Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
УМК «Перспектива» - 4 класс
Рабочая программа по русскому языку в 4 составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения по учебному предмету «Русский язык» (УМК «Перспектива») для начальной школы и авторской программыКлимановой Л.Ф., Макеевой С.Г, допущенной Министерством.
· Закон №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
· Приказ Министерства образования Московской области №1776 от 03.06.11г. «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях в Московской области».
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10ю.2009г.№373».
· СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.
· Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 «Об утверждения федерльного перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования».
· Учебный план образовательного учреждения.
Программа направлена на реализацию целей обучения русскому языку в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалоги-ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
3. развитие коммуникативных умений;
4. развитие нравственных и эстетических чувств;
5. развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук. Л. Ф. Климанова). Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
1)коммуникативного;
2)познавательного;
3)принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
· осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
· развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
· знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
· формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
· развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
· организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
·
o усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
o развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
o поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
o осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
o освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
o осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
o рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
o формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
o поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
· пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
· формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
· развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
· знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
· творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации системно-деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
· сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
· развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слу-шать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
· формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
· формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
· приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий программы входят:
·
o основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
o орфография и пунктуация;
o развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые све-дения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе выделяется 170 часов: 34 учебные недели по 5 часов в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода, ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей:
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
·
o сравнение;
o анализ;
o синтез;
o классификация и обобщение по родовидовым признакам;
o установление аналогий и причинно-следственных связей;
o построение рассуждений;
o отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного материала
Речевое общение
Коммуникативно-речевые навыки. Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Создание коммуникативно-речевых ситуаций в условиях реального общения и воображаемого общения на основе текстов художественных произведений (Малыш — Карлсон, Малыш — родители, королева — служанка, командир — солдат и др.). Нравственные взаимоотношения партнеров, основанные на взаимопонимании и уважении. Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям ,своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы). Умение переходить в общении с позиции говорящего на позицию слушателя, соотнести свое высказывание с позицией партнера. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения. Развитие диалогической и связной монологической речи. Умение составить краткий и полный рассказ на заданную тему, устно воспроизводить содержание прочитанного текста, давать его оценку. Развитие внимания к произносительной и содержательной сторонам речи, недостаткам устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.); умение тактично указать на недостатки партнеру.
Текст
Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Умение перевести устные высказывания в форму текста-диалога и текста-монолога (с помощью учителя). Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему («Золотая осень», «Моя собака» и др.) и текста, отражающего проблему общения — нравственную, коммуникативно-речевую («Почему я люблю осень?», «Зачем мне нужна собака?» и др.). Различение типов текста: повествования, рассуждения, описания. Составление текстов-повествований (по заданному плану, по вопросам), текста — описания любимой игрушки, предмета живой и неживой природы. План простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную тему, на тему по выбору (на основе прочитанных произведений). Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, отзыва о книге, фильме и др. Элементарное сравнение небольших текстов научного и художественного стиля, умение выделить их характерные признаки (сообщить информацию, дать объяснение, оказать воздействие на слушателя, читателя, изобразить что-либо).
Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии. Письменные способы общения: фрагменты из истории славянской письменности.
Осмысление цели письменных форм общения: человек пишет для того, чтобы воздействовать на своего речевого партнера, а читает для удовлетворения своих потребностей (узнать что-то новое, интересное, получить дополнительные сведения, ознакомиться с чем-либо, развлечься и др.). Речевой этикет. Формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной формах общения, в различных сферах личного и социального общения (в школе, клубе, театре и дома). Умение различать и соотносить содержательную (смысловую) сторону речи и способы ее словесного выражения. Использование в речи вспомогательных средств общения: мимики, жестов, выразительных движений, интонации, пауз. Закрепление навыков смыслового, интонационно-выразительного чтения письменных текстов из учебника в темпе разговорной речи.
Язык в речевом общении
Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка. Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Антонимы, синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Роль слова в художественном тексте.
Состав слова. Однокоренные слова
Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью приставок. Разделительный твёрдый и мягкие знаки. Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -ик, -ек. Однокоренные слова. Обозначение на письме безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов. Правописание приставок и слов с разделительным твердым знаком. Удвоенные согласные в корне слова. Сложные слова. Роль слова в художественном тексте.
Слово как часть речи
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Различение и общность частей речи. Грамматические значения частей речи.
Имя существительное
Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных. Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений.
Имя прилагательное
Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, -ц, -ий, с окончаниями на -ья, -ье, -ов, -ин) и способы их проверки.
Местоимение
Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.
Глагол
Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2_го лица единственного числа; глаголы на -тся и -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).
Имя числительное
Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).
Наречие
Общее представление о наречии как о неизменяемой части речи. Отличительные признаки наречия от других частей речи. Значения наречий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типапозвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки по русскому языку в 4 классе.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные минимумом начального общего образования, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 4 класс 65-70 слов (1 полугодие), 75-80 слов (2 полугодие).
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
· нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
· неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
· отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
· наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
· отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
· отсутствие красной строки;
· неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – выполнено без ошибок.
«4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:4 класс – 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – без ошибок.
«4» («хорошо») – 1 ошибка.
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки.
«2» («плохо») – 4 и более ошибок.
Контрольное списывание
Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – работа выполнена без ошибок;
«4» («хорошо») – 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки;
«2» («плохо») – 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
· существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
· отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
· употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
· отсутствие красной строки;
· незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).
«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
«2» («плохо») – допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок.
«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Планируемые результаты (УУД) |
Виды контроля |
Средства ИКТ |
|
план |
факт |
||||||
|
«Повторяем – узнаём новое» |
|
|
|
|
|
|
1. |
Расширение понятия речевого общения. Речь устная и письменная. |
1ч |
02.09 |
|
Личностные: Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Владеть позитивным настроем при общении. Регулятивные: Определять цели, тему, способы и результаты общения. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Коммуникативные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета.
|
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Контрольная работа (входная) Тематическая проверочная работа. Изложение текста по коллективно составленному плану. |
Электронное приложение к учебнику |
2. |
Цель речевого общения. |
1ч |
03.09 |
|
|
||
3. |
Правила общения. |
1ч |
04.09 |
|
|
||
4. |
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
05.09 |
|
|
||
5. |
Правила общения. Закрепление. |
1ч |
06.09 |
|
|
||
6. |
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. |
1ч |
07.09 |
|
Электронное приложение к учебнику |
||
7. |
Устная и письменная формы общения. Обращение. |
1ч |
09.09 |
|
|
||
8. |
Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
10.09 |
|
Презентация |
||
9. |
Обращение. Знаки препинания при обращении. |
|
11.09 |
|
|
||
10. |
Деловая речь. Составление планов. |
1ч |
12.09 |
|
|
||
11. |
Научная речь и художественная речь. |
1ч |
13.09 |
|
Электронное приложение к учебнику |
||
12. |
Фразеологизмы. Применение их в сказках. Использование фразеологизмов в разговорной речи. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
16.09 |
|
|
||
13. |
Метафора и сравнение. |
1ч |
17.09 |
|
Презентация |
||
14. |
Входная контрольная работа. Диктант. |
2ч |
18.09 |
|
|
||
15. |
Работа над ошибками. |
|
19.09 |
|
|
||
16. |
Закрепление по теме «Речевая культура. Обращение». |
1ч |
20.09 |
|
|
||
17. |
Текст. Признаки текста. |
1ч |
21.09 |
|
|
||
18. |
План текста. Типы текстов. |
1ч |
23.09 |
|
Презентация |
||
19. |
Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. |
1ч |
24.09 |
|
Электронное приложение к учебнику |
||
20. |
Текст. Знакомимся с текстом-рассуждением. Несколько доказательств в рассуждении. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
25.09 |
|
|
||
21. |
Текст. Работа с текстом описания и повествования. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
26.09 |
|
|
||
22. |
Составление текстов разных типов. |
1ч |
27.09 |
|
|
||
23. |
Составление собственного текста на заданную тему. (упр.48) |
1ч |
30.09 |
|
|
||
24. |
Написание деловых текстов. Культура оформления письменного текста. |
1ч |
1 |
|
|
||
25. |
Редактирование текста. Смысловая цельность и связность текста. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
2 |
|
|
||
26. |
Работа с деформированным текстом. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
3 |
|
|
||
27. |
Обобщение знаний о речевом общении. |
1ч |
4 |
|
|
||
28. |
Проверочная работа №1 по теме «Речевое общение» |
1ч |
5 |
|
|
||
29. |
Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Текст как речевое произведение». |
1ч |
7 |
|
|
||
30. |
Изложение текста по коллективно составленному плану. |
1ч |
8 |
|
|
||
31. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
1ч |
9 |
|
|
||
|
«Язык как средство общения» |
|
|
|
|
|
|
32. |
Средство общения. Роль языка в общении. |
1ч |
10 |
|
Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений. Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Контрольный диктант. Проверочная работа по теме «Язык как средство общения» Контрольный диктант за 1 четверть. Словарный диктант. Сочинение по материалам экскурсии в парк осенью. Сочинение на тему «Первый снег» на основе наблюдений за явлениями природы. Контрольный диктант по теме «Предложение». Сокращённое (сжатое) изложение. Проверочная работа по теме «Слово и его значение». Проверочное списывание (с последующим заданием) |
Электронное приложение к учебнику |
33. |
Роль письменности в истории человечества. Способы передачи сообщения. |
1ч |
11 |
|
Презентация |
||
34. |
Систематизация знаний об основных языковых единицах. Звуки и буквы русского языка. |
1ч |
14 |
|
|
||
35. |
Омонимы, омофоны, омоформы. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
15 |
|
|
||
36. |
Сравнение, эпитеты, олицетворение. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
16 |
|
|
||
37. |
Устаревшие слова. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
17 |
|
|
||
38. |
Сочинение по материалам экскурсии в парк осенью. |
2ч |
18 |
|
Презентация |
||
39. |
Анализ сочинений и работа над ошибками. |
|
19 |
|
|
||
40. |
Основные правила орфографии. |
1ч |
21 |
|
Презентация |
||
41. |
Словесное творчество. Основные правила орфографии. |
1ч |
22 |
|
|
||
42. |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
2ч |
23 |
|
|
||
43. |
Работа над ошибками. |
|
24 |
|
|
||
44. |
Повторение изученных орфограмм. Ударение. |
1ч |
25 |
|
|
||
45. |
Словари – наши друзья и помощники. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
||
46. |
Повторение изученных орфограмм. |
1ч |
|
|
|
||
47. |
Проверочная работа №2 по теме «Язык как средство общения» |
1ч |
|
|
|
||
48. |
Повторение знаний о предложении. Различие предложений и словосочетаний. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
49. |
Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания. |
1ч |
|
|
|
||
50. |
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
51. |
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. |
1ч |
|
|
|
||
52. |
Связь слов в предложении. Способы выражения подлежащего и сказуемого. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
53. |
Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. |
1ч |
|
|
|
||
54. |
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. |
1ч |
|
|
|
||
55. |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
56. |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
|
|
|
||
57. |
Простые и сложные предложения. |
1ч |
|
|
|
||
58. |
Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
59. |
Сочинение на тему «Первый снег» на основе наблюдений за явлениями природы. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
60. |
Анализ сочинений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
61. |
Использование простых и сложных предложений в речи. |
1ч |
|
|
|
||
62. |
Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
63. |
Обобщение знаний о предложении и словосочетании. |
1ч |
|
|
|
||
64. |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
2ч |
|
|
|
||
65. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
66. |
Обобщение представлений о лексическом значении слова. |
1ч |
|
|
|
||
67. |
Различные виды лингвистических словарей. |
1 ч |
|
|
Презентация |
||
68. |
Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
69. |
Контрольное списывание (с последующим заданием) |
1ч |
|
|
|
||
70. |
Синонимы, антонимы, омонимы. |
1ч |
|
|
|
||
71. |
Сокращённое (сжатое) изложение. |
2ч |
|
|
|
||
72. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
73. |
Синонимы, антонимы, омонимы. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
74. |
Особенности словарных статей как разновидностей текста. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
||
75. |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
76. |
Проверочная работа №3 по теме «Слово и его значение». |
1ч |
|
|
|
||
|
«Состав слова» |
20ч |
|
|
|
|
|
77. |
Состав слова. Разбор слов по составу. |
1ч |
|
|
Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: Уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные: Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Выборочное изложение по готовому плану. Контрольный диктант за 2 четверть. Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
|
78. |
Образование новых слов с помощью приставок. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
79. |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
1ч |
|
|
|
||
80. |
Выборочное изложение по готовому плану. |
2ч |
|
|
|
||
81. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
82. |
Образование новых слов с помощью разных суффиксов. |
1ч |
|
|
|
||
83. |
Правописание суффиксов –ик,-ек. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
84. |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
2ч |
|
|
|
||
85. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
86. |
Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Однокоренные слова. |
1ч |
|
|
|
||
87. |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
3ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
88. |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
|
|
|
|
||
89. |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
|
|
|
|
||
90. |
Правописание удвоенных согласных. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
91. |
Однокоренные слова и формы слова. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
92. |
Правописание соединительных гласных в сложных словах. |
1ч |
|
|
|
||
93. |
Повторение изученных орфограмм. |
1ч |
|
|
|
||
94. |
Обобщение знаний по теме «Состав слова» |
1ч |
|
|
Презентация |
||
95. |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
2ч |
|
|
|
||
96. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
|
«Слово как часть речи» |
81ч |
|
|
Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов; при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Фронтальный, индивидуальный, взаимопроверка. Сочинение с элементами описания и рассуждения. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Контрольное списывание за 3 четверть. Проверочная работа. Подробное изложение текста по плану, составленному самостоятельно. Контрольный словарный диктант. Диагностическая работа. Контрольное изложение. Контрольный диктант по теме «Глагол». Сочинение по картине. |
|
97. |
Различие и общность частей речи. Грамматическое значение частей речи. |
1ч |
|
|
|
||
98. |
Распределение слов по частям речи. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
99. |
Роль частей речи в предложении. |
1ч |
|
|
|
||
100. |
Систематизация знаний о частях речи. |
1ч |
|
|
|
||
101. |
Как правильно написать письмо. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
||
102. |
Проверочная работа №4 по теме «Слово как часть речи» |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
103. |
Число и род имён существительных. |
1ч |
|
|
|
||
104. |
Алгоритм определения падежа имён существительных. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
105. |
Упражнение в распознавании падежа имён существительных. |
1ч |
|
|
|
||
106. |
Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. |
1ч |
|
|
|
||
107. |
Сочинение с элементами описания и рассуждения. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
108. |
Анализ сочинений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
109. |
Три склонения имён существительных. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
110. |
Склонение имён существительных ед.ч. Новая орфограмма – безударные падежные окончания имён существительных. |
1ч |
|
|
|
||
111. |
Падежные окончания имён существительных 1 склонения. |
3ч |
|
|
Презентация |
||
112. |
Падежные окончания имён существительных 1 склонения. |
|
|
|
|
||
113. |
Падежные окончания имён существительных 1 склонения. |
|
|
|
|
||
114. |
Падежные окончания имён существительных 2 склонения. |
3ч |
|
|
Презентация |
||
115. |
Падежные окончания имён существительных 2 склонения. |
|
|
|
|
||
116. |
Падежные окончания имён существительных 2 склонения. |
|
|
|
|
||
117. |
Падежные окончания имён существительных 3 склонения. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
118. |
Падежные окончания имён существительных 3 склонения. |
|
|
|
|
||
119. |
Учимся писать заметку в газету. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
||
120. |
Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление. |
2ч |
|
|
|
||
121. |
Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Закрепление. |
|
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
122. |
Изложение текста по самостоятельно составленному плану. (упр. 67) |
2ч |
|
|
|
||
123. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
124. |
Проверочная работа № по теме «Имя существительное» |
1ч |
|
|
Презентация |
||
125. |
Склонение имён существительных во множественном числе. Разбор имени существительного как части речи. |
1ч |
|
|
|
||
126. |
Склонение имён существительных во множественном числе. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
127. |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
2ч |
|
|
|
||
128. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
129. |
Повторяем, что знаем. Общее значение имён прилагательных: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
130. |
Безударные окончания имён прилагательных. |
2ч |
|
|
|
||
131. |
Безударные окончания имён прилагательных. |
|
|
|
|
||
132. |
Склонение имён прилагательных |
3ч |
|
|
Презентация |
||
133. |
Склонение имён прилагательных. |
|
|
|
|
||
134. |
Склонение имён прилагательных. |
|
|
|
|
||
135. |
Контрольное списывание за 3 четверть. |
1ч |
|
|
|
||
136. |
Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
3ч |
|
|
|
||
137. |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
|
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
138. |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
|
|
|
|
||
139. |
Разбор имени прилагательного как части речи. |
1ч |
|
|
|
||
140. |
Проверочная работа № по теме «Имя прилагательное» |
1ч |
|
|
|
||
141. |
Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
142. |
Склонение личных местоимений 1 и 2 лица. |
1ч |
|
|
|
||
143. |
Склонение личных местоимений 3 лица. Правописание личных местоимений с предлогами. |
1ч |
|
|
|
||
144. |
Изменение личных местоимений по падежам. Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
145. |
Проверочная работ № 4 по теме «Местоимение» |
1ч |
|
|
|
||
146. |
Учимся писать аннотацию. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
||
147. |
Подробное изложение текста по плану, составленному самостоятельно. |
2ч |
|
|
|
||
148. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
149. |
Повторяем, что знаем. Общее значение глагола: действие, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
150. |
Прошедшее время глагола. |
1ч |
|
|
|
||
151. |
Неопределённая форма глагола. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
152. |
Неопределённая форма глагола. |
|
|
|
|
||
153. |
Спряжение глаголов в настоящем времени. |
1ч |
|
|
|
||
154. |
Рассказ по сюжетным рисункам. (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
||
155. |
Сочинение по картине. |
2ч |
|
|
|
||
156. |
Анализ сочинений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
157. |
Спряжение глаголов в будущем времени. |
1ч |
|
|
|
||
158. |
Второе лицо ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени. |
1ч |
|
|
|
||
159. |
I и II спряжения глаголов. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
160. |
Способы определения спряжения глаголов. |
2ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
161. |
Способы определения спряжения глаголов. |
|
|
|
|
||
162. |
Контрольное изложение. |
2ч |
|
|
|
||
163. |
Анализ изложений и работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
164. |
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
2ч |
|
|
|
||
165. |
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
|
|
||
166. |
Правописание глаголов на –тся, -ться. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
167. |
Правописание глаголов на –тся, -ться. |
|
|
|
|
||
168. |
Глаголы-исключения. Правописание безударных окончаний глаголов. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
169. |
Проверочная работа № по теме «Глагол» |
1ч |
|
|
|
||
170. |
Разбор глагола как части речи. |
2ч |
|
|
Презентация |
||
171. |
Разбор глагола как части речи. |
|
|
|
|
||
172. |
Итоговый Контрольный диктант |
2ч |
|
|
|
||
173. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
||
174. |
Общее представление об имени числительном как части речи. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
175. |
Количественные и порядковые числительные, их различие по вопросам и функции. |
1ч |
|
|
Электронное приложение к учебнику |
||
176. |
Разряды числительных по структуре. Употребление числительных в речи. |
1ч |
|
|
|
||
177. |
Проверочная работа № по теме «Имя числительное» |
1ч |
|
|
|
||
178. |
Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменность наречий. |
1ч |
|
|
|
||
179. |
Образование наречий от имён прилагательных. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
180. |
Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. |
1ч |
|
|
|
||
181. |
Проверочная работа № по теме «Наречие» |
1ч |
|
|
|
||
182. |
Служебные части речи. Общее представление, значение и роль в предложении. |
1ч |
|
|
Презентация |
||
|
«Повторение» |
4ч |
|
|
|
||
183. |
Повторение пройденного по темам «Слово», «Текст». |
1ч |
|
|
|
||
184. |
Повторение пройденного по теме «Имя существительное» |
1ч |
|
|
|
||
185. |
Повторение пройденного по теме «Имя прилагательное» |
1ч |
|
|
|
||
186. |
Повторение пройденного по теме «Глагол» |
1ч |
|
|
|
||
187. |
Обобщение «Турнир любителей русского языка» (РОДНОЙ ЯЗЫК) |
1ч |
|
|
|
|
|
Используемый источник: Сборник рабочих программ «Перспектива», Москва, «Просвещение», 2014
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.