рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 ДОПУСКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04 ДОПУСКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
- допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
16 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) |
18 |
в том числе: |
|
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной, дополнительной и справочной литературы при подготовке к занятиям; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите;
|
18 |
- итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
||
1 |
2 |
3 |
||
|
Раздел 1. «Основные сведения о размерах и соединениях в машиностроении»
|
18 |
||
Раздел 1. Тема 1.1. «Основные сведения о размерах и сопряжениях». |
Содержание учебного материала |
Уровень освоения |
7 |
|
1. Основные сведения о размерах и сопряжениях. |
2 |
|||
Тематика учебных занятий: |
5 |
|||
Понятие о неизбежности возникновения погрешности при изготовлении деталей и сборке машин. Виды погрешностей. Основные сведения о взаимозаменяемости и ее видах. Унификация, нормализация и стандартизация в машиностроении. Системы конструкторской и технологической документации. Номинальный размер. Погрешности размера. Действительный размер. Действительное отклонение. Предельные размеры. Предельные отклонения. Обозначения номинальных размеров и предельных отклонений размеров на чертежах. Размеры сопрягаемые и несопрягаемые. Сопряжение (соединение) двух деталей с зазором или с натягом. |
3 |
|||
Практическое занятие № 1: «Обозначения допусков и посадок на чертеже». |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся. 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Основные сведения о взаимозаменяемости и ее видах. Унификация, нормализация и стандартизация в машиностроении», «Типы посадок и примеры применения отдельных посадок». |
2 |
|||
Раздел 1. Тема 1.2. «Допуски и посадки». |
Содержание учебного материала. |
Уровень освоения |
9 |
|
1. Допуски и посадки. |
3 |
|||
Тематика учебных занятий: |
6 |
|||
Допуск размера. Поле допуска. Схема расположения полей допусков. Условия годности размера деталей. Посадка. Наибольший и наименьший зазор и натяг. Допуск посадки. Типы посадок. Обозначения посадок на чертежах. Понятие о системе допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Система отверстия и система вала. Единица допуска и величина допуска. Квалитеты в ЕСДП. Поля допусков отверстий и валов в ЕСДП и их обозначение на чертежах. Таблица предельных отклонений размеров в системе ЕСДП. Предельное отклонение размеров с неуказанными допусками (свободные размеры). |
2 |
|||
Практическое занятие № 2: «Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений». |
4 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите |
3 |
|||
Раздел 1. Тема 1.3. «Допуски и отклонения формы. Шероховатость поверхности». |
Содержание учебного материала. |
Уровень освоения |
11 |
|
1. Погрешности формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности. |
3 |
|||
Тематика учебных занятий: |
7 |
|||
Допуски формы, допуски расположения, суммарные допуски формы и расположения поверхностей. Их обозначение на чертежах по ЕСКД. Отклонения цилиндрических и плоских поверхностей. Допуски и отклонения расположения поверхностей. Суммарные допуски формы и расположения поверхностей. Основные сведения о методах контроля отклонений формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности. Обозначение шероховатости на чертежах |
4 |
|||
Практическое занятие № 3: «Контроль шероховатости поверхности». |
4 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка реферата по темам: «Виды отклонений цилиндрических поверхностей», «Виды отклонений плоских поверхностей». |
4
|
|||
|
Раздел 2 «Основы технических измерений». |
18 |
||
Раздел 2. Тема 2.1. «Основы метрологии». |
Содержание учебного материала. |
Уровень освоения |
1 |
|
1. Основы метрологии. |
3 |
|||
Тематика учебных занятий: |
1 |
|||
Единицы измерения в машиностроительной метрологии. Государственная система измерений. Метод измерения: непосредственный и сравнением с мерой. Измерения: прямое и косвенное, контактное и бесконтактное, поэлементное и комплексное. Основные метрологические характеристики средств измерения: интервал деления шкалы, цена деления шкалы, диапазон показателей, диапазон измерений, измерительное усилие. Погрешность измерения и составляющие ее факторы. Понятие о поверке измерительных средств. |
1 |
|||
Тема 2.2. «Средства измерения линейных размеров». |
Содержание учебного материала. |
Уровень освоения |
14 |
|
1. Средства измерения линейных размеров. |
3 |
|||
Тематика учебных занятий: |
9 |
|||
Плоскопараллельные концевые меры длины и их назначение. Универсальные средства для измерения линейных размеров: штангенинструмент, измерительные головки с механической передачей, нутромеры и глубиномеры. Скобы с отсчетным устройством. Основные сведения о методах и средствах контроля формы и расположения поверхностей. Линейки и поверочные плиты. Щупы. Средства контроля и измерения шероховатости поверхности. Калибры гладкие и калибры для контроля длин, высот и уступов. |
3 |
|||
Практическое занятие № 4: «Измерение размеров деталей штангенциркулем». |
6 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка рефератов по темам: «Оптические приборы и пневматические средства для измерения линейных размеров», «Порядок действий при выборе средств для измерения линейных размеров». |
5 |
|||
Тема 2.3. «Средства измерения углов и гладких конусов». |
Содержание учебного материала. |
Уровень освоения |
4 |
|
1. Допуски и средства измерения углов и гладких конусов. |
3 |
|||
Тематика учебных занятий: |
2 |
|||
Нормальные углы и нормальные конусности по ГОСТ. Единицы измерения углов и допуски на угловые размеры в машиностроении. Степени точности угловых размеров. Обозначения допусков угловых размеров на чертежах. Средства контроля и измерения углов и конусов: угольники, угловые меры (угловые плитки), угломеры с нониусом, уровни машиностроительные, конусомеры для измерения нониусов больших размеров. |
3 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов и подготовка к их защите. 3. Подготовка реферата по теме: «Понятие о косвенных методах контроля и измерения углов и конусов». |
1 |
|||
Тема 2.4. «Средства визуального и измерительного контроля основного материала и сварных соединений». |
Содержание учебного материала. |
Уровень освоения |
5 |
|
1. Средства визуального и измерительного контроля основного материала и сварных соединений. |
3 |
|||
Тематика учебных занятий: |
3 |
|||
Визуальный и измерительный контроль материала (полуфабрикатов, заготовок, деталей) и сварных соединений (наплавок). Средства визуального и измерительного контроля (шаблоны сварщика, лупы измерительные, щуп, штангенциркуль, угломер, металлические линейки, комплекты для ВИК). Порядок проведения визуального и измерительного контроля сварных соединений. Технологическая карта ВИК. Операционная карта проведения ВИК. Оценка результатов контроля. Регистрация результатов контроля. |
3 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам данных тем. 2. Подготовка к дифференцированному зачету. |
2 |
|||
|
Дифференцированный зачет |
1 |
||
|
Всего |
54 |
||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация Программы предполагает наличие учебного кабинета общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета общетехнических дисциплин:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-методической документации (согласно перечню используемых учебных изданий и дополнительной литературы);
- комплект чертежных инструментов и приспособлений;
- комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные презентации, демонстрационные таблицы);
- комплекты для визуально-измерительного контроля сварных соединений и швов;
- измерительные инструменты:
• калибры для метрической резьбы;
• штангенциркули;
• угольники поверочные;
• линейки измерительные металлические;
• микрометр гладкий;
• микрометрический глубиномеры;
• нутромеры;
- образцы различных типов и видов деталей и заготовок для измерений;
- машиностроительные чертежи деталей с изображением чтения размеров, допусков, посадок, зазоров и шероховатостей. Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Допуски и технические измерения: учебник для нач. проф. образования / С.А. Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. . — М.: ИЦ «Академия», 2012. — 304 с.
Дополнительные источники: 1. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы: учеб. пособие для нач. проф. образования / Т. А. Багдасарова. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 64 с.
2. Багдасарова Т. А. Допуски и технические измерения: Лабораторно-практические работы: учеб. пособие для нач. проф. образования /. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 64 с.
3. Багдасарова . Т. А. Допуски и технические измерения: раб. тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: ИЦ «Академия», 2013. — 80 с.
Интернет-ресурсы:
4. Каталог учебных и наглядных пособий и презентаций по курсу «Допуски и технические измерения» (диск, плакаты, слайды) [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.labstend.ru/site/index/uch_tech/index_full.php?mode=full&id=377&id_cat =1562.
5. Виртуальные лабораторные работы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cde.tsogu.ru/labrabs/9.html.
Нормативные документы:
6. ГОСТ 2.307- 2011 «ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений».
7. ГОСТ 2.308- 2011 «ЕСКД. Указание допусков формы и расположения поверхностей».
8. ГОСТ 2.309-73 «ЕСКД. Обозначение шероховатости поверхностей».
9. ГОСТ 2.311-68 «ЕСКД. Изображение резьбы».
10. ГОСТ 2.313-82 «ЕСКД. Условные изображения и обозначения неразъемных соединений».
11. ГОСТ 2.318-81 «ЕСКД. Правила упрощенного нанесения размеров отверстий» (с Изменениями № 1).
12. ГОСТ 2.320-82 «ЕСКД. Правила нанесения размеров, допусков и посадок конусов».
13. ГОСТ 25346-89 «Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений».
14. ГОСТ 2789-73 «Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики. Обозначение».
15. РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному
контролю»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные занятия) |
Основные показатели оценки результата |
Умения: |
|
- контролировать качество выполняемых работ; |
- уметь проводить контроль подготовки и сборки элементов конструкции под сварку на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документацией по сварке; - уметь проводить контроль сварных соединений на соответствие геометрическим размерам, требуемым конструкторской и производственно-технологической документацией по сварке; - уметь определять характер сопряжения (групп посадок) по данным чертежей, по выполненным расчётам; -уметь применять контрольно- измерительные приборы и инструменты. |
Знания: |
|
- системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности; |
- знать принципы построения Единой системы допусков и посадок (ЕСДП) и их обозначение на чертежах; - знать правила оформления технологической и технической документации с учетом основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности; |
- допуски и отклонения формы и расположения поверхностей. |
- знать устройство и принципы работы измерительных инструментов; - знать методы определения погрешностей измерений; - знать размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; - знать устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов; - знать методы и средства контроля обработанных поверхностей. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ПАМТ им. И.И.Лепсе
______________ / А.В. Иванова /
« »______________2021 г.
Тематический план учебной дисциплины ОП.04 Допуски и технические измерения по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
в 2021-2022 учебном году
Номер п/п |
Наименование разделов и тем |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
1. |
Тема 1.1. «Основные сведения о размерах и сопряжениях». |
3 |
Практическое занятие № 1: «Обозначения допусков и посадок на чертеже». |
2 |
|
2.
|
Тема 1.2. «Допуски и посадки». |
2 |
Практическое занятие № 2: «Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений». |
4 |
|
3.
|
Тема 1.3. «Допуски и отклонения формы. Шероховатость поверхности». |
4 |
Практическое занятие № 3: «Контроль шероховатости поверхности». |
4 |
|
4. |
Тема 2.1. «Основы метрологии». |
1 |
5. |
Тема 2.2. «Средства измерения линейных размеров». |
3 |
Практическое занятие № 4: «Измерение размеров деталей штангенциркулем». |
6 |
|
6. |
Тема 2.3. «Средства измерения углов и гладких конусов». |
3 |
7. |
Тема 2.4. «Средства визуального и измерительного контроля основного материала и сварных соединений». |
3 |
8. |
Дифференцированный зачет |
1 |
|
Всего |
36 |
Преподаватель _________________________/________________________
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №____ от «____» ____________20___ года.
Руководитель ПЦК __________________/_____________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.