РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

Оценка 4.7
docx
27.01.2020
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .
оркс — копия.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕВОБЕРЕЖНЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА».

 

 

        

          РАССМОТРЕНО                                                                         СОГЛАСОВАНО                                                          

          на заседании                                                                                 с зам.директора по УВР                                                

         с зам.директора по НМР                                                               _________С.В.Товзуралиева                                                                                                                             

        _______Р.Д.Зайтаева                                                                      «_____»_________2019г.                                             

         «____»_____2019г.                         

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса

учителя начальных классов

Косумовой Айшат Зайнадиевны

на 2019-2020 учебный год .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Рабочая программа к предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2019-2020 учебный год.

 

Модуль «Основы исламской культуры»  составлена в соответствии:

1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ №    373 от 06.10.2009),

2) с примерной программой Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта,

3) с авторской программой Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.

 

Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:  

·         развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·          формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

·          знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

·          формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

·         об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; · осознание ценности человеческой жизни;

·          воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

·         становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

·         формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

 Общая характеристика предмета

 

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.        

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Место модульного курса в учебном плане

 В учебном плане на изучения модульного курса «Основы исламской культуры» отводится 34 часа в 4 классе, по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,

должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

   

       Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих   личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты: — формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 — наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

 — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;

         — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 — адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач

 — умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;  Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

 знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России

 · готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

 · становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· осознание ценности человеческой жизни.

 

Содержание учебного предмета


  Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 28 часов. .

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

 Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. 

 

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники.

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны Мухаммаду. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества.

Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз).

Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет.

Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Материально-техническое обеспечение

      Реализация обозначенной цели предмета ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в наличии имеются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

·           оборудование: ученические столы и стулья, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., переносные доски для вывешивания иллюстративного материала;

·           технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

·         классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок (магниты);

·         демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры,мультимедийная доска);

•дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

•        библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

1.     Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы религиозных культур народов России. Учебник  для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011.- 144 с.

2.      Студеникин М. Т. Основы светской этики. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). Учебник  для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.- 200 с.: ил.

3.     Студеникин М. Т. Основы светской этики для 5 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.

4.Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011

5.«Основы исламской культуры» учебник для 4-5 класса  /Д.И.Латышина, М.Ф. Муртазин. – Просвещение, 2012.

6.Цифровые  ресурсы

http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153

http/fcior.edu.ru;

 http://school-collection.edu.ru.

http://www.orkce.org/

http://www.orkce.org/method-cabinet

http://www.orkce.org/publishers

http://www.orkce.org/smi

для родителей:

1.     Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

                      Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового  контроля- защита презентации.

      Безоценочная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы исламской культуры» 

в 4 классе.  

2019-2020 учебный год.

 

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Россия — наша Родина.

1

4.09

 

2

Колыбель ислама.

1

11.09

 

3

Пророк Мухаммад — основатель ислама.

1

18.09

 

4

Начало пророчества.

1

25.09

 

5

Чудесное   путешествие пророка.

1

02.10

 

6

Хиджра.

1

09.10

 

7

Коран и Сунна.

1

16.10

 

8

Вера в Аллаха.

1

23.10

 

9

Божественные Писания. Посланники Бога.

1

06.11

 

10

Вера в Судный день и судьбу

1

13.11

 

11

Обязанности мусульман.

1

20.11

 

12

Поклонение Аллаху.

1

27.11

 

13

Пост в месяц рамадан.

1

04.12

 

14

Пожертвование во имя Всевышнего.

1

11.12

 

15

Паломничество в Мекку.

1

18.12

 

16

Творческие работы учащихся.

1

25.12

 

17

Творческие работы учащихся.

1

15.01

 

18

История ислама в России.

1

22.01

 

19

Нравственные ценности ислама.

1

29.01

 

20

Сотворение добра.

1

05.02

 

21

Дружба и  взаимопомощь

1

12.02

 

22

Семья в исламе.

1

19.02

 

23

Родители и дети.

1

26.02

 

24

Отношение к старшим.

1

04.03

 

25

Традиции гостеприимства.

1

11.03

 

26

Ценность и польза образования

1

18.03

 

27

Ислам и наука.

1

01.04

 

28

Искусство ислама.

1

08.04

 

29

Праздники мусульман.

1

15.04

 

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

22.04

 

31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

29.04

 

32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

06.05

 

33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

13.05

 

34

Заключительный урок.

1

20.05

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «ОРКСЭ» для 4 «б» класса учителя начальных классов Косумовой Айшат Зайнадиевны на 2019-2020 учебный год .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020