Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат »
Рассмотрено Утверждено приказом
на педагогическом совете №___от «__»________2019г.
Протокол №__________ Директор школы –интерната
от «__»__________2019г ___________Н.Г.Джафарова
Рабочая программа
по учебному предмету «Ручной труд»
для обучающихся 3 класса
на 2019-2020 учебный год
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант I
Составитель:
Райс О.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ребриха, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат»;
Учебный план КГБОУ «Ребрихинская общеобразовательная школа – интернат» на текущий учебный год;
Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы предмета, коррекционной подготовки, факультативных занятий краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ребрихинская общеобразовательная школа-интернат».
Рабочая программа ориентирована на УМК «Технология. Ручной труд» Л.А Кузнецовой.:
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 33 часов, по 1 ч в неделю.
Образовательная область – Технология.
Цель:
создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитации в обществе.
Задачи:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде;
формирование организационных умений в труде – работать на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
|||
практичес- кие работы |
самостоятельные работы |
Экскур- сии |
контроль-ные работы |
|||
1 |
Работа с природными материалами |
4 |
3 |
|
1 |
|
2 |
Работа с бумагой и картоном. Картонажно-переплетные работы |
13 |
13 |
|
|
|
3 |
Работа с проволокой |
3 |
3 |
|
|
|
4 |
Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Ручные швейные работы. |
6 |
1 |
|
1 |
|
5 |
Работа с древесиной |
3 |
2 |
|
1 |
|
6 |
Работа с металло-конструкто -ром |
4 |
4 |
|
|
|
|
Итого |
33 |
31 |
|
3 |
|
Календарно-тематический план
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Всего за год |
8 ч |
8ч |
9 ч |
8 ч |
33 ч |
|
||||||||
|
|
|||||||
№ |
Тема урока |
Кол-во |
Дата |
|||||
Раздел 1: 1 четверть - 8 ч |
||||||||
1. |
Вводный урок. Закрепление учебного материала 1 и 2 классов. |
1 |
|
|||||
2. |
Аппликация из засушенных листьев "Птица" |
1 |
|
|||||
3. |
Аппликация "Воробьи на ветках" |
1 |
|
|||||
4. |
Аппликация "Медведь" |
1 |
|
|||||
5. |
Картина на окантованном картоне. |
1 |
|
|||||
6. |
Работа с проволокой. Волна, кольцо, спираль, прямой угол. |
1 |
|
|||||
7. |
Работа с проволокой. Паук. |
1 |
|
|||||
8. |
Экскурсия в школьную столярную мастерскую. |
1 |
|
|||||
Раздел 2: 2 четверть - 8 ч |
||||||||
1. |
Работа с природным материалом. Птица. |
1 |
|
|||||
2. |
Работа с металлоконструктором. |
3 |
|
|||||
3. |
Работа с проволокой. Буквы. |
1 |
|
|||||
4. |
Работа с бумагой и картоном. Складная гирлянда. |
1 |
|
|||||
5. |
Цепочка из бумажных колец. |
1 |
|
|||||
6. |
Плоская полумаска. |
1 |
|
|||||
Раздел 3: 3 четверть - 9 ч |
||||||||
1. |
Складная доска для игры. |
1 |
|
|||||
2.
|
Работа с текстильными материалами. Прямой стежок.
|
1
|
||||||
3.
|
Сшивание деталей строчкой косого стежка.
|
1
|
|
|||||
4. |
Закладка из фотоплёнки. |
2 |
|
|||||
5. |
Работа с древесиной. Аппликация "Собака". |
2 |
|
|||||
6. |
Работа с текстильными материалами. Прихватка. |
2 |
|
|||||
Раздел 4: 4 четверть - 8 ч |
||||||||
1. |
Работа с бумагой и картоном. Коробка. Склеивание с помощью клапанов. |
1 |
|
|||||
2. |
Коробка. Склеивание бортов встык. |
1 |
|
|||||
3. |
Работа с текстильными материалами. Шитье строчкой прямого стежка в два приёма. |
1 |
|
|||||
4. |
Сшивание строчкой косого стежка в два приема, зигзаг, крестик. |
1 |
|
|||||
5. |
Закладка с вышивкой. |
2 |
|
|||||
6. |
Работа с бумагой и картоном. Матрешка из конусов. |
1 |
|
|||||
7. |
Собака из цилиндров. |
1 |
|
|||||
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к труду;
понимание значения и ценности труда;
отношение к труду как первой жизненной необходимости;
понимание красоты в труде, в окружающей действительности т возникновение эмоциональной реакции «красиво», «некрасиво»;
осознание своих достижений в области трудовой деятельности, способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится», «не нравится»;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
Предметные результаты:
Минимальный уровень
правила организации рабочего места;
виды трудовых работ;
название и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
название инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
организовать свое рабочее место, рационально располагать инструменты на рабочем столе, сохранять порядок;
анализировать объект, подлежащий изготовлению;
пользоваться поэтапным планом выполнения работы;
работать с доступными материалами;
выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень
правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
виды художественных ремесел;
находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ;
осознанно подбирать материалы по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки ; экономное расходовать материал;
работать с разнообразной наглядностью:
составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, их читать и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
Список литературы
Основная
Л.А Кузнецова «Технология. Ручной труд 3 класс» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), - 6 изд., перераб. – М: «Просвещение», 2018 -110с.;
Л.А Кузнецова рабочая тетрадь «Технология. Ручной труд 3 класс» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), 4- изд. – М.: Просвещение, 2019;
Дополнительная
Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида: Учебное пособие для студентов выс. Учеб. Заведений / Т.С.Жидкина, Н.Н. Кузьмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах. – М.: Прсвещение, 1967.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: «Просвещение», 1976.
Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова. – М.: Просвещение, 1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.