Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 8
Рассмотрено |
|
Согласовано |
|
Утверждаю |
|||||
на заседании МО учителей |
|
зам. директора по УВР |
|
директор МБОУ ООШ № 8 |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
Рук. МО |
|
|
|
/Е.Г.Егорова/ |
|
|
/И.В.Малышева/ |
||
Протокол № |
|
от |
|
|
|
|
|||
«_____»_______20__ г. |
|
«_____»_________20__ г. |
|
«_____»________20__ г. |
|||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
2 «Б» класс
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель:Вертяева Инна Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Советск
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе |
В начальной школе изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Предмет естественно-научного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. На изучение предмета отводится 68 часов в год, из них на изучение модуля «Этот удивительный окружающий мир» - 14 часов в течении всего учебного года. Цель модуля: консолидация усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, совершенствования гражданско-патриотического, пропаганды здорового образа жизни. В программу включена коррекционно-развивающая работа цель, которой обеспечивать индивидуальное сопровождение в процессе овладения младшими школьниками содержанием образования, овладевать опорными знаниями по формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и преодолевать нарушения развития. На изучение предмета отводится 68 часов в год, 2 час в неделю. I четверть -18 ч. IIчетверть - 14 ч. IIIчетверть - 20 ч. IVчетверть - 16 ч. |
2. Соответствие Государственному образовательному стандарту |
Программа по «Окружающему миру» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования ( пр. № 373 от 06.10. 2009г.), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе ООП МБОУ ООШ №8, авторской программы А.А. Плешакова. Программа обеспечивается УМК «Школа России». |
3. Материально-техническое обеспечение |
· Географические и исторические карты · Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: · Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету Технические средства обучения (ТСО): · Телевизор. · Персональный компьютер. · Принтер Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: · Термометры для измерения температуры воздуха, воды. · Лупа. · Компас. · Глобус · Микроскоп (цифровой ). Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные.весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. · Коллекции полезных ископаемых. · Живые объекты (комнатные растения) Экранно-звуковые пособия: - аудиозаписи музыки - видеофильмы или DVD- фильмы и презентации. |
4. Методическое обеспечение |
· Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2008. – 317 с. · Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2008. – 232 с. (Стандарты второго поколения). · Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). · Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. · Школа России. Концепции и программы для начальных классов ( часть 1), Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы: М.А. Бантова,Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М.В. Голованова, А.А. Плешаков и другие. · Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплектуА.А.Плешакова «Мир вокруг нас». 1 класс М:. «Экзамен» 2010 Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. М.: ВАКО, 2010. · Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть, · Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010, (Мастерская учителя) · Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 · Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 144 с. · Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012, · Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010, 48 с. · Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения рабочей программы |
Требование к усвоению программы: Обучающиеся к концу 2 класса научатся: · проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; · различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; · описывать (характеризовать) на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; · сравнивать и проводить простейшую классификацию объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; · обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; · выявлять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека Обучающиеся к концу 2 класса получат возможность научиться: · различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; · различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; · выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; · использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; · определять основные стороны горизонта. Планируемые результаты: Предметные: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); · формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; · владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин; · умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из разных источников) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; · владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; · овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; · понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни; · понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; · понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед; Личностные: осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; · осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими; · установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание. Метапредметные: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; · способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; · осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); · способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются: · усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; |
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата |
Формы организации урока: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа. Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия и т.п. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, письменный опрос ( тесты), в большей степени устный опрос. Контроль за уровнем достижений учащихся проводится как в устной форме, так и в письменной: тестирование, работа в печатных тетрадях. |
Организация пректной и учебно-исследовательской деятельности учащихся |
Проект: «Родной город (село)» Проект: «Красная книга, или Возьмём под защиту» Проект: «Профессии» Проект: «Родословная» Проект: «Город России» Проект:»Страны мира» |
Содержание учебного курса
Краткая характеристика содержания предмета |
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: · «Где мы живём» - 4 ч. Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на¬зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей.Наше отношение к окружающему. Экскурсия «Что нас окружает?» · «Природа» - 20ч. Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. · «Жизнь города и села» -10ч. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. · «Здоровье и безопасность» - 9ч. Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. · «Общение» - 7ч.Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. · «Путешествие» - 18ч. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. |
Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета |
Цели: Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей: · развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; · освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. Задачи: · формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. · воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине. · формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира. |
Межпредметные связи учебного курса |
Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Следующими особенностями предмета можно выделить: особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания для формирования метапредметных умений и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. |
Ключевые темы, преемственность по годам |
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас сы — по 68ч (34 учебные недели). 1 класс (66 ч) Введение (1 ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями. Что и Кто? (20 ч)Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Как, откуда и куда? (12 ч)Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Где и когда (11 ч) Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми? Почему и зачем? (22 ч)Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? 2 класс (68 ч) Где мы живем? (4 ч)Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире. Природа (20 ч)Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Жизнь города и села (10 ч)Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме. Здоровье и безопасность (9 ч)Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы. Общение (7 ч)Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Путешествия (18 ч)Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето. 3 класс (68 ч) Как устроен мир? (6 ч)Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! Эта удивительная природа (18 ч)Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. Мы и наше здоровье (10 ч)Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Наша безопасность (7 ч)Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. Чему учит экономика (12 ч)Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. Путешествия по городам и странам (15 ч)Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. 4 класс (68 ч) Земля и человечество (9 ч)Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Природа России (10 ч)Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Родной край – часть большой страны (15 ч)Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Страницы всемирной истории (5 ч)Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна открывшая путь в космос. Современная Россия (9 ч) Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. |
Диагностическая и практическая часть программы
по окружающему миру во 2 «Б» классе
Вид работы |
Iч. |
IIч. |
IIIч. |
IVч. |
год |
|
Экскурсия |
1 |
1 |
- |
1 |
3 |
|
Практическая работа |
4 |
- |
2 |
- |
6 |
|
Тест |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
|
Проект |
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
|
Проверочная работа |
- |
1 |
2 |
- |
3 |
|
Административная контрольная работа |
1 |
1 |
- |
1 |
3 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Окружающий мир»
2 «Б» класс (68 часов)
№ раздела |
Название раздела |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты обучающихся |
1 |
«Где мы живём» |
4 ч. |
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил движения. Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран. Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Находить на карте России родной регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом |
2 |
«Природа» |
20 ч. |
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
3 |
«Жизнь города и села» |
10 ч |
Жизнь города и села. Освоить основные особенности, доступные сведения из истории. Иметь представление о нашем дом. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения чистотуы и порядка. Знать свой домашний адрес. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Усвоить что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство, транспорт торговля – основные части экономики, их взаимосвязь Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Обмениваться мнениями о промышленных предприятиях нашего города. Обсуждать строительство в городе. Анализировать какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный. -пассажирский транспорт города. -культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, ВУЗы. -памятники культуры, их охрана. Расширить представление о профессии. Проводить наблюдения о людях, занятых на производстве. Обсуждать в коллективе о труде писателя, ученого, артиста и других деятелей культуры образования. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным |
4 |
«Здоровье и безопасность» |
9 ч. |
Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
|
5 |
«Общение» |
7 ч. |
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. |
6 |
«Путешествие» |
18 ч. |
Работать с картой: показывать территорию России. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Государственного |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 «Б» классе по УМК «Школа России»
Название темы №п/п № п/п |
Дата проведения |
Тема урока Тип урока
|
Количество часов |
Коррекционная работа |
Элементы
(домашнее задание) |
Формы контроля |
Элементы
дополнитель- ного (необязатель- ного) (14 ч. в год) |
Планируемые образовательные результаты обучающихся |
|
|
1 |
I чет-верть
|
Родная страна Комбинированный |
1 |
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия многонациональная страна. Государственный язык. Д.з.- с. 4-7 |
Фронталь- ная беседа |
Труд и отдых в семье |
Понимать учебные задачи, стремиться их выполнить; Различать государственные символы РФ; Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки; обсуждать, почему народы России называют братскими; Работать с первоисточниками (Энциклопедии, краеведческая литература и т.д.) |
|
|
2 |
|
Город и село. Проект «Родной город» Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Подготовка к выполнению проекта; знакомство с материалами учебника, распределение заданий и сроков работы Д.з.- с.10-13 |
Фронтальная беседа |
Особенности городской местности. |
Понимать учебную задачу урока; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображения города и села; рассказывать о своем городе по плану; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; рассказывать о своем доме по плану; собрать информацию для проекта о выдающихся земляках |
|
|
3 |
|
Природа и рукотворный мир. Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. Д.з.- с.14-15 |
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос |
Русское зодчество. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицы в тетради; обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
|
|
4
|
|
Наш адрес в мире. Объяснение нового материала Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Проверочная работа №1 |
1
|
1 |
Вселенная. Звезды планеты. Земля – одна из планет. Разнообразие стран и народов на земле. Разнообразие городов и сел России. Наш город (село), родной край – наша малая родина. Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений Д.з.- с.16-17 |
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос Проверочная работа №1 |
Достоприме-чательности нашего города. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; определять свой «адрес в мире»; сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике сопоставлять образы родной страны с образом других уголков планеты; называть свой домашний адрес; формулировать выводы изученного материала. Выполнение тестового задания учебника; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. |
|
|
5 |
|
Неживая и живая природа Объяснение нового материала
|
1 |
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Признаки живых существ и отличие от неживой природы. Связь между живой и неживой природой. Д.з.- с.24-27 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Природа нашего края. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры объектов живой и неживой природы; работать в парах; осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; формулировать выводы из изученного материала. |
|
|
|
|
Мониторинг |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
Явления природы Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Что такое явление природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров. Д.з.- с.28-31 |
Фронталь-ный и индивиду-альный опрос |
Народные приметы. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: различать объекты и явления природы; рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; приводить примеры явлений живой и неживой природы; сезонных явлений; анализировать иллюстрации из учебника; практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, и тела человека, фиксировать результаты изменений; формулировать выводы из изученного материала |
|
|
7 |
|
Что такое погода Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений.Народные и научные предсказания погоды Д.з.- с.32-33 |
Фронталь-ный и индивиду-альный опрос |
Народные приметы определения погоды. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, грязь, метель и др.); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
8 |
|
В гости к осени (Экскурсия)
|
1 |
1 |
Наблюдение за осенними явлениями в неживой и живой природе. Д.з.- с.34 -35 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Определение деревьев по их листьям. |
Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязь между ними; определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например: какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц можно еще наблюдать); оценивать свои результаты на экскурсии |
|
|
9 |
|
В гости к осени (урок) |
1 |
1 |
Осенние явления в живой и неживой природе Д.з.- с.36-39 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Картины известных художников на тему: «Осень». |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии |
|
|
10 |
|
Звездное небо Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Созвездия Кассиопея, Орион, лебедь, Зодиак. Д.з.- с.40-43 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Карта звёздного неба. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
11 |
|
Заглянем в кладовые земли Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. С. 44-47 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Полезные ископаемые нашего края. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца,; различать горные породы и минералы; Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
12 |
|
Про воздух и про воду Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека.Загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Д.з.- с. 48-51 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Озеро Байкал. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
13 |
|
Про воздух и про воду Закрепление материала |
1 |
1 |
Вода, ее распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. Д.з.- с.52-55 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Картины известных художников на тему: «Водоёмы». |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи,; готовить фото рассказы о красоте неба и воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
14 |
|
Какие бывают растения Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Многообразие растений, Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека Д.з.- с.56-59 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Растения нашего края. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: классифицировать растения; приводить примеры деревьев и кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
15 |
|
Какие бывают животные Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. Д.з.- с.60-63 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Животные нашего края. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы»; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
16 |
|
Невидимые нити Объяснение нового материала
Контрольная работа (административная) |
1 |
1 |
Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. Д.з.- с. 64-67 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Красная книга. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
17 |
|
Дикорастущие и культурные растения Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Д.з.- с.68-71 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Культурные растения нашей области. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; Работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений, классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информацию в текстах и рассказах, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
18 |
|
Дикие и домашние животные Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Д.з.- с. 72-75 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Животноводство в Калининградской области. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; сравнивать и различать диких и домашних животных, работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; обсуждать материалы книги «зеленые страницы»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
19 |
II четверть (14 ч.)
|
Комнатные растения Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Д.з.- с. 76-79 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Виды комнатных растений. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: определять с помощью атласа – определителя комнатные растения своего класса, находить информацию о них; оценивать роль комнатных растений для здоровья человека; осваивать приёмы ухода за комнатными растениями; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
20 |
|
Животные живого уголка Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. Д.з.- с. 80-83 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Мой домашний питомец. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа – определителя; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
21 |
|
Про кошек и собак Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. Д.з.- с. 84-87 |
Текущий
|
Содержание домашних питомцев. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; определять породы кошек и собак и приводить примеры пород, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом – определителем; работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
22 |
|
Красная книга Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. Д.з.- с.88-91 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Красная книга Калининградской области. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
23 |
|
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к проекту: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.Д.з.- с.92-95 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Красная книга Калининградской области. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
24 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу«Природа» Проверочная работа №2 |
1 |
1 |
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Д.з.- с.96-97 |
Индивидуальный опрос |
Ребус |
Выполнять текстовые задания учебника; оценивать свои ответы; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
25 |
|
Что такое экономика Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. Д.з.- с.104-107 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Экономика нашего города. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; определять по фотографии деньги разных стран; формулировать выводы, , отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
26 |
|
Из чего что сделано Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей. Д.з.- с.108-111 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Народные промыслы Калининградской области |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; классифицировать предметы по характеру материала; работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
27 |
|
Как построить дом Объяснение нового материала
|
1 |
1 |
Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. Д.з.- с. 112-115 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Древние здания нашего города |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать о строительстве городского и сельского домов; работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
28 |
|
Какой бывает транспорт Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Виды транспорта. Первоначальное представление об истории развития транспорта. Д.з.- с.116-119 |
Индивидуальный опрос |
Какой транспорт был во времена Тильзита |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: классифицировать средства транспорта, узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова; работать в группе рассказывать об истории водного и воздушного транспорта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
29 |
|
Культура и образование Объяснение нового материала
Все профессии важны. Проект «Профессии» Объяснение нового материала
|
1 |
1 |
Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Д.з.- с.120-121 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Учреждения культуры и образования нашего города. Профессии родителей. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; различать и приводить примеры учреждений культуры и образования; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; свои достижения на уроке. |
|
|
30 |
|
Контрольная работа (администр-тивная) |
1 |
1 |
|
|
|
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
31 |
|
В гости к зиме ( экскурсия)
|
1 |
1 |
Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Д.з.- с.130-133 |
Беседа |
Следы на снегу. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; наблюдать и обсуждать зимние погодные явления; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; определять деревья по силуэтам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
32 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Проверочная работа №4 |
1 |
1 |
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
|
Индивидуальный опрос |
Кроссворд |
Выполнять текстовые задания учебника; оценивать свои ответы; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
33 |
|
Презентация проектов «Родной город (село)» «Красная книга, или Возьмём под защиту» |
1 |
1 |
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Д.з. Проект |
Индивидуальный опрос |
Правила поведения во время слушания ответов. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступление учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
34 |
III чет верть
|
Строение тела человека Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. Д.з.- с.4-7 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Правила личной гигиены. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека; предлагать вопросы по содержанию текста; оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
35 |
|
Если хочешь быть здоров Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Д.з.- с.8-11 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Полезные продукты питания. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня для школьника; обсуждать сбалансированное питание для школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
36 |
|
Берегись автомобиля! Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки, правила перехода улицы) Д.з.- с. 12-13 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Правила поведения на улице. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
37 |
|
Школа пешехода Объяснение нового материала
|
1 |
1 |
Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке. Д.з.- с.14-17 |
Индивидуальный опрос |
Сигналы светофора. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
38 |
|
Домашние опасности Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила безопасного поведения в быту. Д.з.- с.18-21 |
Индивидуальный опрос |
Если в доме беда? |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; объяснять с опорой на иллюстрацию потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
39 |
|
Пожар Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. Д.з.- с. 22-25 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Пожароопасные предметы. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по телефону; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; работать со взрослыми: находить информацию о работе пожарных, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
40 |
|
На воде и в лесу Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила безопасного поведения на воде и в лесу. Д.з.- с.26-29 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Опасности у воды и в лесу. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы; определять с помощью атлас – определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
41 |
|
Опасные незнакомцы Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми. Вызов полиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. Д.з.- с.30-35 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Опасности при контакте с незнакомцами. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; характеризовать потенциальные опасности при контакте с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; работать с взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
42 |
|
Проверим себя и свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Проверочная работа №4 |
1 |
1 |
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
|
Индивидуальный опрос |
|
Индивидуальный опрос |
|
|
43 |
|
Наша дружная семья Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. Д.з.- с.42-45 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Семейные традиции |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуацию семейного чтения, семейных обедов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
44 |
|
Проект «Родословная» Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Д.з.- с.46-47, подготовка к проекту |
Индивидуальный опрос |
|
В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения; отбирать фотографии из семейного архива; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивать свои достижения.
|
|
|
45 |
|
В школе Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Классный и школьный коллектив. Совместная учёба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Д.з.- с.48-51 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Культура общения в школе. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
46 |
|
Правила вежливости Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Д.з.- с.52-55 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Формулы вежливости. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
47 |
|
Ты и твои друзья Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила поведения в гостях. Д.з.- с.56-59 |
Индивидуальный опрос |
Какой надо дарить подарок? |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; обсуждать морально – этические аспекты дружбы на примере пословиц; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
48 |
|
Мы – зрители и пассажиры Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте). Д.з.- с.60-63 |
Индивидуальный опрос |
Как надо собираться в театр |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; обсуждать правила поведения в общественных местах и формулировать их; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
49 |
|
Проверим себя и свои достижения по разделу «Общение» Проверочная работа №5 |
1 |
1 |
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
|
Индивидуальный опрос |
|
Выполнять текстовые задания учебника; оценивать свои ответы; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
50 |
|
Посмотрим вокруг Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. Д.з.- с.70-73 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Глобус – модель Земли |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; моделировать стороны горизонта; анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом Земли из космоса; формулировать вывод о форме Земли; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
51 |
|
Ориентирование на местности Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. Д.з.- с.74-75 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Устройство компаса. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
52 |
|
Ориентирование на местности Интегрированный урок |
1 |
1 |
Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. Д.з.- с.76-77 |
Индивидуальный опрос |
Устройство компаса. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
53 |
VI чет верть
|
Формы земной поверхности Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. Д.з.- с.78-82 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Поверхность нашего края. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать поверхность нашего края; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
54 |
|
Водные богатства Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Д.з.- с.83-85 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Водные богатства родного края. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки; осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
55 |
|
В гости к весне (Экскурсия) |
1 |
1 |
Наблюдение над весенними явлениями природы. Д.з.- с.86-89 |
Беседа |
Первоцветы. |
Понимать учебную задачу экскурсии, стремиться ее выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии. |
|
|
56 |
|
Россия на карте Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Д.з.- с.90-95 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Карта нашего края |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; осваивать приёмы чтения карты; учиться правильно показывать объекты на настенной карте; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
57 |
|
Проект «Города России» |
1 |
1 |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Д.з.- с.96-97, подготовка к защите проекта |
Индивидуальный опрос |
|
В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями; презентовать свои проекты; оценивать достижения свои и товарищей. |
|
|
58 |
|
Путешествие по Москве Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. Д.з.- с.98-101 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
История Москвы |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, описывать по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от других гербов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
59 |
|
Московский Кремль Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. Д.з.- с.104-107 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Памятники Москвы |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; обсуждать значение Кремля для жителей России; работать в паре: находить на фотографиях в учебнике достопримечательности Кремля и Красной площади, рассказывать о них, извлекать информацию о них, готовить сообщения по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
60 |
|
Город на Неве Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания. Д.з.- с.108-111 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
История города Санкт - Петербурга |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; находить Санкт – Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт – Петербурга, находить на нём достопримечательности города; работать в паре: соотносить фотографии Санкт – Петербурга с собственными наблюдениями, описывать достопримечательности; отличать герб Санкт – Петербурга от других гербов; читать рассказ об истории создания памятника Петру I; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
61 |
|
Путешествие по Оке Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород, Приокско – Террасный заповедник. Д.з.- с.112-113 |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
Старинные города России. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью; рассказывать по фотографиям о достопримечательностях этих городов; готовить сообщение об одном из городов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
62 |
|
Путешествие по планете Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Карта мира. Океаны и материки, их изображение на карте. Д.з.- с.114- 117 |
Индивидуальный опрос |
Карта мира. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; находить и показывать на глобусе и карте океаны и материки; работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
63 |
|
Путешествие по материкам Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. Д.з.- с.118-123 |
Индивидуальный опрос |
Чудеса света. |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
|
|
64 |
|
Страны мира. Проект «Страны мира» |
1 |
1 |
Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Д.з.- 128-129, подготовка к защите проекта |
Фронталь-ный и индиви-дуальный опрос |
Страны мира |
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; сравнивать физическую и политическую карты мира; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на карте; определять каким странам принадлежат представленные флаги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
65
|
|
Контрольная работа
|
1 |
1 |
Явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных. |
Итоговый |
|
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных, осуществлять самопроверку; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
66 |
|
Впереди лето Объяснение нового материала |
1 |
1 |
Летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных Д.з.- с.130-133 |
Фронталь-ный и индиви-дуальный опрос |
Лекарствен- ные травы |
|
|
|
67 |
|
Проверим себя и свои достижения по разделу «Путешествия» |
1 |
1 |
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Подготовка к защите проектов |
Индиви дуальный опрос |
|
Выполнять текстовые задания учебника; оценивать свои ответы; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
68 |
|
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» |
1 |
1 |
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Подготовка к защите проектов |
Индиви-дуальный опрос |
|
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.