Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аксубаевская средняя общеобразовательная школа № 2»
Аксубаевского муниципального района РТ
«РАССМОТРЕНО» на МО учителей Протокол №1 от--08.2018г--- |
«СОГЛАСОВАНО» зам.дир. по УВР ____Ф.М.Фахрутдинова «--» 08. 2018г. |
«ПРИНЯТО» на Педагогическом Совете Протокол № 1 от --.08.2018г_______
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ___Э.Ф.Туктарова приказ № осн- от ---.08.2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ
для 4 класса
Автор-составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Шуркина З.З
пгтАксубаево
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « ОРКСЭ» для 4 класса разработана в соответствии с:
1) Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов (курсов) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №2» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан ( ФГОС НОО и ООО) (Приказ №92-осн. от 01.09.2016г.).
2) Учебным планом МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» (Приказ №96-осн. от 29.08.2018г.) и годовым календарным учебным графиком МБОУ «Аксубаевская СОШ№2» , утвержденным приказом №97-осн. от 01.09.2018 года, на основе требований к содержанию и результатам освоения Основной образовательной программы начального общего, основного общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №2», утвержденной приказом №92-осн. от 01.09.2016 года.
Рабочая программа реализуется с использованием учебника, утвержденного приказом руководителя МБОУ «Аксубаевская СОШ №2» на 2018-2019 учебный год: «ОРКСЭ. 4 класс. Учебник для 4 кл. общеобразовательных организаций «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» под редакцией М.Т.Студеникин. 4 класс/ М. : ООО« Русское слово – учебник», 2018г.
Рабочая программа по ОРКСЭ предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательных школ и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).Учебный предмет «ОРКСЭ» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты: Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
Разделы
|
Количество часов |
Контрольные работы |
Основы православной культуры |
-
|
-
|
Основы исламской культуры |
- |
- |
Основы буддийской культуры |
- |
- |
Основы иудейской культуры |
- |
- |
Основы мировых религиозных культур |
- |
- |
Основы светской этики |
35ч |
|
Итого : |
35ч |
Стартовая контрольная работа(тест)-1ч; Рубежная(тест)-1ч Итоговая(тест) -1ч Проект-1ч |
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы светской этики
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
1четверть.(9часов) |
||||
Россия – наша Родина-3ч. Этика и ее значение в жизни человека-1ч. Этикет. -1ч. Нормы морали-1ч. Культура и мораль-1ч. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали-2ч |
||||
1. |
Россия – наша Родина . |
1 |
1.09 |
|
2. |
Россия – наша Родина . |
1 |
8.09 |
|
3. |
Россия – наша Родина . Стартовая контрольная работа(тест) |
1 |
15.09 |
|
4. |
Этика и ее значение в жизни человека. |
1 |
22.09 |
|
5. |
Этикет. |
1 |
29.09 |
|
6 |
Нормы морали. |
1 |
6.10 |
|
7. |
Культура и мораль. |
1 |
13.10 |
|
8 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали . |
1 |
20.10 |
|
9 |
Нравственные традиции предпринимательства. |
1 |
27.10 |
|
2 четверть.(7часов) Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали-1ч. Образование как нравственная норма-1ч. Государство и мораль гражданина-2ч. Образы нравственности в культуре Отечества-2ч. Что значит быть нравственным в наше время?-1ч. |
||||
10 |
Методы нравственного совершенствования |
1 |
10.11 |
|
11 |
Образование как нравственная норма. |
1 |
17.11 |
|
12 |
Государство и мораль гражданина. |
1 |
24.11 |
|
13 |
Государство и мораль гражданина . |
1 |
1.12 |
|
|
||||
14 |
Что значит быть нравственным в наше время? Рубежная контрольная работа(тест) |
1 |
8.12 |
|
15 |
Образы нравственности в культуре Отечества. |
1 |
15.12 |
|
16 |
Образы нравственности в культуре Отечества . |
1 |
22.12 |
|
3 четверть.(11часов) Образы нравственности в культурах разных народов-2ч.Этикет-1ч. Трудовая мораль-2ч. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали-6ч. |
||||
17 |
Образы нравственности в культурах разных народов. |
1 |
12.01 |
|
18 |
Образы нравственности в культурах разных народов |
1 |
19.01 |
|
19 |
Этикет. |
1 |
26.01 |
|
20 |
Трудовая мораль. |
1 |
2.02 |
|
21 |
Трудовая мораль. |
1 |
9.02 |
|
|
||||
22 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали . |
1 |
16.02 |
|
23 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали . |
1 |
23.02 |
|
24 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали |
1 |
2.03 |
|
25 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали |
1 |
9.03 |
|
26 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.Проект. |
1 |
16.03 |
|
27 |
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали . |
1 |
23.03 |
|
4 четверть.(8часов) |
||||
Методика создания морального кодекса в школе-2ч. Праздники как одна из форм исторической памяти-2ч. Любовь и уважение к Отечеству-2ч. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. -2ч |
||||
28 |
Методика создания морального кодекса в школе. |
1 |
6.04 |
|
29 |
Методика создания морального кодекса в школе. |
1 |
13.04 |
|
30 |
Праздники как одна из форм исторической памяти. |
1 |
20.04 |
|
31 |
Праздники как одна из форм исторической памяти.
|
1 |
27.04 |
|
|
||||
32 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
4.05 |
|
33 |
Любовь и уважение к Отечеству . Итоговая контрольная работа (тест) |
1 |
11.05 |
|
34-35 |
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России» |
2 |
18.05-25.05 |
|
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.