Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрена на заседании МО Протокол №1 от _28_ августа 2019 г._ ____________/____________/ (подпись) (Ф.И.О.)
|
Согласована Заместитель директора по УВР _______/ ./ (подпись) (Ф.И.О.)
_28__ августа 2019 года |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 6 __________/./ (подпись) (Ф.И.О.) Приказ № 1 от ___ августа 2019 года
|
Рабочая программа
по родному(русскому языку)
начального общего образования
для 4 класса
Шевелевой Светланы Павловны
2019-2020 учебный год
г. Морозовск
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (русскому языку) для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897
в соответствии с
4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
5. Образовательной программой МБОУ СОШ № 6 на 2019-2020 учебный год
6. Положением о рабочей программе по учебному предмету, курсу ( приказ № 120/1 от 11.01 2016 г
7. Учебным планом МБОУ СОШ № 6 на 2019-2020 учебный год
8. Уставом МБОУ СОШ № 6
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утвержденных распоряжением правительства от от 9 апреля 2016 г. № 637-р )
Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:
-расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
-совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;
-включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;
-первое знакомство с фактами истории родного языка;
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
.
В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год программа рассчитана на 15 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родного (русского) языка»
ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родного (русского) языка»
Планируемые результаты |
|
Личностные |
Метапредметные |
У учащихся будут сформированы: · ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); · осознание роли речи в общении людей; · понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; · устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; · чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; · интерес к изучению языка; · любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; · интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; · интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; · интерес к изучению языка; · осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; · эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; · эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; · чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
|
Регулятивные: Учащиеся научатся на доступном уровне: · адекватно воспринимать оценку учителя; · вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; · в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; · составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; · в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: Учащиеся научатся: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; · моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); · использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) · выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; · вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; · пользоваться словарями, справочниками; · строить рассуждения; · перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); · пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные: Учащиеся научатся: · вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; · выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; · быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; · оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; · владеть монологической и диалогической формами речи.
|
Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Родного (русского) языка»
Планируемые результаты |
|
Предметные |
|
Обучающийся научится:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический; особенности эпистолярного жанра; типы текстов; основные элементы композиции текста.
|
Обучающийся получит возможность научиться
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь основных элементов композиции текста;
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела/темы |
Количество часов |
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее |
5 |
2 |
Язык в действии |
3 |
3 |
Секреты речи и текста |
7 |
|
Итого |
15 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Русский родной язык .Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М. :Просвещение ,2019 год.
Технические средства и ИКТ
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации– Режим доступа: http://www.mon.gou..ru
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Русский язык: прошлое и настоящее (5ч) |
|||||||
1 |
02.09 |
Не стыдно не знать, стыдно не учиться |
1 |
Уметь работать с толковым словарем;
Уметь определять жанр произведения;
Находить в тексте фразеологизмы;
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Выполнять проектные задания. |
Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации. К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах, участвовать в диалоге. |
Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения. |
|
2 |
16.09 |
Вся семья вместе, так и душа на месте. |
1 |
Работать с толковым словарем;
Определять жанр произведения, находить в тексте родственные слова;
Писать текст на заданную тематику;
Объяснять значение пословиц;
Знать историю возникновения слов: мама, папа, тятя |
Р: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; соотносить полученный результат с заданной целью. П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах, участвовать в диалоге.
|
Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
|
3 |
30.09 |
Красна сказка складом, а песня ладом. |
1 |
Находить в тексте эпитеты; подбирать синонимы к прилагательным;
Писать текст на заданную тематику;
Объяснять значение пословиц;
Определять тему текста и его основную мысль. |
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока ;соотносить полученный результат с заданной целью. П: знать основные элементы композиции текста, умение выделять тему и основную мысль текста, уметь видеть в картине существенное и несущественное. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения; Уметь взаимодействовать в парах и в группах, участвовать в диалоге. |
Формирование базовых нравственно-этических ценностей и эстетических ценностей. |
|
4 |
14.10 |
Красное словцо не ложь |
1 |
Находить в тексте фразеологизмы; выразительно и осознанно читать текст;
Писать текст на заданную тематику; объяснять значение пословиц ; определять тему текста и его основную мысль;
Группировать фразеологизмы с соответствующим значением. |
Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности; П: Свободно работать с учебным текстом и разными видами информации; понимать значение русских пословиц и фразеологизмов; умение подбирать фразеологизмы на заданную тематику. К: Уметь оценивать характер героев, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах и в группах ,участвовать в диалог. |
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях. |
|
5 |
11.11 |
Язык языку весть подает. |
1 |
Работать с этимологическим словарем;
Находить в тексте заимствованные слова; Отвечать на вопросы по содержанию произведения;
Объяснять значение интернациональных слов;
Группировать заимствованные слова в зависимости от значения. |
Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности; самостоятельно формулировать тему и цели урока. П: Свободно работать с этимологическими словарями; понимать и объяснять значение заимствованных слов; умение группировать заимствованные слова в зависимости от значения ; уметь сравнивать словарные статьи. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах, вести устный диалог, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
|
Язык в действии (3ч) |
|||||||
6 |
25.11 |
Трудно ли образовывать формы глагола |
1 |
Находить в тексте неправильные формы глагола; Составлять предложения, используя глаголы в форме 1 лица ед.числа; Записывать предложения, используя нужные формы глаголов класть и положить. |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация»; составлять предложения по иллюстрациям; строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах , вести устный диалог, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи; Развитие навыков сотрудничества в разных ситуациях. |
|
7 |
09.12 |
Можно ли об одном и том же сказать по -разному |
1 |
Расширить знания о синонимических конструкциях; Заменять словосочетания синонимами; Уметь объяснить значение устойчивых выражений. |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация»; составлять предложения по иллюстрациям; изменять предложения по заданному алгоритму. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах, вести устный диалог. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
8 |
23.12 |
Как и когда появились знаки препинания |
1 |
Знать историю появления знаков препинания; Уметь определить, где в тексте необходимо поставить точки; Уметь сравнивать формулировки одного и того же правила пунктуации. |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация»; строить сообщения в устной форме; анализировать информацию и составлять обобщающую таблицу. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах, вести устный диалог. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
|
Секреты речи и текста (7ч) |
|||||||
9 |
20.01 |
Зачем вопросы в диалоге |
1 |
Знать правила составления диалога; Уметь придумать диалог, соблюдая заданные условия |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация»; строить диалоги на соответствующую тематику; придумывать вопросы по иллюстрации. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах, вести устный диалог. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
|
10 |
03.02 |
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. |
1 |
Знать определения темы текста и его основной мысли; Уметь сравнивать названия рассказов и сказок; Подбирать заголовки к заданным текстам; Уметь различать тему и основную мысль текста, самостоятельно строить текст на заданную тематику. |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация»; придумывать заголовки к текстам, анализировать сказки и рассказы. К: Уметь взаимодействовать в паре.
|
Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. |
|
11-12 |
17.02 16.03 |
Учимся составлять план текста |
2 |
Знать определения плана текста.
Уметь составлять план текста. |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Обобщать и систематизировать знания, полученные из рубрики «Важная информация»; делить текст на смысловые части; придумывать заголовки к текстам; составлять план текста. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах, вести устный диалог. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
|
13-14 |
06.04 – 20.04 |
Учимся пересказывать текст |
2 |
Уметь различать тему и основную мысль текста;
Выделять смысловые части в тексте;
Составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего;
|
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Делить текст на смысловые части; составлять план текста; уметь пересказывать текст от первого лица и от третьего. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах. |
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях. |
|
15 |
18.05 |
Учимся оценивать и редактировать тексты. |
1 |
Уметь сравнивать тексты по заданным параметрам;
Уметь определять жанр текста. |
Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: уметь редактировать любой текст; сравнивать тексты между собой. К: Уметь взаимодействовать в парах и в группах. |
Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.