Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 Б класса составлена в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и наук РФ от 06.10.2009г. №373),
· на основе сборника рабочих программ по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» авторы: А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко, Е. В. Мацыяка, Г. А. Обернихина, К. В. Савченко, модуль «Основы светской этики» автора А.И. Шемшуриной., М., Просвещение, 2014г,
· на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им. В.Н.Михайлова.
Уровень изучения предмета - базовый.
Цель изучения предмета
Формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи
1. Знакомство обучающихся с основами светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Место предмета в учебном плане
Класс |
Количество часов |
4 |
34 часа в год ( 1 часа в неделю) |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
· Первоначальное представление о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
· Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
· Осознание ценности человеческой жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
· Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
· Образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительное и бережное отношение к их культуре.
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни.
· Национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации.
Составлять план текста.
Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать.
Умение выражать свои мысли и выступать перед аудиторией.
Работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
Выполнять работу по цепочке.
Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения.
Понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
· принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; -понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определению общей цели и путей её достижения, умению договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· основам светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивать конструктивные отношения в обществе;
· формированию первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
· осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание программы
Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
История города Королев*
Интересные факты о Родном крае. *
Тематическое планирование
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 час |
2 |
«Этика общения» |
4 часа |
3 |
«Этикет» |
4 часа |
4 |
«Этика человеческих отношений». Интересные факты о Родном крае. * |
4 часа |
5 |
«Этика отношений в коллективе» |
3 часа |
6 |
Введение |
1 час |
7 |
«Простые нравственные истины» |
4 часа |
8 |
«Душа обязана трудиться» |
4 часа |
9 |
«Посеешь поступок – пожнешь характер» |
4 часа |
10 |
«Судьба и Родина едины». История города Королев* |
5 часов |
УМК для учителя:
УМК для учащихся:
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция:
· Сборник рабочих программ по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» авторы: А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко, Е. В. Мацыяка, Г. А. Обернихина, К. В. Савченко, модуль «Основы светской этики» автора А.И. Шемшуриной., М., Просвещение, 2014г,
Технические средства:
Библиотечный фонд:
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Календарно-тематическое планирование
( 34 часа)
№ |
Дата |
|
|||
Тема урока |
Кол-во часов |
||||
|
по плану |
по факту |
|||
Введение ( 1 час) |
|||||
1. |
|
|
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека |
1 |
|
Этика общения ( 4часа) |
|||||
2. |
|
|
Добрым жить на белом свете веселей |
1 |
|
3. |
|
|
Правила общения для всех |
1 |
|
4. |
|
|
От добрых правил – добрые слова и поступки |
1 |
|
5. |
|
|
Каждый интересен |
1 |
|
Этикет ( 4часа) |
|||||
6. |
|
|
Премудрости этикета |
1 |
|
7. |
|
|
Красота этикета |
1 |
|
8. |
|
|
Простые школьные и домашние правила этикета |
1 |
|
9. |
|
|
Чистый ручеек нашей речи |
1 |
|
«Этика человеческих отношений» ( 4 часа) |
|||||
10. |
|
|
В развитии добрых чувств – творение души |
1 |
|
11. |
|
|
Природа – волшебные двери к добру и доверию |
1 |
|
12. |
|
|
Чувство Родины. Интересные факты о Родном крае. * |
1 |
|
13. |
|
|
Чувство Родины |
1 |
|
Этика отношений в коллективе ( 3часа) |
|||||
14. |
|
|
Чтобы быть коллективом |
|
|
15. |
|
|
Коллектив начинается с меня |
1 |
|
16. |
|
|
Мой класс – мои друзья |
1 |
|
Введение (1 час) |
|||||
17. |
|
|
Ежели душевны вы и к этике не глухи |
1 |
|
Простые нравственные истины (4часа) |
|||||
18. |
|
|
Жизнь священна |
1 |
|
19. |
|
|
Человек рожден для добра |
1 |
|
20. |
|
|
Милосердие – закон жизни |
1 |
|
21. |
|
|
Жить во благо себе и другим |
1 |
|
Душа обязана трудиться ( 4часа) |
|||||
22. |
|
|
Следовать нравственной установке |
1 |
|
23. |
|
|
Достойно жить среди людей |
1 |
|
24. |
|
|
Уметь понять и простить |
1 |
|
25. |
|
|
Простая этика поступков |
1 |
|
Посеешь поступок – пожнешь характер ( 4часа) |
|||||
26. |
|
|
Общение и источники преодоления обид |
1 |
|
27. |
|
|
Ростки нравственного опыта поведения |
1 |
|
28. |
|
|
Доброте сопутствует терпение |
1 |
|
29. |
|
|
Действия с приставкой «со» |
1 |
|
Судьба и Родина едины ( 5часа) |
|||||
30. |
|
|
С чего начинается Родина |
1 |
|
31. |
|
|
В тебе рождается патриот и гражданин. История города Королев*. |
1 |
|
32. |
|
|
Человек – чело века |
1 |
|
33. |
|
|
Слово, обращенное к себе |
1 |
|
34. |
|
|
Итоговое занятие |
1 |
Лист коррекции
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.