Рабочая программа по риторике

  • docx
  • 26.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБПРОГРАММА РИТОРИКА.docx

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол № _____

от «____» _________________

СОГЛАСОВАНА

на заседании Методического совета школы

протокол № _____

от «____» _________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Луговская О.М.

директор МБОУ Большевистская СОШ

приказ № _____

от «____» _________________

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по риторике

начального общего образования (2-3кл)

УМК Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская

 

 

                                                     Учитель: Синицына Е.С.

                                                                      

 

 

с. Большевик, 2016

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших
школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед
учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как
учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в
целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет
помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств.

 

2.     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Риторика

2 класс (17 часов)

ОБЩЕНИЕ. (8 ч) Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

 

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (9 ч) Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

 

3-й класс (17часов)

ОБЩЕНИЕ. (8 ч)

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

 

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. (9ч) Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

 

 

 

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


                                                                                    
2 класс
Личностные  результаты:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные  результаты:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать,
объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его
основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из
словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные  результаты:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться
к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях
общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.


                                                                          3-й класс
Личностные результаты:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных
взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые
для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия),
последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

Предметные  результаты:
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова,
план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –  видео –) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения.

 

 

3.     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Урок

Тема

Кол-вол часов

 

Раздел 1 Общение

8

1

Проверь себя. Наука риторика

1

2

Кому кто. Кто, кого и как приглашает.

1

3

Как мы говорим. Тон речи.

1

4

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты и поза.

1

5

Учусь слушать. Что такое уметь слушать.

1

6

Слушаем и стараемся понять. Слушаем, как говорят. Слушаем целый день.

1

7

Вежливая просьба. Ненавязчивая просьба.

1

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Учусь читать и писать. Рисунки, таблицы, схемы.

1

 

 

Раздел 2 Текст

 

9

9

Текст. Тема и заголовок. Основная мысль текста.

1

10

Опорные слова. Подробный пересказ. Краткий пересказ.

1

11

План. Текст и план.

1

12

Вежливый отказ. Ответы на отказ.

1

13

Типы текстов. Рассуждение.

2

14-15

Точные и неточные, убедительные и неубедительные объяснения.

1

16

Описание. Признаки предмета. Описание в объявлении.

1

17

Сочини загадку. Невыдуманный рассказ.

1

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

Урок

Тема

Кол-во

часов

 

Раздел 1 Общение

 

8

1

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации.

1

2

Твои речевые роли. С какой целью? Зачем?

1

3

Неподготовленная речь. Подготовленная речь.

1

4

Говорим подробно, кратко. Приёмы подготовки.

1

5

Похвала (комплимент). Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному.

1

6

Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать.

1

7

Как исправить текст? (Правка текста.)

1

8

Что такое вежливость. Добрые дела – добрые слова.

1

 

 

Раздел 2 Текст

 

9

9

Проверь себя. Тексты разные нужны. Диалог и монолог.

1

10

Пиши правильно! Произноси правильно!

1

11

Употребляй слова правильно.

1

12

Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

1

13

Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).

1

14-15

Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

2

16

Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве.

1

17

Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

1

 

Итого:

17