Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей, «Мясниковский центр помощи детям»
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГКУСО РО Мясниковского директор ГКУСО РО Мясниковского
центра помощи детям центра помощи детям
Протокол № от .2023 _________________ Берекчиян Н.М.
Приказ № от 2023
Рабочая
программа дополнительного образования
«В мире профессий»
Разработала: педагог дополнительного образования первой категории Дзреян В. Х.
с. Чалтырь 2023
Содержание
I. Целевой раздел…………………………………………………… ... |
1.1 Информационная карта. Пояснительная записка. ……………………………… |
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………………. |
1.3 Принципы обучения……………………………………………………………...... |
1.4 Возрастные особенности воспитанников ………………………………………… |
1.5 Объем и срок освоения программы………………………………………………. 1.6 Форма работы……………………………………………………………………. … |
1.7 Планируемые результаты освоения программы………………………………… |
1.9 Оценка качества освоения программы…………………………………………... |
II. Содержательный раздел…………………………………………….. 2.1. Тематический план занятий для детей 3-7 лет…………………………………… 2.2. Тематический план занятий для детей 7-10 лет…………………………………… 2.3. Тематический план занятий для детей 10-13 лет…………………………………. 2.4. Тематический план занятий для детей 13-16 лет…………………………………. III. Организационный раздел………………………………………….. 3.1 Календарный учебный график…………………………………………………… 3.1.1 Профориентации детей 3-6 лет………………………………………………… 3.1.2 Профориентации детей 6-10 лет……………...……………………................... 3.1. 3 Профориентации детей 10-13 лет……………...…………………….................. 3.1. 4 Профориентации детей 13-16 лет……………………………………………… 3.2 Список членов кружка…………………………………………………………….. 3.3 Циклограмма работы педагога дополнительного образования………………. … IV. Учебно-материальные условия…………………………………….. 4.1 Учебно-методическое обеспечение……………………………………………….. V. Приложение…………………………………………………………….
|
|
|
I. Целевой раздел
1.1 Информационная карта
Вид |
Комплексная профессионально-ориентированная |
Цель |
Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей |
Область применения |
ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям |
Целевая группа |
Воспитанники ГКУСО РО Мясниковского центра помощи детям |
Формы и методы |
Формы: групповые и индивидуальные Методы: дискуссия, беседа, профориентационная игра, творческие задания, профессиональные пробы, экскурсия, тренинг, практикум, консультация, диагностика, тестирование, анкетирование |
Нормативно-правовое обоснование программы |
- Конвенция о правах ребенка; - Конституция Российской Федерации; - Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»; -Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г. -Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г |
Срок реализации |
В течение года |
Пояснительная записка
Профессиональное ориентирование - стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания. Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а так же имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности.
Помочь воспитанникам ориентироваться в сложном мире труда призвана активизирующая профориентационная программа «В мире профессий». Данная программа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Профориентационная подготовка воспитанников с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Задачи:
1.3. Принципы обучения
Программа построена на основе принципов:
1.4. Возрастные особенности воспитанников
Дети 3-7 лет
Задачи:
· формировать базовые понятия о взрослом труде
Проблема профориентации – одна из самых общественно
значимых и актуальных в любые времена, поскольку во многом от неё зависит
степень занятости населения, рынок труда, выявление одарённых и талантливых
личностей, чьи умения и навыки можно в профессиональной сфере направить в
нужное русло.
Говоря о профориентационных мероприятиях в контексте дошкольного образования,
ФГОС закрепляет значимость формирования положительного отношения к труду уже на
этапе дошкольного возраста. Это необходимо, во-первых, для формирования
надлежащего отношения к предстоящему школьному обучению и, во-вторых, для
формирования первичных представлений о системе профессий, трудолюбия, интересов
и увлечений. Всё это сформируется в некую базу основных представлений о
профессиональной сфере и труде, на основе которой в процессе взросления ребёнок
сможет более осознанно и уверенно подходить к выбору профессии, а также
анализировать различные сферы профессиональной деятельности. Ранняя профессиональная
ориентация детей дошкольного возраста имеет свою специфику и сложность, и
вместе с тем играет огромную роль в формировании базовых представления ребёнка
о труде и профессиях. В последствии на эти базовые представления, желания и
умения будут наслаиваться новые, углублённые. Однако сама основа формируется
как раз-таки в дошкольном возрасте в процессе профориентационной деятельности.
Дети 7-10 лет
Задачи:
Мероприятия по профессиональной ориентации проводятся
и в период начальной школы. Это позволяет у младших школьников выявить их
основные интересы и способности, а также познакомить их с обширной системой
профессий, среди которых ребёнок может найти себе занятие по душе.
Это позволяет у младших школьников выявить их основные интересы и способности,
а также познакомить их с обширной системой профессий, среди которых ребёнок
может найти себе занятие по душе.
Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе
носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет
воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о
рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении
профессиональных успехов.
На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности.
Дети 10-13 лет
Задачи:
На этом этапе работы профориентационная деятельность приобретает диагностический характер (выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями). Большое значение имеет организация подготовки к выбору профессии и самореализации (развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения), усиливается внимание к индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, указание на противопоказания).
Продолжается деятельность информационного характера, которая на этом этапе носит не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов.
На данном этапе работы нужно большее значение придать практической работе, помочь воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности. На основе трудовой деятельности, игровых ситуаций организовать для ребенка пробу своих сил в различных профессиях 5 типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек - художественный образ».
Дети 13-16 лет
Задачи:
На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
Деятельность информационного характера осуществляется в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.
Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста.
Программа профессиональной ориентации «В мире профессий», предполагает включение воспитанника в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для детей, а также, чтобы он был обеспечен (с помощью педагога- психолога) определенными средствами для самостоятельного и осмысленного «действования» при решении своих проблем, связанных с самоопределением.
1.5. Объем и срок освоения программы
При реализации программы учитываются специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограничение временные рамки нахождения ребенка в центре помощи детям и вероятность прерывания процесса воспитания по различным причинам.
Целевой группой являются воспитанники от 3до 16 лет, программа реализуется в течение одного года.
Программа «В мире профессий» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников.
1.6. Форма работы
Для решения поставленных цели и задач, в программе используются следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.
1.7. Планируемые результаты освоения программы
Итогом работы по программе «В мире профессий» является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
В процессе реализации программы «В мире профессий» предполагается достижение следующих результатов:
3-7 лет
7-10 лет
10-13 лет
13-16 лет
Повысилась мотивации к труду, уровень трудолюбия и работоспособность;
1.8. Оценка качества освоения программы
Процесс
ознакомления детей с профессиями взрослых должен быть ориентирован на
обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и
самобытности, создание возможностей раскрытия его интересов, склонностей,
способностей.
Поэтому залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие
информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых.
Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества
данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений
В ходе реализации программы проводится контроль результативности:
первичный- в начале всего учебного года.
Итоговый - в конце года по итогам освоения программы в целом.
Средства измерения уровня сформированности профессионального самоопределения детей 3-7 лет.
Залогом эффективного решения профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Таким образом, возникает необходимость в такой системе контроля качества данного процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых. Эффективным диагностическим инструментарием в оценке достижений детей в ознакомлении с профессиями взрослых являются игровые тестовые задания, игровые проблемные ситуации, дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса, профессиональных отношений, специфику разных профессий
Средства измерения уровня сформированности профессионального самоопределения детей 7-10 лет.
Показатели сформированное готовности детей 7-10 лет к профессиональному самоопределению выявляются с помощью наблюдения, соотнесения поведения, упражнений: “Придуманный город мастеров”, “Пословицы”, “Загадай профессию”, “Путешествие в самого себя”, исследования самооценки и “Карты успеха”. Потребностно-мотивационная сфера выявляется средствами анкеты “Мои желания”, сочинения “Может ли труд сделать человека счастливым?”, методики “Мое любимое дело”.
Средства измерения уровня сформированности профессионального самоопределения детей 10-13 лет.
Потребностно-мотивационная сфера (намерения, интересы, склонности) может выявляться средствами “Анкеты интересов”, Тест “Оцени себя”, “Потребности в общении”, анкеты “Назови Три желания”. Предложить написать, как они понимают смысл известных пословиц о труде:, Задание “Кто использует в работе...?” ,Задание “Угадай профессию»,Задание “Профессиограмма».Задание “Путешествие в самого себя”. Исследование самооценки. Задание “Мои желания»
Анализируя желания: материальные (вещи, игрушки и т. п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т. п.), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то); разрушительные (сломать, выбросить и т. п.), индивидуальные (для себя), общественные (для других).
Сопоставляя желания, высказанные в свободной форме и выбранные из списка, оцениваем устойчивость желаний.
Средства измерения уровня сформированности профессионального самоопределения детей 13-16 лет.
Возрастной аспект профессионального самоопределения учащихся 13-16 лет характеризуется как период уточнения социально-профессионального статуса. Результатом процесса профессионального самоопределения на этом этапе является готовность к выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельности.
Анкета “Профессиональный интерес”, Методика “Изучение ведущих мотивов трудовой деятельности”.Методика “Определение преобладающего типа темперамента,Способность идти на риск., Тест «Можете ли вы быть предпринимателем?» .Тест «Художник или мыслитель».Тест «Оценка профессиональных намерений».
II. Содержательный раздел
2.1.1 Тематический план занятий по профориентации для детей 3-7 лет
№п.п. |
Тема |
Количество часов |
||||
теория |
практика |
итого |
||||
Профпросвещение |
||||||
1. |
Мир профессий |
1 |
1 |
2 |
||
2. |
Моя мечта о будущей профессии |
1 |
1 |
2 |
||
3. |
Мой любимый дом. Профессии людей, работающих в нашем Центре |
5 |
5 |
|||
4. |
Лабиринт профессий. Зачем нужен доктор |
1 |
3 |
4 |
||
5 |
Для чего нужны больницы |
1 |
3 |
4 |
||
6. |
Какую
работу выполняет |
1 |
1 |
2 |
||
7. |
Такой разный транспорт |
1 |
4 |
5 |
||
8. |
Беседы о профессии строитель |
2 |
3 |
5 |
||
7. |
Зачем нам нужен парикмахер |
2 |
2 |
|||
9. |
Наша служба и опасна, и трудна |
1 |
4 |
5 |
||
10. |
Кто такой повар |
1 |
4 |
5 |
||
11. |
Кто такой садовник |
1 |
1 |
2 |
||
12. |
Кем быть? |
6 |
6 |
|||
13. |
Встреча с интересными людьми мастерами своего дела |
4 |
4 |
|||
14. |
У каждого дела запах особый |
1 |
1 |
|||
15. |
Палитра интересов |
1 |
1 |
2 |
||
16. |
Кем я хочу быть |
1 |
1 |
2 |
||
итого |
13 |
54 |
67 |
|||
2.2.1 Тематический план занятий по профориентации для детей 7-10 лет
№п.п. |
Тема |
Количество часов |
||||
теория |
практика |
итого |
||||
Профпросвещение |
||||||
1. |
Мир профессий |
1 |
1 |
2 |
||
2. |
Моя мечта о будущей профессии |
1 |
1 |
2 |
||
3. |
Экскурсия по школе |
1 |
1 |
|||
4. |
Профессии людей, работающих в школе |
1 |
3 |
4 |
||
5 |
Экскурсия в медицинский кабинет |
1 |
1 |
2 |
||
6. |
Экскурсия в аптеку |
1 |
2 |
3 |
||
7. |
Рассматривание картины «Играем в поезд». |
1 |
2 |
3 |
||
8. |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
3 |
4 |
||
9. |
Профессия – строитель |
1 |
4 |
5 |
||
10. |
Приглашение парикмахера, |
1 |
2 |
3 |
||
11. |
Экскурсия в пожарную часть. |
1 |
1 |
2 |
||
12. |
Все работы хороши, выбирай на вкус |
1 |
5 |
6 |
||
13. |
Кем быть? |
2 |
5 |
7 |
||
14. |
Встреча с интересными людьми мастерами своего дела |
10 |
10 |
|||
15. |
У каждого дела запах особый |
7 |
7 |
|||
16. |
Палитра интересов |
1 |
1 |
2 |
||
17. |
Кем я хочу быть |
1 |
1 |
2 |
||
итого |
16 |
51 |
67 |
|||
2.1.1 Тематический план занятий по профориентации для детей 10-13 лет
№п.п. |
Тема |
Количество часов |
|||||
теория |
практика |
итого |
|||||
Профпросвещение |
|||||||
1. |
Мир профессий |
1 |
1 |
||||
2. |
Моя мечта о будущей профессии |
1 |
1 |
||||
2. |
Профессии людей, работающих в нашем Центре |
1 |
1 |
||||
3 |
Лабиринт профессий |
1 |
1 |
||||
4. |
Человек – Человек |
1 |
1 |
2 |
|||
5. |
Человек- техника |
1 |
1 |
2 |
|||
6. |
Человек-знак |
1 |
1 |
||||
7. |
Человек - художественный образ |
2 |
2 |
||||
8. |
Человек-природа |
1 |
1 |
2 |
|||
9. |
Путешествие по морям профессий |
7 |
7 |
||||
10. |
Все работы хороши, выбирай на вкус |
1 |
1 |
||||
11. |
Кем быть? |
1 |
1 |
||||
12. |
Встреча с интересными людьми мастерами своего дела |
7 |
7 |
||||
13. |
У каждого дела запах особый |
2 |
2 |
||||
Палитра интересов |
1 |
1 |
|||||
Кем я хочу быть |
1 |
1 |
|||||
итого |
4 |
29 |
34 |
||||
Диагностика, консультирование |
|||||||
1. |
Мир профессий |
1 |
1 |
||||
2. |
Моя мечта о будущей профессии |
1 |
1 |
||||
3. |
Палитра интересов |
1 |
1 |
||||
4. |
Кем я хочу быть |
1 |
1 |
||||
итого |
4 |
4 |
|||||
2.2.Тематический план занятий по профориентации для детей 13-16 лет
№п.п. |
Тема |
Количество часов |
|||
теория |
практика |
итого |
|||
Профпросвещение |
|||||
1. |
В мире профессий |
1 |
1 |
||
2. |
Профессии людей, работающих в нашем Центре |
1 |
1 |
||
3. |
Игра «Как здороваются представители разных профессий» |
1 |
1 |
||
4. |
«Секреты» выбора профессии |
1 |
1 |
||
5. |
Классификация профессий |
1 |
1 |
||
6. |
Путешествие по морям профессий |
1 |
2 |
3 |
|
7. |
Способности и профессиональная пригодность |
1 |
1 |
||
8. |
Самооценка, ее роль в жизни человека |
1 |
1 |
||
9. |
Определение типа личности |
1 |
1 |
||
10. |
Этот удивительный мир профессий |
2 |
2 |
||
11. |
Ошибки в выборе профессии |
1 |
1 |
2 |
|
12. |
Анализ выбора профессии |
1 |
1 |
||
13. |
Профессиограмма |
1 |
1 |
2 |
|
14. |
Дороги, которые мы выбираем |
1 |
3 |
4 |
|
15. |
Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела |
3 |
3 |
||
16. |
Как устроится на работу |
1 |
1 |
||
17. |
Моя профессиональная карьера |
1 |
1 |
||
18. |
Профессиональные пробы |
1 |
1 |
2 |
|
9 |
25 |
34 |
|||
III. Организационный раздел
3.1 Календарный учебный график
3.1. профориентация детей 3-7 лет
№ п/п |
Месяц |
Число |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
1 |
сентябрь |
01.09 06.09 |
диагностика |
2 |
В мире профессий |
2 |
08.09 13.09 |
диагностика |
2 |
Моя мечта о будущей профессии |
|
3 |
15.09 19.09 22.09 27.09 29.09 |
игра, упражнения |
5 |
Мой любимый дом. Профессии людей, работающих в нашем Центре |
|
4 |
октябрь |
04.10 06.10 11.10 13.10 |
беседа, игра |
4 |
Лабиринт профессий. Зачем нужен доктор |
5 |
18.10 20.10 25.10 27.10
|
беседа, игра |
4 |
Для чего нужны больницы |
|
6 |
ноябрь |
08.11 10.11 |
драматизация |
2 |
Какую
работу выполняет |
7 |
15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 |
игра, упражнения |
5 |
Такой разный транспорт |
|
8 |
декабрь |
01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 |
игра |
5 |
Беседы о профессии строитель
|
9 |
20.12 22.12 |
игра, упражнения |
2 |
Зачем нам нужен парикмахер |
|
10 |
27.12 29.12
|
игра |
5 |
Наша служба и опасна, и трудна
|
|
|
январь |
10.01 12.01 17.01 |
беседа, игра |
||
11 |
19.01 24.01 26.01 31.01 |
игра, упражнения |
5 |
Кто такой повар |
|
|
февраль |
02.02 |
беседа, игра |
||
12 |
07.02 09.02
|
игра |
2 |
Кто такой садовник |
|
13 |
14.02 16.02 28.02 |
драматизация игра, упражнения
|
6
|
Кем быть? |
|
|
март |
01.03 06.03 13.03 |
беседа, игра |
||
14 |
15.03 20.03 22.03 27.03 29.03
|
беседа, игра |
9 |
Встреча с интересными людьми мастерами своего дела |
|
|
апрель |
03.04 05.04 17.04 19.04 |
беседа, игра |
||
15
|
24.04 26.04 |
игра |
5 |
У каждого дела запах особый |
|
|
май |
08.05 15.05 17.05 |
драматизация |
|
|
16 |
22.05 24.05
|
диагностика, консультирование
|
2 |
Палитра интересов |
|
17 |
29.05 31.05 |
диагностика, консультирование
|
2 |
Кем я хочу быть |
3.2 профориентация детей 7-10 лет
№ п/п |
Месяц |
Число |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
1 |
сентябрь |
01.09 06.09 |
диагностика |
2 |
Мир профессий |
2 |
08.09 13.09 |
диагностика |
2 |
Моя мечта о будущей профессии |
|
3 |
15.09 |
беседа, игра, упражнения |
1 |
Экскурсии по школе |
|
4 |
20.09 22.09 27.09 29.09 |
чтение худ. литературы, беседа, игра |
4 |
Профессии людей, работающих в школе |
|
5 |
октябрь |
04.10 06.10 |
беседа, игра |
2 |
Экскурсия в медицинский кабинет |
6 |
11.10 13.10 18.10 20.10 |
беседа, игра |
3 |
Экскурсия в аптеку |
|
7 |
25.10 27.10 |
чтение худ. литературы, беседа, игра |
3 |
Рассматривание картины «Играем в поезд».
|
|
|
ноябрь |
08.11 |
драматизация |
||
8 |
10.11 15.11 17.11 22.11 |
игра, упражнения |
4 |
Экскурсия в краеведческий музей |
|
9 |
24.11 29.11 |
беседа, игра |
5 |
Профессия – строитель |
|
|
декабрь |
01.12 06.12 08.12 |
|
||
10 |
13.12 15.12 20.12 |
игра, упражнения |
3 |
Приглашение парикмахера |
|
11 |
22.12 27.12
|
игра |
2 |
Экскурсия в пожарную часть.
|
|
12 |
29.12 |
игра, упражнения |
6 |
Все работы хороши, выбирай на вкус |
|
|
январь |
10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 |
беседа, игра |
||
13 |
26.01 31.01 |
игра, упражнения |
7 |
Кем быть? |
|
|
февраль |
02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 |
беседа, |
||
14 |
28.02 |
беседа |
10 |
Встреча с интересными людьми мастерами своего дела |
|
|
март |
01.03 06.03 13.03 15.03 20.03 22.03 27.03 29.03 |
|
||
|
апрель |
03.04
|
|
||
15 |
05.04 17.04 19.04 24.04 26.04
|
игра |
7 |
У каждого дела запах особый |
|
|
май |
15.04 17.05 |
|
||
16 |
22.05 24.05
|
диагностика, консультирование
|
2 |
Палитра интересов |
|
35 |
29.05 31.05 |
диагностика, консультирование
|
2 |
Кем я хочу быть |
3.3 профориентация детей 10-13 лет
№ п/п |
Месяц |
Число |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
1 |
сентябрь |
06.09 |
диагностика |
1 |
Мир профессий |
2 |
13.09 |
диагностика |
1 |
Моя мечта о будущей профессии |
|
3 |
20.09 |
беседа |
1 |
Профессии людей, работающих в нашем Центре |
|
4 |
27.09 |
беседа, игра, упражнения |
1 |
Лабиринт профессий |
|
5 |
ооктябрь |
04.10 11.10 |
игра |
2 |
Человек – Человек |
6 |
18.10 25.10 |
беседа, игра |
2 |
Человек- техника |
|
7 |
ноябрь |
08.11 |
игра |
1 |
Человек-знак |
8 |
15.11 22.11 |
игра, упражнения |
2 |
Человек - художественный образ |
|
9 |
29.11 |
беседа, игра |
1 |
Человек-природа |
|
10 |
декабрь |
06.12 13.12 20.13 27.13 |
игра |
7 |
Путешествие по морям профессий |
|
январь |
10.01 17.01 24.01
|
беседа, игра |
||
11 |
31.01 |
игра, упражнения |
1 |
Все работы хороши, выбирай на вкус |
|
12 |
февраль |
07.02 |
беседа, игра |
1 |
Кем быть? |
13 |
14.02 28.02
|
игра |
7 |
Встреча с интересными людьми мастерами своего дела |
|
|
март |
06.03 13.03 20.03 27.03 |
беседа, игра |
||
|
апрель |
03.04
|
беседа, игра |
||
14 |
17.04 24.04 |
игра |
3 |
У каждого дела запах особый |
|
|
май |
15.05 |
|
||
33 |
22.05 |
диагностика |
1 |
Палитра интересов |
|
34 |
13.05
|
диагностика |
1 |
Кем я хочу быть |
3.4 профориентация детей 13-16 лет
№ п/п |
Месяц |
Число |
Форма занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
1 |
сентябрь |
06.09 |
диагностика |
1 |
В мире профессий |
2 |
13.09 |
игра, упражнения |
1 |
Профессии людей, работающих в нашем Центре |
|
3 |
20.09 |
беседа, игра, упражнения |
1 |
Игра «Как здороваются представители разных профессий» |
|
4 |
27.09 |
чтение худ. литературы, беседа, игра |
2 |
«Секреты» выбора профессии Классификация профессий |
|
5 |
октябрь |
04.10 |
|
||
6 |
11.10 |
беседа, игра |
1 |
Классификация профессий |
|
7 |
18.10 25.10
|
чтение худ. литературы, беседа, игра |
3 |
Путешествие по морям профессий |
|
10 |
ноябрь |
08.11 |
|
||
11 |
15.11 22.11 |
игра, упражнения |
2 |
Способности и профессиональная пригодность |
|
12 |
29.11 |
беседа, игра |
1 |
Самооценка, ее роль в жизни человека |
|
13 |
декабрь |
06.12 |
игра |
1 |
Определение типа личности |
14 |
13.12 20.12 |
игра, упражнения |
2 |
Этот удивительный мир профессий |
|
15 |
27.12
|
игра |
2
|
Ошибки в выборе профессии |
|
17 |
январь |
10.01 |
беседа, игра |
||
18 |
17.01 |
игра, упражнения |
1 |
Анализ выбора профессии |
|
|
24.01 31.01 |
беседа, игра |
4 |
Профессиограмма
|
|
20 |
февраль |
07.02 14.02
|
беседа, игра |
||
21
|
28.02 |
игра |
4 |
Дороги, которые мы выбираем |
|
24 |
март |
06.03 13.03 20.03 |
|
||
25 |
27.03 |
беседа, игра |
3 |
Встреча с интересными людьми, мастерами своего дела |
|
28 |
апрель |
03.04 17.04
|
|
||
29 30 |
24.04
|
игра |
2 |
Как устроиться на работу |
|
33 |
май |
08.05 |
|
|
|
34 |
15.05 22.05
|
игра, викторина |
2 |
Моя профессиональная карьера |
|
36 |
29.05 |
диагностика |
1 |
|
3.2 Список членов кружка
№ |
члены кружка 3-7 лет |
члены кружка 7-10 лет |
члены кружка 10-13 лет |
члены кружка 13-16 лет |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
3.3 Циклограмма работы педагога дополнительного образования
IV. Учебно-материальные условия
4.1 Учебно-методическое обеспечение:
1. Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель, воз [Текст] / И.П.Арефьев // Педагогика. – 1995. - №3. – С.65-68.
2. Асафулина, И.Г. Педагогические проблемы, перспективы: [Проблемы непрерывного пед. образования] [Текст] / И.Г. Асафулина, Л.М. Басова, Н.В. Волк // Педагогика. – 1994. - №6. – С.55-58.
3. Афанасьева, Т.М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ? [Текст] / Т.М. Афанасьева. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 158с.
4. Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе [Текст] / И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.
5. Бескоровайная, Л.С. Добру и справедливости учить! : (Воспитательная работа в начальной школе) [Текст] // Бескоровайная Л.С.Настольная книга учителя начальных классов / Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. - Ростов-на-Дону,2002. - С.117-150.
6. Бородин, В.А. Руководство профессиональной ориентацией в школе [Текст] / В.А.Бородин, З.И.Прокопьева. – Минск: Нар. асвета, 1973. – 95с.
7. Бухарина, Т.Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии [Текст] / Т.Л.Бухарина // М.: [б.и.], 1987. – 204с.
8. Вайсбург, А.А. Школьники выбирают рабочие профессии [Текст] / А.А.Вайсбург. - М.: Знание, 1983. – 96с.
9. Вершинин, С.И. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора [Текст] / С.И. Вершинин, Е.Д. Сурудина // Школа и производство. – 1996. - №5. – С.87-89
Список литературы для педагогов:
Список литературы для детей:
Глоссарий
Интересы – побуждения познавательного характера.
Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок оканчивает школу и ему предстоит выбрать профессию. Это трудный и ответственный шаг, влияющий на всю его дальнейшую жизнь. Педагог может подсказать Вашему ребенку, как сделать этот выбор более осознанно. Вы же в свою очередь можете помочь в этом, ответив на вопросы анкеты.
После каждого вопроса нашей анкеты мы предлагаем список возможных ответов, из которых Вы можете выбрать по своему усмотрению соответствующие Вашему мнению по предложенному вопросу, подчеркнуть их. В некоторых случаях можно дать несколько ответов.
Ваша фамилия, имя, отчество ____________________________________________________
1. Выбрал ли Ваш сын (дочь) учебное заведение для продолжения образования?
а) да, выбрал;
б) выбрал, но еще колеблется;
в) не выбрал;
г) не знаю.
2. В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжать образование сыну (дочери)?
а) в профтехучилище;
б) в техникуме;
в) в школе.
3. Как вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием сына (дочери) или нет?
а) полностью совпадает;
б) совпадает в основном;
в) трудно сказать (не знаем);
г) не совпадает.
4. Если выбор дальнейшего места учебы сына или дочери не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?
а) буду настаивать на своем;
б) буду просить изменить свое решение;
в) трудносказать;
г) соглашусь с еговыбором.
5. Укажите, какие способности проявились у Вашего сына (дочери)?
а) технические;
б) математические;
в) литературные;
г) лингвистические (к языкам);
д) биологические;
е) педагогические;
ж) организаторские;
з) художественные;
и) музыкальные;
к) спортивные.
6. В какой области деятельностиВы советуете заниматься в дальнейшем?
а) производство;
б) сфера обслуживания;
в) наука;
г) медицина;
д) педагогика;
е) административная деятельность;
ж) искусство;
з)спорт;
и) военное дело.
7. Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
а) углубленное изучение учебного предметаили области знаний;
б) посещение специальных школ, участие в олимпиадах;
в) работа в предметных и технических кружках;
г) занятия искусством, спортом, чтение, общественная работа, просмотр телепередач;
д) не имеет определенных занятий.
8. Что, по Вашему мнению, должно определять выбор профессии?
а) мнение родителей;
б) интерес к профессии;
в) способность к данной профессии;
г) возможность профессионального роста;
д) потребности города в кадрах;
е) материальное благополучие;
ж) условия труда.
9. Что Вы можете сказать о здоровье Вашего ребенка?
а) ребенок здоров;
б) имеются отклонения в состоянии здоровья;
в) значительные отклонения в состоянии
здоровья (состоит на учете врачей-специалистов) или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.