Приложение № 1
к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «Основы духовно-нравственной
культуры народов России».
9 КЛАСС
Разработал:
Учитель истории:
Васильев А.А.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» характеризуются:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Универсальные учебные действия:
ü характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
ü сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
ü различать культовые сооружения разных религий;
ü формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
ü рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
ü кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.);
ü оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
ü анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Освоение учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих образовательных результатов:
— Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
— Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
— Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
— Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
— Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
— Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
— Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
— Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
— Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
— Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
— Работать с историческими источниками и документами.
Раздел 1. В мире культуры – 4 ч.
Величие многонациональной культуры России
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией.
Человек–творец и носитель культуры
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Законы нравственности–часть культуры общества
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 13 ч.
Береги землю родимую, как мать любимую
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов–представителей разных народов.
Жизнь ратными подвигами полна
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
В труде-красота человека
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Плод добрых трудов славен
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Люди труда
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый востоковед Г.Цыбиков. К.Э.Циолковский.
Бережное отношение к природе
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Семья-хранитель духовных ценностей
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Семья–первый трудовой коллектив
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Семейные ценности в разных религиях мира
Любовь - главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Урок обобщения.
Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
Раздел 3. Религии и культура – 9 ч.
Роль религии в развитии культуры
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси
Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Духовная православная музыка
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Духовные святыни нашего края
Православные монастыри и храмы нашего края.
Культура ислама
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Культура иудаизма
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора–Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 3 ч.
Забота государства о сохранении духовных ценностей
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия. Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Хранить память предков
Хранение памяти предков – забота всех поколений. Благотворительность в истории России. Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
Раздел 5. Что составляет твой духовный мир – 5 ч.
Твое образование и интересы
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека.
Твоя культура поведения и нравственные качества
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Диалог культур и поколений
Итоговое обобщение
№ |
Наименование темы (раздела) |
Количество часов |
Электронные учебно-методические материалы |
Форма реализации воспитательного потенциала темы |
1 |
В мире культуры |
4 |
РЕШУ ВПР (ОГЭ)https://hist9-vpr.sdamgia.ru(задания по пройденным темам) |
Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих задач для решения: задания проблемного, исследовательского характера |
2 |
Нравственные ценности российского народа |
13 |
РЕШУ ВПР (ОГЭ)https://hist9-vpr.sdamgia.ru(задания по пройденным темам) |
Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся: интеллектуальные конкурсы, викторины, олимпиады, в том числе интернет; диспуты |
3 |
Религия и культура |
9 |
РЕШУ ВПР (ОГЭ)https://hist9-vpr.sdamgia.ru(задания по пройденным темам) |
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися: групповая работа, работа в парах; использование кейсов; составление алгоритмов работы |
4 |
Как сохранить духовные ценности |
3 |
РЕШУ ВПР (ОГЭ)https://hist9-vpr.sdamgia.ru(задания по пройденным темам) |
Включение в урок игровых процедур для поддержания мотивации обучающихся к получению знаний: проведение уроков-исследований, творческих конкурсов, уроки-проекты или уроки проектной деятельности; использование тренажеров и симуляторов |
5 |
Что составляет твой духовный мир |
5 |
РЕШУ ВПР (ОГЭ)https://hist9-vpr.sdamgia.ru (задания по пройденным темам) |
Использование воспитательных возможностей содержания темы через подбор соответствующих задач для решения: задания проблемного, исследовательского характера |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.