РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 2 класс
срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
Составлена в соответствии с авторской программой «Русский язык» Л. М. Зеленина, Т.Е.Хохлова для основной общеобразовательной школы М., Просвещение, 2009)
составитель: учитель начальных классов
Год составления программы: 2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.
o Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиолоические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
o Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год, (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013, № 26755)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.
o Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 № 824 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.
o Учебный план МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 97 от 28.08.2014г.)
o Положение о рабочей программе учителя (принятое на педсовете № 8 от 31.05.2014г., утвержденное приказом по школе № 78 от 05.06.2014г.)
o Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива МОБУ СОШ с.Осиповка, протокол № 2 от 3 декабря 2011 года)
o Примерная программа «Русский язык. Предметная линия учебников Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой», 1-4 классы, авт. Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова, В.Г.Горецкий, М.В. Бойкина и др., Москва, издательство «Просвещение», 2011г
o Начальная образовательная программа МОБУ СОШ с.Осиповка
o Приказ об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 71 от 27.05.2014г.).
2 Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.).
Количество часов в неделю - 3 ч
Количество часов в год - 102 ч
Проверочных работ – 10
Работ по развитию речи-5
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
4 Место учебного предмета в учебном плане.
5 Общая характеристика учебного предмета
Речь. Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово. Повторение изученного в 1 классе. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и
сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
6. Сведения о программе по учебным предметам.
7. Педагогические технологии и средства обучения.
Для достижения требуемых результатов обучения используются: личностно-ориентированные, проектные, здоровье сберегающие технологии. Средства обучения: ПК, электронный журнал, электронный дневник, доска, таблицы, сюжетные картинки, наглядные пособия.
Раздел II. Основное содержание курса
Раздел III. Планируемые результаты изучения курса.
1) сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Раздел IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
Раздел V. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Вид контроля |
Примечание |
|
|
1 четверть - 24 ч |
|
|
|
1 |
|
|
Слово. Значение слова. |
|
|
2 |
|
|
Лексическое богатство русского языка. |
|
|
3 |
|
|
Моя любимая книжка. |
|
|
4 |
|
|
Обучение написанию текстов описательного характера. |
|
|
5 |
|
|
Отражение в русском слове русской национальной культуры. Слова из фольклора. |
|
|
6 |
|
|
Ежели вы вежливы. |
|
|
7 |
|
|
Омонимы. |
|
|
8 |
|
|
Омофоны. Омоформы. |
|
|
9 |
|
|
Произведения об осени. М.Пришвин |
|
|
10 |
|
|
Синонимы. Выборочное списывание . |
т |
|
11 |
|
|
Антонимы. |
|
|
12 |
|
|
Творчество С. Михалкова |
|
|
13 |
|
|
Р/р. Обучение изложению текста с элементами сочинения. |
|
|
14 |
|
|
Работа над ошибками. Фразеологизмы |
|
|
15 |
|
|
Афоризмы. Афоризмы из басен И.Крылова. |
|
|
16 |
|
|
Русская фразеология – «зеркало» русской национальной культуры. |
|
|
17 |
|
|
Развитие умения использовать в речи фразеологизмы и афоризмы. |
|
|
18 |
|
|
Русские народные сказки |
|
|
19 |
|
|
Слово.Поговорки. |
|
|
20 |
|
|
Слово. Пословицы. |
|
|
21 |
|
|
Детские песенки. |
|
|
22 |
|
|
Отличительные признаки пословиц и поговорок. Сочинение загадок. |
|
|
23 |
|
|
Словари русского языка. |
|
|
24 |
|
|
Пословицы о правде, о труде и лени. |
|
|
|
|
2 четверть - 24 ч |
|
|
|
25 |
|
|
Изобразительные средства языка. |
|
|
26 |
|
|
Сравнение. |
|
|
27 |
|
|
Сравнения в стихах русских поэтов об осени. |
|
|
28 |
|
|
Развитие умения использовать сравнения в речи. Р/р. Сочинение по теме «Осень». |
т |
|
29 |
|
|
Работа над ошибками. Изобразительные средства языка. Олицетворение. |
|
|
30 |
|
|
Олицетворения в стихах А.С. Пушкина. |
|
|
31 |
|
|
Текст. Тема текста. Заглавие. |
|
|
32 |
|
|
Текст. Опорные слова |
|
|
33 |
|
|
Колыбельные песни |
|
|
34 |
|
|
Свободный диктант. Развитие умения составлять план текста. |
т |
|
35 |
|
|
Работа над ошибками. Развитие умения составлять план текста. |
|
|
36 |
|
|
Рассказы о животных К .Паустовского. |
|
|
37 |
|
|
Виды плана. |
|
|
38 |
|
|
Развитие умения составлять план текста. Закрепление. |
|
|
39 |
|
|
Сказки детских писателей |
|
|
40 |
|
|
Пересказ по составленному цитатному плану. |
|
|
41 |
|
|
Связь между предложениями в тексте. |
|
|
42 |
|
|
Сказки народов мира |
|
|
43 |
|
|
Текст. План текста. |
т |
|
44 |
|
|
Связь между предложениями в тексте. Закрепление. |
|
|
45 |
|
|
Час поэзии. Стихи русских поэтов о зиме |
|
|
46 |
|
|
Смешанная связь предложений в тексте. Связь между частями текста. |
|
|
47 |
|
|
Развитие умения устанавливать связь предложений в деформированном тексте. |
|
|
48 |
|
|
Стихи детских поэтов. |
|
|
|
|
3 четверть - 30 ч |
|
|
|
49 |
|
|
Художественное редактирование текста. |
|
|
50 |
|
|
Типы текста. Описание. |
|
|
51 |
|
|
Сказки Г.Х. Андерсена |
|
|
52 |
|
|
Текст – сравнительное описание. |
|
|
53 |
|
|
Р/р. Сочинение по наблюдениям «Мой четвероногий друг» |
т |
|
54 |
|
|
Работа над ошибками. Текст - повествование. |
|
|
55 |
|
|
Сказки Пушкина |
|
|
56 |
|
|
Художественные образы в тексте-повествовании. |
|
|
57 |
|
|
Рассказы Л.Н. Толстого о детях. |
|
|
58 |
|
|
Р/р. Обучение изложению текста- повествования по вопросам |
|
|
59 |
|
|
Работа над ошибками. Ключевые ряды слов. |
|
|
60 |
|
|
Рассказы Н.Носова |
|
|
61 |
|
|
Текст-рассуждение. Рассуждение и его признаки |
|
|
62 |
|
|
Текст-рассуждение. Рассуждение и его признаки |
т |
|
63 |
|
|
Рассказы о животных В. Бианки |
|
|
64 |
|
|
Рассуждение с элементами повествования. |
|
|
65 |
|
|
Рассуждение с элементами повествования. Закрепление. |
|
|
66 |
|
|
Час поэзии. Стихи русских поэтов о весне. |
|
|
67 |
|
|
Повествовательный текст-рассуждение. |
|
|
68 |
|
|
Культура речи - компонент культуры в целом. |
|
|
69 |
|
|
Творчество С Маршака |
|
|
70 |
|
|
Нормы культурной речи. |
|
|
71 |
|
|
Диктант с грамматическим заданием. |
тематический |
|
72 |
|
|
Работа над ошибками. Культура речи как культура восприятия и понимания речи. |
|
|
73 |
|
|
Авторские сказки. |
|
|
74 |
|
|
Содержание речи. Информация. Основные правила структурирования информации. |
|
|
75 |
|
|
Произведения о дружбе. |
|
|
76 |
|
|
Коммуникативные качества речи. |
|
|
77 |
|
|
Основные этикетные жанры. |
|
|
78 |
|
|
Творчество В.Осеевой. |
|
|
79 |
|
4 четверть - 24 ч |
|
|
|
80 |
|
|
Культура невербального общения. |
|
|
81 |
|
|
Произведения А. Гайдара. |
|
|
82 |
|
|
Произведения А. Гайдара. Обобщение. |
|
|
83 |
|
|
Анаграммы |
|
|
84 |
|
|
Объяснительный диктант. Обучение составлению отзывов к прочитанным произведениям. |
тематический |
|
85 |
|
|
Работа над ошибками. Перифразы. Загадки. |
|
|
86 |
|
|
Произведения о честности. Рассказы В.Осеевой |
|
|
87 |
|
|
Р/р. Составление отзыва по рассказу В. Осеевой. |
|
|
88 |
|
|
Работа над ошибками. Омографы |
|
|
89 |
|
|
К.Чуковский «От двух до пяти» |
|
|
90 |
|
|
Слова омоформы. |
|
|
91 |
|
|
В.И. Даль «Журавль и птица» - лингвистический анализ текста. |
|
|
92 |
|
|
Рассказы Алексина о детях |
|
|
93 |
|
|
Разговорная речь Слова-«паразиты» в нашей речи |
|
|
94 |
|
|
Омографы. Анаграммы. Перифразы |
|
|
95 |
|
|
Прибаутки. |
|
|
96 |
|
|
Письмо другу. |
|
|
97 |
|
|
Учимся составлять телеграммы |
|
|
98 |
|
|
Веселые рассказы В.Ю. Драгунского |
|
|
99 |
|
|
Учусь писать стихи |
|
|
100 |
|
|
Ребусы. |
|
|
101 |
|
|
Мои любимые сказки |
|
|
102 |
|
|
«Бестолковый» словарь |
|
|
Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
«Русский язык», учебник 2 класс, 1-2 часть, авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова; М., Просвещение, 2012г.
Раздел VII. Список литературы.
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка.
Вартанян Э.А. Из жизни слов.
Вартанян Э.А Рождение слова.
Вартанян Э.А Путешествие в слово.
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. .
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке.
Львов М.Р. Школа творческого мышления.
Львова С.И. Язык в речевом общении.
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка.
Приложение № 1
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.