Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса на 2023-2024 учебный год
Оценка 4.7

Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса на 2023-2024 учебный год

Оценка 4.7
docx
20.08.2023
Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по родному языку ФГОС 2023-2024 ( 6 класс).docx

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Управление образования МО Новороссийск

МАОУ  СОШ № 34 имени Н. К. Божененко

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора по НМР МАОУ

Директор МАОУ СОШ№34

учителей русского языка и

МАОУ  СОШ№34

 

литературы

______________Глушенко Н. А.

______________Спичакова А. А.

______________Сечина А. А..

Протокол №

Приказ №

Протокол №

от "__" __  2023 г.

от "__"___2023 г.

от "___" ___2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID___________ )

учебного предмета

«Родной язык (русский)»

для 6 класса основного общего образования

на 2023-2024  учебный год

Составитель: Ефремова Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

                                                                Новороссийск 2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее —ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области«Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

    Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:

—  воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

—  расширение  знаний  о  национальной  специфике  русского языка и языковых единицах,


 

прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;

—  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

—  совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

—  совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);

—  развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской  работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса,представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.

Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного общего образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практико-
ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

    В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и


 

письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в 6 классе в объеме 68 часов.


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Язык и культура

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, несвойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных  культур.  Лексика, заимствованная  русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление).

    Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

Нормы и варианты нормы произношения заимствованных слов, отдельных грамматических форм; нормы ударения в отдельных формах: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

    Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и; родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов; родительный падеж
множественного числа существительных женского рода на -ня; творительный падеж множественного числа существительных 3-го склонения; родительный падеж единственного числа существительных мужского рода.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме;


 

местоимений‚ порядковых и количественных числительных.

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст. Тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение.

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).

Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.


 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

—  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

—  представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

—  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

—  активное участие в школьном самоуправлении;

—  готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

—  проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»;

—  ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;


 

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

—  готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков;

—  свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

—  понимание эмоционального воздействия искусства;

—  осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других не осуждая;

—  умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;


 

—  интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;

экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

—  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;

—  овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

    Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;


 

—  умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

—  устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

—  выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

—  выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

—  формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

—  составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

—  проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого


 

наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

—  использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

—  использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

—  оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—  выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

—  знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

—  в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного


 

лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

—  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

—  ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

—  владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

—  давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—  предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;


 

—  объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

—  признавать своё и чужое право на ошибку;

—  принимать себя и других не осуждая;

—  проявлять открытость;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык и культура:

—   понимать взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества, приводить примеры исторических изменений значений и форм слов (в рамках изученного);

—  иметь представление об истории русского литературного языка; характеризовать роль старославянского языка в становлении современного русского литературного языка (в рамках изученного);

—  выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами; распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

—  устанавливать и характеризовать роль заимствованной лексики в современном русском языке; комментировать причины лексических заимствований; характеризовать процессы заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур,
приводить примеры; характеризовать особенности освоения иноязычной лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;

—  характеризовать причины пополнения лексического состава языка; определять значения современных неологизмов (в рамках изученного);

—  понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом (с помощью фразеологического словаря); комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

—  использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).

Культура речи:


 

—   соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

—  употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов;

—  употреблять имена существительные, имена прилагательные, местоимения, порядковые и количественные числительные в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

—  выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и письменной речи;

—  анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного); корректировать свою речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

—  соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и т. д.;

—  использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.

Речь. Речевая деятельность. Текст:

—   использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии с его целью; владеть умениями
информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;

—  анализировать и создавать тексты описательного типа (определение понятия, пояснение, собственно описание);

—  уместно использовать жанры разговорной речи (рассказ о событии, «бывальщины» и др.) в ситуациях неформального общения;

—  анализировать и создавать учебно-научные тексты (различные виды ответов на уроке) в письменной и устной форме;

—  использовать при создании устного научного сообщения языковые средства, способствующие его композиционному оформлению;

—  создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

22

 

1.1

Краткая история русского литературного языка

3

0

0

01.09.2023

Объяснять близость славянских языков;
Рассказывать об истории создания старославянского (церковнославянского) языка, роли старославянского языка в становлении современного русского литературного языка (в пределах изученного);
Рассказывать о реформе алфавита в Петровскую эпоху; объяснять роль
творчества А. С. Пушкина в становлении русского литературного языка; Анализировать сведения об этимологии слов с целью выявления сведений о культуре и истории народа (на материале научно-популярных текстов); Приводить примеры,
доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны (на материале изученного); Приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка (в рамках изученного);
Использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари  синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rodnomurusskomu-yazyku-v-6-klasse-po-teme-kratkaya-istoriyarusskogo-rodnogo-yazyka-4448384.html

1.2

Диалекты как часть народной культуры

3

0

0

 

Выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами; Распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного); Сравнивать наименования предметов и явлений окружающего мира в диалектах и литературном языке, комментировать использование диалектных слов в художественной литературе; Использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари; материалы информационно-справочного портала Грамота.ру (Диалектологический атлас); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk iliteratura/library/2020/11/08/urok-rodnogo-russkogoyazyka-v-6-klasse-dialekty

1.3.

Лексические заимствования как результат взаимодействия
национальных культур.

Особенности освоения иноязычной лексики

6

0

0

30.09.2023

Устанавливать и характеризовать роль
заимствованной лексики в современном русском языке; Комментировать причины
лексических заимствований; характеризовать процессы заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур, приводить примеры; Определять значения иноязычных слов; по словарю иностранных слов устанавливать языки-
источники; подбирать русские синонимы к
иноязычным словам (в тех случаях, когда это возможно); Целесообразно употреблять иноязычные слова, оценивать правильность и уместность употребления иноязычной
лексики, исправлять речевые ошибки;
Характеризовать особенности освоения иноязычной лексики; различать иноязычные слова по степени их освоения русским языком; Использовать толковые словари, словари иностранных слов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); Применять правила
орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);

Устный
опрос;

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-rodnogo-russkogoyazyka-na-temu-leksicheskie-zaimstvovaniya-kakrezultat-vzaimodejstviya-nacionalnyh-kultur4471516.html

1.4.

Современные неологизмы

2

0

0

14.10.2022

Характеризовать причины пополнения лексического состава языка; Определять значения современных неологизмов (в рамках изученного); распределять их по тематическим группам; Различать группы
лексических неологизмов современного русского языка: иноязычные заимствования; слова, образованные от иноязычных с помощью русских словообразовательных
средств; новые значения слов; Характеризовать современные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; Оценивать уместность
употребления современных неологизмов в различных речевых ситуациях; Уместно употреблять неологизмы в практике
общения; Использовать толковые
словари, словари иностранных слов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные); применять правила орфографии и пунктуации на письме (в
рамках изученного);

Устный
опрос;

https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-rodnomurusskomu-yazyku-6-klass-po-teme-sovremennyjneologizm-4381220.html

1.5.

Национально-культурная
специфика русской фразеологии

6

0

0

28.10.2023

Понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-
культурным компонентом; Комментировать (в рамках изученного) историю происхождения
фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом значения, извлекая при этом информацию об обычаях, традициях, быте предков, исторических событиях, культуре и т. п.; Характеризовать современные фразеологизмы, комментировать причины и источники их появления; Использовать толковые
словари, фразеологические словари; словари пословиц и поговорок; словари крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные); Применять правила
орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного);

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2019/08/12/natsionalno-kulturnayaspetsifika-russkoy

1.6.

Лексика и фразеология русского языка с точки зрения отражения в ней культуры и истории народа -носителя языка. Представление проектных, исследовательских
работ.

Проверочная работа № 1

2

0

1

18.11.2023

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
Самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты;
Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Практическая работа;

https://infourok.ru/urok-rodnogo-yazyka-v-6-klasseotrazhenie-vo-frazeologii-istorii-i-kultury-naroda5285889.html

Раздел 2 КУЛЬТУРА РЕЧИ

22

 

2.1.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Стилистические особенности произношения и ударения

3

0

0

02.12.2023

Соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
Различать варианты орфоэпической и
акцентологической нормы (на отдельных примерах); Объяснять особенности
употребления слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
Употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; Опознавать
произносительные различия в русском языке,
обусловленные темпом речи и стилями речи (на отдельных примерах); Использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для определения
нормативных вариантов произношения;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);
Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-orfoepicheskienormi-klass-2870329.html

2.2.

Основные лексические нормы
современного русского
литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы и точность речи

7

0

0

16.12.2022

Употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
Соблюдать нормы употребления синонимов,
антонимов, омонимов; Анализировать и различать типичные речевые ошибки‚связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи (на отдельных примерах);
Корректировать речь с целью исправления речевых ошибок; Использовать толковые
словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, в том числе мультимедийные, для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, а
также в процессе редактирования текста;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);
Использовать орфографические словари и справочники по пунктуации;

Устный
опрос;

https://b1.cooksy.ru/articles/leksicheskie-normysovremennogo-literaturnogo-yazyka-6-klass/

2.3.

Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Особенности словоизменения имён существительных, имён
прилагательных, местоимений‚
порядковых и количественных
числительных

7

0

0

30.12.2023

Употреблять имена существительные, имена
прилагательные, местоимения, порядковые и количественные числительные в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (в рамках изученного); Выявлять, анализировать и
исправлять типичные грамматические ошибки в устной и письменной речи (в рамках изученного); Анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного);
Корректировать свою речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; Редактировать предложения с целью исправления типичных грамматических ошибок (в рамках изученного и на отдельных примерах);
Использовать грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания
вариантов грамматической нормы; в процессе
редактирования текста; Применять правила
орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного); Использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-po-rodnomurusskomu-yazyku-na-temu-osnovnye-grammaticheskienormy-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-
ya4574797.html

2.4.

Речевой этикет

4

0

0

20.01.2024

Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета; Использовать в предлагаемых ситуациях общения
этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения; Соблюдать русскую
этикетную вербальную и невербальную манеру общения; Применять правила
орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

https://videouroki.net/razrabotki/urok-rodnoghorusskogho-iazyka-v-6-klassie.html

2.5.

«Правила хорошей речи».

Представление проектных, исследовательских работ.

Проверочная работа № 2

2

1

0

03.02.2024

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
Самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты;
Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; Делать выбор и брать ответственность за решение;

Письменный контроль;

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-pravilahoroshey-rechi-1389429.html

Раздел 3 РЕЧЬ.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ

23

 

3.1.

Эффективные приёмы чтения. Этапы работы с текстом

6

0

0

17.02.2024

Владеть читательской культурой; выбирать и
использовать различные виды чтения в соответствии с его целью; Осуществлять диалог с текстом; прогнозировать
содержание текста по теме, по первому предложению текста, в процессе чтения;
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogorodnogo-iazyka-po-teme-tek.html

3.2.

Тематическое единство текста

3

0

0

03.03.2024

Владеть умениями информационной
переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и
средствами получения, переработки и
преобразования информации;

Устный
опрос;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-rodnomu-yazyku-natemu-tematicheskoe-edinstvo-teksta-teksty-opisatelnogotipa-5556098.html

3.3.

Тексты описательного типа

3

0

0

17.03.2023

Анализировать и создавать тексты описательного типа (определение понятия,
пояснение, собственно описание);
Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoeobuchenie/library/2021/10/21/distantsionnyy-urok-porodnomu-russkomu-yazyku

3.4.

Разговорная речь. Рассказ о событии.

Бывальщина

2

0

0

07.04.2023

Анализировать художественное
повествование; на основе анализа выявлять характер рассказчика; Уместно использовать жанры разговорной речи (рассказ о событии, «бывальщины») в ситуациях неформального
общения; Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

https://needlewoman.ru/articles/razgovornaya-rechrasskaz-o-sobytii-byvalschina-urok-rodnogo-yazyka-6klass.html

3.5.

Научный стиль.

Словарная статья

2

0

0

21.04.2023

Использовать информацию словарных статей для решения учебных задач;
Объяснять значение ключевых слов русской культуры (героизм, герой,
подвиг); Применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках изученного);

Устный
опрос;

http://ou3.krut.obr55.ru/doc/dist/rodnyazyk_6kl_0604.pdf

3.6.

Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов

5

0

0

05.05.2023

Анализировать содержание и структуру научного сообщения; Создавать учебно-научные тексты (ответы на уроке) в
письменной и устной форме; Использовать при создании устного научного сообщения языковые средства, способствующие его
композиционному оформлению;
Анализировать и составлять различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировку;

Устный
опрос;

https://obrazovanie-gid.ru/soobscheniya/nauchnoesoobschenie-ustnyj-otvet-soderzhanie-i-stroenieuchebnogo-soobscheniya-6-klass-rodnoj-yazyk.html

3.7.

Диалог с текстом. Представление проектных, исследовательских работ.

Проверочная работа № 3

2

1

0

19.05.2023

Раскрывать значение ключевых слов раздела;
Использовать освоенные в процессе изучения раздела сведения при анализе устных высказываний, готового текста и при создании собственных текстов в устной и письменной форме;

Контрольная работа;

https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-klassdialog-s-tekstom-2229792.html

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

1

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.          

Введение. Знакомство с учебником

1

 

 

 

Устный опрос;

2.          

Из истории русского литературного языка. История языка – история народа

1

 

 

 

Устный опрос;

3.          

Из истории русского литературного языка. Старославянский язык.

1

 

 

 

Устный опрос;

4.          

Становление русского литературного языка

1

 

 

 

Устный опрос;

5.          

Диалекты как часть народной культуры

1

 

 

 

Устный опрос;

6.          

Диалектизмы и их роль в языке

1

 

 

 

Устный опрос;

7.          

Диалектная лексика в произведениях художественной литературы

1

 

 

 

Устный опрос;

8.          

 Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

 

 

 

Устный опрос;

9.          

Лексические заимствования из славянских  языков

1

 

 

 

Устный опрос;

10.      

Лексические заимствования из  неславянских языков

1

 

 

 

Устный опрос;

11.      

Особенности освоения иноязычной лексики

1

 

 

 

Устный опрос;

12.      

Иноязычные слова в русском языке последних десятилетий

1

 

 

 

Устный опрос;

13.      

Современные неологизмы

1

 

 

 

Устный опрос;

14.      

Неологизмы, в том числе образованные от иноязычных заимствований с  помощью русских словообразовательных средств

1

 

 

 

Устный опрос;

15.      

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

1

 

 

 

Устный опрос;

16.      

Типы фразеологизмов (общее представление). Источники фразеологии (конкретные примеры).

1

 

 

 

Устный опрос;

17.      

Перемещение фразеологизмов из активного в пассивный запас и наоборот.

1

 

 

 

Устный опрос;

18.      

Современные фразеологизмы

1

 

 

 

Устный опрос;

19.      

Современные фразеологизмы и их источники

1

 

 

 

Устный опрос;

20.      

Обобщение по разделу «Язык и культура».

1

 

 

 

Устный опрос;

21.      

Представление проектных, исследовательских работ.

1

 

 

 

Устный опрос;

22.      

Проверочная работа № 1

1

 

1

 

Практическая работа;

23.      

Стилистические особенности произношения и ударения

1

 

 

 

Устный опрос;

24.      

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.

1

 

 

 

Устный опрос;

25.      

Нормы произношения отдельных грамматических форм: имена существительные и имена прилагательные

1

 

 

 

Устный опрос;

26.      

Нормы произношения отдельных грамматических форм: глаголы

1

 

 

 

Устный опрос;

27.      

Синонимы и точность речи

1

 

 

 

Устный опрос;

28.      

Виды синонимов

1

 

 

 

Устный опрос;

29.      

Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

1

 

 

 

Устный опрос;

30.      

Антонимы и точность речи

1

 

 

 

Устный опрос;

31.      

Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

1

 

 

 

Устный опрос;

32.      

Лексические омонимы и точность речи

1

 

 

 

Устный опрос;

33.      

Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

1

 

 

 

Устный опрос;

34.      

Особенности склонения имён собственных

1

 

 

 

Устный опрос;

35.      

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

 

 

 

Устный опрос;

36.      

Нормы употребления имён существительных

1

 

 

 

Устный опрос;

37.      

Нормативные и ненормативные формы имён существительных.

1

 

 

 

Устный опрос;

38.      

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

1

 

 

 

Устный опрос;

39.      

Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

1

 

 

 

Устный опрос;

40.      

Речевой этикет«Правила хорошей речи».

 

1

 

 

 

Устный опрос;

41.      

Обобщение по разделу «Культура речи» Представление проектных, исследовательских работ.

1

 

 

 

Устный опрос;

42.      

Проверочная работа № 2

1

1

 

 

Письменный контроль;

43.      

Эффективные приёмы чтения

1

 

 

 

Устный опрос;

44.      

Понятие о читательской культуре. Интерпретация текста. Соотношение цели чтения и его вида

1

 

 

 

Устный опрос;

45.      

Этапы работы с текстом

1

 

 

 

Устный опрос;

46.      

Эффективные приёмы просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения.

1

 

 

 

Устный опрос;

47.      

Понятие о диалоге с текстом

1

 

 

 

Устный опрос;

48.      

Тематическое единство текста

1

 

 

 

Устный опрос;

49.      

Принципы составления плана текста. План сочинения

1

 

 

 

Устный опрос;

50.      

Тематическое единство, тема и микротема текста.

1

 

 

 

Устный опрос;

51.      

Тексты описательного типа

1

 

 

 

Устный опрос;

52.      

Тексты описательного типа: определение понятия, пояснение, собственно описание

1

 

 

 

Устный опрос;

53.      

Разговорная речь. Рассказ о событии.

1

 

 

 

Устный опрос;

54.      

Художественное повествование. Характер рассказчика

1

 

 

 

Устный опрос;

55.      

Особенности жанра «бывальщины». Былички

1

 

 

 

Устный опрос;

56.      

Научный стиль. Словарная статья

1

 

 

 

Устный опрос;

57.      

Учебно-научный стиль

1

 

 

 

Устный опрос;

58.      

Словарные статьи энциклопедического и лингвистических словарей.

1

 

 

 

Устный опрос;

59.      

Научное сообщение. Устный ответ

1

 

 

 

Устный опрос;

60.      

Функционально-смысловые типы речи в научном стиле.

1

 

 

 

Устный опрос;

61.      

Содержание и структура научного сообщения

1

 

 

 

Устный опрос;

62.      

Виды ответов

1

 

 

 

Устный опрос;

63.      

Диалог с  текстом.

1

 

 

 

Устный опрос;

64.      

Обобщение по разделу «Речь. Текст»

1

 

 

 

Устный опрос;

65.      

Итоговая контрольная работа

1

1

 

 

Контрольная работа;

66.      

Конференция по проектным и исследовательским работам

1

 

 

 

Устный опрос;

67.      

Представление результатов проектных, исследовательских работ

1

 

 

 

Устный опрос;

68.      

Подведение итогов года

1

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы проектных и исследовательских работ

Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

Из этимологии фразеологизмов.

Из истории русских имён.

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Словарик пословиц о характере человека, его качествах; словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».

Лексическая группа существительных, обозначающих понятие «время» в русском языке.

Мы живём в мире знаков.

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

Понимаем ли мы язык Пушкина?

Этимология обозначений имён числительных в русском языке.

Футбольный сленг в русском языке.

Компьютерный сленг в русском языке.

Названия денежных единиц в русском языке.

Интернет-сленг.

Этикетные формы обращения.

Как быть вежливым?

Являются ли жесты универсальным языком человечества?

Как назвать новорождённого?

Межнациональные различия невербального общения.

Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Формы выражения вежливости (на примере иностранного и  русского языков).

Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

Сетевой знак @ в разных языках.

Слоганы в языке современной рекламы.

Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

Синонимический ряд: врач — доктор — лекарь — эскулап — целитель — врачеватель. Что общего и в чём различие

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Русский родной язык, 6 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО
«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. Русский родной язык. 5–9 классы. Примерные рабочие программы. – М. : Просвещение, 2020

Поурочные разработки по русскому родному языку. 6 класс : пособие для учителя / Н.В. Егорова. – 2-е изд., эл. – 1 файл pdf : 176 с. – Москва : ВАКО, 2021. – (В помощь школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.

Словари он-лайн.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь

школьникам и абитуриентам.

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

Русский язык и культура речи.

http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/

Русское слово http://www.rusword.com.ua

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Ресурсы ИКТ

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»

http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова

http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)

http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково?словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Интерактивный-программно-аппаратный комплекс, кабель HDMI, система голосования, акустическая система, электронные средства обучения (CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение), учебник

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Интерактивный-программно-аппаратный комплекс, кабель HDMI, система голосования, акустическая система, электронные средства обучения (CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение), учебник


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Национальные особенности речевого этикета

Национальные особенности речевого этикета

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы…

России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы…

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,…

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения,…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать,…

Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать,…

Совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;…

Совместная деятельность: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;…

Эмоциональный интеллект: — развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую…

Эмоциональный интеллект: — развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую…

Речь. Речевая деятельность. Текст: — использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии с его целью;…

Речь. Речевая деятельность. Текст: — использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии с его целью;…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Сравнивать наименования предметов и явлений окружающего мира в диалектах и литературном языке, комментировать использование диалектных слов в художественной литературе;

Сравнивать наименования предметов и явлений окружающего мира в диалектах и литературном языке, комментировать использование диалектных слов в художественной литературе;

Различать группы лексических неологизмов современного русского языка: иноязычные заимствования; слова, образованные от иноязычных с помощью русских словообразовательных средств; новые значения слов;

Различать группы лексических неологизмов современного русского языка: иноязычные заимствования; слова, образованные от иноязычных с помощью русских словообразовательных средств; новые значения слов;

Лексика и фразеология русского языка с точки зрения отражения в ней культуры и истории народа -носителя языка

Лексика и фразеология русского языка с точки зрения отражения в ней культуры и истории народа -носителя языка

Корректировать речь с целью исправления речевых ошибок;

Корректировать речь с целью исправления речевых ошибок;

Использовать в предлагаемых ситуациях общения этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения;

Использовать в предлагаемых ситуациях общения этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия, утешения;

Тексты описательного типа 3 0 0 17

Тексты описательного типа 3 0 0 17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Устный опрос; 1

Устный опрос; 1

Разговорная речь. Рассказ о событии

Разговорная речь. Рассказ о событии

Примерные темы проектных и исследовательских работ

Примерные темы проектных и исследовательских работ

Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по родному русскому языку для 6 класса на 2023-2024 учебный год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2023