Рабочая программа по ОРКСЭ

  • docx
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала орксэ4.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксубаевская средняя общеобразовательная школа

Аксубаевского муниципального района РТ

 

«РАССМОТРЕНО»

на МО учителей

Протокол  №1 от--08.2018г---

«СОГЛАСОВАНО»

зам.дир. по УВР

____Ф.М.Фахрутдинова

«--» 08. 2018г.

«ПРИНЯТО»

на Педагогическом Совете

Протокол № 1 от --.08.2018г_______

           

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___Э.Ф.Туктарова

приказ №    осн- от ---.08.2018г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по ОРКСЭ

для 4 класса

 

 

                                                                                         

                                                                                                                                                                                    Автор-составитель:

                                                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                                высшей    квалификационной категории

                                                                                                                                                                            Шуркина З.З

 

 

 

пгтАксубаево

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету « ОРКСЭ» для  4 класса  разработана в соответствии с:

1)  Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных  предметов (курсов) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2»   Аксубаевского муниципального района  Республики Татарстан  ( ФГОС НОО и ООО) (Приказ №92-осн. от 01.09.2016г.).

2) Учебным  планом  МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» (Приказ №96-осн. от 29.08.2018г.) и годовым календарным учебным графиком  МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» , утвержденным  приказом №97-осн. от 01.09.2018 года,  на основе требований к содержанию и результатам освоения Основной образовательной программы начального общего, основного общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №2», утвержденной приказом  №92-осн. от 01.09.2016 года.

Рабочая программа реализуется с использованием учебника, утвержденного приказом руководителя МБОУ «Аксубаевская СОШ №2» на 2018-2019 учебный год:  «ОРКСЭ. 4 класс. Учебник для 4 кл. общеобразовательных организаций «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы светской этики.» под редакцией М.Т.Студеникин. 4 класс/  М. : ООО« Русское слово – учебник», 2018г.

Рабочая  программа  по ОРКСЭ  предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательных школ и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).Учебный предмет «ОРКСЭ» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

                                                    Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

                     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

                     широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

                     учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

                     ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

                     способность к оценке своей учебной деятельности;

                     основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

                     ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

                     знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

                     развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

                     установка на здоровый образ жизни;

                     основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

                     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

                     внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

                     выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

                     устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

                     адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

                     положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

                     компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

                     морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

                     установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

                     осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

                     эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные  результаты: Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                     принимать и сохранять учебную задачу;

                     учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

                     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

                     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

                     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

                     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

                     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

                     различать способ и результат действия;

                     вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

                     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

                     преобразовывать практическую задачу в познавательную;

                     проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                     самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

                     осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

                     самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

                     осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

                     использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

                     проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                     строить сообщения в устной и письменной форме;

                     ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

                     основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

                     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

                     осуществлять синтез как составление целого из частей;

                     проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

                     устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

                     строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

                     обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

                     осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

                     устанавливать аналогии;

                     владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

                     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

                     записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

                     создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

                     осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

                     осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

                     осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

                     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

                     строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

                     произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                     адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

                     допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

                     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

                     формулировать собственное мнение и позицию;

                     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                     строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

                     задавать вопросы;

                     контролировать действия партнера;

                     использовать речь для регуляции своего действия;

                     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

                     учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

                     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

                     понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

                     аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

                     продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

                     с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

                     задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

                     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

                     адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

 

Предметные результаты: Основы светской этики

Выпускник научится:

раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

Разделы

 

Количество часов

Контрольные работы

 

Основы православной культуры

              -

 

            -

 

Основы исламской культуры

-

-

Основы буддийской культуры

-

-

Основы иудейской культуры

-

-

Основы мировых религиозных культур

-

-

Основы светской этики

35ч

 

Итого :

35ч

Стартовая контрольная работа(тест)-1ч;

Рубежная(тест)-1ч

Итоговая(тест) -1ч

Проект-1ч

– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

 

Основы светской этики

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,

принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1четверть.(9часов)

         Россия – наша  Родина-3ч.    Этика и ее значение в жизни  человека-1ч.   Этикет. -1ч.    Нормы   морали-1ч. Культура и мораль-1ч.   Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали-2ч  

1.

Россия – наша  Родина .

1

1.09

 

2.

Россия – наша  Родина .

1

8.09

 

3.

Россия – наша  Родина . Стартовая контрольная работа(тест)

1

15.09

 

4.

Этика и ее значение в жизни  человека.

1

22.09

 

5.

Этикет.

1

29.09

 

6

Нормы  морали.

1

6.10

 

7.

Культура и  мораль.

1

13.10

 

8

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали .

1

20.10

 

9

Нравственные традиции предпринимательства.

1

27.10

 

2 четверть.(7часов) Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали-1ч. Образование как  нравственная норма-1ч. Государство и  мораль гражданина-2ч. Образы нравственности в культуре Отечества-2ч. Что значит  быть  нравственным в наше время?-1ч.

10

Методы нравственного совершенствования

1

10.11

 

11

Образование как  нравственная норма.

1

17.11

 

12

Государство и  мораль гражданина.

1

24.11

 

13

Государство и  мораль гражданина .

1

1.12

 

 

14

Что значит  быть  нравственным в наше время? Рубежная контрольная работа(тест)

1

8.12

 

15

Образы нравственности в культуре Отечества.

1

15.12

 

16

 Образы нравственности в культуре Отечества .

1

22.12

 

3 четверть.(11часов) Образы нравственности  в культурах  разных народов-2ч.Этикет-1ч. Трудовая мораль-2ч. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали-6ч.

17

Образы нравственности  в культурах  разных народов.

1

12.01

 

18

Образы нравственности  в культурах  разных народов

1

19.01

 

19

Этикет.

1

26.01

 

20

Трудовая мораль.

1

2.02

 

21

Трудовая мораль.

1

9.02

 

 

22

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали .

1

16.02

 

23

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали .

1

23.02

 

24

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали

1

2.03

 

25

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали

1

9.03

 

26

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.Проект.

1

16.03

 

27

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали .

1

23.03

 

4 четверть.(8часов)

Методика создания морального кодекса в школе-2ч. Праздники как  одна  из форм  исторической памяти-2ч. Любовь  и уважение  к Отечеству-2ч. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.  -2ч

28

 Методика создания морального кодекса в школе.

1

6.04

 

29

Методика создания морального кодекса в школе.    

1

13.04

 

30

 Праздники как  одна  из форм  исторической памяти.

1

20.04

 

31

  Праздники как  одна  из форм  исторической памяти. 

 

1

27.04

 

 

32

Любовь  и уважение  к Отечеству.

1

4.05

 

33

Любовь  и уважение  к Отечеству . Итоговая  контрольная работа (тест)

1

11.05

 

34-35

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России»

2

18.05-25.05

 

 

 

 

.