Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
__________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(начальное общее образование)
по учебному предмету
окружающий природный мир
для учащегося 4 «А» класса
на 2019-2020 учебный год
Количество часов: 65 ч.
Учитель: Л. В. Долгопятова
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа курса «Окружающий природный мир» разработана в соответствии:
- с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями и с интеллектуальными нарушениями;
- с учётом индивидуальных особенностей учащегося;
- с материально – техническими возможностями школы;
на основе:
- федерального УП (2017) для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы начального образования в рамках реализации ФГОС ОВЗ и ИН,
на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ü Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
ü АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
ü Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
ü Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
ü Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Согласно «Постановлению Правительства от 10 июля 2019 №875 «О переносе выходных дней в 2020 году» и календарному графику МБОУ СОШ №12 5 уроков совпадают с государственным праздником, исходя из вышеизложенного, учебный материал был уплотнен.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
• формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
• формирование временных представлений,
• формирование представлений о растительном и животном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с интеллектуальными нарушениями, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у ребёнка формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у обучающейся.
Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих ребенку с умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах у ребенка с умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащегося к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность ребенка на различных уроках.
Место предмета в учебном плане 4 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет Окружающий природный мир входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Программа предмета реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами
Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников. Знание особенностей внешнего строения кустарника. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение )фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, муомор) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Животный мир.
Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др.). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, дикая утка, дикий гусь, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (звезда). Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Знание значения горы (оврага) в природе и жизни человека. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Календарно-тематическое планирование «Окружающий природный мир
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1-2 |
Время года . Лето. Экскурсия в природу. |
2 |
02.09 04.09 |
3-4 |
Признаки лета. |
2 |
09.09 11.009 |
5-6 |
Различение растений: дерево, трава, куст. |
2 |
16.09 18.09 |
7-8 |
Представление о почве. Свойства почвы. Экскурсия в природу. |
2 |
23.09 25.09 |
9-10 |
Различение частей животных. Отличительные признаки. |
2 |
30.09 02.10 |
11-12 |
Осень. Признаки осени. |
2 |
07.10 09.10 |
13-14 |
Фрукты. Овощи. Ягоды. Узнавание. |
2 |
14.10 16.10 |
15-16 |
Домашние животные. Польза. |
2 |
21.10 23.10 |
17-18 |
Представления о воде. Свойства воды. |
2 |
06.11 11.11 |
19-20 |
Различение частей суток. |
2 |
13.11 18.11 |
21-22 |
Дерево. Строение. |
2 |
20.11 25.11 |
23-24 |
Дикие животные. Способ питания. Названия детенышей. |
2 |
27.11 02.12 |
25-26 |
Формирование представлений о воздухе. |
2 |
04.12 09.12 |
27-28 |
Неделя. Название дней недели. |
2 |
11.12 16.12 |
29-30 |
Сезонные изменения в природе. Зима. Экскурсия в парк. |
2 |
18.12 23.12 |
31-32 |
Узнавание хвойных деревьев. Внешние особенности. |
2 |
25.12 13.01 |
33-34 |
Представления о птице. Внешние особенности. |
2 |
15.01 20.01 |
35-36 |
Зимние забавы. Свойства снега. Лед. |
2 |
22.01 27.01 |
37-38 |
Представления о зимующих птицах. Помощь птицам. |
2 |
29.01 03.02 |
39-40 |
Комнатные растения. Уход. Практическое занятие. |
2 |
05.02 10.02 |
41-42 |
Явления природы. |
2 |
12.02 17.02 |
43-44 |
Формирование представлений о грибах. Ядовитые грибы. |
2 |
19.02 26.02 |
45-46 |
Формирование представлений о рыбах. |
2 |
02.03 04.03 |
47-48 |
Небесные тела. Солнце. Звезды. Луна. |
2 |
11.03 16.03 |
49-50 |
Смена времен года. Экскурсия в природу. |
2 |
18.03 30.03 |
51-52 |
Формирование представлений о цветах. |
2 |
01.04 06.04 |
53-54 |
Домашние птицы. Польза. |
2 |
08.04 13.04 |
55-56 |
Признаки весны. Экскурсия в природу. |
2 |
15.04 20.04 |
57-58 |
Сезонные изменения в природе. |
2 |
22.04 27.04 |
59-60 |
Насекомые |
2 |
29.04 06.05 |
61 |
Домашние животные. |
1 |
13.05 |
62-63 |
Птицы города и леса. |
2 |
18.05 20.05 |
64 |
Травы. Деревья. Кусты. |
1 |
25.05 |
65 |
Дни недели |
1 |
27.05 |
|
|
|
|
Планируемые результаты
1.Ожидаемые предметные результаты
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
§Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
§Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, лес, луг, река, др.)
§Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
§Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
§Интерес к объектам живой природы.
§Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
§Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
§Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
§Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
§Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели и т.д.
2.Ожидаемые личностные результаты
· основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
· наличие мотивации к труду, работе на результат
· формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
· мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
3.Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
· - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
· - следовать предложенному плану и работать в нужном темпе;
· - фиксирует взгляд на изображении;
· - фиксирует взгляд на экране монитора.
· - понимает инструкцию по пиктограммам;
· - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником);
· - Формирование умения ориентироваться в режиме дня,
· - выполняет действие способом рука-в-руке;
· - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца
Учебно-научная литература:
1. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.
Интернет источники:
http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.
http://logoportal.ru/material-po-leksicheskoy-teme-transport/.htmlНаглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт».
Учебно-методическая:
1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
Учебно-практическая:
1. Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 2 класс/ С.Г. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.
2. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт.-(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
3. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Планета Земля. Родина. Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
4. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
5. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
6. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
7. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Электричество и электробытовая техника.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.
|
|
|
Планируемые результаты
Ожидаемые предметные результаты
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
§Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
§Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, лес, луг, река, др.)
§Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
§Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
§Интерес к объектам живой природы.
§Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
§Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
§Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
§Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
§Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели и т.д.
Ожидаемые личностные результаты
· основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
· наличие мотивации к труду, работе на результат
· формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
· мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
· - принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
· - следовать предложенному плану и работать в нужном темпе;
· - фиксирует взгляд на изображении;
· - фиксирует взгляд на экране монитора.
· - понимает инструкцию по пиктограммам;
· - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником);
· - Формирование умения ориентироваться в режиме дня,
· - выполняет действие способом рука-в-руке;
· - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
· - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.