РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТ |
Литературное чтение на родном (русском) языке |
КЛАСС |
1Д |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ (ВСЕГО) |
0,5 (17) |
УЧИТЕЛЬ |
|
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ |
|
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1) познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу 1 года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Программа рассчитана в 1 классе на 17 часов.
Перечень произведений, реализующих содержание программы
Раздел/количество часов |
Перечень произведений |
||
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА – 12 ч
|
|||
Я и книги
|
3ч |
Не красна книга письмом, красна умом
|
С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). |
Я взрослею
|
5ч
|
Без друга в жизни туго
|
Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». |
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный |
Пословицы о правде и честности. В. А. Осеева. «Почему?» Л. Н. Толстой. «Лгун». |
||
Я фантазирую и мечтаю
|
4 ч |
Необычное в обычном
|
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ – 5 ч
|
|||
Что мы Родиной зовём
|
2 |
С чего начинается Родина?
|
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». |
О родной природе
|
3 |
Сколько же в небе всего происходит
|
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». |
Учебно-тематический план
№п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
В том числе практическая работа |
МИР ДЕТСТВА – 12 ч |
|
||
1. |
Я и книги |
3 |
|
2. |
Я взрослею |
5 |
|
3. |
Я фантазирую и мечтаю |
4 |
|
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ – 5 ч |
|
||
4 |
Что мы Родиной зовём |
2 |
|
5 |
О родной природе |
3 |
|
Итого: |
|
17 часов
|
1 |
При реализации рабочей программы в дни отмены занятий по неблагоприятным климатическим или эпидемиологическим условиям программа реализуется в дистанционной форме, в т.ч. с использованием возможностей платформы «РЭШ».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности* |
Дата проведения |
|
план |
факт
|
||||
МИР ДЕТСТВА – всего 12 ч |
|||||
Я и книги – 3 ч |
|||||
1 |
С. А. Баруздин. «Самое простое дело». |
1 |
Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст. Сочинение загадок. Пословицы. |
15.01. 2021 |
|
2 |
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). |
1 |
22.01. 2021 |
|
|
3 |
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). |
1 |
29.01. 2021 |
|
|
Я взрослею – 5 часов |
|||||
4 |
Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
|
1 |
Объяснение значения высказывания «Природу может спасти только наша любовь»; чтение вывода, обмен мнениями. Индивидуальное чтение стихотворений. Коллективный обмен мнениями, индивидуальное чтение пословиц; ответы на вопросы; объяснение значений слов счастливый человек, дружба, друг. |
05.02. 2021
|
|
5 |
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). |
1 |
На основе названия текста определять его содержание. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. |
12.02. 2021 |
|
6 |
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». |
1 |
19.02. 2021 |
|
|
7 |
Пословицы о правде и честности. В. А. Осеева. «Почему?»
|
1 |
05.03. 2021 |
|
|
8 |
Л. Н. Толстой. «Лгун». |
1 |
12.03. 2021 |
|
|
Я фантазирую и мечтаю – 4 часа |
|||||
9 |
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
|
1 |
Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Распределять роли. Разыгрывать диалог. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. |
19.03. 2021 |
|
10 |
В. В. Лунин. «Я видела чудо». |
1 |
26.03. 2021 |
|
|
11 |
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
|
1 |
09.04. 2021 |
|
|
12 |
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры». |
1 |
16.04. 2021 |
|
|
РОССИЯ — РОДИНА МОЯ – всего 5 ч |
|||||
Что мы Родиной зовём – 2 ч |
|||||
13 |
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
|
1 |
Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. |
23.04. 2021 |
|
14 |
П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». |
1 |
30.04. 2021 |
|
|
О родной природе – 3 ч |
|||||
15 |
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». |
1 |
Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение. Сравнивать рассказ и стихотворение (что общее и чем различаются). Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное чтение стихотворений. |
07.05. 2021 |
|
16 |
А. Н. Толстой. «Петушки». В. М. Катанов. «Жар-птица». |
1 |
14.05. 2021 |
|
|
17 |
Проверочная работа по итогам изучения предмета
|
1 |
21.05. 2021 |
|
*-дифференциация видов деятельности обучающихся зависит от уровня образовательной подготовки учащихся конкретного класса, что отражается в поурочном планировании (для лиц с ОВЗ применяются индивидуальные методы работы в соответствии с программой коррекционной работы).
** - учебные занятия в иных формах в соответствии с календарным учебным графиком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.