Рабочая программа
Рабочая программа по светской этике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года);
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года. № 1807- I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года. № 185-ФЗ);
4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Примерной программы по учебному предмету «математика» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В. (Москва, «Просвещение», 2020 г.);
6. Учебного плана МАОУ «Совхозная СОШ №10» п. Совхозный Белоярского района Свердловской области на 2020-2021 учебный год
7. Локальных актов школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников, разработанного автором А.Шемшурина и отводится нагрузка 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2020-2021 учебный год.
Уровень обучения-базовый.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням: — первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; — второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; — третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Требования к личностным результатам:
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам:
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
• освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
• осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья — исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству.
Календарно-тематическое планирование
Модуль «Основы светской этики»
№ урока |
Дата 4а класс |
Дата 4б класс |
Тема урока |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
1 |
6.09.17 |
4.09.17 |
Россия - наша Родина. |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
2 |
13.0917 |
11.0917 |
Что такое светская этика. |
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. |
3 |
20.0917 |
18.0917 |
Культура и мораль. |
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. |
4 |
27.0917 |
25.0917 |
Особенности морали |
|
5 |
4.10.17 |
2.10.17 |
Добро и зло. |
Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. |
6 |
11.1017 |
9.10.17 |
Добро и зло. |
|
7 |
18.1017 |
16.1017 |
Добродетель и порок. |
|
8 |
25.1017 |
23.1017 |
Добродетель и порок. |
|
9 |
8.11.17 |
6.11.17 |
Свобода и моральный выбор человека. |
Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. |
10 |
15.1117 |
13.1117 |
Свобода и ответственность. |
|
11 |
22.1117 |
20.1117 |
Моральный долг. |
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. |
12 |
29.1117 |
27.1117 |
Справедливость. |
|
13 |
6.1217 |
4.12.17 |
Альтруизм и эгоизм. |
|
14 |
13.1217 |
11.1217 |
Дружба. |
|
15 |
20.1217 |
18.1217 |
Что значит быть моральным. |
|
16 |
27.1217 |
25.1217 |
Подведение итогов. |
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. |
17 |
|
|
Подведение итогов. |
|
18 |
|
|
Род и семья – исток нравственных отношений. |
Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. |
19 |
|
|
Нравственный поступок. |
|
20 |
|
|
Золотое правило нравственности. |
Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. |
21 |
|
|
Стыд, вина и извинения. |
|
22 |
|
|
Честь. |
|
23 |
|
|
Совесть. |
Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведения литературы и искусства. |
24 |
|
|
Образцы нравственности. |
|
25 |
|
|
Образцы нравственности. |
|
26 |
|
|
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
|
27 |
|
|
Этикет. |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. |
28 |
|
|
Семейные праздники. |
|
29 |
|
|
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. |
|
30 |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству. |
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. |
31 32 33 34 |
|
|
Итоговая презентация творческих проектов обучающихся. |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам. |
35 |
|
|
Повторение изученного. |
Актуализируют знания, полученные в ходе изучения курса. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.