Предметно- практические действия
1 класс
(2 вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральный законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, факультативных и коррекционных курсов государственного казенного общеобразовательного учреждения “Серафимовичская школа-интернат”, утвержденного приказом от 30.08.2016 г. № 189, адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Серафимовичская школа-интернат», утвержденной приказом от 30.08.2016 г., № 188, на основе программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Программа
рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю)- 33 учебные недели.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления,
речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с
ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная
обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов
предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в
произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
При реализации программы используются следующие методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Используемые технологии обучения:
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Содержание коррекционных занятий
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога;
· использование по назначению учебных материалов;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
· в течение определенного периода времени,
· от начала до конца,
· с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
|
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||
|
1 четверть (24 ч.) |
|
|
|
1-3 |
Действия с материалом Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). |
3 |
01.09 02.09 03.09 |
|
4-6 |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. |
3 |
08.09 09.09 10.09 |
|
7-9 |
Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). |
3 |
15.09 16.09 17.09 |
|
10-12 |
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. |
3 |
22.09 23.09 24.09 |
|
13 |
Действия с предметом Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики) |
1 |
29.09 |
|
14 |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (кубики). |
1 |
30.09 |
|
15 |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки). |
1 |
01.10 |
|
16 |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки). |
1 |
06.10 |
|
17 |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шишки) |
1 |
07.10 |
|
18 |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шишки) |
1 |
08.10 |
|
19-21 |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). |
3 |
13.10 14.10 15.10 |
|
22 |
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), |
1 |
20.10 |
|
23-24 |
Толкание предмета от себя( катание валика двумя (одной) руками. |
2 |
21.10 22.10 |
|
|
2 четверть (21 ч.) |
|
|
|
1 |
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками |
1 |
10.11 |
|
2-4 |
Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). |
3 |
11.11 12.11 17.11 |
|
5-6 |
Вкладыши, втыкалочки, мозаика |
2 |
18.11 19.11 |
|
7-8 |
Простые постройки из кубиков |
2 |
24.11 25.11 |
|
9-11 |
Выбор предмета по заданию педагога |
3 |
26.11 01.12 02.12 |
|
12-13 |
Рисование пальчиками |
2 |
03.12 08.12 |
|
14-15 |
Рисование ладошками |
2 |
09.12 10.12 |
|
16-17 |
Размазывание пластилина по заготовкам |
2 |
15.12 16.12 |
|
18-19 |
Складывание кубиков |
2 |
17.12 22.12 |
|
20-21 |
Разложи по цвету |
2 |
23.12 24.12 |
|
|
3 четверть (25 ч.) |
|
|
|
1-2 |
Разложи по форме |
2 |
12.01 13.01 |
|
3-4 |
Расстёгивание молний. |
2 |
14.01 19.01 |
|
5-6 |
Расстёгивание пуговиц |
2 |
20.01 21.01 |
|
7-8 |
Пересыпание крупы. |
2 |
26.01 27.01 |
|
9 |
Пересыпание гороха. |
1 |
28.01 |
|
10-11 |
Иры с водой |
2 |
02.02 03.02 |
|
12-13 |
Рисование на песке. |
2 |
04.02 09.02 |
|
14-16 |
Работа с кисточкой и краской. |
3 |
10.02 11.02 24.04 |
|
17-19 |
Размазывание пластилина по готовым изображениям |
3 |
25.02 02.03 03.03 |
|
20-22 |
Игры с природным материалом |
3 |
04.03 09.03 10.03 11.03 |
|
23 |
Рисование пальчиками. |
1 |
16.03 |
|
24-25 |
Рисование ладошками. |
2 |
17.03 18.03 |
|
|
4 четверть (25 ч.) |
|
|
|
1 |
Сортировка фасоли. |
1 |
30.03 |
|
2 |
Сортировка гороха. |
1 |
31.03 |
|
3-5 |
Простые постройки из кубиков |
3 |
01.04 06.04 07.04 |
|
6-7 |
Выкладывание кубиков по цветному шаблону |
2 |
08.04 13.04 14.04 |
|
8-9 |
Катание валика по столу одной рукой. |
2 |
15.04 20.04 |
|
10-11 |
Катание валика по столу двумя руками. |
2 |
21.04 |
|
12-13 |
Катание валика по столу одной и двумя руками. |
2 |
22.04 27.04 |
|
14-15 |
Игры со звучащими предметами. |
2 |
28.04 29.04 |
|
16 |
Катание игрушек от себя. |
1 |
04.05 |
|
17 |
Катание игрушек к себе. |
1 |
05.05 |
|
18 |
Выкладывание предметов из ёмкостей (контейнеры) |
1 |
06.05 |
|
19 |
Выкладывание предметов в ёмкости (контейнеры) |
1 |
11.05 |
|
20 |
Выкладывание предметов из ёмкостей (корзинки) |
1 |
12.05 |
|
21-22 |
Выкладывание предметов в ёмкости (корзинки) |
2 |
13.05 18.05 |
|
23-24 |
Выкладывание предметов из ёмкостей (коробки) |
2 |
19.05 20.05 |
|
25 |
Выкладывание предметов в ёмкости (коробки) |
1 |
25.05 |
|
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия: Различный стимульный материал для каждого занятия.
Литература:
1. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. Учебно – методический комплект. - М.,2012г.
2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. - М. 1998 г.
3. Зак А.З. Познавать играя: Развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
5. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. Учебно – методический комплект. - М.,2012г.
6. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы у детей инвалидов-М., 2001.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И.Буянова.- М., 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.