Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида
Оценка 5

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Оценка 5
doc
14.01.2020
Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида
4 класс.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по предмету развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности

4 СКК VIII вида

 

Срок реализации 2015-2016 уч. год

Год разработки: 2015

 

Настоящая рабочая программа разработана на основе

 

-       Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей  с умственной отсталостью,  в соответствии с СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2011 г. 19993 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"),

-       «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,  1-4 классы »  под редакцией  В. В. Воронковой, М. «Просвещение», 2011 г.

 

 

 

 

Количество часов  всего:___70___, в неделю ___2___

 

 

                                                                                                                 

с.п. Новосмолинский


Структура рабочей программы:

 

1.      Титульный лист (название программы).

2.      Содержание.

3.      Пояснительная записка.

4.      Содержание тем учебного курса.

5.      Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

6.      Учебно-тематический план.

7.      Развёрнутое календарно-тематическое планирование.

8.      Средства контроля – оценочные материалы.

9.      Методические материалы.

10.  Перечень учебно-методического обеспечения, в т. ч. ЭОР.

11.  Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса

12.  Список литературы (основной и дополнительной, для педагога и для обучающегося).

13.  Приложения к программе.

 


Пояснительная записка

 

Занятия по данному учебному предмету имеет интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной  деятельности.

  У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного мира.

   Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

  В связи с расширением и уточнением представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируются значения слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятиям (роза-цветок), учащиеся упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

  Разговорная  устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

   Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными явлениями в природе, в труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельность детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Пари формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умения правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.

   На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на  предметных уроках- на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащиеся учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе,  расширяют представления об окружающем мире, развивают  внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

 

Цели программы обучения:

 

    -Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

  -Повышение  уровня  познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.

 

Задачи программы обучения:

 

·         формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

·         расширять и обогащать представление об окружающем мире;

·         обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

·         обогащать словарный запас учащихся;

·         научить учащихся участвовать в учебном диалоге;

·         способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.

 

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

-активно участвовать в беседе;

-связно высказываться на предложенную тему  на основе наблюдений;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правили дорожного движения

 

Учащиеся  должны знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

-правила дорожного движения, все случаи  правильного перехода улицы

 

Коррекционные цели:

1.      Коррекция зрительного, слухового восприятия посредством системы упражнений в рассматривании и назывании признаков натуральных предметов и их изображений,  в распознавании звуков окружающей действительности, выделении звуков, слов из речи по заданию учителя и т. д.

2.       Коррекция внимания на основе выполнения серии упражнений в наблюдениях за предметами и явлениями окружающей действительности, установлению отличительных и сходных признаков и т. д.

3.       Коррекция памяти через выполнение упражнений в запоминании названий признаков предметов и явлений, составленных на уроке предложений, связных текстов и т.д.

4.      Коррекция мышления посредством выполнения системы специальных упражнений, дидактических игр по обучению детей  сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности и т.д.

5.      Коррекция звукопроизношения через выполнение серии специальных упражнений (разучивание чистоговорок, выполнение артикуляционных упражнений...).

6.      Развитие связной устной и письменной речи, обогащение активного словаря на основе выполнения специальных упражнений в подборе слов, составлении словосочетаний, предложений, связных текстов.

7.      Развитие умения владеть диалогической и монологической речью посредством самостоятельных высказываний и с помощью наводящих вопросов учителя.

8.      Развитие познавательных способностей через проведение экскурсий, практических работ, подбор дополнительного, занимательного материала.


Содержание тем учебного курса

 

1.      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

2.      Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

3.      Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

4.      Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение.

5.      Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

6.      Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

7.      Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).

8.      Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

9.      Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

10.  Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

11.  Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

12.  Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

13.  Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

14.  Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

15.  Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

16.  Домашние животные. Лошадь, корова, свинья животные Вологодской области. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

17.  Дикие животные. Лось - животное Вологодской области., олень. Внешний вид, пища, повадки.

18.  Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

19.  Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

20.  Птицы перелетные и зимующие.

21.  Время отлета и прилета разных птиц.

22.  Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

23.  Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

24.  Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

25.  Повторение пройденного.

26.  Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

27.  Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.

28.  Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).

29.  Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате целенаправленной деятельности на уроках по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности обучающиес

я должны:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания одноклассников;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения;
  • знать названия и свойства изученных предметов;
  • знать выученные правила дорожного движения.

Обучающиеся должны уметь:

1-й уровень

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
  • различать домашних и диких животных, птиц, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
  • выполнять элементарные гигиенические правила;
  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

2-й уровень

  • называть изученные объекты и явления;
  • различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
  • различать изученных домашних и диких животных, птиц, рыб;
  • различать признаки времён года;
  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.     

 

Место учебного предмета в учебном плане

Количество часов для реализации программы:

·         4 класс – 70 часов /2 часа в неделю/

 

Результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами изучения данного учебного предмета являются следующие умения:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, быту, обществе; понимание бережного отношения к своему здоровью; бережное отношение к природе; признание общепринятых морально-этических норм.

Предметными  результатами:  

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

-связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

-ухаживать за одеждой и обувью;

-поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения

-знать названия и свойства изученных предметов;

-знать выученные правила дорожного движения.

         Метапредметными результатами изучения учебного предмета  «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу;

-действовать согласно плану, составленному учителем;

-адекватно понимать оценку взрослого.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений

-наблюдать объекты окружающего мира и описывать отличительные признаки (под руководством учителя);

-пользоваться простыми условными обозначениями.

Коммуникативные УУД:

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

        При оценивании результатов необходимо учитывать, что каждый ребенок класса  усваивает материал на индивидуальном уровне, промежуточная аттестация осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно – тематическое планирование

 

Перечень разделов

Количество часов

Содержание учебного материала

Сезонные изменения в природе: (времена года: лето, осень, зима, весна)

 

12 ч.

Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны. Названия весенних месяцев.

 

Город, село, деревня

3 ч.

Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).

 

Дорожное движение

1 ч.

Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

 

Овощи, фрукты, ягоды

2 ч.

 Определение и различение.

Орехи.

1 ч.

Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Грибы.

1 ч.

Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

 

Земноводные

1 ч.

Внешний вид, места обитания, пища.

Полевые растения.

2 ч.

 Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

 

Квартира, комната

2 ч.

Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

 

Мебель.

1 ч.

Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда.

2 ч.

 Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

 

Деревья.

2 ч.

Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.

Домашние животные

3 ч.

Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные.

3 ч.

Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы.

2 ч.

Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы.

1 ч.

Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие.

2 ч.

Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные.

2 ч.

Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы

2 ч.

Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья.

9 ч.

Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.

Повторение пройденного.

 

12 ч.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

 

 

 

Тематическое  планирование по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей действительности»

 

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты или компетенции

Вид (форма) контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения урока

План

факт

1

Времена года: лето.

 

 

Составление   рассказа «Как я провел лето».

Погода. Высота солнца в разное время дня. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл. р. Летние месяцы: июнь, июль, август

Рассказ «Как я провел лето».

  

 

2

Начало осени.

Сбор урожая.

 

 

Работа с деформированным текстом, образование прилагательных от существительных.

 

Признаки осени. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

 

Сл.р. Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай.

Выучить  названия осенних месяцев.

 

 

3

Экскурсия  на школьный огород

 

 

Беседа «Чем занимаются на огороде осенью», игра  «Что растёт на грядке?»

 Определение и различение.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

 

 

 

 

4

Начало осени.

Овощи и фрукты.

 

 

Составление предложений. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, подбор слов к основному понятию.

 

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл. р. Заготовки, компот, варенье

 

 

 

5

Растение сада и огорода: овощи, фрукты, ягоды.

 

 

Составление рассказа « Что готовят из овощей»

 

 

 

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Описание подробно овощи, фрукты и ягоды, по образцу.

Сл. р Калина

 

 

 

6

Растения леса. Грибы.

 

 

Работа с иллюстрациями. Рассматривание гербария.

 

Составление предложений, выбор подходящих по смыслу слова.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Дид. игра «Узнай по описанию» Отгадывание загадок.

Сл. р Названия грибов, съедобные, несъедобные

 

 

 

7

Сентябрь-начало осени

 

 

Закончить предложение по образцу.

 

Составление рассказа о начале осени по опорным схемам.

 

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл. р Иней, туман, заморозки, ненастье.

 

 

 

8

Сезонные изменения в природе. Осень. Экскурсия.

 

 

Игра «четвертый лишний»

Составление рассказа «осень» по плану.

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

 

 

 

 

9

Полевые растения и их использование.

 

 

Называние частей растений. 

 

 

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Игра «Назови по описанию»

Сл. р Зерновые культуры: рожь, кукуруза, овёс,

уборка зерновых, жатва.

 

 

 

10

Полевые растения и их использование.

 

 

Составление рассказа по картинкам, «Как хлеб на стол пришел»,

 

 

Беседа.  Ответы на вопросы. Составление рассказа о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное.

Сл. р комбайн.

 

 

 

11

Город.

 

 

Составление рассказа о городе.

Города Нижегородской области

 

 

 

Сл.р. город, улица, проспект, площадь, музей, театры.

 

 

 

12

Город. Поведение в городе.

 

 

Правила поведения в городе

Составление рассказа о городе, опираясь на графическую схему.

 

 

Сл.р. набережная, канал, метро, вестибюль, переулок, порт, дворец культуры.

 

 

 

13

Времена года: середина осени.

 

 

Признаки осени

Составление пословицы из частей, потерявших друг друга,

 

Составление  вопросов к картинке.

 

Сл.р. листва, листопад, заморозки, иней.

 

 

 

14

Село, деревня.

 

 

Отличие деревни, села от города

Составление рассказа «Деревенское утро»

 

Отличие города от села, свой адрес

 

Сл. р. Сельсовет, центр, медпункт, ферма, клуб, окраина, поле, элеватор.

 

 

 

15

Труд людей  осенью в городе.

 

 

Отличие труда в городе от села

Подбор слов-действий.

 

Практическая работа. Беседа

 

 

 

 

16

Правила дорожного движения.

 

 

ПДД

Расположить рисунки, составить рассказ «Как переходить дорогу».

 

Сл. р. Пешеход, светофор, проезжая часть.

 

 

 

17

 

 

 

 

Золотой октябрь.

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрациями и деформированным текстом.

Характеристика октября. «Почему он золотой»

Составление рассказа, «Как разные животные готовятся осенью к суровой зиме».

 

Сл. р. Листопад, «золотая осень», увядание, заморозки, иней, перелёт.

 

 

 

18

Закрепление «Я могу сам».

 

 

Закрепление пройденного материала

Составить рассказ по сюжетным картинкам

 

Рассказ «Как разные  животные готовятся осенью к суровой зиме».

 

 

 

19

Времена года: осень. Экскурсия.

 

 

Отличительные особенности осеннего периода

Составление рассказа «Поздняя осень».

 

Практическая работа «Составление отчёта об экскурсии».

 

Сл. р. дождь, заморозки, снег, холод.

 

 

 

20

Орехи

 

 

Формы, величины, польза орехов

Подбор слов-действий, признаков.

 

Составление описания по плану.

 

Сл. р. орех, плод, скорлупа, ядро.

 

 

 

21

Деревья, кустарники, травы.

 

 

Названия кустарников, трав, деревьев

Подбор слов-действий, признаков.

 

Составление предложений.

 

Сл.р. растения, кустарники, травы, деревья, стебли, стволы, листья.

 

 

 

22

Разнообразие животных в природе.

 

 

Дикие и домашние животные

Подбор слов признаков. Работа с иллюстрациями.

 

Описание одного животного по плану.

Сл.р. животные, птицы, рыбы, насекомые, воздух, земля, зоопарк, заповедник.

 

 

 

23

Жизнь и быт школьника.  Квартира.

 

 

Работа с иллюстрациями.

Предметы быта.

 

Рисование плана своей квартиры.

Составление диалога с товарищем о своих квартирах.

Сл.р.  квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор, однокомнатная, двухкомнатная.

 

 

 

24

Комната.

 

 

Работа с картинками. Найти отличие, подбор признаков к предметам.

 

Составить фразы по схемам.

Составление рассказа «Какой может быть комната», пользуясь деформированным текстом.

Сл. р. комната, гостиная, спальня, зал, кабинет, кухня, ванная, туалет.

 

 

 

25

Мебель.

 

 

Работа с картинками. Описание мебели, которая стоит в классе.

Название предметов мебели. Составление загадок про какой-нибудь предмет, опираясь на данные рисунки.

Составление предложений по двум опорным картинкам с использованием предлогов: на, над, под, в.

 

Сл. р. мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо.

 

 

 

26

Посуда.

 

 

Закончить фразу и задать к ней вопрос.

 

Название предметов посуды, материал, из которого они сделаны и образование слов-признаков.

Описание предмета посуды, так, чтобы его захотелось купить.

 

Сл. р. чайник, (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, половник, хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, кухонная утварь.

 

 

 

27

Быт школьника: посуда и уход за ней.

 

 

Составление рассказа о каком-либо предмете посуды по плану - картинкам.

Составление рассказа «Как надо ухаживать за посудой»

 

 

 

 

 

28

Сезонные изменения в природе, погоде. Декабрь (экскурсия).

 

 

Отличительные особенности декабря

Составить отчёт о зимней экскурсии.

 

 

Сл. р. температура, холод, заморозки, вьюга, оттепель, метель.

 

 

 

29

Погода и природа зимой.

 

 

Подбор 10 слов – действий для описания снега, придумать название к картинке и составить по ней рассказ-описание.

Рассказать о термометре, закончив предложения. Правила пользования термометром.

 

 

 

 

 

30

Охрана здоровья и отдых зимой.

 

 

 

 

Чтение стихов и загадок.

Составление рассказа – повествование по картинкам на тему «Приключение Саши и Иры».

 

Изменение фразы по образцу.

 

Сл. р. Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, снежки, прогулка.

 

 

 

31

Зима начало года.

Как я провел каникулы.

 

 

Задать товарищу вопросы по рисунку. Изменить слова по образцу.

 

Составление рассказа «Как провёл зимние каникулы и в какие игры можно играть зимой на улице».

 

Сл. р. Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество.

 

 

 

32

Растения зимой: хвойные.

 

 

Сравнение сосны и ели.

Придумывание сказки «Приключение маленькой сосенки».

 

Рисование иллюстрации к своей сказке.

 

Сл. р. Ель, сосна, пихта, кора, шишки, ствол.

 

 

 

33

Домашние животные зимой.

 

 

Рассматривание картинок и перечисление диких и домашних животных. Работа по стихотворению.

 

Перечисление членов семьи изображённых животных. Составление по плану рассказа о любимом домашнем животном.

 

Сл. р. ферма, животноводы, ветеринар, птицеферма.

 

 

 

34

Домашние животные зимой: корова

 

 

Составление рассказа: «какую пользу приносят домашние животные».

Работа по картинке, какие части тела есть у домашних животных.

 

Описание  в нескольких словах внешний вид и характер коровы. Опиши  действия по уходу за животными.

Сл. р. Ферма, корова, бык, теленок, доярка.

 

 

 

 

35

Домашнее животное: лошадь и уход за ней.

 

 

Назвать всех изображённых на рисунке животных. Поставить пропущенные слова на основе данного текста,

 

Составление  рассказа о лошадях.

Сл. р. Грива, конюх, конюшня, коневодство, седло, сбруя, пахарь, коневод. стремена.

 

 

 

 

36

Дикие животные: лось.

 

 

Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок.

Описание внешнего вида и характера различных животных, с помощью нескольких слов - признаков. (по плану)

 

 

 

 

 

37

Дикие животные: олень.

 

 

Сравнение диких и домашних животных. Отгадывание загадок.

 

Описание внешнего вида и характера различных животных, с помощью нескольких слов - признаков. (по плану)

Сл. р. Животное, лось, лосиха, лосенок, лес, млекопитающие, травоядные, беззащитный, олень, олениха, оленёнок.

 

 

 

 

38

Февраль – месяц метелей и вьюг.

 

 

Составление рассказа по рисунку, придумать название. Изменение слов по образцу.

Составление рассказа – рассуждение «Почему февраль называется месяцем метелей и вьюг?»

 

 

 

 

 

39

Экскурсия. Февраль – месяц метелей и вьюг.

 

 

Рассмотреть несколько снежинок, посчитай число лучиков на снежинках.

Описание снежинки, используя как можно больше слов – признаков.

 

 

 

 

 

40

Труд людей зимой: профессии.

 

 

Изменение названия профессий по образцу.

 

Составление предложений из трёх слов, о приведённых ниже профессиях так, чтобы было ясно, чем занимаются люди данной профессии.

Сл. р. профессия, пахарь, овощевод, фермер, механизатор, садовод, врач, повар, овощехранилище, зернохранилище.

 

 

 

 

41

Профессии.

 

 

Отгадывание загадок. Назови профессии этих людей.

Расскажи о какой – либо профессии по плану.

 

 

 

 

 

42

Режим школьника

 

 

Изменение слов по образцу. Опираясь на рисунки, составление диалога с одноклассниками по образцу.

 

Составление режима дня школьника.

Сл.р. утро, день, вечер, ночь, сутки, режим, здоровье.

 

 

 

 

43

Голубой март

 

 

Чтение рассказа о марте, вставляя в слова недостающие окончания.

 

Составление своего рассказа о марте, опираясь на рисунок и предыдущее задание. Пользуясь планом рассказа и схематическими рисунками, составь рассказ о весне.

Сл. р. Оттепель, капель, проталина, сосулька, вьюга, метель.

 

 

 

 

44

Домашние птицы: гусь

 

 

Перечисление частей тела, которые есть у домашних птиц. Заменить в предложениях картинки словами. Дополнение предложений, подбор слов, составление рассказа о гусе, выбрав нужные слова.

 

Сл. р. Гусь, гусыня, гусёнок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, домашние , водоплавающие, летающие.

 

 

 

 

45

Домашние птицы: индюк.

 

 

Перечисление членов птичьих семей, подбор слов-действий и закончить предложение. Изменение слов по образцу.

Заучивание скороговорки. Составление по плану рассказ о гусе или индюке.

Сл. р. Индюк, индюшка, индюшонок.

 

 

 

 

46

Дикие  птицы: лебедь и гусь

 

 

Описание птицы по плану,

 

Подбор слов-признаков.

Сл. р. лебедь, лебёдушка, гусь, гусыня, стая, водоплавающие, перелётные.

 

 

 

 

47

Закрепление «Я могу сам».

 

 

Рассказ – описание об известном животном или птице по плану.

Рассказ о любом времени года.

 

 

 

 

 

48

Зимующие и перелетные птицы

 

 

Работа с деформированным текстом.

 

 

Коллективное чтение, беседа. Ответы на вопросы.

Сл. р. Птица, ворона, воробей, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, ласточка, гнездо, скворечник, кормушка.

 

 

 

 

49

Зимующие и перелётные птицы.

 

 

Изображение городских птиц: голубь, ворона, снегирь, ласточка, галка.

 

 

 

 

 

 

50

Весна в  апреле.

 

 

Составление рассказа по серии картинок.

 

Подбор слов – признаков для описания.

Наблюдения, ответы на вопросы.

 

 

 

 

51

Весна в  апреле. Экскурсия

 

 

Составление отчёта об экскурсии по плану.

 

Наблюдения, ответы на вопросы.

 

 

 

 

52

Вредные и полезные насекомые

 

 

Описание насекомых по образцу.

Нахождение слов-действий. Отгадывание загадок.

 

 

Сл. р. муравей, пчела, насекомые, стрекоза, кузнечик, улей, дупло, муравейник.

 

 

 

 

 

53

Вредные и полезные насекомые

 

 

Составление рассказа по серии картинок. Изменение слов по образцу.

Составление рассказа – описание по плану.

 

 

 

 

 

54

Рыбы

 

 

Составление вопроса со словом «Сколько». Составление рассказа «Если бы у меня был аквариум…», используя данные словосочетания.

 

 

Сл. р. Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан, плавники, чешуя, аквариум.

 

 

 

 

55

Земноводные

 

 

Работа с деформированным текстом.

Названия земноводных, работа по картинке.

 

Сравнение между собой зелёной лягушки и серой жабы.

Сл. р. лягушка, тритон, крокодил, черепаха, земноводные, плавающие.

 

 

 

 

56

Все мы – звенья одной цепи

 

 

Дид.игра «Хорошо-плохо». Составление предложений ответы на вопросы.

Работа по схеме, что даёт природа человеку.

 

 

 

 

 

57

Человек-часть природы

 

 

Рассказ о влиянии человека на природу, используя схему.

 

Формулировка правил поведения в природе, соответствующие знакам.  Плакат «Природа в опасности!».

Сл.р. экология, вредительство.

 

 

 

 

58

Как я познаю окружающий мир

 

 

Рассматривание сюжетных картинок,

 

 

Сл.р. чувства, слух, зрение, вкус, запах, память. работа с текстом.

 

 

 

 

59

Экскурсия. Как я познаю окружающий мир

 

 

Рассматривание окружающей природы.

 

 

 

 

 

 

 

60

Здоровье человека

 

 

Рисование плаката о вреде курения. Работа по сюжетным картинкам.

 

Подбор пословиц и поговорок о здоровье.

 

 

 

 

61

Отдых и труд дома

 

 

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

 

 

Сл. р Здоровье, болезнь, инфекция, профилактик, организм, закаливание.

 

 

 

 

62

Зубы. Уход за зубами.

 

 

Учить правильно ухаживать за зубами

 

Рассказ об уходе за зубами

 

 

 

 

 

63

Как помочь сохранить своё здоровье.

 

 

Оздоровительные минутки,

работа со стихотворениями, беседа.

 

 

 

 

 

64

Наше питание

 

 

Процесс пищеварения, работа по рисунку.

 

Составление меню завтрака.

Сл.р. пищевод, желудок, кишечник, питание.

 

 

 

 

65

Наш сон

 

 

Работа по сюжетным картинкам. Причины, которые приводят к бессоннице.

 

Сл.р. спокойствие, темнота, прохлада, бессонница.

 

 

 

 

66

Наше общение

 

 

Подбор слов по смыслу, связанных между собой.

 

 

Сл.р. благодарность, вежливость, приветствие, извинение, прощание, просьба, воспитанность, невежливость, невоспитанность.

 

 

 

 

67

Май- конец весны

 

 

Работа по сюжетной картинке, вопросы.

Подбор слов-признаков для описания майской весны.

Наблюдения, игры.

 

 

 

 

68

Экскурсия.

Май- конец весны

 

 

Работа на природе. вопросы.

Подбор слов-признаков для описания майской весны.

Наблюдения, игры.

 

 

 

 

69

Экскурсия в природу. «Скоро лето»

 

 

 

 

Наблюдения, игры.

 

 

 

 

70

Закрепление изученного «Я могу сам»

 

 

Составить рассказ – описание о любом времени года, составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Сформулировать правила ухода за собой и отношения к своему здоровью.

 

 

 

 

 

 


Учебно-методический комплекс.

 

1.       Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой

2.      Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Учебник «Развитие речи». 3 класс.

 Москва,  «Аркти», 2005г.

     3.  Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ   РЕЧИ во 3  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

     4. Худенко Е.Д., Терехова  И.А.«Знакомство с окружающим миром».  3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ  Москва 2006г.

    5.  Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004

    6.  Ковалько, В.И.  Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005г.

 

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа по предмету развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида

Рабочая программа  по предмету развитие устной речи на основе ознакомления  с предметами и явлениями окружающей действительности 4 СКК VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020