Управление образования администрации муниципального образования «Тахтамукайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25» п.Энем
«Рассмотрено» Руководитель ШМО учителей начальных классов __________/ Блей Н.М./
Протокол № От «» августа 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УМР и ИКТ
_______/ Пшипий С.К./
«» августа 2020 г. |
«Утверждено» Директор школы
_______/Пономарева О.В./
Приказ № От «» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета |
Русский язык |
Статус учебного предмета |
Обязательный |
Профиль |
Базовый |
Класс |
3 |
Объем учебного времени |
4 часа в неделю; 136 часов за год |
Составитель: _________________/ Абляева К.Р./
п.Энем
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
Планируемые результаты обучения по курсу «русский язык. 3 класс» ................................. 4
Содержание учебного курса «русский язык. 3 класс» .............................................................. 9
Описание учебно-методического обеспечения ........................................................................ 14
Пакет оценочных материалов и критерии оценивания по предмету «русский язык» ....................................................................................................................................................... 15
Приложение……………………………………………………………………………………..23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными и методическими документами:
· Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642;1
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
· Русский язык: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. — М.: Просвещение, 2018.
Рабочая программа, составлена на основе учебно-методического комплекта «Русский язык. 3 класс» авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий серия «Школа России», входящая в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель рабочей программы:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Основные задачи рабочей программы:
1. развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
2. формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
3. формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
4. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. В 3 классе — 136 ч.
Количество часов по четвертям:
|
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
За год |
Количество часов |
36 |
28 |
40 |
32 |
136 |
Списывание |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
Проверочные работы |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Контрольные диктанты |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Развитие речи |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
Словарные диктанты |
1 |
1 |
3 |
4 |
9 |
Проекты |
1 |
- |
3 |
1 |
5 |
Тематический план
№ |
Название раздела, темы
|
Количество часов |
1 |
Язык и речь |
2 |
2 |
Текст. Предложение. Словосочетание. |
10 |
3 |
Слово в языке и речи |
18 |
4 |
Состав слова |
14 |
5 |
Правописание частей слова |
24 |
6 |
Имя существительное |
26 |
7 |
Имя прилагательное |
15 |
8 |
Местоимение |
5 |
9 |
Глагол |
17 |
10 |
Повторение |
5 |
|
Итого |
136 |
|
Из них: |
|
Списывание - 2 Проверочная работа - 4 Контрольный диктант - 6 Словарный диктант – 9 Контр. словарных диктантов-4 Развитие речи - 11 Контрольное изложение - 1 Проект - 5 Итоговая аттестационная работа - 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС»
Личностные результаты
— осознание языка как основного средства человеческого общения;
— восприятие русского языка как явления национальной культуры;
— понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
У обучающегося будут сформированы:
— ценностные представления о своей Родине;
— умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
— ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
— представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, в том числе к интерактивному видео-уроку, бережно относиться к школьным принадлежностям);
— положительное отношение к школе, к учебной деятельности, в том числе к деятельности в рамках интерактивного видео-урока;
— эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
— первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление потенциальной опасности окружающих предметов; знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте; осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— первичного представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
— первичного представления о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
— этических чувств, доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников;
— потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем в условиях традиционной классно-урочной системы;
— выделять из темы урока известные знания и умения;
— планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности по заданным критериям;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Обучающийся получит возможность научиться:
— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
— планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр.);
— рассчитывать время на выполнение заданий и работ в рамках урока;
— соблюдать элементарные правила информационной безопасности;
— позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
— понимать и толковать элементарные условные знаки и символы, используемые для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
— работать с учебным материалом;
— находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных материалов;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий;
— устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
— осуществлять поиск заданной информации, в т.ч. иллюстраций;
— работать с простыми шаблонами для оформления презентации;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать схемы, передавая их содержание в словесной форме;
— проводить сравнение и классификацию слов по заданным критериям;
— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
— задавать вопросы, формулировать ответы на вопросы;
— включаться в диалог с учителем и сверстниками;
— договариваться и приходить к общему решению;
— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие, в том числе указывают показатели (результаты) заданий обязательного контрольного модуля урока;
— понимать и принимать как индивидуальную задачу (задание) определённого модуля урока, так и совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий урока;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (учителя, родителей и пр.) по теме проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
— слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник на уроке;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
— излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения русского языка в третьем классе обучающиеся научатся:
• понимать, что предложение — это основная единица речи;
• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
• изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС»
Содержание учебного курса рабочей программы соответствует структуре и содержанию учебника «Русский язык. 3 класс» авторов В.П. Канакина, В.Г.Горецкий серии «Школа России».
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания, прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Перечень компонентов учебно-методического комплекта «Русский язык» 2 класс, которые учитель может рекомендовать к использованию, как в рамках дополнительного модуля интерактивного видео-урока, так и традиционного урока в классно-урочной системе образования:
Учебники
1. Русский язык
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
4. Рабочие тетради (Русский язык)
5. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
6. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
7. Русский язык
8. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2014.
9. Русский язык. 1, 3 классы. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. — М.; СПб.: Просвещение, 2015.
Печатные пособия:
1. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
2. Касса букв и сочетаний (по возможности).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Контрольно-измерительные материалы.
Выбор указанных ниже типов и примеров контрольно-измерительных материалов обусловлен педагогической и методической целесообразностью, с учётом предметных особенностей курса «Русский язык. 3 класс».
Предложенные типы и примеры заданий:
— ориентируют учителя в диапазоне контрольно-измерительных материалов по курсу, помогают разнообразить задания тренировочного, контрольного и дополнительного модулей, как интерактивного видео-урока, так и традиционного урока в рамках классно-урочной системы;
— учитывают возможности усвоения материала, с точки зрения его дифференциации для различных категорий обучающихся, разного уровня изучения предмета, возрастных особенностей младших школьников, а также мотивационного и психоэмоционального компонентов уроков;
— позволяют отрабатывать навыки, закреплять полученные знания и контролировать результаты обучения, как в ходе каждого урока, так и в рамках итогового урока по материалу раздела.
Типы и примеры заданий контрольно-измерительных материалов, их краткая характеристика:
Контрольно-измерительные материалы составляются с учетом сложности.
Задания базового уровня проверяют освоение предметных планируемых результатов на уровне применения в стандартной или несколько измененной ситуации.
Задания повышенного уровня требует применить изученные знания в малознакомой ситуации.
Сложные задания направлены на творческое применение полученных знаний по предмету.
Например: Задание базового уровня сложности «Выбери из списка правильный ответ. Суффикс – это …
1. Это главная и значимая часть слова
2. Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова.
3. Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
4. Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Задание повышенной сложности: Какие суффиксы образуют слова-названия детенышей животных и выражают ласковое отношение к ним. Назови эти суффиксы. Представлены фотографии различных животных, от которых надо образовать слова-названия детенышей животных.
Творческое задание: Сочинение. Напиши сочинение, о роли суффиксов в русском языке.
1. Единичный/множественный выбор:
Пример задания:
Выберите картинку, на которой есть разделительный мягкий знак.
Ответы для выбора даны в виде фотографий различных предметов, среди которых есть изображение платья. Учащийся должен выбрать 1 верный ответ из предложенного.
2. Выбор элемента из выпадающего списка:
Пример задания:
Выберите из списка одушевлённое имя существительное.
Дана фотография класса. В ниспадающем списке предлагается выбрать правильный ответ из списка: портфель, одноклассник, парта, доска.
3. Установление соответствий между элементами двух множеств:
Пример задания:
Соедините линиями существительное и его лексическое значение.
Необходимо установить парное соединение объектов, расположенных в 2 рядах: в первом ряду – изображение предмета, понятия или явления, во втором – его лексическое значение
4. Ребус-соответствие:
Пример задания:
Образуйте пары: глухие и звонкие звуки.
Необходимо попарно соединить линиями глухие и звонкие звуки, которые расположены хаотично.
5. Добавление подписей к изображениям:
Пример задания:
Выберите подходящее название к каждой части речи.
Необходимо переместить карточку с названием расти речи к соответствующей фотографии.
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
Пример задания:
Вставьте пропущенные слова в текст: ___________ – это част речи, которая называет предмет. _____________ – это часть речи, которая обозначает действие предмета. ___________ – это часть речи, которая обозначает признак предмета. ________________ – часть речи, которая указывает на предмет.
Необходимо разместить предложенные варианты ответов (существительное, глагол, прилагательное, местоимение) в пропуски в тексте.
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице:
Пример задания:
Вставьте в таблицу синоним и антоним к слову.
Необходимо путем перетаскивания вставить в таблицу антонимичные и синонимичные слова.
Пример задания: в первой колонке слово «красивый», во второй колонке синоним к слову «красивый» - «привлекательный», в третьей антоним к слову «привлекательный» - «страшный»
8. Кроссворд:
Пример задания:
Разгадайте кроссворд на тему «Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова».
Даны загадки, ответом на которые являются словарные слова (слова с непроверяемой безударной гласной)
Пример задания: Напишите ответы на загадки в кроссворд
По горизонтали.
1. То он блин, то он клин, ночью на небе один. (Месяц)
2. Самый бойкий я рабочий в мастерской, колочу я что есть мочи день-деньской. (Молоток.)
3. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней - красные детки. (Помидор.)
По вертикали.
4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)
5. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, а ночью - под кроватью. (Тапочки.)
6. В лесу кланяется, придет домой - растянется. (Топор.)
9. Сортировка элементов по категориям:
Пример задания:
Распределите существительные в шесть колонок склоняя по падежам.
Пример задания:
Распределите существительные по падежам: парта, портфеля, корову, учителю, карандашом, журнале.
10. Мозаика:
Пример задания:
Соберите слово.
Необходимо из предложенных букв (ь, к, м, о, п, ю, р, е, т) собрать слово и подобрать изображение
11. Подчеркивания, зачеркивания элементов:
Пример задания:
Зачеркни неправильный ответ в каждом задании.
Существительные: класс, портфель, ученик, учить
Собственные имена: проспект, Эльбрус, Москва, Ока.
Единственное число: топор, ножницы, галстук, отвёртка.
Необходимо найти неправильные ответы и зачеркнуть их.
12. Выделение цветом:
Пример задания:
Выделите синим цветом глагол в прошедшем времени и красным цветом глагол в настоящем времени.
Необходимо выделить соответствующим цветом слова в предложениях (Игорь пришел из школы. Учительница задаёт домашнее задание. На уроке физкультуры мы играли в футбол. Я пишу диктант).
13. Филворд – английский кроссворд:
Пример задания:
Найди все существительные с суффиксом –ЧИК.
Необходимо в заполненной буквами таблице найти все существительные с суффиксом –чик и выделить их цветом.
14. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в предложениях (тексте):
Пример задания:
Напечатай пропущенные прилагательные в правильной форме: В центре столовой заведующая Анна Петровна в___халате и колпаке руководила с дежурными. Она давала ___ указания накрывать на столы, убирать ___ посуду, проверяла ли ___руки ,строила детей в ___линию, чтобы не толпились в очереди за ватрушками . Высокая Анна Петровна отличалась старостью в ___ питании, в буфете всегда продавались __ салаты из ___ овощей и фруктов.
Необходимо напечатать пропущенные слова (белый, точный, грязный, чистый, ровный, правильный, вкусный, свежий)
О контрольно-измерительных материалах, представленных в печатных учебных пособиях курса «Русский язык. 3 класс»
В рамках урока предлагаются возможности УМК «Русский язык. 3 класс». Например, в методическом аппарате каждой темы учебника «Русский язык. 3 класс» имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела даны задания под рубрикой «Проверь себя», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач. Задания для осуществления деятельности в рамках тренировочного и контрольного модулей уроков предлагает ряд печатных
Система оценивания результатов обучения по предмету «Русский язык»
Специфика учебного предмета «Русский язык», оказывает влияние на содержание и формы контроля.
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. При этом учителю важно знать типичные ошибки и недочеты, влияющие на снижение результата.
Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки результата.
Ошибки:
Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
• незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
• отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
Недочеты:
• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
Исключение из правил
• Обобщение одной и той же буквы
• Перенос слов
• Единичный пропуск буквы на конце слова
Особенности организации контроля по учебному курсу «Русский язык»
Для контроля и оценки знаний и умений по учебному курсу «Русский язык» используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с электронными словарями, текстами.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (обобщить, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках курса «Русский язык». Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное описание формулировок понятий, правил, закономерностей, умения раскрывать сущность изучаемого явления, умения привести факты и т. д. рассказ-писание может быть по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и т. д. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предмету используются самостоятельные и проверочные работы с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении задания по карточкам, раздаточному материалу; различные упражнения с последующей самопроверкой Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об изученной орфограмме являются графические работы: самостоятельное составление таблиц, схем (сильные ученики составляют самостоятельно, а слабые – могут пользоваться учебником, справочной литературой) Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является самостоятельная работа. Эффективной формой выявления знаний и навыков является самостоятельное выполнение учащимися по заданию преподавателя специально подобранных устных и письменных упражнений. Такая форма дает возможность проверить одновременно знания и навыки всех учащихся и оценить их; активизирует их деятельность в процессе проверки, так как задания выполняются всеми; обеспечивает целенаправленность в работе, поскольку упражнения сопровождаются четко определенными заданиями. Наряду с проверкой самостоятельная работа служит и эффективным средством закрепления, так как в процессе ее выполнения учащиеся самостоятельно решают различные по характеру и степени трудности задачи, т.е. закрепляется и совершенствуется изученное.
Нормы оценок проверочных работ по предмету «Русский язык» соответствуют общим требованиям.
Нормы оценок за все виды проверочных работ
Оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ в начальной школе (2- 4 классы).
1. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1.1 ДИКТАНТ.
Объем диктанта:
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
3-4 четверть – 35-52 слова.
3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.
3-4 четверть – 53-73 слова.
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
4. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
3-й класс – 10-12 слов.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление.
Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление.
Отметка "2" – 3-5 ошибок.
5. СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
6. ИЗЛОЖЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
7. СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
№ п/п |
Название разделов, тем уроков |
Кол-во часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Язык и речь. ( 2ч.) |
||||
1 |
Наша речь. Виды речи. |
|
|
|
2 |
Для чего нужен язык? |
|
|
|
Текст. Предложение. Словосочетание. ( 10ч.) |
||||
3 |
Текст. Типы текстов. |
|
|
|
4 |
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. |
|
|
|
5 |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
|
|
|
6 |
Предложения с обращением. |
|
|
|
7 |
Главные члены предложения.
|
|
|
|
8 |
Второстепенные члены предложения.
|
|
|
|
9 |
Простое и сложное предложения. |
|
|
|
10 |
Словосочетание. Проверочная №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» |
|
|
|
11 |
Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» |
|
|
|
12 |
Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного о тексте. |
|
|
|
|
Слово в языке и в речи. (18ч.) |
|||
13 |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. |
|
|
|
14 |
Синонимы и антонимы.
|
|
|
|
15 |
Омонимы. |
|
|
|
16 |
Слово и словосочетание. Словарный диктант № 1. |
|
|
|
17 |
Фразеологизмы |
|
|
|
18 |
Р. р. № 1 Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова «Ёлочка» (учебник, ч. 1, с. 52, упр. 88) |
|
|
|
19 |
Части речи. Имя существительное. |
|
|
|
20 |
Имя прилагательное. |
|
|
|
21 |
Глагол. Проверка знаний.
|
|
|
|
22 |
Что такое имя числительное? |
|
|
|
23 |
Однокоренные слова. |
|
|
|
24 |
Звуки и буквы. Гласные звуки. |
|
|
|
25 |
Звуки и буквы. Согласные звуки. |
|
|
|
26 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. |
|
|
|
27 |
Контрольный диктант № 2 по теме: «Слово в языке и речи» |
|
|
|
28 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний. |
|
|
|
29 |
Р. р. № 2 Составление предложений по рисунку. ч. 1,с. 70, упр. 129) |
|
|
|
30 |
Проект «Рассказ о слове». № 1 Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
|
|
Состав слова. ( 14 ч.) |
|||
31 |
Что такое корень слова? |
|
|
|
32 |
Сложные слова. |
|
|
|
33 |
Формы слова. Окончание. |
|
|
|
34 |
Как найти в слове окончание? |
|
|
|
35 |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
|
|
|
36 |
Значения приставок.
|
|
|
|
37 |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
|
|
|
38 |
Р. р. № 3 Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» уч.с.94.упр.177. |
|
|
|
39 |
Работа над ошибками. Что такое основа слова? |
|
|
|
40 |
Обобщение знаний о составе слова. |
|
|
|
41 |
Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Состав слова» |
|
|
|
42 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.
|
|
|
|
43 |
Проверочная работа № 2 по теме: «Состав слова». Тест |
|
|
|
44 |
Р.р. № 4. Обучающее изложение по тексту В. Бианки «Прощальная песенка» (учебник, ч. 1, с.99, упр. 191 |
|
|
|
45 |
Анализ изложения. Правописание частей слова. |
|
|
|
46 |
Правописание слов с безударными гласными в корне. |
|
|
|
47 |
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. |
|
|
|
48 |
Обобщение знаний по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне» |
|
|
|
49 |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
|
|
50 |
Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. |
|
|
|
51 |
Списывание повествовательного текста № 1. |
|
|
|
52 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
|
|
|
53 |
Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольный словарный диктант № 1. |
|
|
|
54 |
Правописание слов с удвоенными согласными. |
|
|
|
55 |
Упражнения в правописании слов с удвоенными согласными. |
|
|
|
56 |
Р. р. № 5 Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». учебник, ч. 1, с 123, упр. 238) |
|
|
|
57 |
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного материала. |
|
|
|
58 |
Правописание суффиксов и приставок. |
|
|
|
59 |
Правописание суффиксов.
|
|
|
|
60 |
Правописание приставок.
|
|
|
|
61 |
Правописание приставок и предлогов. |
|
|
|
62 |
Закрепление знаний по теме «Правописание приставок и предлогов» |
|
|
|
63 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. |
|
|
|
64 |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Словарный диктант № 2 |
|
|
|
65 |
Разделительные твёрдые и мягкие знаки. |
|
|
|
66 |
Закрепление. Правописание разделительного мягкого и твёрдого знаков. |
|
|
|
67 |
Проект № 2 «Составляем орфографический словарь. |
|
|
|
68 |
Контрольный словарный диктант № 2. Правописание частей слова. |
|
|
|
|
Части речи |
|
|
|
69
|
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
|
|
|
|
Имя существительное (26 ч.) |
|||
70 |
Имя существительное. |
|
|
|
71 |
Имя существительное и его роль в речи.
|
|
|
|
72 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
|
|
73 |
Р. р. № 6 Обучающее изложение по рассказу В. Бочарникова «Мал, да удал». (учебник, ч. 2, с. 14, упр. 21) |
|
|
|
74 |
Собственные и нарицательные имена существительные. |
|
|
|
75 |
Проект «Тайна имени» № 3. Число имён существительных. Словарный диктант № 3 |
|
|
|
76 |
Имена существительные, имеющие форму одного числа. |
|
|
|
77 |
Род имён существительных. Определение рода имён существительных. |
|
|
|
78 |
Определение рода имён существительных. |
|
|
|
79 |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
|
|
|
80 |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. |
|
|
|
81 |
Повторение и закрепление материала по теме «Имя существительное». |
|
|
|
82 |
Падеж имен существительных. Что такое склонение имён существительных? |
|
|
|
83 |
Закрепление по теме «Склонение имён существительных». |
|
|
|
84 |
Именительный падеж. |
|
|
|
85 |
Родительный падеж.
|
|
|
|
86 |
Дательный падеж.
|
|
|
|
87 |
Винительный падеж.
|
|
|
|
88 |
Творительный падеж.
|
|
|
|
89 |
Предложный падеж.
|
|
|
|
90 |
Р. р. № 7 Подробное изложение текста по тексту К. Паустовского «Первый снег». (учебник, ч. 2, с. 56, упр. 101) |
|
|
|
91 |
Работа над ошибками. Обобщение материала. Проект «Зимняя страничка» № 4 |
|
|
|
92 |
Контрольный диктант № 4 по теме: «Имя существительное» |
|
|
|
93 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах. Словарный диктант № 4 |
|
|
|
94 |
Р. р. № 8 Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» |
|
|
|
|
Имя прилагательное (15 ч.) |
|||
95 |
Имя прилагательное как часть речи
|
|
|
|
96 |
Значение и употребление имен прилагательных в речи. |
|
|
|
97 |
Значение и роль прилагательных в тексте.
|
|
|
|
98 |
Контрольный словарный диктант № 3 |
|
|
|
99 |
Род имён прилагательных.
|
|
|
|
100 |
Изменение имён прилагательных по родам. |
|
|
|
101 |
Изменение имён прилагательных по родам. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
102 |
Число имён прилагательных. |
|
|
|
103 |
Изменение имён прилагательных по падежам. |
|
|
|
104 |
Изменение имён прилагательных по падежам. Тренировочные упражнения. Словарный диктант № 5 |
|
|
|
105 |
Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени |
|
|
|
106 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
|
|
|
107
|
Р. р. № 9 Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».» (учебник, ч.2, с. 88, упр. 154) |
|
|
|
108 |
Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа № 4 по теме: «Имя прилагательное». Тест |
|
|
|
109 |
Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» |
|
|
|
110 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «Имена прилагательные в загадках» № 5. |
|
|
|
Местоимение (5ч.) |
||||
111 |
Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3 – го лица. |
|
|
|
112 |
Изменение личных местоимений по родам. |
|
|
|
113 |
Обобщение знаний по теме «Местоимение». Словарный диктант № 6
|
|
|
|
114 |
Р. р. № 10 Контрольное изложение текста Г Снегирева «Зоопарк». (учебник, ч. 2, с. 97, упр. 166) |
|
|
|
115 |
Работа над ошибками. Тренировочные упражнения по теме «Местоимения». |
|
|
|
Глагол (17 ч.) |
||||
116 |
Глагол как часть речи. |
|
|
|
117 |
Значение и употребление глаголов в речи. |
|
|
|
117 |
Начальная (неопределенная) форма глагола. |
|
|
|
118 |
Начальная форма глагола. Словарный диктант № 7
|
|
|
|
119 |
Число глаголов. |
|
|
|
120 |
Времена глаголов.
|
|
|
|
121 |
Времена глаголов. Второе лицо.
|
|
|
|
122 |
Изменение глаголов по временам.
|
|
|
|
123 |
Изменение глаголов по временам. Тренировочные упражнения. Словарный диктант № 8 |
|
|
|
124 |
Р. р. № 11 Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось» (учебник, ч. 2, с. 120, упр. 213) |
|
|
|
125 |
Анализ изложения. Род глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
126 |
Правописание частицы не с глаголами. Контрольный словарный диктант № 4 |
|
|
|
127 |
Правописание частицы не с глаголами. Тренировочные упражнения. |
|
|
|
128 |
Контрольное списывание повествовательного теста № 2. |
|
|
|
129 |
Повторение и обобщение знаний по теме «Глагол». Словарный диктант № 9 |
|
|
|
130 |
Контрольный диктант № 6 по теме: «Глагол» |
|
|
|
131 |
Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. |
|
|
|
Повторение (5 ч). |
||||
132 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
|
|
|
133 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
|
|
|
134 |
Обобщение изученного о слове, предложении. |
|
|
|
135 |
Обобщение изученного о слове, предложении. |
|
|
|
136 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.