Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное
бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Операционные системы и среды
название дисциплины
по специальности СПО
09.02.07 Информационные системы и программирование
код название
Лиски
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование, а также в соответствии с запросом потенциальных работодателей по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование и на основании решения педагогического совета от «30» августа 2019 года, протокол №1.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
Разработчики:
Плотникова Светлана Сергеевна, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность.
Программа рассмотрена на заседании цикловая комиссии «Промышленность», «27» августа 2019 года, протокол №1.
Председатель ЦК ________________ Плотникова С.С.
Программа одобрена на заседании УМС «27» августа 2019 года, протокол №1.
Заведующий научно-методическим отделением ____________ Буйволова Е. И.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
|
|
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. результаты освоения ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
|
|
3. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
4. условия реализации дисциплины
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
10
12 |
1. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения дисциплины
Дисциплина ОП.01 Операционные системы и среды является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.01 Операционные системы и среды входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- управлять параметрами загрузки операционной системы.
- выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;
- управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;
- управлять файловой системой компьютера с помощью файлового менеджера;
- работать с файловой системой ПК с использованием средств Total Commander.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
- архитектуры современных операционных систем;
- особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows";
- принципы управления ресурсами в операционной системе;
- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.
- назначение, возможности, функциональные особенности файлового менеджера.
- виды и типы плагинов Total Commander.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:
– суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем 70 часов.
1.5 Использование часов вариативной части ППССЗ
№ п\п |
Дополнительные умения |
Дополнительные знания |
№, наименование темы |
Количество часов |
Обоснование включения |
1. |
Управлять файловой системой компьютера с помощью файлового менеджера. Работа с файловой системой ПК с использованием средств Total Commander. |
Назначение, возможности, функциональные особенности файлового менеджера. Виды и типы плагинов Total Commander |
Тема 8. Операционная оболочка Total Commander и ее структурные особенности. Плагины Total Commander. |
10 |
Оптимизация скорости выполнения рутинных операций по управлению
файловой системой |
2. |
Управлять операционной системой LINUX. |
Эволюцию, структуру и технологию работы операционной системы LINUX. |
Тема 9. Эволюция операционных систем семейства LINUX. Структура и технология работы операционной системы LINUX. |
10 |
|
|
ИТОГО: |
20 |
|
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися знаниями: по основным понятиям, функциям, составу и принципам работы операционных систем; по архитектурам современных операционных систем; по особенностям построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows"; по принципам управления ресурсами в операционной системе; по основным задачам администрирования и способам их выполнения в изучаемых операционные системах; по назначению, возможностям, функциональных особенностей файлового менеджера; по видам и типам плагинов Total Commander; и умениями: в управлении параметрами загрузки операционной системы; в выполнении конфигурирования аппаратных устройств; в управлении учетными записями; в настройке параметров рабочей среды пользователей; в управлении дисками и файловыми системами, в настройке сетевых параметров, в управлении разделением ресурсов в локальной сети, файловой системой компьютера с помощью файлового менеджера, а также в работе с файловой системой ПК с использованием средств Total Commander, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 5. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10. |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ПК 6.4 |
Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. |
ПК 6.5 |
Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных ИС в соответствии с техническим заданием. |
ПК 7.2 |
Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. |
ПК 7.3 |
Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. |
ПК 7.5 |
Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с использованием регламентов по защите информации. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебных занятий |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
70 |
урок, лекция, семинар |
46 |
практические занятия |
24 |
самостоятельная работа |
- |
консультации |
- |
промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
3.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебных занятий |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Тема 1. История, назначение и функции операционных систем |
Содержание: История, назначение, функции и виды операционных систем |
2 |
Практические занятия: 1. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями. |
2 |
|
Тема 2. Архитектура операционной системы |
Содержание: Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем. Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер). |
6 |
Практические занятия: 1. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы. 2. Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой. |
2 |
|
Тема 3. Общие сведения о процессах и потоках |
Содержание: Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состояние процесса. Реализация процесса. Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков. |
6 |
Практические занятия: 1. Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами. |
2 |
|
Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов |
Содержание: Взаимодействие и планирование процессов. |
2 |
Практические занятия: 1. Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. 2. Резервное хранение, командные файлы. |
2 |
|
Тема 5. Управление памятью |
Содержание: Абстракция памяти. Виртуальная память. Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти. |
6 |
Практические занятия: 1. Управление памятью. Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. 2. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования. |
4 |
|
Тема 6. Файловая система и ввод и вывод информации |
Содержание: Файловая система и ввод и вывод информации |
4 |
Практические занятия: 1. Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками. |
2 |
|
Тема 7. Работа в операционных системах и средах |
Содержание: Управление безопасностью. Планирование и установка операционной системы. |
6 |
Практические занятия: 1. Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе. 2. Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами. 3. Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками. |
6 |
|
Тема 8. Операционная оболочка Total Commander и ее структурные особенности. Плагины Total Commander. |
Содержание: Архиваторные плагины. Плагины внутренней программы просмотра. Плагины файловой системы. Информационные плагины и плагины быстрого поиска. |
6 |
Практические занятия: 1. Работа с файловой системой ПК с использованием средств Total Commander. |
2 |
|
Тема 9. Эволюция операционных систем семейства LINUX. Структура и технология работы операционной системы LINUX. |
Содержание: Концепция операционных систем LINUX. Этапы эволюции операционных систем семейства LINUX. Процессы – типы, атрибуты, состояние. Принципы управления памятью. Подсистема ввода/вывода. |
6 |
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Общий объем учебных занятий |
70 |
|
В том числе: |
|
|
практических и лабораторных занятий |
24 |
|
консультации |
0 |
|
самостоятельная работа |
0 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Реализация дисциплины требует наличия аудитории «Вычислительной техники, архитектуры, персонального компьютера и периферийных устройств»
Оборудование кабинета:
- персональные компьютеры 10 шт., объединённые локальной вычислительной сетью.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя:
МФУ (копир, принтер, сканер) HP Laser Jet M 1120,
ПК процессор Intel (R) Core (TM) i7 CPU 940, 2.93 GHz, память (RAM) 2
Гб, тип системы: 32 – разрядная, Windows Vista.
- рабочие места, оснащенные персональными компьютерами, по количеству обучающихся: процессор Intel (R) Core (TM) 2 Duo CPU E 7400 2,8 GHz , память (RAM) 2 Гб , Windows XP;
- интерактивная доска;
- проектор;
- набор компьютерных презентаций по тематике аудиторных занятий.
Комплект учебно-методической документации:
- презентационный материал;
- карточки с заданиями;
учебно-методическая документация.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Батаев А.В., Налютина Н.Ю., Синицына С.В. Операционные системы и среды. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
1. Операционные системы: учеб. пособие / С.В. Киселев, С.В. Алексахин, А.В. Остроух. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 64 с. ISBN 978-5-4468-0015-5. (электронное издание)
2. Операционные системы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В. Синицын, А.В. Батаев, Н.Ю. Налютин. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с. ISBN 978-5-4468-0412-2. (электронное издание)
Интернет-ресурсы:
1. http://www.academia-moscow.ru/elibrary/ (электронная библиотека издательского центра «Академия»).
2. Баула В.Г. Архитектура ЭВМ и операционные среды: учеб. для студ. УВПО – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
3. http://www.tverhtk.ru/library/predmets/pc_systems/Operacionnye_sistemy_Laboratornyj_praktikum_2004.pdf
4. http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-operatsionnyie-sistemyi
5. http://900igr.net/prezentatsii/informatika/Operatsionnye-sistemy.html
6. Бражук А.И. Сетевые средства Linux [Электронный ресурс]. - М.: Интернет- Университет информационных технологий, 2011. - Режим доступа: http://old.intuit.ru/department/os/netapplinux/, свободный.
7. Емельянов П.В. Внутреннее устройство ядра Linux [Электронный ресурс]. - М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2015. - Режим доступа: http://old.intuit.ru/department/os/inkerlin/, свободный.
8. Костюшко А.В. Архитектура Windows. Программирование в ядре Windows [Электронный ресурс]. - М.: Интернет-Университет информационных технологий, 2015. - Режим доступа: http://old.intuit.ru/department/os/arcoswin/, свободный.
9. Курячий Г.В. Введение в ОС Linux [Электронный ресурс]: курс лекций: учебное пособие/ Г. В. Курячий, К. А. Маслинский. - 2-е изд. - Режим доступа: http://www.altlinux.org/Books:Linuxintro2, свободный.
10. Сетевые операционные системы [Электронный ресурс]: информационно- аналитические материалы/ Центр Информационных Технологий; Н.Олифер, В.Олифер. - Режим доступа: http://citforum.ru/operating_systems/sos/contents.shtml, свободный.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
Таблица №1
Требования к результатам освоения (должен уметь, знать) |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
Уметь |
|
Управлять параметрами загрузки операционной системы. |
Дифференцированный зачет |
Выполнять конфигурирование аппаратных устройств. |
Дифференцированный зачет |
Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей. |
Дифференцированный зачет |
Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети. |
Дифференцированный зачет |
Знать |
|
Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем. |
Дифференцированный зачет |
Архитектуры современных операционных систем. |
Дифференцированный зачет |
Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows". |
Дифференцированный зачет |
Принципы управления ресурсами в операционной системе. |
Дифференцированный зачет |
Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах. |
Дифференцированный зачет |
Таблица 2
Требования к результатам освоения (профессиональные компетенции) |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
ПК 6.4 Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания. |
Дифференцированный зачет |
ПК 6.5 Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных ИС в соответствии с техническим заданием. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.2 Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.3 Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов. |
Дифференцированный зачет |
ПК 7.5 Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с использованием регламентов по защите информации. |
Дифференцированный зачет |
Таблица 3
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Оценка и анализ преподавателем выбора студентами способов решения задач в профессиональной деятельности. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Оценка преподавателем умений студентов оценивать и выделять практическую значимость результатов поиска наиболее значимого в перечне информации для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
Наблюдение преподавателем за процессом определения и выстраивания траектории профессионального развития и самообразования студентов. |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Определение преподавателем лидерских качеств, наблюдение за отношениями внутри группы. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением с преподавателем и руководителями. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
Оценка преподавателем работ студентов грамотного оформления документов по профессиональной тематике на государственном языке. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Оценка преподавателем проявления у студентов гражданско-патриотических позиций, общечеловеческих ценностей и их значимость в профессиональной деятельности. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Оценка преподавателем содействия студентов сохранению окружающей среды, норм экологической безопасности в рамках профессиональной деятельности. Наблюдение за поведением в нестандартных и внештатных ситуациях. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
Оценка преподавателем физической подготовленности студентов по сохранению и укреплению физкультурно-оздоровительную деятельность по укрепления здоровья.
|
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Наблюдение преподавателем за процессом использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
Оценка преподавателем готовности студентов использования профессиональной документацией на государственном и иностранном языках на профессиональные и бытовые темы. |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Наблюдение преподавателем за планированием предпринимательской деятельности студентов в профессиональной сфере и выявление достоинств и недостатков их коммерческих идей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.