Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива
Оценка 5

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Оценка 5
docx
09.12.2019
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива
---КТП РУССКИЙ.docx

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

УМК «Перспектива» - 4 класс

 

Рабочая программа по русскому языку в 4 составлена на основе следующих нормативных документов:

·         Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения по учебному предмету «Русский язык» (УМК «Перспектива») для начальной школы и авторской программыКлимановой Л.Ф., Макеевой С.Г, допущенной Министерством.

·         Закон №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

·         Приказ Министерства образования Московской области №1776 от 03.06.11г. «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях в Московской области».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10ю.2009г.№373».

·         СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 «Об утверждения федерльного перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования».

·         Учебный план образовательного учреждения.

 

Программа направлена на реализацию целей обучения русскому языку в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалоги-ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

1.      развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

2.      освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

3.      овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;

4.      воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

1.      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2.      развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

3.      развитие коммуникативных умений;

4.      развитие нравственных и эстетических чувств;

5.      развитие способностей к творческой деятельности.

 

Общая характеристика курса

 

Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук. Л. Ф. Климанова). Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1)коммуникативного;

2)познавательного;

3)принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

·         осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

·         развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

·         знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

·         формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

·         развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

·         организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

·          

o    усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

o    развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

o    поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

o    осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

o    освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

o    осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

o    рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

o    формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

o    поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

·         пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

·         формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

·         развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

·         знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

·         творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации системно-деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

·         сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

·         развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слу-шать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

·         формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

·         формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

·         приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий программы входят:

·          

o    основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

o    орфография и пунктуация;

o    развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые све-дения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

 

Место курса в учебном плане

 

На изучение русского языка в 4 классе выделяется 170 часов: 34 учебные недели по 5 часов в неделю.

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

 

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода, ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей:

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

Результаты изучения курса

 

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

·          

o    сравнение;

o    анализ;

o    синтез;

o    классификация и обобщение по родовидовым признакам;

o    установление аналогий и причинно-следственных связей;

o    построение рассуждений;

o    отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

 

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Содержание учебного материала

Речевое общение

Коммуникативно-речевые навыки. Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Создание коммуникативно-речевых ситуаций в условиях реального общения и воображаемого общения на основе текстов художественных произведений (Малыш — Карлсон, Малыш — родители, королева — служанка, командир — солдат и др.). Нравственные взаимоотношения партнеров, основанные на взаимопонимании и уважении. Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям ,своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы). Умение переходить в общении с позиции говорящего на позицию слушателя, соотнести свое высказывание с позицией партнера. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения. Развитие диалогической и связной монологической речи. Умение составить краткий и полный рассказ на заданную тему, устно воспроизводить содержание прочитанного текста, давать его оценку. Развитие внимания к произносительной и содержательной сторонам речи, недостаткам устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.); умение тактично указать на недостатки партнеру.

Текст

Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Умение перевести устные высказывания в форму текста-диалога и текста-монолога (с помощью учителя). Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему («Золотая осень», «Моя собака» и др.) и текста, отражающего проблему общения — нравственную, коммуникативно-речевую («Почему я люблю осень?», «Зачем мне нужна собака?» и др.). Различение типов текста: повествования, рассуждения, описания. Составление текстов-повествований (по заданному плану, по вопросам), текста — описания любимой игрушки, предмета живой и неживой природы. План простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную тему, на тему по выбору (на основе прочитанных произведений). Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, отзыва о книге, фильме и др. Элементарное сравнение небольших текстов научного и художественного стиля, умение выделить их характерные признаки (сообщить информацию, дать объяснение, оказать воздействие на слушателя, читателя, изобразить что-либо).

Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии. Письменные способы общения: фрагменты из истории славянской письменности.

Осмысление цели письменных форм общения: человек пишет для того, чтобы воздействовать на своего речевого партнера, а читает для удовлетворения своих потребностей (узнать что-то новое, интересное, получить дополнительные сведения, ознакомиться с чем-либо, развлечься и др.). Речевой этикет. Формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной формах общения, в различных сферах личного и социального общения (в школе, клубе, театре и дома). Умение различать и соотносить содержательную (смысловую) сторону речи и способы ее словесного выражения. Использование в речи вспомогательных средств общения: мимики, жестов, выразительных движений, интонации, пауз. Закрепление навыков смыслового, интонационно-выразительного чтения письменных текстов из учебника в темпе разговорной речи.

Язык в речевом общении

Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка. Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Антонимы, синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Роль слова в художественном тексте.

Состав слова. Однокоренные слова

Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью приставок. Разделительный твёрдый и мягкие знаки. Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -ик, -ек. Однокоренные слова. Обозначение на письме безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов. Правописание приставок и слов с разделительным твердым знаком. Удвоенные согласные в корне слова. Сложные слова. Роль слова в художественном тексте.

Слово как часть речи

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Различение и общность частей речи. Грамматические значения частей речи.

Имя существительное

Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных. Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

 

Имя прилагательное

Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий, с окончаниями на -ья, -ье, -ов, -ин) и способы их проверки.

Местоимение

Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.

Глагол

Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2_го лица единственного числа; глаголы на -тся и -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).

Имя числительное

Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).

Наречие

Общее представление о наречии как о неизменяемой части речи. Отличительные признаки наречия от других частей речи. Значения наречий.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса

 

обучающиеся должны знать:

изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

обучающиеся должны уметь:

орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типапозвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

 

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.

3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.

4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.

5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.

6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.

8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).

9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

 

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки по русскому языку в 4 классе.

 

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные минимумом начального общего образования, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 4 класс 65-70 слов (1 полугодие), 75-80 слов (2 полугодие).

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

·         нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

·         неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

·         отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

·         наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

·         отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

·         отсутствие красной строки;

·         неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – выполнено без ошибок.

«4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

 

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:4 класс – 12-15 слов.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – без ошибок.

«4» («хорошо») – 1 ошибка.

«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.

«2» («плохо») – 4 и более ошибок.

 

Контрольное списывание

Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

 

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – работа выполнена без ошибок;

«4» («хорошо») – 1-2 исправления или 1 ошибка;

«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки;

«2» («плохо») – 4 ошибки и более.

 

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

·         существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

·         отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

·         употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

·         отсутствие красной строки;

·         незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

 

 

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).

«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

«2» («плохо») – допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок.

«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

 Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемые результаты

(УУД)

Виды контроля

Средства

ИКТ

план

факт

 

«Повторяем – узнаём новое»

 

 

 

 

 

 

1.        

Расширение понятия речевого общения. Речь устная и письменная.

02.09

 

Личностные:

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Владеть позитивным настроем при общении.

Регулятивные:

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Контролировать и корректировать свое

высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.

Познавательные:

Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.

Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану.

Коммуникативные:

Использовать родной язык в соответствии с целями

речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

Умение вести диалог-расспрос,  аргументировать

своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

Составлять диалоги в паре используя  обращение и слова речевого этикета.

 

 

Фронтальный,

индивидуальный,

взаимопроверка.

Контрольная работа

(входная)

Тематическая

проверочная работа.

Изложение текста по коллективно составленному плану.

Электронное приложение к учебнику

2.        

Цель речевого общения.

03.09

 

 

3.        

Правила общения.

04.09

 

 

4.        

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

05.09

 

 

5.        

Правила общения. Закрепление.

06.09

 

 

6.        

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.

07.09

 

Электронное приложение к учебнику

7.        

Устная и письменная формы общения. Обращение.

09.09

 

 

8.        

Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

10.09

 

Презентация

9.        

Обращение. Знаки препинания при обращении.

 

11.09

 

 

10.    

Деловая речь. Составление планов.

12.09

 

 

11.    

Научная речь и художественная речь.

13.09

 

Электронное приложение к учебнику

12.    

Фразеологизмы. Применение их в сказках. Использование фразеологизмов в разговорной речи. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

16.09

 

 

13.    

Метафора и сравнение.

17.09

 

Презентация

14.    

Входная контрольная работа. Диктант.

18.09

 

 

15.    

Работа над ошибками.

 

19.09

 

 

16.    

Закрепление по теме «Речевая культура. Обращение».

20.09

 

 

17.    

Текст. Признаки текста.

21.09

 

 

18.    

План текста. Типы текстов.

23.09

 

Презентация

19.    

Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование.

24.09

 

Электронное приложение к учебнику

20.    

Текст. Знакомимся с текстом-рассуждением. Несколько доказательств в рассуждении. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

25.09

 

 

21.    

Текст. Работа с текстом описания и повествования. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

26.09

 

 

22.    

Составление текстов разных типов.

27.09

 

 

23.    

Составление собственного текста на заданную тему.                        (упр.48)

30.09

 

 

24.    

Написание деловых текстов. Культура оформления письменного текста.

1

 

 

25.    

Редактирование текста. Смысловая цельность и связность текста. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

2

 

 

26.    

Работа с деформированным текстом. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

3

 

 

27.    

Обобщение знаний о речевом общении.

4

 

 

28.    

Проверочная работа №1 по теме «Речевое общение»

5

 

 

29.    

Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Текст как речевое произведение».

7

 

 

30.    

Изложение текста по коллективно составленному плану.

8

 

 

31.    

Анализ изложений и работа над ошибками.

9

 

 

 

«Язык как средство общения»

 

 

 

 

 

 

32.    

Средство общения. Роль языка в общении.

10

 

Личностные:

Позитивно оценивать роль знаний и учения для  самостоятельной жизни человека. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения.

Понимание значимости позитивного стиля общения,

основанного на миролюбии, терпении, сдержанности

и  доброжелательности.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные:

Находить в  учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об

основных языковых единицах, давать определения им.

Определять тип предложения по цели  высказывания

и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений. Сравнивать простые и сложные  предложения, объяснять роль союзов в сложном  предложении. Выделять словосочетание из предложениянаходить

связь слов  в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Коммуникативные:

Проявлять к собеседникам необходимое  уважение,

стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения,

анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя  главное.

Фронтальный,

индивидуальный,

взаимопроверка.

Контрольный диктант. Проверочная работа по теме «Язык как средство общения»

Контрольный диктант за 1 четверть.

Словарный диктант.

Сочинение по материалам экскурсии в парк осенью. Сочинение на тему «Первый снег» на основе наблюдений за явлениями природы.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Сокращённое (сжатое) изложение.

Проверочная работа по теме «Слово и его значение». Проверочное списывание (с последующим заданием)

Электронное приложение к учебнику

33.    

Роль письменности в истории человечества. Способы передачи сообщения.

11

 

Презентация

34.    

Систематизация знаний об основных языковых единицах. Звуки и буквы русского языка.

14

 

 

35.    

Омонимы, омофоны, омоформы. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

15

 

 

36.    

Сравнение, эпитеты, олицетворение. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

16

 

 

37.    

Устаревшие слова. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

17

 

 

38.    

Сочинение по материалам экскурсии в парк осенью.

18

 

Презентация

39.    

Анализ сочинений и работа над ошибками.

 

19

 

 

40.    

Основные правила орфографии.

21

 

Презентация

41.    

Словесное творчество. Основные правила орфографии.

22

 

 

42.    

Контрольный диктант за 1 четверть.

23

 

 

43.    

Работа над ошибками.

 

24

 

 

44.    

Повторение изученных орфограмм. Ударение.

25

 

 

45.    

Словари – наши друзья и помощники. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

46.    

Повторение изученных орфограмм.

 

 

 

47.    

Проверочная работа №2 по теме «Язык как средство общения»

 

 

 

48.    

Повторение знаний о предложении. Различие предложений и словосочетаний.

 

 

Презентация

49.    

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания.

 

 

 

50.    

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

 

 

Электронное приложение к учебнику

51.    

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

 

 

 

52.    

Связь слов в предложении. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

 

 

Презентация

53.    

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами.

 

 

 

54.    

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

 

 

 

55.    

Знаки препинания при однородных членах предложения.

 

 

Презентация

56.    

Знаки препинания при однородных членах предложения.

 

 

 

 

57.    

Простые и сложные предложения.

 

 

 

58.    

Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

 

 

Электронное приложение к учебнику

59.    

Сочинение на тему «Первый снег» на основе наблюдений за явлениями природы.

 

 

Презентация

60.    

Анализ сочинений и работа над ошибками.

 

 

 

 

61.    

Использование простых и сложных предложений в речи.

 

 

 

62.    

Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением.

 

 

Электронное приложение к учебнику

63.    

Обобщение знаний о предложении и словосочетании.

 

 

 

64.    

Контрольный диктант по теме «Предложение»

 

 

 

65.    

Работа над ошибками.

 

 

 

 

66.    

Обобщение представлений о лексическом значении слова.

 

 

 

67.    

Различные виды лингвистических словарей.

1 ч

 

 

Презентация

68.    

Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение.

 

 

Электронное приложение к учебнику

69.    

Контрольное списывание

 (с последующим заданием)

 

 

 

70.    

Синонимы, антонимы, омонимы.

 

 

 

71.    

Сокращённое (сжатое) изложение.

 

 

 

72.    

Анализ изложений и работа над ошибками.

 

 

 

 

73.    

Синонимы, антонимы, омонимы.

 

 

Электронное приложение к учебнику

74.    

Особенности словарных статей как разновидностей текста. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом,

орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

75.    

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

 

 

Презентация

76.    

Проверочная работа №3  по теме «Слово и его значение».

 

 

 

 

«Состав слова»

20ч

 

 

 

 

 

77.    

Состав слова. Разбор слов по составу.

 

 

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов

учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

Уметь оценить правильность выполнения действия.

Познавательные:

Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема.

Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве.

Фронтальный,

индивидуальный,

взаимопроверка.

Выборочное изложение по готовому плану. Контрольный диктант за 2 четверть. Контрольный диктант по теме «Состав слова».

 

78.    

Образование новых слов с помощью приставок.

 

 

Презентация

79.    

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

 

 

 

80.    

Выборочное изложение по готовому плану.

 

 

 

81.    

Анализ изложений и работа над ошибками.

 

 

 

 

82.    

Образование новых слов с помощью разных суффиксов.

 

 

 

83.    

Правописание суффиксов –ик,-ек.

 

 

Электронное приложение к учебнику

84.    

Контрольный диктант за 2 четверть.

 

 

 

85.    

Работа над ошибками.

 

 

 

 

86.    

Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Однокоренные слова.

 

 

 

87.    

Правописание гласных и согласных в корне слова.

 

 

Электронное приложение к учебнику

88.    

Правописание гласных и согласных в корне слова.

 

 

 

 

89.    

Правописание гласных и согласных в корне слова.

 

 

 

 

90.    

Правописание удвоенных согласных.

 

 

Презентация

91.    

Однокоренные слова и формы слова.

 

 

Электронное приложение к учебнику

92.    

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

 

 

 

93.    

Повторение изученных орфограмм.

 

 

 

94.    

Обобщение знаний по  теме «Состав слова»

 

 

Презентация

95.    

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

 

 

 

96.    

Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

«Слово как часть речи»

81ч

 

 

Личностные:

Позитивно оценивать роль знаний и учения для

самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Сохранять в памяти поставленную задачу.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Ставить и осмысливать цель, определять способы её

достижения и последовательность действий,

анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и

корректировать свои действия, оценивать их.

Познавательные:

Различать слова разных частей речи на основе

общности их значений, грамматических признаков и

роли в предложении.

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение

слова. Сравнивать имена существительные в разных

падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени

существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности.

Анализировать имя существительное, имя

прилагательное как часть речи

Применять алгоритм при: определения падежа,

безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончаний имён

прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения

глаголов; при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Сравнивать местоимения с существительными по

функции и грамматическим формам. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение,

стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения,

анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Фронтальный,

индивидуальный,

взаимопроверка.

Сочинение с элементами описания и рассуждения.

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Контрольное списывание за 3 четверть. Проверочная работа.

Подробное изложение текста по плану, составленному самостоятельно.

Контрольный

словарный диктант.

Диагностическая работа. Контрольное изложение. Контрольный диктант по теме «Глагол». Сочинение по картине.

 

97.    

Различие и общность частей речи. Грамматическое значение частей речи.

 

 

 

98.    

Распределение слов  по частям речи.

 

 

Презентация

99.    

Роль частей речи в предложении.

 

 

 

100.                       

Систематизация знаний о частях речи.

 

 

 

101.                       

Как правильно написать письмо. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

102.                       

Проверочная работа №4 по теме  «Слово как часть речи»

 

 

Электронное приложение к учебнику

103.                       

Число и род имён существительных.

 

 

 

104.                       

Алгоритм определения падежа имён существительных.

 

 

Презентация

105.                       

Упражнение в распознавании падежа имён существительных.

 

 

 

106.                       

Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

 

 

 

107.                       

Сочинение с элементами описания и рассуждения.

 

 

Презентация

108.                       

Анализ сочинений и работа над ошибками.

 

 

 

 

109.                       

Три склонения имён существительных.

 

 

Презентация

110.                       

Склонение имён существительных ед.ч. Новая орфограмма – безударные падежные окончания имён существительных.

 

 

 

111.                       

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

 

 

Презентация

112.                       

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

 

 

 

 

113.                       

Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

 

 

 

 

114.                       

Падежные окончания имён существительных 2 склонения.

 

 

Презентация

115.                       

Падежные окончания имён существительных 2 склонения.

 

 

 

 

116.                       

Падежные окончания имён существительных 2 склонения.

 

 

 

 

117.                       

Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

 

 

Презентация

118.                       

Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

 

 

 

 

119.                       

Учимся писать заметку в газету. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

120.                       

Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление.

 

 

 

121.                       

Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление.

 

 

 

Электронное приложение к учебнику

122.                       

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.                               (упр. 67)

 

 

 

123.                       

Анализ изложений и работа над ошибками.

 

 

 

 

124.                       

Проверочная работа № по теме «Имя существительное»

 

 

Презентация

125.                       

Склонение имён существительных во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи.

 

 

 

126.                       

Склонение имён существительных во множественном числе. Роль имён существительных в речи и в составе предложений.

 

 

Электронное приложение к учебнику

127.                       

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

 

 

 

128.                       

Работа над ошибками.

 

 

 

 

129.                       

Повторяем, что знаем. Общее значение имён прилагательных: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.

 

 

Презентация

130.                       

Безударные окончания имён прилагательных.

 

 

 

131.                       

Безударные окончания имён прилагательных.

 

 

 

 

132.                       

Склонение имён прилагательных

 

 

Презентация

133.                       

Склонение имён прилагательных.

 

 

 

 

134.                       

Склонение имён прилагательных.

 

 

 

 

135.                       

Контрольное списывание за 3 четверть.

 

 

 

136.                       

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе.

 

 

 

137.                       

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

 

 

 

Электронное приложение к учебнику

138.                       

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

 

 

 

 

139.                       

Разбор имени прилагательного как части речи.

 

 

 

140.                       

Проверочная работа № по теме «Имя прилагательное»

 

 

 

141.                       

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи.

 

 

Презентация

142.                       

Склонение личных местоимений 1 и 2 лица.

 

 

 

143.                       

Склонение личных местоимений 3 лица. Правописание личных местоимений с предлогами.

 

 

 

144.                       

Изменение личных местоимений по падежам. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении.

 

 

Электронное приложение к учебнику

145.                       

 Проверочная работ № 4 по теме «Местоимение»

 

 

 

146.                       

Учимся писать аннотацию. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

147.                       

Подробное изложение текста по плану, составленному самостоятельно.

 

 

 

148.                       

Анализ изложений и работа над ошибками.

 

 

 

 

149.                       

Повторяем, что знаем. Общее значение глагола: действие, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам.

 

 

Презентация

150.                       

Прошедшее время глагола.

 

 

 

151.                       

Неопределённая форма глагола.

 

 

Презентация

152.                       

Неопределённая форма глагола.

 

 

 

 

153.                       

Спряжение глаголов в настоящем времени.

 

 

 

154.                       

Рассказ по сюжетным рисункам. (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

155.                       

Сочинение по картине.

 

 

 

156.                       

Анализ сочинений и работа над ошибками.

 

 

 

 

157.                       

Спряжение глаголов в будущем времени.

 

 

 

158.                       

Второе лицо ед.ч. глаголов настоящего и будущего  времени.

 

 

 

159.                       

I и  II спряжения глаголов.

 

 

Презентация

160.                       

Способы определения спряжения глаголов.

 

 

Электронное приложение к учебнику

161.                       

Способы определения спряжения глаголов.

 

 

 

 

162.                       

Контрольное изложение.

 

 

 

163.                       

Анализ изложений и работа над ошибками.

 

 

 

 

164.                       

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

 

 

 

165.                       

Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

 

 

 

 

166.                       

Правописание глаголов на –тся, -ться.

 

 

Презентация

167.                       

Правописание глаголов на –тся, -ться.

 

 

 

 

168.                       

Глаголы-исключения. Правописание безударных окончаний глаголов.

 

 

Электронное приложение к учебнику

169.                       

Проверочная работа № по теме «Глагол»

 

 

 

170.                       

Разбор глагола как части речи.

 

 

Презентация

171.                       

Разбор глагола как части речи.

 

 

 

 

172.                       

Итоговый Контрольный диктант

 

 

 

173.                       

Работа над ошибками.

 

 

 

 

174.                       

Общее представление об имени числительном как части речи.

 

 

Презентация

175.                       

Количественные и порядковые числительные, их различие по вопросам и функции.

 

 

Электронное приложение к учебнику

176.                       

Разряды числительных по структуре. Употребление числительных в речи.

 

 

 

177.                       

Проверочная работа № по теме «Имя числительное»

 

 

 

178.                       

Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменность наречий.

 

 

 

179.                       

Образование наречий от имён прилагательных.

 

 

Презентация

180.                       

Роль наречий в предложении. Употребление  наречий в речи.

 

 

 

181.                       

Проверочная работа № по теме «Наречие»

 

 

 

182.                       

Служебные части речи. Общее представление, значение и роль в предложении.

 

 

Презентация

 

«Повторение»

 

 

 

183.                       

Повторение пройденного по темам «Слово», «Текст».

 

 

 

184.                       

Повторение пройденного по теме «Имя существительное»

 

 

 

185.                       

Повторение пройденного по теме «Имя прилагательное»

 

 

 

186.                       

Повторение пройденного по теме «Глагол»

 

 

 

187.                       

Обобщение «Турнир любителей русского языка» (РОДНОЙ ЯЗЫК)

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемый источник: Сборник рабочих программ «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2014                                                                                                                                                                        

 

 

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Перспектива
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019