Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс

Оценка 4.6
doc
02.02.2020
Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс
рпс 3 класс.doc

 

 

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целями изучения предмета  «Развитие познавательных способностей» в начальной школе является:

  • развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика предмета, курса

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

Объяснять значение слов и выражений.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий  .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать            предварительный     отбор источников    информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений:

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание факультативного курса
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
В курсе используются задачи разной сложности, и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

 

 

 

 

 

Описание содержание учебного предмета

3 класс (34 часа)

Свойства, признаки и составные части предметов (2часа)

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

      Сравнение (2 часа)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

Комбинаторика (4 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

Действия предметов (4 часа)

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (3 часа)

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Элементы логики (10 часов)

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения    между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

Развитие творческого воображения (3 часа)

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

Практический материал (5 часа)

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Контроль  (1 час)


Тематическое планирование

 

п/п

Разделы

Количество часов (программа)

Количество часов (рабочая программа)

Практика

Контроль

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2 ч.

2 ч.

 

-

2

Развитие концентрации внимания.

5 ч.

5 ч.

1

-

3

Тренировка внимания.

5 ч.

5 ч.

1

-

4

Тренировка слуховой памяти.

5 ч.

5 ч.

 

-

5

Тренировка зрительной памяти.

5 ч.

5 ч.

 

-

6

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

4 ч.

4 ч.

1

-

7

Развитие быстроты реакции

4 ч.

4 ч.

1

-

8

Совершенствование воображения.

4 ч.

4 ч.

1

1

 

Итого:

34ч

34ч


Календарно - тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Характеристика  деятельности обучающихся

Примечание

Дата по плану

Дата по факту

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий.

Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление учащихся с результатами начальной диагностики. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса.

 

 

 

2.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Ориентироваться в пространстве листа.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Описывать признаки геометрических фигур

 

 

 

4.

Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Ориентироваться в пространстве листа.

Давать несложные определения понятиям.

 

 

 

5.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Пользоваться облегчёнными приёмами запоминания.

 

 

 

6.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Определение результативности работы за год. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя.

 

 

 

7.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур.

Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах.

 

 

 

 

8.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Знакомство с логическими и логически-поисковыми задачами, пути их решения. Решение логических задач. Развитие мышления. Составление своих логических задач

 

 

 

9.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Делить фигуры на несколько заданных фигур и построить заданную фигуру из нескольких частей, выбираемых из множества данных. Строить суждения при решении нестандартных задач.

 

 

 

10.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Совершенствовать работу с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь).

 

 

 

11.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Дорисовывать несложные композиции из геометрических фигур.

Составлять ребусы в парах, соревноваться в группах.

Решать тестовые задания в группах, аргументировать свой выбор решения.

 

 

 

12.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

 

 

 

13.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

 

 

 

14.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности

 

 

 

15.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

 

 

 

 

16.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

 

 

 

 

17.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

 

 

 

 

18.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Совершенствовать работу с числограммами (предмет изображён с помощью чисел).

 Участвовать в играх на развитие слуховой памяти. Устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

19.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Находить и выделять признаки разных предметов.

 

 

 

20.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

 

 

 

21.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

 

 

 

22.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

 

 

 

23

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно.

 

 

 

24.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям.

 

 

 

25.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам

 

 

 

26.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.  Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

 

 

 

27.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета

 

 

 

28.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

 

 

 

29.

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия

 

 

 

30.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

 

 

 

31.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий.

Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру.

 

 

 

32.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

33.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия

 

 

 

34.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Объяснять значение слов и выражений.

Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя.

 

 

 


Требования к планируемым результатам

По окончаню учебного года, обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс

Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы,…

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы,…

Описание содержание учебного предмета 3 класс (34 часа)

Описание содержание учебного предмета 3 класс (34 часа)

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Календарно - тематическое планирование № п/п

Календарно - тематическое планирование № п/п

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие умения решать нестандартные задачи

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие быстроты реакции, мышления

Требования к планируемым результатам

Требования к планируемым результатам

Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс

Рабочая программа по развитию познавательных способностей 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020