МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Протокол
Протокол
Приказ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
2022
![]() |
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико- ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини- исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 33 часа.
![]() |
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально- культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
![]() |
Изучение родного языка (русского) в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
— осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
![]() |
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Секреты речи и текста |
||||||||
1.1. |
Общение. Устная и письменная речь. |
2 |
0 |
0 |
08.09.2022 21.09.2022 |
Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо); Коллективное формулирование вывода о том, какие виды речевойдеятельности относятся к письменным формам речи, а какие к устным; |
Устный опрос; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
1.2. |
Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. |
2 |
0 |
0 |
22.09.2022 05.10.2022 |
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника,в ходе которого учащиеся определяют, когда, с какой целью, в какихситуациях люди пользуются речью; Коллективное формулированиевывода о непосредственном речевом сопровождении всех видов деятельности человека; Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо); Работа в группах: обсуждение приведенных в текстевежливых слов, определение ситуаций, в которых они могут бытьприменены; Самостоятельная работа по подбору вежливых слов,которые могут быть использованы в различных ситуациях общения(встрече, прощании, выражении просьбы и др.); |
Устный опрос; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
1.3. |
Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 12.10.2022 |
Парная работа: разыгрывание диалогов на основе изображенныхв учебнике ситуаций общения, требующих выбора определенныхвариантов формул речевого этикета; Групповая работа, направленная на обсуждение роли слова «пожалуйста» в нашей речи; Рассказ учителя об истории вежливых слов (благодарю, спасибо,извините); Объяснение значения пословицы о правильном отношении к словам благодарности; Творческое задание по выбору этикетных формул для выражения похвалы и утешения на основе анализа изображенных ситуаций; |
Устный опрос; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
1.4. |
Имена в малых жанрах фольклора |
1 |
0 |
1 |
13.10.2022 19.10.2022 |
Групповая работа: чтение и отгадывание загадок об имени человека; Беседа о том, зачем людям нужны имена Рассказ учащихся об именахчленов своей семьи; Обсуждение стихотворения К. И. Чуковского ; Беседа о существованииразных вариантов звучания одного имени (полного имени, краткойуменьшительно- ласкательной формы), особенностях использованиякраткой и полной форм имени в зависимости от возраста человека,ситуации общения; Групповая работа: анализ использованных в стихотворении различныхвариантов имени Николай; Парная работа: образование полных вариантов мужских и женскихимен от приведенных кратких форм; Дискуссия, направленная на анализ вариантов имени Александра; Практическая работа: "Имена в малых жанрах"; |
Устный опрос; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
1.5. |
Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание. |
2 |
0 |
0 |
20.10.2022 29.10.2022 |
Беседа «Почему мы задаём друг другу вопросы?»; Групповая работа: анализ текста стихотворения З. Александровой; Творческое задание: составление рассказа на основе вопросов обинтересном явлении природы; Обсуждение текста стихотворения «Четыре старушки», роли вопросов,которые задают герои стихотворения; Творческое задание: моделирование ситуаций, в которых необходимозадать вопрос, и ситуаций, в которых вопросы будут излишними; Коллективное формулирование вывода о значении и необходимостиумения задавать вопросы; Беседа о целях вопросов, их адресате, использовании специальныхвопросительных слов, которые помогают задавать вопросы; Игровое упражнение «Вопросы-ответы»: один ученик придумываетвопрос, который начинается со слова «почему», другие ученикиотвечают на вопрос, используя в своих ответах слово «потому что»; Беседа о том, когда необходим полный, развернутый ответ на вопрос,а когда можно дать ответ одним словом; |
Устный опрос; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
Итого по разделу: |
8 |
|
||||||
Раздел 2. Язык в действии |
||||||||
2.1. |
Роль логического уадрения. |
3 |
0 |
2 |
10.11.2022 30.11.2022 |
Наблюдение за возможностью произносить предложения, выделяя с помощью логического ударения различные слова; Упражнение: произнесение |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
|
|
|
|
|
|
предложения с заданной интонацией и логическим ударением; Беседа на основе вопросов учебника, уточнение значения слов изба — дом — жилище; Творческая работа в парах: придумать и разыграть возможный диалог между героями сказки; Учебный диалог: обсуждение места постановки логического ударения в предложении в зависимости от той информации, которую в него вкладывают; Практическая работа: составление вопросов, которые будут соответствовать приведенным ответам, разыгрывание диалога в парах; Коллективное формулирование вывода о том, что логическое ударениев предложении может падать на разные слова; Практическая работа: закрепление умения выделять голосом определённое слово, отработка навыка внимательного восприятия текста(на слух или при самостоятельном чтении); Работа в парах (или в группах): нахождение места логического ударения в предложении в зависимости от контекста; Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов, в которых часто допускаются ошибки; Работа с иллюстрациями учебника, отработка постановки правильногоударения в глаголах прошедшего времени женского рода; Игровое задание: учитель называет прилагательное и бросает мячпервому игроку, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ребёнок называет словосочетание с этим словом ипередаёт мяч следующему игроку; Групповая работа с иллюстрациями учебника, составление описаниякартинки с помощью словосочетаний; Учебный диалог, направленный на уточнение лексического значенияслов- паронимов; |
|
|
2.2. |
Звукопись в стихотворном художественном тексте. |
1 |
0 |
1 |
01.12.2022 07.12.2022 |
Наблюдение за текстами стихотворений: задача «услышать» звукстихотворения, который поэты создают, используя звукопись; Рассказ учителя о том, что такое звукопись, что лежит в ее основеи для чего писатели прибегают к этому приему; Практическая работа: анализ стихотворения, объяснение, какуюфункцию в нем выполняет игра со звуками; Учебный диалог, направленный на анализ текста стихотворения; Коллективное формулирование вывода о том, что игра со звукамипомогает передать характер героя; Самостоятельная работа: нахождение приема звукописи в тексте,выбор правильной интонации и темпа при выразительном прочтениистихотворения; Наблюдение за приемом звукописи в тексте, определение звуков,при помощи которых происходит игра; |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
2.3. |
Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения. |
4 |
0 |
2 |
08.12.2022 30.12.2022 |
Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов, в которых часто допускаются ошибки; Творческое задание: придумать предложение с указанными словами,обращая внимание на место ударения в них; Работа с иллюстрациями учебника, отработка постановки правильногоударения в глаголах прошедшего времени женского рода; Творческая работа: придумывание предложений с использованиемотработанных слов; Учебный диалог, направленный на наблюдение и осмысление явленияподвижности ударения в разных формах одного слова; Коллективное формулирование выводов о возможности измененияместа ударения в различных формах одного и того же слова; Практическая работа: определение места ударения в словах; Парная работа: определение места ударения в словах стихотворения,подготовка выразительного прочтения стихотворного отрывка; |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
2.4. |
Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов. |
2 |
0 |
1 |
12.01.2023 25.01.2023 |
Наблюдение над языковым материалом: анализ звукоподражательныхслов — названий голосов животных, определение пути их возникновения в языке; Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (раздаются карточкис изображениями птиц, ребёнок должен встать, когда услышит слово,обозначающее голос птицы, которая изображена на его карточке); Групповое игровое задание: назвать как можно больше предметов,которые могут выполнять указанные действия; Практическая работа, направленная на уточнение и разграничениеслов, называющих похожие признаки или действия (шерстяной —меховой, мыть — стирать и др.); Игровое задание: учитель называет прилагательное и бросает мячпервому игроку, ребёнок называет словосочетание с этим словом ипередаёт мяч следующему игроку; Групповая работа с иллюстрациями учебника, составление описаниякартинки с помощью словосочетаний; Учебный диалог, направленный на уточнение лексического значенияслов- паронимов; |
Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
Итого по разделу: |
10 |
|
||||||
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее |
||||||||
3.1. |
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. |
4 |
0 |
1 |
26.01.2023 17.02.2023 |
Беседа о том, всегда ли люди писали так, как пишут сейчас: ручкойна бумаге; Рассказ учителя (с опорой на иллюстрации учебника) о том, какписали в старину; Игровое задание: «Машина времени» (дети пишут на импровизированных церах); |
Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
|
|
|
|
|
|
Работа с иллюстрациями учебника: нахождение различий оформления текста в древней рукописи и в современном тексте; Рассказ учителяо том, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее оформления в древних книгах, рассказ об истории выражения «красная строка»; Самостоятельная работа: найти современные книги, где воспроизводится традиция украшать первую букву на странице; Организация книжной выставки: демонстрация современных книг, в которых красиво украшена первая буква на странице; Практическая работа: оформление буквиц и заставок; Дидактическая игра «Расшифруй послание»: чтение предложения, написанного без пропусков между словами; Коллективное формулирование вывода о важности и необходимости написания текста с пробелами; Дидактическая игра «Изобрази букву»: самостоятельно или в паре с соседом по парте дети пробуют изобразить буквы современного русского алфавита; Рассказ учителя о славянской азбуке и её создателях — Кирилле и Мефодии; Работа с иллюстрацией учебника: сравнение старославянского и современного алфавитов; Анализ и комментирование значения пословиц о важности овладения грамотой; Игровое задание: распознавание букв современного русского алфавита,представленных в |
|
|
|
|
|
|
|
|
виде наложенных изображений; |
|
|
3.2. |
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. |
4 |
0 |
3 |
02.03.2023 05.04.2023 |
Групповая работа с иллюстрациями учебника: называние современныхвидов домов; Учебный диалог: выдвижение предположений о том, как называлисьжилища людей в старину; Групповая работа, направленная на анализ текста, уточнение значениявыделенных слов; Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с помощьюсловарной статьи наглядного словаря учебника; Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации итекстового описания; Упражнение: сравнение словесного описания терема в стихотворениис иллюстрацией, нахождение отличий; Знакомство с лексическим значением слов, обозначающих части домов; Работа с книгой: знакомство с историей выражения «без сучка, беззадоринки» ; Учебный диалог: обсуждение ситуаций, в которых уместно употребить это выражение; Творческое задание: придумать собственную ситуацию, в которой уместно употребить фразеологизм; Учебный диалог, направленный на анализ текста сказки, уточнениелексического значения слов кузовок, хоромы; Творческое задание по сочинению продолжения сказки; Учебный диалог, направленный на выявление понимания значенияслов |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
|
|
|
|
|
|
горница, светёлка, светлица, сени, чулан, каморка; Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слова; Проектное задание: словарь в картинках; Беседа-размышление о том, как освещали свои дома люди в прошлом,знакомство со словами лучина и светец; Обобщение изученного Групповая работа: сочинение рассказа о русской избе; Самостоятельная работа по составлению и записи словосочетанийс указанными словами; Обсуждение значения смысла крылатых выражений о доме ; Учебный диалог, направленный на осмысление содержания стихотворения о доме; Коллективное формулирование вывода о значении выраженияродной дом; |
|
|
3.3. |
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. |
4 |
0 |
2 |
06.04.2023 03.05.2023 |
Учебный диалог о словах, называющих старинную одежду Обсуждение текстов загадок, анализ особенностей их построения, уточнение лексического значения использованных в них слов и выражений; Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слова; Коллективное формулирование вывода о причинах устаревания слов,называющих одежду; Работа с книгой: чтение текста, составление небольших устных сообщений на основе прочитанного; Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,уточнение лексического значения слов, |
Устный опрос; Практическая работа; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
|
|
|
|
|
|
соотнесение иллюстрации итекстового описания; Практическая работа: установление соответствий между современными старинным названием одежды; Коллективное формулированиевывода о том, как изменение жизни человека (изменение вещей,которыми он пользуется) отражается в языке; Работа с иллюстрациями учебника, сравнение предметов, которыев старину и сейчас называются одинаковым словом сарафан; Беседа о старинных предметах женской одежды и головных уборах; Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слов; Анализ лексического значения слова с опорой на иллюстрации учебника: сравнение по форме женского убора и архитектурного элементазданий; Творческое парное задание: составление описания одежды людей,изображенных на картине; |
|
|
Итого по разделу: |
12 |
|
||||||
Раздел 4. Секреты речи и текста |
4.1. |
Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов. |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 10.05.2023 |
Работа с книгой: чтение и сравнение текстов; Беседа по вопросамк тексту, определение цели создания и особенностей каждого текста; Групповая творческая работа: подготовка рассказа о дожде, ливне,грозе с опорой на прочитанные тексты; Использование словарных статей учебника для уточнения лексического значения слов; Наблюдение за использованием слов и выражений для описанияразличных явлений природы в текстах; Беседа о значении устойчивых выражений о дожде (льёт как из ведра,промокнуть до нитки, промокнуть насквозь); Рассказ учителя о том, что такое закличка; Творческая работа: сочинение заклички; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
http://www.rus.Iseptember.ru |
Итого по разделу: |
1 |
|
||||||
Резервное время |
2 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
13 |
|
![]() |
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Как люди общаются друг с другом. |
1 |
0 |
0 |
08.09.2022 |
Устный опрос; |
2. |
Общение. Устная и письменная речь. |
1 |
0 |
0 |
15.09.2022 |
Устный опрос; |
3. |
Вежливые слова. Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? |
1 |
0 |
0 |
22.09.2022 |
Устный опрос; |
4. |
Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. |
1 |
0 |
0 |
29.09.2022 |
Устный опрос; |
5. |
Как люди приветствуют друг друга. |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 |
Устный опрос; |
6. |
Зачем людям имена. |
1 |
0 |
1 |
13.10.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
7. |
Спрашиваем и отвечаем. |
1 |
0 |
0 |
20.10.2022 |
Устный опрос; |
8. |
Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). |
1 |
0 |
0 |
27.10.2022 |
Устный опрос; |
9. |
Выделяем голосом важные слова. |
1 |
0 |
1 |
10.11.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
10. |
Ударение. |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
Устный опрос; |
11. |
Роль логического ударения |
1 |
0 |
1 |
24.11.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
12. |
Как можно играть звуками. |
1 |
0 |
1 |
01.12.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
13. |
Где поставить ударение |
1 |
0 |
1 |
08.12.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
14. |
Где поставить ударение |
1 |
0 |
0 |
15.12.2022 |
Устный опрос; |
15. |
Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
0 |
0 |
22.12.2022 |
Устный опрос; |
16. |
Смыслоразличительная роль ударения. |
1 |
0 |
1 |
29.12.2022 |
Устный опрос; Практическая работа; |
17. |
Как сочетаются слова |
1 |
0 |
1 |
12.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; |
18. |
Как сочетаются слова |
1 |
0 |
0 |
19.01.2023 |
Устный опрос; |
19. |
.Как писали в старину |
1 |
0 |
0 |
26.01.2023 |
Устный опрос; |
20. |
Оформления книг в Древней Руси |
1 |
0 |
0 |
02.02.2023 |
Устный опрос; |
21. |
Об истории русской письменности |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
22. |
Урок - практикум «Оформление буквиц и заставок». |
1 |
0 |
1 |
16.02.2023 |
Практическая работа; |
23. |
Дом в старину: что как называлось. |
1 |
0 |
0 |
02.03.2023 |
Устный опрос; |
24. |
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Проектное задание: "Дом в старину: что как называлось" |
1 |
0 |
1 |
09.03.2023 |
Практическая работа; |
25. |
Дом в старину: землянка, изба, терем, палаты. |
1 |
0 |
1 |
16.03.2023 |
Практическая работа; |
26. |
Дом в старину: горница, светёлка, светлица. |
1 |
0 |
1 |
30.03.2023 |
Практическая работа; |
27. |
.Во что одевались в старину. |
1 |
0 |
1 |
06.04.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
28. |
Во что одевались в старину: кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д |
1 |
0 |
1 |
13.04.2023 |
Устный опрос; Практическая работа; |
29. |
Во что одевались в старину. |
1 |
0 |
0 |
20.04.2023 |
Устный опрос; |
30. |
Русские народные костюмы на картинах русских художников. |
1 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Устный опрос; |
31. |
Сравниваем тексты. |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
32. |
Итоговое повторение |
1 |
0 |
0 |
11.05.2023 |
Устный опрос; |
33. |
Итоговое повторение |
1 |
0 |
0 |
18.05.2023 |
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
33 |
0 |
13 |
|
![]() |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
О.М.Александрова; Л.А.Вербицкая; С.И.Богданов; Е.И.Казакова; М.И.Кузнецова; Л.В.Петленко;
В.Ю.Романова Русский родной язык учебник 1 класс Издательство "Просвещение"; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие 1 класс О.М.Александрова, М.И Кузнецова, Л.В.Петленко Москва "Учебная литература"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1-4 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
http://kopilurokov.ru
![]() |
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Таблицы по темам
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.