I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса «Школа России». ««Окружающий мир» 1-4 классы / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, Донецкой Народной Республике, их природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
-формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
-формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
-идея многообразия мира;
-идея целостности мира;
-идея уважения к миру.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю.
В 1 классе – 66 часов (33 учебные недели).
Во 2-4 классах - 68 часов (34 недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающи
Календарно – тематическое планирование
Окружающиц мир
4 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Т |
Тема урока |
кол-во часов |
Дата выполнения |
|
|
|
|
план |
факт |
|
Раздел: Земля и человечество. |
9 |
|
|
1 |
Мир глазами астронома. |
1 |
|
|
2 |
Планеты Солнечной системы. |
1 |
|
|
3 |
Звёздное небо – Великая книга Природы |
1 |
|
|
4 |
Мир глазами географа. Проект « Имя на глобусе» |
1 |
|
|
5 |
Мир глазами историка. |
1 |
|
|
6 |
Когда и где? |
1 |
|
|
7 |
Мир глазами эколога |
1 |
|
|
8 |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
|
|
9 |
Оценка достижений. Тест. |
1 |
|
|
|
Раздел: Природа России. |
10 |
|
|
10 |
Равнины и горы России |
1 |
|
|
11 |
Моря, озёра и реки России. |
1 |
|
|
12 |
Природные зоны России. |
1 |
|
|
13 |
Зона арктических пустынь |
1 |
|
|
14 |
Тундра. |
1 |
|
|
15 |
Леса России. Лес и человек |
1 |
|
|
16 |
Зона степей. |
1 |
|
|
17 |
Пустыни. |
1 |
|
|
18 |
У Чёрного моря. |
1 |
|
|
19 |
Оценка достижений. Тест. |
1 |
|
|
|
Раздел: Родной край – часть большой страны. |
15 |
|
|
20 |
Наш край. |
1 |
|
|
21 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
1 |
|
|
22 |
Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. |
1 |
|
|
23 |
Наши подземные богатства. |
1 |
|
|
24 |
Земля – кормилица. |
1 |
|
|
25 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
1 |
|
|
26 |
Жизнь леса. |
1 |
|
|
27 |
Жизнь луга |
1 |
|
|
28 |
Повторение изученного. |
1 |
|
|
29 |
Итоговая контрольная работа № 1 |
1 |
|
|
30 |
Жизнь в пресных водах. |
1 |
|
|
31 |
Экскурсия в природные сообщества родного края. |
1 |
|
|
32 |
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
|
|
33 |
Животноводство в нашем крае. Проект « Охрана природы родного края» |
1 |
|
|
34 |
Презентации проектов. Обобщающий урок. |
1 |
|
|
|
Раздел: Страницы всемирной истории. |
5 |
|
|
35 |
Начало истории человечества |
1 |
|
|
36 |
Мир древности: далёкий и близкий |
1 |
|
|
37 |
Средние века: время рыцарей и замков |
1 |
|
|
38 |
Новое время: встреча Европы и Америки |
1 |
|
|
39 |
Новейшее время: история продолжается сегодня |
1 |
|
|
|
Раздел: Страницы истории России. |
20 |
|
|
40 |
Жизнь древних славян. |
1 |
|
|
41 |
Во времена Древней Руси. |
1 |
|
|
42 |
Страна городов Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
|
|
43 |
Трудные времена на Русской земле. |
1 |
|
|
44 |
Русь расправляет крылья. |
1 |
|
|
45 |
Куликовская битва |
1 |
|
|
46 |
Иван Третий |
1 |
|
|
47 |
Мастера печатных дел |
1 |
|
|
48 |
Патриоты России. Пётр Великий. |
1 |
|
|
49 |
Михаил Васильевич Ломоносов. |
1 |
|
|
50 |
Екатерина Великая. |
1 |
|
|
51 |
Отечественная война 1812 года |
1 |
|
|
52 |
Страницы истории XIX века. |
1 |
|
|
53 |
Россия вступает в XX век. |
1 |
|
|
54 |
Страницы истории 1920-1930-х годов. |
1 |
|
|
55 |
Страна, открывшая путь в космос |
1 |
|
|
56 |
Страна, открывшая путь в космос |
1 |
|
|
57 |
Великая Отечественная война и великая Победа. |
1 |
|
|
58 |
Великая Отечественная война и великая Победа. |
1 |
|
|
59 |
Оценка достижений. Тест. |
1 |
|
|
|
Раздел: Современная Россия. |
9 |
|
|
60 |
Основной закон России и права человека. |
1 |
|
|
61 |
Мы – граждане России. |
1 |
|
|
62 |
Славные символы России. |
1 |
|
|
63 |
Такие разные праздники. |
1 |
|
|
64 |
Путешествия по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. |
1 |
|
|
65 |
Путешествия по России. Народы России, особенности их традиционной культуры. |
1 |
|
|
66 |
Путешествия по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России. |
1 |
|
|
67 |
Итоговая контрольная работа №2 |
1 |
|
|
68 |
Обобщающий итоговый урок. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.