. Достопримечательности. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с городами Центральной России, их своеобразием и особенностями. |
Знать наиболее крупные и известные города
Центральной России, города Золотого кольца, |
Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. |
Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. |
|||
63 |
|
Города Урала и Сибири. Особенности жизни и хозяйственной деятельности в этих городах. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с городами Урала и Сибири, их своеобразием и особенностями. |
Знать наиболее крупные и известные города Сибири и Урала, рассказывать об их достопримечательностях, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в этих городах. |
Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. |
Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. |
|||
64 |
|
Дальний Восток. Южные города России. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с городами Дальнего Востока, с южными городами России. |
Знать наиболее крупные и известные города Юга и
Дальнего Востока России, |
Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. |
Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. |
|||
65 |
|
Повторение и обобщение пройденного материала. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Закрепление знаний, обобщение пройденного материала по заданиям рабочей тетради (с. 53-58). Демонстрация уровня знаний. |
Обобщать и делать выводы об особенностях исторического развития и жизни в российских городах, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. |
Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. |
Выделять существенную информацию из текста, сравнивать, наблюдать, проводить аналогии, получать информацию из различных источников. |
|||
66 |
|
Россия в мировом сообществе. Традиции разных народов России.
|
Комбинированный урок. |
Знакомство с положением России в мировом сообществе, международными организациями, традициями и праздниками разных народов. |
Рассказывать на доступном уровне о роли России в современном мире, о традициях разных народов России, называть основные международные организации и их функции. |
Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Ориентироваться на карте, извлекать информацию из различных источников, анализировать, обобщать и делать выводы, строить логические высказывания. |
|||
67 |
|
Жизнь современного человека. Положительные и отрицательные стороны современной жизни, быта.
|
Комбинированный урок. |
Расширение представлений о некоторых особенностях жизни современного человека. |
Рассказывать об изменениях, произошедших в жизни человека с древности до современности, обсуждать положительные и отрицательные стороны современной жизни, быта. |
Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации. |
|||
68 |
|
Повторение и обобщение пройденного материала. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Обобщение полученных знаний по всему курсу «Окружающий мир». Защита проектов.
|
Обобщать и делать выводы об особенностях исторического развития и современной жизни России, применять полученные знания при ответах на занимательные и проверочные вопросы. |
Уметь оценивать трудность предлагаемого задания, адекватно оценивать свои возможности, осознавать причины успешности / неуспешности. |
Анализировать и сравнивать информацию из текста, иллюстраций, произведений искусства, делать выводы, строить логические рассуждения, работать с различными источниками информации и презентовать результаты исследований. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.