РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 2 класс
срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
разработана на основе примерной образовательной программы начального общего образования В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»
составитель: учитель начальных классов
Год составления программы: 2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.
o Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиолоические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
o Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год, (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013, № 26755)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.
o Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 № 824 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.
o Учебный план МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 97 от 28.08.2014г.)
o Положение о рабочей программе учителя (принятое на педсовете № 8 от 31.05.2014г., утвержденное приказом по школе № 78 от 05.06.2014г.)
o Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива МОБУ СОШ с.Осиповка, протокол № 2 от 3 декабря 2011 года)
o Примерная образовательная программа начального общего образования В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»
o Начальная образовательная программа МОБУ СОШ с.Осиповка
o Приказ об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 71 от 27.05.2014г.)
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
2 Цели и задачи изучения учебного предмета.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На уроках обучения письму и русского языка прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром. Наиболее тесная связь с уроками обучения чтению. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
4 Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану учреждений РФ на изучение русского языка в начальной школе во 2 классе выделяется 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебные недели).
5 Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, ч и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, а также чк, чн, чт, нч, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с разделительным мягким знаком (ь).
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости- звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Даётся первое представление об орфограмме, проверяемых и непроверяемых орфограммах. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идёт обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее
Наиболее употребительных в речи (магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий:синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения);
· словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова);
· морфологических (части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Учащимся даётся общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями.
Усвоение грамматических понятий становится процессом
умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать,
сравнивать, сопоставлять,классифицировать, обобщать; активизируется и
обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами,
формируются умениявоспроизводить значения слов,правильно выбирать и употреблять
словавобщении,совершенствуютсянавыки
правописаниягласныхисогласныхвкорне,однокоренных слов и форм слов, написания
заглавнойбуквывименахсобственных, раздельного написания предлогов со словами и
частицы не с глаголами.
Существенноезначениеотводитсялексической,синтаксическойработе, формированию специальныхречевыхумений, необходимых для восприятия, анализа и созданияречевыхвысказываний.
Уточняется и углубляется
представление о нашей речи, её видах и формах, языке как средстве общения между
людьми. Ведётся наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и
интонации (без введения терминов), по структуре (распространённые и
нераспространённые), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью
слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом,
стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять
предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам,
вопросам, опорным словам, определённой теме, рисунку, учатся
определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность
предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведётся наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарём синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя).
Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых:
· передаётся сообщение на определенную тему (повествовательный текст);
· описывается предмет либо его части (описательный текст);
· доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение);
· развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определённого типа под руководством учителя.
Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст- диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
6. Сведения о программе по учебным предметам.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Канакиной, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011
7. Педагогические технологии и средства обучения.
Для достижения требуемых результатов обучения используются: личностно-ориентированные, проектные, здоровье сберегающие технологии. Средства обучения: ПК, электронный журнал, электронный дневник, доска, таблицы, сюжетные картинки, наглядные пособия.
Раздел II. Основное содержание курса
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)
Наша речь. Виды речи (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.Диалог и монолог.
Текст (4 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (18 ч).
Слово и его лексическое значение
Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Синонимы и антонимы
Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Однокоренные (родственные) слова
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слог. Ударение. Перенос слова
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы. (59 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов.
Алфавит, его значение
Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков .
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой Э. ознакомление со словарём иностранных слов.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков .
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак .
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным .
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Обобщение знаний об изученных правилах письма
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (общее представление, 59 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное .
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи .
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи .
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи .
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Обобщение знаний о частях речи .
Связная речь
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определённой теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Повторение изученного за год
(16 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений
Раздел III. Планируемые результаты изучения курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Раздел IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
Формы контроля.
Текущий контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);
Итоговый контроль проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, контрольные работы)
Методы опроса.
· Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).
· Коллективный опрос (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты, грамматические контрольные работы, тесты, перфокарты, карточки контроля заданий, задания « Потренируйся!» и другие).
· Индивидуальный опрос письменный и устный;
· Монологическое высказывание на лингвистическую тему;
· Самостоятельное составление таблиц, схем классифицированного характера;
· Индивидуальная работа по карточкам;
· Индивидуальная письменная проверка различного рода грам. заданий и т.д.
· Уплотнённый, или комбинированный, опрос (2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют различные виды заданий на уроках повторения и обобщения изученного материала)
Раздел V. Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
тема |
Вид контр. |
примечание |
|
|
|
1 четверть-41ч |
|
|
Раздел. «Наша речь. Текст»-12 ч Основные виды деятельности: Моделировать правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. |
|||||
1 |
|
|
Для чего нужна речь. Что такое родной язык. |
текущ |
|
2 |
|
|
Виды речи. |
текущ |
|
3 |
|
|
Диалог и монолог. |
текущ |
|
4 |
|
|
Как отличить диалог от монолога. |
текущ |
|
5 |
|
|
Обобщение по теме «Наша речь» |
текущ |
|
6 |
|
|
Что такое текст |
текущ |
|
7 |
|
|
Виды текстов . |
текущ |
|
8 |
|
|
Тема текста. |
текущ |
|
9 |
|
|
Главная мысль текста. |
текущ |
|
10 |
|
|
Части текста |
текущ |
|
11 |
|
|
Обобщение по теме «Текст» |
текущ |
|
12 |
|
|
Контрольная работа №1 |
входной |
|
Раздел «Предложение»- 16 ч Основные виды деятельности: Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Задавать от слова к слову смысловой вопрос. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/ вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным словам. |
|||||
13 |
|
|
Работа над ошибками .Что такое предложение? |
текущ |
|
14 |
|
|
Знаки в конце предложения. |
текущ |
|
15 |
|
|
Составление предложений из слов. |
текущ |
|
16 |
|
|
Главная мысль предложения. |
текущ |
|
17 |
|
|
Контрольное списывание.№1 |
входной |
|
18 |
|
|
Работа над ошибками. Главные члены предложения. |
текущ |
|
19 |
|
|
Упражнение в определении главных членов предложения. |
текущ |
|
20 |
|
|
Второстепенные члены предложения. |
текущ |
|
21 |
|
|
Подлежащее и сказуемое. Словарный диктант |
текущ |
|
22 |
|
|
Упражнение в определении главных членов предложения. |
текущ |
|
23 |
|
|
Распространенные предложения. |
текущ |
|
24 |
|
|
Нераспространённые предложения. |
текущ |
|
25 |
|
|
Связь слов в предложении. |
текущ |
|
26 |
|
|
Основа предложения. |
текущ |
|
27 |
|
|
Сочинение по картине И.Остроухова «Золотая осень» |
текущ |
С.39 упр.47 |
28 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Предложение» |
текущ |
|
Раздел «Слова, слова, слова»- 26 ч Основные виды деятельности: Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его. Определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы). Объяснять, какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста. Подбирать антонимы к заданным словам. |
|||||
29 |
|
|
Слово и его значение. |
текущ |
|
30 |
|
|
Лексическое значение слова. Словарный диктант. |
текущ |
|
31 |
|
|
Происхождение слов. |
текущ |
|
32 |
|
|
Однозначные и многозначные слова. |
текущ |
|
33 |
|
|
Прямое и переносное значение слов. |
текущ |
|
34 |
|
|
Синонимы. |
текущ |
|
35 |
|
|
Антонимы. |
текущ |
|
36 |
|
|
Изложение по вопросам. |
текущ |
С.57 упр.76 |
37 |
|
|
Работа над ошибками. Упражнение в определении синонимов и антонимов. |
текущ |
|
38 |
|
|
Родственные слова. |
текущ |
|
39 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Предложение, слова.» |
итогов |
|
40 |
|
|
Работа над ошибками.Родственные слова. |
текущ |
|
41 |
|
|
Корень слова. |
текущ |
|
|
|
|
2 четверть-39 ч |
|
|
42 |
|
|
Однокоренные слова. |
текущ |
|
43 |
|
|
Упражнение в определении корня слов. |
текущ |
|
44 |
|
|
Словарный диктант. Упражнение в определении корня слов. |
текущ |
|
45 |
|
|
Слог .Какие бывают слоги? |
текущ |
|
46 |
|
|
Ударный слог. |
текущ |
|
47 |
|
|
Упражнение в определении ударного слога. |
текущ |
|
48 |
|
|
Подвижное ударение. |
текущ |
|
49 |
|
|
Перенос слов. |
текущ |
|
50 |
|
|
Упражнение в переносе слов. |
текущ |
|
51 |
|
|
Изложение по вопросам. Берёста. |
текущ |
С.73 упр.113 |
52 |
|
|
Работа над ошибками. Упражнение в переносе слов. |
текущ |
|
53 |
|
|
Сочинение по картинкам и опорным словам. |
текущ |
С.74 упр.114 |
54 |
|
|
Работа над ошибками.Обобщение по теме «Слова, слова, слова» |
текущ |
|
55 |
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Слова». |
текущ |
|
56 |
|
|
Работа над ошибками.Упражнение в переносе слов. |
текущ |
|
Раздел «Звуки и буквы» - 66 ч Основные виды деятельности: Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх). Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Сравнивать собственные буквы с предложенным образцом. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о»). Прогнозировать наличие определённых орфограмм: письмо с пропуском определённых орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. Доказывать написание слов, используя орфографический словарик учебника. Составлять словарь слов, в которых были допущены ошибки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. |
|||||
57 |
|
|
Как различить звуки и буквы? |
текущ |
|
58 |
|
|
Словарный диктант. Согласные звуки и буквы |
текущ |
|
59 |
|
|
Гласные звуки и буквы. |
текущ |
|
60 |
|
|
Русский алфавит или азбука. |
текущ |
|
61 |
|
|
Буква ё. |
текущ |
|
62 |
|
|
Палиндромы. |
текущ |
|
63 |
|
|
Заглавная буква в словах. |
текущ |
|
64 |
|
|
Сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» |
текущ |
|
65 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Алфавит». |
текущ |
|
66 |
|
|
Гласные звуки. |
текущ |
|
67 |
|
|
Отличие гласного от согласного звуков. |
текущ |
|
68 |
|
|
Буква э. |
текущ |
|
69 |
|
|
Изложение по картинке и вопросам. |
текущ |
С.92 упр.140 |
70 |
|
|
Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным в корне. |
текущ |
|
71 |
|
|
Словарный диктант. Безударный гласный в корне слов. |
текущ |
|
72 |
|
|
Проверяемое слово. |
текущ |
|
73 |
|
|
Проверочное слово. |
текущ |
|
74 |
|
|
Упражнение в подборе проверочных слов. |
текущ |
|
75 |
|
|
Однокоренные (родственные ) слова. |
текущ |
|
76 |
|
|
Восстанови текст. |
текущ |
С.102 упр.160 |
77 |
|
|
Словарные слова. |
текущ |
|
78 |
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Звуки и буквы» |
тематич |
|
79 |
|
|
Работа над ошибками .Упражнение в подборе проверочных слов. |
текущ |
|
80 |
|
|
О происхождении слов. |
текущ |
|
|
|
|
3 четверть- 139 ч |
|
|
81 |
|
|
Безударный гласный в корне слова. |
текущ |
|
82 |
|
|
Словарный диктант.Орфограмма. |
текущ |
|
83 |
|
|
Проверяемая орфограмма. |
текущ |
|
84 |
|
|
Непроверяемая орфограмма. |
текущ |
|
85 |
|
|
Сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла.Детство». |
текущ |
С.111 упр .177 |
86 |
|
|
Работа над ошибками. Согласные звуки. |
текущ |
|
87 |
|
|
Составление текста из предложений. |
текущ |
С.114упр.182 |
88 |
|
|
Согласный звук Й, буква «и краткое». |
текущ |
|
89 |
|
|
Перенос слов с Й. |
текущ |
|
90 |
|
|
Слова с удвоенными согласными. |
текущ |
|
91 |
|
|
Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси». |
текущ |
С.118 упр.191 |
92 |
|
|
Работа над ошибками. Проект «И в шутку и всерьёз». |
текущ |
С.119 |
93 |
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
текущ |
|
94 |
|
|
Упражнение в определении твёрдости-мягкости согласных звуков. |
текущ |
|
95 |
|
|
Сочинение по рисунку. |
текущ |
С.123 упр.200 |
96 |
|
|
Работа над ошибками .Для чего служит Ь ? |
текущ |
|
97 |
|
|
Правописание слов с Ь на конце слова. |
текущ |
|
98 |
|
|
Правописание слов с Ь после согласного. |
текущ |
|
99 |
|
|
Изложение по вопросам. |
текущ |
С.127 упр.208 |
100 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Звуки и буквы». |
текущ |
|
101 |
|
|
Словарный диктант. Проект «Письмо Деду Морозу». |
текущ |
С.129 |
102 |
|
|
Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ. |
текущ |
|
103 |
|
|
Орфограмма ЧК, ЧН. |
текущ |
|
104 |
|
|
Проект «Рифма». |
текущ |
С.8-9о |
105 |
|
|
Буквосочетания ЖИ-ШИ. |
текущ |
|
106 |
|
|
Буквосочетания ЧА-ЩА. |
текущ |
|
107 |
|
|
Буквосочетания ЧУ-ЩУ. |
текущ |
|
108 |
|
|
Составление устного рассказа по рисунку |
текущ |
С.15 упр 3 |
109 |
|
|
Отличие звонкого согласного от глухого. |
текущ |
|
110 |
|
|
Парные согласные. |
текущ |
|
111 |
|
|
Словарный диктант. Проверяемое слово. |
текущ |
|
112 |
|
|
Проверочное слово. |
текущ |
|
113 |
|
|
Парные согласные по глухости-звонкости. |
текущ |
|
114 |
|
|
Орфограмма -парный согласный. |
текущ |
|
115 |
|
|
Упражнение в проверке парного согласного. |
текущ |
|
116 |
|
|
Изложение по картинке и вопросам. |
текущ |
С.29 упр 50 |
117 |
|
|
Работа над ошибками .Проверочная работа по теме «Парные согласные». |
текущ |
С.30 |
118 |
|
|
Разделительный Ь. |
текущ |
|
119 |
|
|
Орфограмма –разделительный Ь. |
текущ |
|
120 |
|
|
Перенос слов с разделительным Ь. |
текущ |
|
121 |
|
|
Словарный диктант .Упражнение в переносе слов с Ь. |
текущ |
|
122 |
|
|
Обобщение по теме «Разделительный Ь» |
текущ |
С.38 |
Раздел «Части Речи»- ч Основные виды деятельности: Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; по числам. Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному. Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного (изменяется по числам или нет). Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний имя существительное + имя прилагательное |
|||||
123 |
|
|
Что такое части речи? |
текущ |
|
124 |
|
|
Слова-названия предметов. |
текущ |
|
125 |
|
|
Слова-названия признаков. |
текущ |
|
126 |
|
|
Слова-названия действий. |
текущ |
|
127 |
|
|
Контрольная работа №5 по теме «Звуки и буквы» |
текущ |
|
128 |
|
|
Работа над ошибками .Имя существительное. |
текущ |
|
129 |
|
|
Лексическое значение имён существительных. |
текущ |
|
|
|
|
4 четверть-41ч |
|
|
130 |
|
|
Одушевлённые имена существительные.. |
текущ |
|
131 |
|
|
Неодушевлённые имена существительные. |
текущ |
|
132 |
|
|
Словарный диктант. Вопросы кто? и что? |
текущ |
|
133 |
|
|
Собственные имена существительные. |
текущ |
|
134 |
|
|
Нарицательные имена существительные. |
текущ |
|
135 |
|
|
Орфограмма- заглавная буква. |
текущ |
|
136 |
|
|
Происхождение русских фамилий. |
текущ |
|
137 |
|
|
Заглавная буква в именах, отчествах. |
текущ |
|
138 |
|
|
Заглавная буква в фамилиях. |
текущ |
|
139 |
|
|
Заглавная буква в названиях городов, сёл, деревень. |
текущ |
|
140 |
|
|
Единственное и множественное число имён существительных. |
текущ |
|
141 |
|
|
Изменение имён существительных по числам. |
текущ |
|
142 |
|
|
Имена существительные единственного числа. |
текущ |
|
143 |
|
|
Изложение по картинкам и вопросам. |
текущ |
С.66 упр 115 |
144 |
|
|
Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имена существительные». |
текущ |
С 67 |
145 |
|
|
Что такое глагол? Словарный диктант. |
текущ |
|
146 |
|
|
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? Что сделать? |
текущ |
|
147 |
|
|
Образование глаголов от имён существительных. |
текущ |
|
148 |
|
|
Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели». |
текущ |
С.73 упр .127 |
149 |
|
|
Работа над ошибками. Единственное .и множ. число глаголов. |
текущ |
|
150 |
|
|
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
текущ |
|
151 |
|
|
Глаголы-антонимы. |
текущ |
|
152 |
|
|
Глаголы-синонимы. |
текущ |
|
153 |
|
|
Роль глаголов в текстах. |
текущ |
|
154 |
|
|
Обобщение по теме «Глагол». |
текущ |
С.85 |
155 |
|
|
Что такое имя прилагательное? |
текущ |
|
156 |
|
|
Контрольный словарный диктант. Значения имён прилагательных. |
текущ |
|
157 |
|
|
Имена прилаг. отвечают на вопросы: какой? какое? какая? |
текущ |
|
158 |
|
|
Роль прилагательных в речи. |
текущ |
|
159 |
|
|
Един. и множеств. число имён прилагательных. |
текущ |
|
160 |
|
|
Употребление прилагательных в текстах-описаниях. |
текущ |
|
161 |
|
|
Контрольное списывание № 2 |
текущ |
С.96 упр.165 |
162 |
|
|
Работа над ошибками. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка |
текущ |
С.98 упр.170 |
163 |
|
|
Работа над ошибками .Обобщение по теме «Прилагательное». |
текущ |
С.99 |
164 |
|
|
Что такое местоимение? |
текущ |
|
165 |
|
|
Личные местоимения. |
текущ |
|
166 |
|
|
Предлоги. Словарный диктант |
текущ |
|
167 |
|
|
Итоговая контрольная работа №6 |
итогов |
|
168 |
|
|
Работа над ошибками. Повторение .Текст. Предложение. |
текущ |
|
169 |
|
|
Повторение .Слово. Части речи. |
текущ |
|
170 |
|
|
Повторение .Звуки и буквы. Правила правописания. |
текущ |
|
Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
· Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классыМ., «Просвещение», 2011 год;
· Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях, М., «Просвещение», 2011 год
· Учебник « Русский язык» 2 класс. 1-2 части. ФГОС. Авторы: В.П. Канакина; В.Г.Горецкий и др. УМК « Школа России»издательство « Просвещение»
· Поурочные разработки к учебнику « Русский язык» 2 класс. 1-2 части. ФГОС. Авторы: В.П. Канакина; В.Г.Горецкий и др. УМК « Школа России»издательство « Просвещение», 2011 г.
Раздел VII. Приложение.
Приложение № 1
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Критерии оценивания в начальной школе Нормы оценок в начальной школе.
Русский язык.
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨ нарушение правил орфографии при написании слов;
¨ пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
§ два исправления;
§ две пунктуационные ошибки;
§ повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.