ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.) При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и самореализации. В рабочей программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и технологий в учебно-воспитательный процесс.
Целью образования в основной школе, конкретизирующей общую цель, является формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, духовных и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях физической культурой и спортом. Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно - ориентированной физической культурой, наличие возможности познания своих физических способностей и их целенаправленного развития. Воспитывающее значение рабочей программы по физической культуре заключается в активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения как явления мировой культуры, приобщения к их ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного содержательного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности. Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов образования в основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания учебного предмета, представленного двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование). В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ему личностно-значимого смысла, в структуру рабочей программы вводится образовательный модуль «Базовая физическая подготовка», который включён в раздел «Прикладно-ориентированная двигательная деятельность».
Общий объём часов, отведённых на изучение физической культуры в основной школе, составляет 540 часов (три часа в неделю в каждом классе). На модульный блок «Базовая физическая подготовка» отводится 180 часов из общего объёма (один час в неделю в каждом классе)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В соответствии с Требованиями к результатам освоения основных образовательных про грамм начального общего образования ФГОС программа направлена на достижение обуча ющимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре Личностные результаты Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в про цессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе: готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олим пийцев; готовность отстаивать символы России во время спортивных соревнований, тра диции и принципы современных Олимпийский игр и олимпийского движения; готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при орга низации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спор том, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга; готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях; готовность в оказании первой помощи при травмах и ушибах, соблюдении правил техники безопасности во время совместных заня тий физической культурой и спортом; стремление к физическому совершенству, форми рованию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спо рта; готовность к организации и проведению занятий физической культурой и спортом на ос нове научных представлений о закономерностях физического развития; осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий физической культурой и спортом; осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, осуществлять профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений, активному восстановлению организма после значительных умственных и физических нагрузок; 6 готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; 6 готовность соблюдать правила и требования к организации бивака во время туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред окружающей среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и при родной среды: освоение обучающимися опыта взаимодействия со сверстниками при выпол нении учебных заданий на уроках физической культуры, форм общения и поведения; повы шение компетентности в организации самостоятельных занятий физической культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от индивидуальных интересов и потребностей; формирование представлений об основных понятиях и терминах физиче ского воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познаватель ной и практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и дискуссиях. Метапредметные результаты Универсальные учебные познавательные действия: — проводить сравнение соревновательных упражнений между Олимпийскими играми древности и современными Олимпийскими играми, выявлять их общность и разли чия; — осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности; — анна лизировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных привычек; — характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их целевое пред назначение в сохранении и укреплении здоровья; руководствоваться требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации бивуака; — устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и изменениями показателей работоспособности; — устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений; — устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем организма; — устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; — устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на открытых площадках и правилами предупреждения травматизма. Универсальные учебные коммуникативные действия: — выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об образцах техники выполнения разучиваемых упражнений и пра вилах планирования самостоятельных занятий физической и технической подготовкой; — вести наблюдение за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий — описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и элементы движений, подбирать под готовительные упражнения и планировать последовательность решения задач обучения; оценивать эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом; — наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических упражнений другими учащимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; — изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца» разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок, анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения. Универсальные учебные регулятивные действия: — составлять и выполнять индиви дуальные комплексы физических упражнений с разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на состояние организма, развитие его резервных воз можностей с помощью процедур контроля и функциональных проб; — составлять и выпол нять акробатические и гимнастические комплексы упражнений, самостоятельно разучивать сложнокоординированные упражнения на спортивных снарядах; — активно взаимодейство вать в условиях учебной и игровой деятельности, ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её совместное исправление; — разучивать и выпо лнять технические действия в игровых видах спорта, активно взаимодействовать при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо относиться к ошибкам игроков своей команды и команды соперников; — организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.
Предметные результаты
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:— характеризовать Олимпийские игры современности как международное культурное явление, роль Пьера де Куберте-на в их исто рическом возрождении; обсуждать историю возникновения девиза, символики и ритуалов Игр;
— измерять индивидуальные показатели физических качеств, определять их соответствие возрастным нормам и подбирать упражнения для их направленного развития;
— контролировать режимы физической нагрузки по частоте пульса и степени утомления организма по внешним признакам во время самостоятельных занятий физической подготовкой;
— готовить места для самостоятельных занятий физической культурой и спортом в соответ ствии с правилами техники безопасности и гигиеническими требованиями;
— отбирать упражнения оздоровительной физической культуры и составлять из них ком плексы физкультминуток и физкультпауз для оптимизации работоспособности и снятия мышечного утомления в режиме учебной деятельности;
— составлять и выполнять акробатические комбинации из разученных упражнений, наблю дать и анализировать выполнение другими учащимися, выявлять ошибки и предлагать способы устранения;
— выполнять лазание по канату в три приёма (мальчики), составлять и выполнять комбина цию на низком бревне из стилизованных общеразвивающих и сложнокоординированных упражнений (девочки);
— выполнять беговые упражнения с максимальным ускорением, использовать их в самостоя тельных занятиях для развития быстроты и равномерный бег для развития общей выносли вости; — выполнять прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», наблюдать и анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы устранения;
— выполнять передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом, наблюдать и анализировать его выполнение другими учащимися, сравнивая с заданным образцом, выявлять ошибки и предлагать способы;
— выполнять правила и демонстрировать технические действия в спортивных играх: баскетбол (технические действия без мяча; броски мяча двумя руками снизу и от груди с места; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху в разные зоны площадки соперника; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности); футбол (ведение мяча с разной скоростью передвижения, с ускорением в разных направлениях; удар по катящемуся мячу с разбега; использование разученных технических действий в условиях игровой деятельности);
— тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в современном мире; роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Девиз, символика и ритуалы современных Олимпийских игр. История организации и проведения первых Олимпийских игр современности, первые олимпийские чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности. Ведение дневника по физической культуре. Физическая подготовка и её влияние на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; физическая подготовленность как результат физической подготовки.
Правила и способы самостоятельного развития физических качеств.
Правила проведения измерительных процедур по оценке физической подготовленности. Правила техники выполнения тестовых заданий и способы регистрации их результатов.
Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической подготовкой.
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Правила самостоятельного закаливания организма с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах. Правила техники безопасности и гигиены мест занятий физическими упражнениями.
Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с использованием дополнительных отягощений;
упражнения для профилактики нарушения зрения во время учебных занятий и работой за компьютером; упражнения для физкультпауз, направленных на поддержание оптимальной работоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в режиме учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Акробатическая комбинация из общеразвивающих и сложно-координированных упражнений, стоек и кувырков; ранее разученных акробатических упражнений.
Комбинация из стилизованных общеразвивающих упражнений и сложно-координированных упражнений ритмической гимнастики, разнообразных движений руками и ногами с разной амплитудой и траекторией, танцевальными движениями из ранее разученных танцев
Опорные прыжки через гимнастического козла с разбега способом «согнув ноги» (мальчики) и способом «ноги врозь» (девочки).
Гимнастические комбинации на низком гимнастическом бревне с использованием общераз вивающих и сложно-координированных упражнений, передвижений шагом и лёгким бегом, поворотами с разнообразными движениями рук и ног, удержанием статических поз(девочки).
Упражнения на невысокой гимнастической перекладине висы; упор ноги врозь, перемах вперёд и обратно (мальчики).
Лазание по канату в три приёма (мальчики).
Лёгкая атлетика. Старт с опорой на одну руку и последующим ускорением; спринтерский и гладкий равномерный бег по учебной дистанции; ранее разученные беговые упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; ранее разу ченные прыжковые упражнения в длину и высоту, напрыгивания и спрыгивания.
Метание малого (теннисного) мяча в подвижную (раскачивающуюся) мишень.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом; прео доление небольших трамплинов при спуске с пологого склона в низкой стойке; ранее разученные упражнения лыжной подготовки, передвижения по учебной дистанции, повороты, спуски, торможение.
Спортивные игры. Баскетбол. Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке баскетболиста; прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением на другую ногу; остановка двумя шагами и прыжком. Упражнения с мячом: ранее разученные упражнения в ведении мяча в разных направлениях и по разной траектории, передаче и бросках мяча в корзину. Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разученных технических приёмов.
Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками снизу в разные зоны площадки команды соперника. Правила игры и игро вая деятельность по правилам с использованием разученных технических приёмов в подаче мяча, его приёме и передаче двумя руками снизу и сверху.
Футбол. Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием разученных технических приёмов в остановке и передаче мяча, его ведении и обводке. Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических упражнений; упражнений лёгкой атлетики и лыжной подготовки; технических действий спортивных игр Прикладно-ориентированная двигательная деятельность. Модуль «Базовая физическая подготовка».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Программные разделы и темы
|
Программное содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
Знания о физической культуре (3 ч) |
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в современном мире; роль Пьера де Кубер-тена в их становлении и развитии. Девиз, символика и ритуалы современных Олимпийских игр. История организации и проведения первых Олимпийских игр со- временности, первые олимпийские чемпионы |
Коллективное обсуждение (с использованием докладов, сообщений, презентаций), Тема «Возрождение Олимпийских игр»:обсуждают исторические предпосылки Возрождения Олимпийских игр и международного олимпийского движения; — знакомятся с личностью Пьера де Ку-Бертена;
— осмысливают Олимпийскую хартию как основополагающий документ становления и развития Олимпийского движения, приводят примеры её гуманистической направленности. Коллективное обсуждение (с использованием докладов, сообщений, презентаций, Тема «Символика и ритуалы первых Олимпийских игр»: — анализируют смысл девиза Олимпийских игр и их символику, обсуждают их влияние на современное развитие олимпийского движения, приводят примеры; — рассматривают ритуалы организации и проведения современных Олимпийских игр, Коллективное обсуждение (с использованиемдокладов, сообщений, презентаций, — знакомятся с историей организации и Проведения первых Олимпийских игр в Афинах (1896); |
Способы самостоятель- ной деятельности (6 ч) |
Ведение дневника учащегося 6 класса. Физическая подготовка и её влия- ние на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья; фи- зическая подготовленность как ре- зультат физической подготовки. Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы определения индивиду- альной физической нагрузки. Правила проведения измеритель- ных процедур по оценке физиче- ской подготовленности. Правила техники выполнения тестовых за- даний и способы регистрации их результатов. Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической подготовкой. Правила самостоятельного закали- вания организма с помощью воз- душных и солнечных ванн, купа- ния в естественных водоёмах |
Беседа с учителем. Тема «Составление дневника по физической культуре»: — знакомятся с правилами составления и заполнения основных разделов дневника по физи ческой культуре; — заполняют дневник по физической культуре в течение учебного года. Тематические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема«Физическая подго товка человека»: — знакомятся с понятием «физическая подготовка», рассматривают его содержательное наполнение осмысливают физическую подготовленность как результат физической под готовки; — устанавливают причинно-следственную связь между уровнем развития физических качеств и функциональными возможностями основных систем организма, повышением их резервных и адаптивных свойств; — устанавливают причинно-следственную связь между физической под готовкой и укреплением организма. Тематические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема«Правила развития физических качеств»: — знакомятся с правилом регулярности и система тичности в проведении занятий физической под готовкой, способами его выполнения при планировании самостоятельных занятий; — рассматривают и анализируют примерный план занятий физической подготовкой на учебную неделю, предлаают свои варианты для организации самостоятельных занятий; — разрабатывают индивидуальный план занятий физической подготовкой и вносят его в дневник физической культуры; — знакомятся с правилом доступности и индивидуализации при выборе величины физии ческой нагрузки, рассматрива-ют и анализируют способы определения величины физической нагрузки с учётом индивидуальных показателей физии ческой подготовленности (по продолжительности и скорости выполнения, по количеству повторений). Мини-исследование. Тема «Определение индивидуальной физической нагрузки для самостоятельных занятий физической подготовкой» :— измеряют индивидуальные максимальные показатели физической подготовленности с помощью тестовых упражнений и рассчитывают по определённой формуле показатели нагрузки для разных зон интенсивности; режимы индивидуальной нагрузки по пульсу для разных зон интенсивности и вносят их показатели в дневник физической культуры; — знакомятся с правилом непрерывного и постепенного повышения физической нагрузки, способами его выполнения при планировании самостоятельных занятий физической подготовкой; — рассматривают и анализируют критерии повышения физической нагрузки в системе самостоятельных занятий физической подготовкой, выделяют их характерные признаки (изменение цвета кожи и нарушение координации, субъективные ощущения самочувствия, показатели пульса); — составляют таблицу признаков утомления при выполнении физических нагрузок и включают её в дневник физической культуры. Тематические занятия. Тема «Правила измерения показателей физической подготовленности»: — разучивают технику тестовых упражнений и способов регистрации их выполнения;— знакомятся с правилами и требованиями к проведению процедур измерения показателей физической подготовленности (правила тестирования); — проводят тестирование индивидуальных показателей физической подготовленности и сравнивают их с возрастными стандартами (обучение в группах); — выявляют «отстающие» в свём развитии физические качества и определяют состав упраж нений для их целенаправленного развития. Тематические занятия. Тема «Составление плана само стоятельных занятий физической подготовкой»: — знакомятся со структурой плана занятий физической подготовкой, обсуждают целесообразность выделения его основных частей, необходимость соблюдения их последовательности;— знакомятся с правилами и способами расчёта объёма времени для каждой части занятия и их учебным содержанием— разучивают способы самостоятельного составления содержания плана занятий физической подготовкой на основе результатов индивидуального тестирования; — составляют план индивидуальных занятий на четыре тренировочных занятия в соответствии с правилами развития физических качеств и индивидуальных показателей физической подготовленности, включают разработанный план в дневник по физической культуре. Тематические занятия (с использованием докладов, сообщений, презентаций, подготовленных учащимися). Тема «Закаливающие процедуры с помощью воздушных и солнечных ванн, купания в естественных водоёмах»: — обсуждают целесообразность и эффективность закаливания организма с помощью воздушных и солнечных ванн; знакомятся с правилами безопасности при проведении закаливающих процедур с помощью солнечных и воздушных ванн, купания в естественных водоёмах, приводят примеры возможных последствий их несоблюдения — знакомятся с температурными режимами закаливающих процедур и регулированием времени для их проведения |
Физическое совершен- ствование (62 ч) Физкультурно- оздоровительная деятельность |
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий физически- ми упражнениями. Упражнения для коррекции телос- ложения с использованием допол- нительных отягощений. Упражнения для профилактики нарушения зрения во время учеб- ных занятий и работы за компью- тером. Упражнения для физкультпауз, направленных на поддержание оптимальной работоспособности мышц опорно-двигательного аппа- рата в режиме учебной деятельно- сти |
Беседа с учителем (с использованием иллюстративного материала). Тема «Правила безопасности мест занятий»: — повторяют ранее изученные правила техники безопасности (материал программы НОО); — углубляют ранее освоенные знания за счёт разучивания новых сведений по обеспечению безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, одежды и обуви, генетических правил по организации безопасного проведения занятий. Самостоятельные занятия. Тема «Упражнения для коррекции телосложения»:— определяют мышечные группы для направленного воздействия на них физических упражнений;— отбирают необходимые физические упражнения и определяют их дозировку, составляют комплекс коррекционной гимнастики (консультируются сучителем);— разучивают комплекс упражнений, включают его в самостоятельные занятия и планируют их в дневнике физической культуры. Самостоятельные занятия. Тема «Упражнения для профилактики нарушения зрения»: — повторяют ранее освоенные упражнения зрительной гимнастики и отбирают новые упражнения; — составляют индивидуальный комплекс зрительной гимнастики, определяют дозировку его упражнений и продолжительность выполнения; — разучивают комплекс зрительной гимнастики и включают его в дневник по физической культуре, выполняют комплекс в режиме учебного дня. Самостоятельные занятия. Тема «Упражнения для оптимизации работоспособности мышц в режиме учебного дня»: — отбирают упражнения для физкультпауз и определяют их дозировку(упражнения на растягивание мышц туловища и подвижности суставов);— составляют комплекс физкультпаузы и его разучивают (возможно, с музыкальным сопровождением); — включают содержание комплекса в дневник по физической культуре и планируют его выполнение в режиме учебного дня |
Спортивно-оздорови- тельная деятельность Гимнастика с основами акробатики |
Акробатическая комбинация из общеразвивающих и сложно-коор- динированных упражнений, стоек и кувырков, ранее разученных акробатических упражнений. Опорные прыжки через гимнасти- ческого козла с разбега, способом «согнув ноги» (мальчики) и спосо- бом «ноги врозь» (девочки). Упражнения и комбинации на низ- ком гимнастическом бревне с ис- пользованием стилизованных обще- развивающих и сложно-координиро- ванных упражнений, передвижений шагом и лёгким бегом, поворотами с разнообразными движениями рук и ног, удержанием статических поз (девочки). Упражнения на невысокой гимна- стической перекладине: висы, упор ноги врозь, перемах вперёд и об- ратно (мальчики). Лазание по канату в три приёма (мальчики). Комбинация из стилизованных об- щеразвивающих упражнений и сложнокоординированных упраж- нений ритмической гимнастики, разнообразных движений руками и ногами, с разной амплитудой и траекторией, танцевальными дви- жениями из ранее разученных тан- цев (девочки) |
Практические занятия. Тема «Акробатическая комбинация»: — повторяют ранее разученные акробатические упражнения и комбинации);— разучивают стилизованные общеразвивающие упражнения, выполняемые с разной амплитудой движения, ритмом и темпом (выпрыгивание из упора присев прогнувшись; прыжки вверх с разведением рук и ног в стороны; прыжки вверх толчком двумя с приземлением в упор присев, прыжки с поворотами и эле ментами ритмической гимнастики) — составляют акробатическую комбинацию из 6—8 хорошо освоенных упражнений и разучивают её. Практические занятия (с использованием образца учителя, иллюстративного материала). Тема «Опорные прыжки»: — повторяют технику ранее разученных опорных прыжков — наблюдают и анализируют технику образца учителя, проводят сравнение с техникой ранее разученных опорных прыжков, выделяют отличительные признаки и делают выводы, описывают разучиваемые опорные прыжки по фазам движения; — разучивают технику опорных прыжков по фазам движения и в полной координации; — контролируют выполнение опорных прыжков другими учащимися, сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в группах). Практические занятия. Тема «Упражнения на низком гимнастическом бревне»:— повторяют технику ранее разученных упражнений на гимнастическом бревне и гимнастической скамейке (мате- риал предыдущих классов); — разучивают упражнения на гимнастическом бревне: равновесие на одной ноге, стойка на коленях и с отведением ноги назад, полушпагат, элементы ритмической гимнастики, соскок прогнувшись; — составляют гимнастическую комбинацию из 8—10 хорошо освоенных упражнений и разучивают её; — контролируют выполнение упражнений другими учащимися, сравнивают их с образцами и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в парах). Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения физических упражнений на гимнастическом бревне. Практические занятия (с использованием образца учителя и иллюстративного материала). Тема «Висы и упоры на не- высокой гимнастической перекладине»: — повторяют технику ранее разученных упражнений на гимнастической перекладине ;— наблюдают и анализируют образец техники перемаха одной ногой вперёд и назад, определяют технические сложности в их исполнении, делают выводы; — описывают технику выполнения перемаха одной ногой вперёд и назад и разучивают её; — контролируют выполнение техники перемаха вперёд и назад другими учащимися, сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в группах) ;— наблюдают и анализируют образец техники упора ноги врозь (упор верхом), определяют технические сложности в его исполнении, делают выводы — описывают технику выполнения упора ноги врозь и разучивают её; —контролируют выполнение упора ноги врозь на гимнастической перекладине другими учащимися, сравнивают его с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способы их устранения (обучение в группах); — составляют комбинацию на гимнастической перекладине из 4—5 хорошо освоенных упражнений в висах и упорах и разучивают её. Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подготовительных и подводящих упражнений для освоения физических упражнений на невысокой гимнастической перекладине. Практические занятия (с использованием образца учителя и иллюстративного материала). Тема «Лазание по канату в три приёма»: — наблюдают и анализируют образец учителя, определяют основные фазы движения и определяют их технические сложности, делают выводы; — описывают технику выполнения лазания по канату в три приёма, разучивают выполнение упражнений по фазам и в полной координации; — контролируют выполнение техники лазания по канату другими учащимися, сравнивают её с образцом и выявляют возможные ошибки, предлагают способыих устранения (обучение в группах). Практические занятия (с использованием иллюстраций). Тема «Упражнения ритмической гимнастики»:— повторяют ранее разученные упражнения ритмической гимнастики, танцевальные движения танцев «Галоп», «Полька», «Летка-енка» (материал предыдущих классов); — разучивают стилизованные общеразвивающие упражнения для ритмической гимнастики (например: передвижения приставным шагом ,полуприседы с отведением одной ноги в сторону; круговые движения туловища, прыжковые упражнения различной конфигурации); — составляют комбинацию ритмической гимнастики из хорошо разученных 8—10 упражнений, подбирают музыкальное сопровождение; — разучивают комбинацию и демонстрируют её выполнение. Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по распределению упражнений в комбинации ритмической гимнастики и подборе музыкального со провождения |
Лёгкая атлетика |
Беговые упражнения: старт с опо- рой на одну руку и последующим ускорением; спринтерский и глад- кий равномерный бег по учебной дистанции. Прыжковые упражнения: прыжок в высоту с разбега способом «пере- шагивание». Метание малого (теннисного) мяча в подвижную (раскачивающуюся) мишень |
Практические занятия (с использованием образца учителя и иллюстративного материала). Тема «Беговые упражнения»: наблюдают и анализируют образец техники старта, уточняют её фазы и элементы, делают выводы; — описывают технику выполнения старта и разучивают её в единстве с последующим ускорением ;— ведут наблюдения за техникой выполнения старта другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в парах); — наблюдают и анализируют образец техники спринтерского бега, уточняют его фазы и элементы, делают выводы; — описывают технику спринтерского бега, разучивают её по фазам и в полной координации; — ведут наблюдения за техникой выполнения спринтерского бега другими уча щимися, выявляют возможные ошибки предлагают способы их устранения — наблюдают и анализируют образец техники гладкого равномерного бега, уточняют её фазы и элементы, делают выводы; — описывают технику гладкого равномерного бега, определяют его отличительные признаки от техники спринтерского бега;— разучивают технику гладкого равномерного бега по фазам и в полной координации;— ведут наблюдения за техникой выполнения гладкого равномерного бега другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в парах). Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по развитию выносливости и быстроты на самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой с помощью гладкого равномерного и спринтерског бега Практические занятия (с использованием образца учителя, иллюстративного). Тема «Прыжок в высоту с разбега»: — наблюдают и анализируют образец техники прыжка в высоту способом перешагивание», уточняют его фазы и элементы, делают выводы; описывают технику выполнения прыжка в высоту, выделяя технику исполнения отдельных его фаз, разучивают прыжок по фазам и в полной координации; — ведут наблюдения за техникой выполнения прыжка в высоту другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в парах). Учебный диалог. Знакомство с рекоменациями учителя по использованию под- водящих и подготовительных упражнений для освоения техники прыжка в вы- соту с разбега способом «перешагивание» Практические занятия (с использова- нием образца учителя, иллюстративного материала). Тема «Метание малого (тен- нисного) мяча в подвижную мишень» раскачивающийся с разной скоростью гимнастический обруч с уменьшающимся диаметром) :— повторяют ранее разученные способы метания малого (теннисного) стоя на месте и с разбега, в неподвижную мишень и на дальность (материал предыдущих классов); --наблюдают и анализируют образец учителя, сравнивают с техникой ранее разученных способов метания, находят отличительные признаки; — разучивают технику броска малого мяча в подвижную мишень, акцентируют внимание на технике выполнения;— ведут наблюдения за техникой метания малого мяча другими учащимися,выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в группах). Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по использованию упражнений в метании мяча для повышения точности движений |
Лыжная подготовка |
Передвижение на лыжах одновре- менным одношажным ходом. Преодоление небольших трампли- нов при спуске с пологого склона в низкой стойке |
Практические занятия (с использованием образца учителя, иллюстративного материала). Тема «Передвижение одновременным одношажным ходом»: — повторяют ранее разученные способы передвижения на лыжах (материал предыдущих классов) ;— повторяют технику спусков, подъёмов и торможения с пологого склона (материал предыдущих классов); — наблюдают и анализируют образец техники одновременного одношажного хода, сравнивают с техникой ранее разученных способов ходьбы, находят отличительные признаки и делают выводы — описывают технику передвижения на лыжах одновременным одношажным ходом, выделяют фазы движения и их технические трудности;— разучивают технику передвижения на лыжах одновременным одношажным ходом по фазам и в полной координации;— ведут наблюдения за техникой передвижения на лыжах другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в парах); — демонстрируют технику передвижения на лыжах по учебной дистанции. Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подво- дящих и подготовительных упражнений для самостоятельного обучения техники передвижения на лыжах одновременным одношажным ходом, передвижений на лыжах для развития выносливости в процессе самостоятельных занятий. Практические занятия (с использованием образца учителя, иллюстративного материала). Тема «Преодоление небольших трамплинов при спуске с пологого склона»: — наблюдают и анализируют образец преодоления небольшого трамплина, выделяют его элементы и технику их выполнения, делают выводы и определяют последовательность обучения; — разучивают технику преодоления небольших препятствий, акцентируют внимание на выполнении технических элементов; — ведут наблюдения за техникой преодоления препятствий другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в группах).Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по самостоя тельному безопасному преодолению небольших трамплинов |
Спортивные игры. Баскетбол |
Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке ба- скетболиста; прыжок вверх толч- ком одной ногой и приземлением на другую ногу; остановка двумя шагами и прыжком. Правила игры и игровая деятель- ность по правилам с использовани- ем разученных технических приё- мов |
Самостоятельные занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема: «Технические действия баскетболиста без мяча»: — совершенствуют ранее разученные технические действия игры баскетбол (материал предыдущих классов); — знакомятся с образцами технических действий игрока без мяча: передвижения в стойке баскетболиста; прыжком вверх толчком одной ногой и приземлением на другую ногу; остановке двумя шагами, остановке прыжком; поворотам на месте; — анализируют выполнение технических действий без мяча, выделяют их трудные элементы и акцентируют внимание на их выполнении; — разучивают технические действия игрока без мяча по элементам и в полной координации; — ведут наблюдения за выполнением технических действий другими учащимися, анализируют их и определяют ошибки, дают рекомендации по их устранению (работа в парах) ;— изучают правила и играют с использованием разученных технических действий.Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по использованию подводящих и подготовительных упражнений для самостоятельного обучения техническим действиям баскетболиста без мяча |
Волейбол |
Передача мяча двумя руками снизу и сверху в разные зоны площадки соперника. Правила игры и игровая деятель- ность по правилам с использовани- ем разученных технических приё- мов |
Практические занятия (с использованием иллюстративного материала). Тема «Игровые действия в волейболе»: — совершенствуют технику ранее разученных технических действий игры волейбол (материал предыдущих классов); — разучивают и совершенствуют передачу мяча двумя руками снизу и сверху в разные зоны площадки соперника ;— разучивают правила игры в волейбол и знакомятся с игровыми действиями в нападении и защите;— играют в волейбол по правилам с использованием разученных технических действий |
Футбол |
Удары по катящемуся мячу с раз- бега. Правила игры и игровая деятель- ность по правилам с использовани- ем разученных технических приё- мов |
Практические занятия (с использованием образца учителя и иллюстративного материала). Тема «Удар по катящемуся мячу с разбега»: — совершенствуют технику ранее разученных технических действий игры футбол(материал предыдущих классов); — знакомятся с образцом удара по катящемуся мячу с разбега, демонстрируемого учителем, выделяют его фазы и технические элементы; — описывают технику удара по катящемуся мячу с разбега и сравнивают её с техникой удара по неподвижному мячу, выявляют имеющиеся различия, делают выводы по способам обучения; — разучивают технику удара по катяще- муся мячу с разбега по фазам и в полной координации; — ведут наблюдения за техникой выполнения удара по катящемуся мячу другими учащимися, выявляют возможные ошибки и предлагают способы их устранения (работа в парах) — совершенствуют технику передачи катящегося мяча на разные расстояния и направления (обучение в парах); — разучивают правила игры в футбол и знакомятся с игровыми действиями в нападении и защите ;— играют в футбол по правилам с использованием разученных технических действий. Учебный диалог. Знакомство с рекомендациями учителя по использованию под- водящих и подготовительных упражнений для самостоятельного обучения тех- ники удара по катящемуся мячу с разбега и его передачи на разные расстояния |
Прикладно-ориентиро- ванная двигательная деятельность (31 ч) |
Физическая подготовка к выполне- нию нормативов комплекса ГТО с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, националь- ных видов спорта, культурно-этни- ческих игр |
Учебно-тренировочные занятия (проводятся в соответствии с примерными про- граммами модулей физической культуры,рекомендованных Министерством просве щением РФ, или рабочими программами по базовой физической подготовке, разра- ботанными учителями физической культуры и представленными в основной об- разовательной программе образовательной организации). Тема «Физическая подготовка»: — осваивают содержание примерных программ модулей по физической культуре или рабочей программы базовой физической подготовки; — демонстрируют приросты в показателях физической подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.