Рабочая программа по предмету "Финансовая грамотность" для 8-9 классов.

  • docx
  • 09.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа фин. грамотность 8 ,9 кл..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1

города Искитима Новосибирской области

 

Утверждаю:

Директор МБОУ О(С)ОШ №1

 

__________ /Лесина О.В. /

Утверждено

на педагогическом совете

 

Протокол № _1____

От «__27__»__08__2020 г.

 

Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников

Протокол № 1

От «_25___» 08 2020 г.

 

_________ /Першикова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по финансовой грамотности

для 8, 9 классов

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель истории

и обществознания Першикова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Искитим

2020

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

4. Учебный план МБОУ О(С)ОШ № 1 на 2020-2021 учебный год.

 

Данная рабочая программа по курсу ориентирована на использование учебника: Лавренова Е. Б., Лаврентьева О. Н. Финансовая грамотность. Современный мир: учебное пособие для 8 - 9 классов общеобразовательных организаций – М: Просвещение , 2019 г.

Для 10-12 классов используется учебное пособие Толкачёва С. В. Финансовая грамотность. Цифровой мир: учебное пособие для 8 - 9 классов общеобразовательных организаций – М: Просвещение , 2019 г.

 

В пособии «Финансовая грамотность. Современный мир» рассматриваются актуальные для современного подростка вопросы финансовой грамотности. Темы, представленные в нем, отражают современные представления о мире личных и семейных финансов. Их освоение позволяет стать грамотным потребителем финансовых услуг в быстроменяющемся мире. Его особенностью является практический характер. Обучение осуществляется через решение практических задач в области семейных и личных финансов, разработку деловых, социальных и исследовательских проектов, участие в дискуссиях по важнейшим проблемам взаимодействия семьи и подростка в решении жизненных вопросов финансового характера.

 

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 5 лет.

Объем часов, отпущенных на занятия – 8 класс - 35 ч. в год при 1 часе в неделю, в 9 классе - 17 ч. в год при 0,5 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

 

Содержание курса «Финансовая грамотность».

8 класс (35 ч.)

Раздел 1 Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают Познавательная беседа «Деньги, их функции». Выступления учащихся «Потребление Что делает деньги деньгами». Круглый стол «Виды современных денег. Риски в мире денег». Практическое занятие по теме раздела, создание проекта

Раздел 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе. Уроки – лекции «Современная семья и ее финансы», «Что входит в расходную часть семейного бюджета». Урок – практикум «Как разумно совершать покупки» Практическое занятие по теме раздела, создание проекта. Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

Раздел 3 Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования Познавательная беседа «Источники личного дохода подростка» Ролевая игра «Как может работать подросток». Решение экономических задач «Какие налоги необходимо платить когда работаещь».

Раздел 4 Подведем итоги. Проверка уровня финансовой грамотности. Выполнение заданий. Диагностическая работа по финансовой грамотности в формате Основного государственного экзамена по обществознанию

 

9 класс (17 ч.)

Раздел 1 Услуги финансовыъ организаций: что нужно современному подростку

Финансовые организации и их услуги. Дискуссия «Как грамотно выбрать вклад. Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться». Урок – рассуждение «Как накопить на свою мечту». Аналитическая работа «Как грамотно выбрать страховой продукт. Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты». Практическое занятие по теме раздела, создание проекта

Раздел 2 Человек и государство: как нладить взаимовыгодные финансовые отношения.

Практическая работа «Как расчитать размер налогов, уплачиваемых жителями страны». Круглый стол «Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет». Практическое занятие по теме раздела, создание проекта.

Раздел 3 Современный человек: как инвестировать в себя

Мини-исследование «Как инвестировать в человеческий капитал».

Практическое занятие по теме раздела, создание проекта. Диагностическая работа по финансовой грамотности.

 

Тематическое планирование уроков по финансовой грамотности 8 кл. (35 ч.)

 

урока

Тема урока

Задания для выполнения

1.        

Введение в курс предмета

 

Раздел 1 Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают

2.       

Деньги, их функции

§ 1.1 читать с.4-6 выполнить тест и задание с.6-8

3.       

Что делает леньги деньгами

§ 1.2 читать с.8-11 выполнить тест и задание с.12-14

4.       

Виды современных денег

§ 1.3 читать с.14-18 выполнить тест и задание с.18-20

5.       

Риски в мире денег

§ 1.4 читать с.20-24 выполнить тест и задание с.25-27

6.        

Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают. Учимся на практике

выполнить задание с.26

7.        

Практическое занятие по теме раздела «Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают».

выполнить задание с.27

8.       

Создание проекта

выполнить задание с.28 Повторить материал раздела.

9.        

Защита проекта

 

10.    

Итоговое повторение.

Подготовиться к к.работе

11.    

Контрольная работа по разделу 1 Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают

 

Раздел 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе

12.   

Современная семья и ее финансы

§ 2.1 читать с.32-33 выполнить тест и задание с.33-35

13.   

Что входит в расходную часть семейного бюджета

§ 2.2 читать с.35-39 выполнить тест и задание с.39-41

14.   

Как разумно совершать покупки

§ 2.3 читать с.41-45 выполнить тест и задание с.46-47

15.   

Откуда берутся доходы в семейном бюджете

§ 2.4 читать с.47-51 выполнить тест и задание с.51-53

16.   

Как грамотно составлять семейный бюджет

§ 2.5 читать с.53-55 выполнить тест с.55

17.    

Практическое занятие. Решение задач

выполнить задание с.56

18.    

Практическое занятие по теме раздела «Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе».

выполнить задание с.57

19.    

Создание проекта

выполнить задание с.58

20.    

Создание проекта

 

21.    

Урок практикум по теме раздела

Повторить материал раздела

22.    

Итоговое повторение.

Подготовиться к к.работе

23.    

Контрольная работа по разделу 2 Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе

 

Раздел 3 Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования

24.   

Источники личного дохода подростка

§ 3.1 читать с.62-67 выполнить тест и задание с.67-68

25.   

Как может работать подросток

§ 3.2 читать с.69-74 выполнить тест и задание с.74-76

26.   

Какие налоги необходимо платить когда работаещь

§ 3.3 читать с.76

27.    

Практическое занятие по теме раздела «Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования».

выполнить задание с.78-79

28.    

Практическое занятие по теме раздела

выполнить задание с. 79-80

29.    

Создание проекта

выполнить задание с. 80

30.    

Создание проекта

 

31.    

Итоговое повторение.

Повторить материал раздела

32.    

Контрольная работа по разделу 3 Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования

Подготовиться к к.работе

33.   

Практическое занятие по теме раздела, создание проекта

Повторить материал курса

Раздел 4 Подведем итоги

34.    

Проверка уровня финансовой грамотности

выполнить задание с.79-82

35.   

Диагностическая работа по финансовой грамотности в формате Основного государственного экзамена по обществознанию

 

 

Тематическое планирование уроков по финансовой грамотности 9 кл. (17 часов)

 

урока

Тема урока

Задания для выполнения

Раздел 1 Услуги финансовыъ организаций: что нужно современному подростку

1.       

Финансовые организации и их услуги

§ 4.1 читать с.84-89 выполнить тест и задание с.89-91

2.       

Как грамотно выбрать вклад

§ 4.2 читать с.91-101 выполнить тест и задание с.101-103

3.       

Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею пользоваться

§ 4.3 читать с.103-113 выполнить тест и задание с.113-115

4.       

Как накопить на свою мечту

§ 4.4 читать с.115-119 выполнить тест и задание с.119-121

5.       

Как грамотно выбрать страховой продукт

§ 4.5 читать с.121-129 выполнить тест и задание с.129-131

6.       

Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые затраты

§ 4.6 читать с.131-135 выполнить тест и задание с.135-137

7.       

Как защитить свои права потребителя финансовых услуг

§ 4.7 читать с.137-143 выполнить тест и задание с.143-145

8.       

Практическое занятие по теме раздела, создание проекта

 выполнить задание с.145-150

Раздел 2 Человек и государство: как нладить взаимовыгодные финансовые отношения

9.       

Финансы современного государства

§ 5.1 читать с.152-156 выполнить тест и задание с.156-159

10.   

Какие налоги платят люди, проживающие в России

§ 5.2 читать с.159-165 выполнить тест и задание с.165-166

11.   

Как расчитать размер налогов, уплачиваемых жителями страны

§ 5.3 читать с.166-169 выполнить тест и задание с.169-170

12.   

Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет

§ 5.4 читать с.170-176 выполнить тест и задание с.176-178

13.   

Практическое занятие по теме раздела, создание проекта

выполнить задание с.178-180

Раздел 3 Современный человек: как инвестировать в себя

14.   

Что такое человеческий капитал

§ 6.1 читать с.182-184 выполнить тест и задание с.185-186

15.   

Как инвестировать в человеческий капитал

§ 6.2 читать с.186-191 выполнить тест и задание с.191-192

16.   

Практическое занятие по теме раздела, создание проекта

выполнить задание с.192-194

17.   

Диагностическая работа по финансовой грамотности

выполнить задание с.196-206